Напоминание

"Дидактическая игра в развитии дошкольника"


Автор: Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 48
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра в развитии дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дидактическая игра в развитии дошкольника.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактическое игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей и т. д.; игровые действия детей старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Воспитатель является участником игры или ее организатором. Дети выполняют ту роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Например в игре «Магазин» познавательное содержание заключается в том, что дети – покупатели должны дать описание предмета, который они хотят купить, а дети – продавцы уметь по описанию определить требуемую вещь. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнение его с другими. Игровые правила заключаются в том, что покупатель должен выбрать предмет, вежливо обратиться к продавцу, описать предмет, указать его качества, заплатить деньги; продавцы должны внимательно слушать, не перебивать покупателя, выбрать требуемый предмет, завернуть его. Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания полученные на занятиях. Если ребенок в ходе игры испытывает затруднения или делает ошибки, воспитатель помогает их исправить и преодолеть. Педагогу необходимо прежде всего подобрать игрушки, картинки, различные предметы для дидактических игр и хранить их в определенном месте. Но было бы неправильно, если
бы в детском саду были подобраны игрушки, которые используются в дидактических целях, и не было бы игрушек для творческих игр детей. Игрушки составляют обязательное оборудование игр с чудесным мешочком, игр в магазин, игр – загадок, когда по описанию нужно узнать, о какой игрушке говорится, подобрать игрушки по тому или иному признаку. Большое место в дидактических играх занимают так называемые народные дидактические игрушки, которые радуют детей яркостью и разнообразием цвета, точностью размера и формы, прекрасной отделкой. К ним относятся цветные шары, конусы, бочонки, грибы, кольца, игрушки – вкладыши, репки, коробочки, матрешки и другие. Желательно в детском саду иметь серии картинок в соответствии с программой ознакомления детей с окружающим миром:  Труд людей в городе и колхозе; труд в домашних условиях, использование машин, облегчающих труд человека;  Жилища людей;  Средства передвижения по земле, по воде, по воздуху;  Предметы домашнего обихода;  Предметы культуры, предметы украшения, игрушки;  Одежда, головные уборы, обувь;  Предметы питания;  Дикие и домашние животные;  Деревья, кустарники, цветы и другие. Желательно, чтобы картинки изображали не только то или иное существо, но и среду обитания или условия его жизни. В дидактической игре может широко использоваться природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и т.д. Многие «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры загадки, игры на противопоставление, на классификацию и другие. В руководстве дидактической игрой центральное место занимает определение содержания задач, которые хочет разрешить воспитатель. По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей: действовать по очереди; отвечать, когда спрашивают; слушать товарища; не мешать другим в игре; выполнять правила; честно признаваться в ошибке и другие. При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т.д. и тем самым развивать его речь. Начиная игру воспитателю необходимо, возбудить у детей интерес к игре, желание играть. Сообщая правила игры, он формулирует их кратко, отчетливо и живо. Воспитатель проводит «пробный ход» игры, т.е. показывает, как играть. В играх со старшими детьми,
когда они имеют элемент соревнования, можно предложить кому-нибудь из детей повторить правила, чтобы недостаточная четкость их усвоения не повлияла на ход и результат игры. В процессе игры большое значение имеет темп, ритм игры. Замедленный темп вызывает утомление, так как медленные игровые действия задерживают ход игры, вызывают длительные ожидания очереди. Слишком быстрый темп возбуждает детей, вызывает суетливость, неотчетливость игровых действий, иногда споры. Воспитатель, участвуя в игре, устанавливает тот живой темп, который не вызывает торопливости и вместе с тем неутомителен для детей. В ходе игры воспитатель, выступая в роли участника игры, не перестает быть педагогом: он направляет игру репликами, вопросами, незаметно поддерживает инициативу детей, усилия более слабых и поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Своими действиями, выполнением правил он подает пример детям, дает оценку неправильным поступкам и предупреждает их. Однако не каждая игра требует оценки, так как она заключена в самом результате. Анализ же игры, ее хода, может разрушить настроение детей, снять игровой интерес. Дети играют ради игры. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определении содержания игры и ее задач, в продумывании игрового замысла, в объяснении игровых действий, правил игры, в налаживании взаимоотношений детей, в руководстве ходом игры, в учете ее воспитательного воздействия.


В раздел образования