Автор: Александрова Ольга Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарка" Населённый пункт: город Игарка, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Эссе "Моя роль в реализации ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
1
Эссе «Моя роль в реализации ФГОС ДО»
Последние несколько лет в дошкольном образовании происходят большие
изменения – выходят новые законы, появляются новые требования, возникает
повышенный
интерес
со
стороны
общества
и
государства
к
периоду
дошкольного детства.
Было время, когда к детским садам относились по остаточному принципу –
этот период детства был обозначен как «подготовка к обучению и дальнейшей
жизни в обществе». На мой взгляд, это в корне не правильно. Дошкольное
детство – это очень важный период в жизни каждого человека. Образно говоря
– от
того как заложен фундамент, зависит насколько будет крепким дом.
Психологи говорят, что заложено в ребенке до 7 лет, является основой его
будущей взрослой жизни.
Сегодня,
кажется,
приходит
понимание
значимости
организации
полноценного дошкольного образования. В.В. Путин сказал: «Мы обновляем
страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. Все, что мы делаем, мы делаем для
наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они
были лучше чем мы, что бы они могли сделать то, что возможно не успеем
сделать мы, что бы из их успеха сложилось наше успешное будущее».
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в
дошкольном
образовании
призвана
улучшить
ситуацию
в
детских
садах,
изменить отношение к дошкольникам в принципе.
Какова же моя роль в реализации ФГОС? Сейчас хочу представить свои
раздумья по этому поводу.
Более 7 лет я работаю с детьми логопедической группы.
Это дети с
особыми
образовательными
потребностями,
а
значит
к
ним
и
отношение
должно быть особенным. Исходя из этого,
целью моей деятельности на
протяжении этих лет было всестороннее развитие детей с нарушением речи в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
о собенно стями,
формирование
общей
культуры,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
При этом я всегда ориентировалась на слова В.А. Сухомлинского «Дети
должны
жить
в
мире
красоты,
игры,
сказки,
музыки,
рисунка,
фантазии,
творчества».
Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы дать возможность каждому
ребенку
поверить
в
свои
силы,
понять,
что
он
талантлив,
успешен
и
индивидуален. Для меня важно не просто учить ребенка, а учить весело и
увлеченно, так чтобы каждое занятие стало общим занимательным делом.
Отличительной
особенностью
стандарта
нового
поколения
является
деятельностный
характер,
ставящий
главной
целью
развитие
личности
воспитанника в целом. Развитие речи – это важнейшая составляющая общего
развития дошкольника в контексте ФГОС. Здесь особое значение придается
формированию коммуникативных навыков, которые необходимы для общения
ребенка в социуме. Дошкольный возраст является сенситивным для развития
2
речи. Именно поэтому в этот период важно сформировать коммуникативные
универсальные
навыки,
которые
станут
основой
к
познанию
окружающего
мира, развитию способности к регуляции собственного поведения, социально-
нравственного становления.
Стандарты
предъявляют
особые
требования
к
качеству
знаний
дошкольников,
к
результатам
образовательной
деятельности.
Целевые
ориентиры,
обозначенные
в
Стандартах,
являются
ориентиром
для
воспитательно-образовательной работы педагога.
Свою педагогическую деятельность я планирую на основе комплексно-
тематического принципа и принципа интеграции.
Дети
с
ОНР
имеют
ряд
речевых
и
психологических
особенностей,
испытывают
трудности
в
формировании
и
формулировании
собственных
мыслей в процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден
словарный запас, поэтому
решение коррекционно-образовательных
задач я
вижу в использовании межпредметных связей. В течение последних нескольких
лет
мною было
разработано
перспективное
планирование
воспитательно-
образовательной
деятельности
в
логопедической
группе
по
всем
направлениям
развития
детей,
а
так
же
подобран
соответствующий
художественно-речевой материал. Планирование включает в себя тематические
блоки, направленные на освоение детьми определенной лексической темы. В
качестве лексической темы выступают понятия окружающего мира, сезонные
явления в природе, события общественной жизни, праздники. Организованная
на
основе
планирования
деятельность
позволяет
интегрировать
разные
образовательные
области,
обобщать
и
закреплять
лексический
материал
в
разнообразных
формах
совместной
с
взрослым
и
самостоятельной
деятельности
воспитанников,
формировать
устойчивый
интерес
к
логопедическим занятиям, расширять знания об окружающем мире, обогащать
социальный опыт. Решение программных задач осуществляется через игровые
и интегрированные занятия, в основе которых лежит занимательный сюжет
либо общее дело.
С целью повышения мотивации обучения, использую следующие методы:
наглядные,
практические,
словесные;
включаю
инновационные личностно-
ориентированные технологии (детское экспериментирование, проектирование,
проблемно-диалогиче ское
обучение).
Создаю
с о от в е т с т ву ю щ и е
образовательные условия для самостоятельной детской исследовательской и
творческой деятельности, использую такие приемы как: постановка проблемной
ситуации; поиск своего решения; предоставляю возможность выбора заданий,
материалов, источников информации, индивидуального темпа работы. Дети
работают
в
парах,
подгруппах,
индивидуально
и
фронтально
.
А
ктивно
использую социо-игровые подходы, коллективные игры, сотворчество.
Для поддержания
внимания
воспитанников
на высоком уровне в
комплексе использую визуальные и речевые средства восприятия: таблицы,
мнемотаблицы,
мнемодорожки,
карточки
с
заданиями
разной
сложности,
наглядный и раздаточный материал, работа в тетрадях, аудио-видео материалы;
3
самостоятельное художественное
творчество детей; чтение художественной
литературы;
речевые
и
пальчиковые
игры,
и г р ы - д р а мат и з а ц и и ;
артикуляционные гимнастики для губ, щек, челюсти, языка, речевого дыхания;
упражнения на развитие речи и грамматических навыков: «Игра в слова»,
составление
предложений
по
разным
моделям
и
схемам;
театрализованные
представления с использованием разных видов театра. В коррекционной работе
я использую такой прием как сказкотерапия. Для развития мелкой моторики
использую игрушки с разными наполнителями (полимерные шарики, гречневая
крупа, горох), природные и бросовые материалы (фруктовые косточки разных
размеров, бобы, грецкие орехи, пластиковые пробки, пуговицы).
В
своих
занятиях
стараюсь
включать
различные
методики,
которые
соответствуют
новым
стандартам
и
требованиям.
Наряду
с
обучающими
технологиями,
я
использую
здоровьесберегающие.
Здоровьесберегающие
технологии помогают на разных этапах коррекционно-речевой работы.
«Движение это тоже речь, выраженная сущность ребенка», – говорил Л.
Генералов.
Именно
поэтому
в
своей
работе
я
использую
дыхательные
упражнения,
фонетическую
разминку,
речедвигательные
упражнения,
чистоговорки,
коммуникативные
игры,
пальчиковые
игры,
массаж
с
проговариванием, профилактические гимнастики, направленные на все группы
мышц, упражнения на релаксацию, элементы логоритмики. Главное свойство
этих
методик
–
развивать
двигательные
умения
ребенка.
Формирование
движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность
ребенка, тем лучше развивается его речь.
Одна из основных мыслей, заложенных в ФГОС, заключается в том, что
дошкольное
образование
должно
воспитать
сильную
социально-
ориентированную личность, обладающую компетентностями, которые помогут
реализовать свой потенциал в дальнейшей жизни. Я уверена, что для каждого
ребенка свои показатели успешности и необходимо согласно этим показателям
определить
индивидуальный
путь
развития
для
получения
максимально
положительного результата. В этом и заключается моя роль – создать условия
для успешного развития ребенка, его благополучия, а значит и реализации
ФГОС. Здесь, я считаю, очень важно конструктивное общение, ведь именно
оно – основа межличностных отношений. Темой для такого общения выступает
как художественное творчество детей, так и проектная деятельность. Нередко
в
качестве
общей
темы
выступает
подготовка
к
различным
конкурсам,
мероприятия,
праздникам,
выставкам.
Это
способствует
успешной
социализации детей. В каждом деле я стараюсь развивать творческие задатки
моих воспитанников, ведь творчески развитая личность способна принимать
нестандартные решения, уметь творчески мыслить, способна к позитивному
созиданию.
Эти
качества
просто
необходимы
успешному
человеку
в
современном мире.
Создание
условий
для
успешной
реализации
коррекционных
задач,
является одним из основных направлений моей деятельности. Приоритетность
данного
направления
определяется
тем,
что
развивающая
предметно-
4
пространственная
среда
призвана
обеспечивать
не
только
максимальную
р е а л и з а ц и ю
о б р а з о в ат е л ь н о го
п о т е н ц и а л а ,
н о
и положительное
психоэмоциональное и физическое состояние воспитанников, а это очень важно
для детей с нарушениями речи.
В настоящее время предметно-развивающую
среду в группе организую с учетом ФГОС. В группе созданы разнообразные
центры, ориентированные на интересы детей: книжный, сенсорного развития,
краеведения,
спортивный,
театральный,
кукольный,
уголок
уединения
и
релаксации,
экспериментально-исследовательской
и
художественной
деятельности.
Свою роль в реализации ФГОС в детском саду так же вижу в выстраивании
эффективного взаимоотношения со значимыми близкими людьми ребенка, ведь
именно
семья
является
основой
формирования
личности
ребенка,
его
мировоззрения,
отношений
с
окружающим
миром.
Взаимодействие
с
родителями строю по принципу активного привлечения к участию не только в
коррекционной, но и в общей жизнедеятельности детей группы. Родителям я
стараюсь донести мысль о том, что нет чужих детей. Это наши дети и мы в
ответе за их настоящее и будущее. Система отношения ребенка с близкими
взрослыми,
особенности
их
общения,
способы
взаимодействия
составляют
важнейший компонент социальной ситуации развития
ребенка, определяют
зону ближайшего его развития, поэтому я так много внимания уделяю созданию
единого образовательного пространства «Семья – детский сад».
Мы живем в современном мире, и чтобы быть «на одной волне с моими
воспитанниками
и
их
родителями»
необходимо
владеть
информационно-
коммуникационными
технологиями.
В
последнее
время
в
рамках
самообразования я стараюсь освоить компьютерные технологии, понимая их
значение для организации образовательного процесса, всестороннего развития
детей, интерактивного общения. Я уже использую разнообразные электронные
презентации с детьми. Учитывая запросы, интересы, пожелания родителей,
использую ресурсы Интернета и соответствующую технику
для подбора и
оформления
материалов
стенда
«Уголок
логопеда»,
консультаций
и
информационных буклетов. Но понимаю, что моя компетенция в этом вопросе
недостаточна.
Обозначенные
мной
основные
акценты
собственной
педагогической
деятельности позволяют сказать на сегодняшний день, что я активно участвую в
реализации ФГОС. Как любой воспитатель, я ничего не принимаю на веру, для
меня
главный
показатель
успешности
разнообразных
нововведений
–
это
применение
их
на
практике.
Только
в
практической
деятельности
можно
определить эффективность и целесообразность. Сегодня ФГОС только входят
в дошкольное образование. Пока еще не все понятно и не все приемлемо мной,
но уже есть первые положительные результаты. На мой взгляд, это обращение к
детским
видам
деятельности,
к
игре,
экспериментированию,
к
личности
ребенка,
к
его
индивидуальным
потребностям.
Это
соответствует
моим
педагогическим принципам.
5
Повод для конструктивного общения