Автор: Калинина Ирина Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ "СОШ №54" Населённый пункт: город Оренбург Наименование материала: статья Тема: "Анализ речевых ошибок" Раздел: среднее образование
Статья «Анализ речевых ошибок»
Современные
занятия
по
развитию
речи
уже
в
5-6
классах
предусматривают уроки по редактированию текста. И практика показывает
что
такие
уроки
просто
необходимы,
особенно
в
связи
с
введением
регионального
экзамена
по
русскому
языку
в
7-8
классах.
Пяти-
и
шестиклассники
с
удовольствием
рассказывают
о
самых
ярких
своих
впечатлениях, с большим интересом обращаются к школьной тематике. И
часто
случается
так,
что
ученик
на
уроке
вдохновенно
пишет,
а
после
проверки получает тетрадь с «тройкой» за содержание.
На этапе создания текста каждый встречает множество трудностей, но
иногда пишущий просто не замечает своих речевых ошибок. Чтобы избежать
неожиданных «троек», надо научиться редактировать свой текст.
Цель
урока
редактирования
–
формирование
практических
навыков
совершенствования
текста,
умение
выбирать
самый
точный
вариант
для
передачи мысли, а также исправления ошибок в содержании.
Чтобы научить учащихся исправлять речевые ошибки, учитель должен
сам уметь их классифицировать.
С
древнейших
времен
красота
и
простота
в
изложении
мысли
почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал
бы отрицать, как важно владеть словом. Древний мудрец Аристотель сказал:
«Хочешь узнать человека, заговори с ним».
Все ошибки в речевом оформлении высказывания делятся на два типа -
речевые и грамматические нарушения.
В «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку»
сделана
попытка
разграничить
понятия
«ошибка»
и
«недочёт».
Ошибка
-
это
нарушение
требования
правильности
речи.
Ошибку
мы
расцениваем с позиции «правильно или неправильно сказано или написано».
О ней мы говорим: так сказать (или написать) нельзя, это неправильно.
Недочет
-
это
нарушение
требований
хорошей
речи,
т.е.
точности,
выразительности, богатства речи. Недочет мы расцениваем с позиции «хуже
или лучше сказано или написано». О нем мы говорим: вообще-то так сказать
можно, но лучше сказать иначе.
С
этой
точки
зрения
все
грамматические
нарушения
являются
ошибками; речевые же могут быть как ошибками, так и недочётами.
Под
речевыми
ошибками
в
методике
понимаются
нарушения
употребления слов с позиций их значения, а также их форм, грамматических
конструкций с точки зрения установленных норм литературного языка в
области орфоэпии, лексики и грамматики.
Речевая ошибка, как отмечает А.А. Леонтьев, - это «своего рода сигнал
«шва» в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных
обстоятельств».
К
речевым
недочетам
относятся
недостатки
речи,
связанные
с
нарушением
требований
коммуникативной
целесообразности,
неудачным
подбором выразительных средств речи: лексические повторы и употребление
лишних слов, штампы, бедность и однообразие синтаксических конструкций,
нарушение
видовременной
соотнесенности
форм
глагола
и
др.
В.В.
Виноградов, говоря о речевых недочетах, указывал, что причиной их является
«и
неполное
усвоение
норм
литературного
выражения,
и
недостаточно
бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание
разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды»,
разных
жаргонов,
и
желание
щегольнуть
словом
или
фразой,
которые
кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о
слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка». Поэтому так важна
систематическая
работа
над
уточнением
смысла
слов,
выявлением
правильности употребления той или иной грамматической формы слова в
сочетании с другими словами.
Среди
речевых
ошибок
выделяются
собственно
речевые
ошибки,
связанные
с
неправильным
употреблением
слова,
и
грамматические.
В
отличие
от
грамматических
ошибок,
нарушающих
структуру
языковой
единицы, речевые ошибки и недочёты связаны с неудачным употреблением
правильно
образованных
слов
или
предложений.
Это
ошибки
функциональные (в употреблении), а не структурные (в образовании).
Грамматические
ошибки
характеризуются
нарушением
структуры
языковой
единицы:
неверным
словообразованием
и
формообразованием,
нарушением норм управления и согласования. В соответствии с этим все
грамматические
ошибки
слова
разделяются
на
следующие
виды:
словообразовательные
(нарушена
структура
слова),
морфологические
(нарушена
форма
слова)
и
синтаксические
(нарушена
структура
словосочетания и предложения).
Наличие
подобных
ошибок
свидетельствует,
на
мой
взгляд,
о
недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и
грамматическое значения слов.
Школьная практика знает многие приемы исправления ошибок разных
типов в речи учащихся. Здесь я изложу лишь один из возможных путей
анализа ошибок.
Анализ
и
затем
исправление
ошибки
складываются
из
четырех
последовательных
и
взаимосвязанных
действий
и
этапов:
1)
чтение
высказывания с ошибкой; 2) анализ ошибки; 3) выбор правильного варианта;
4) выписывание всего предложения в новой редакции.
На первом этапе, зачитывая предложение из школьного сочинения,
содержащего речевой недочет или грамматическую ошибку, учитель дает
возможность учащимся заметить эту ошибку. Так, в предложении «Горький в
повести
«Детство»
описывает
о
тяжелой
жизни
детей»
они
находят
неточность
в
сочетании
слов
«описывает
о
жизни».
На
втором
этапе
учащиеся анализируют ошибку - объясняют ее, раскрывают ее сущность
(здесь
ошибка
на
глагольное
управление:
глагол
описывать
требует
существительного в винительном падеже без предлога описывать жизнь;
ошибка
возникла
под
влиянием
предложной
конструкции
говорить
(рассказывать)
о
жизни.
Третий
этап
-
выбор
правильного
варианта
(описывает
жизнь
или
рассказывает,
повествует
о
жизни).
Четвертый
заключительный
этап
-
предложение
выписывается
с
новой
строки
в
исправленном виде.
Письменный
анализ
речевой
или
грамматической
ошибки
с
ее
исправлением
выполняется
кратко,
строго
по
форме.
Он
может
иметь
в
тетради такой вид: «Харлампий Диогенович из рассказа «13 подвиг Геракла»
поразил
учеников
взыскательными
манерами».
Неправильно
применено
слово
взыскательными
(смешение
слов,
близких
по
звучанию
-
взыскательный
и
изысканный).
Правильно:
изысканными.
Редакция:
«Харлампий Диогенович поразил учеников изысканными манерами».
Как известно, в предложении может быть не одна, а несколько ошибок.
В этом случае каждая ошибка анализируется и снабжается вариантом правки
особо. Затем дается общая редакция предложения: Образ главного героя
показал большое воспитательное влияние для молодежи. 1. Показать влияние
-
нарушено
устойчивое
словосочетание.
Правильно:
оказать
влияние.
2.
Влияние для молодежи - неправильное управление. Правильно: влияние на
молодежь. Редакция: Образ главного героя оказал большое воспитательное
влияние на молодежь.
Для анализа учителю целесообразно подбирать наиболее типичные и
сложные ошибки как для письменного, так для устного редактирования.
Индивидуальные ошибки ученики (каждый в своем сочинении) исправляют и
объясняют
дома
и
выполняют
специальные
задания,
подготовленные
учителем.
Необходимо
поощрять
индивидуальную
работу
учащихся.
К
самостоятельной
правке
отмеченных
ошибок
своего
сочинения
ученик
переходит
лишь
после
достаточного
овладения
логическими
операциями
описанной
нами
схемы
и
практического
ознакомления
с
наиболее
распространенными разновидностями речевых и грамматических ошибок.