Напоминание

"Анализ речевых ошибок"


Автор: Калинина Ирина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №54"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ речевых ошибок"
Раздел: среднее образование





Назад





Статья «Анализ речевых ошибок»
Современные занятия по развитию речи уже в 5-6 классах предусматривают уроки по редактированию текста. И практика показывает что такие уроки просто необходимы, особенно в связи с введением регионального экзамена по русскому языку в 7-8 классах. Пяти- и шестиклассники с удовольствием рассказывают о самых ярких своих впечатлениях, с большим интересом обращаются к школьной тематике. И часто случается так, что ученик на уроке вдохновенно пишет, а после проверки получает тетрадь с «тройкой» за содержание. На этапе создания текста каждый встречает множество трудностей, но иногда пишущий просто не замечает своих речевых ошибок. Чтобы избежать неожиданных «троек», надо научиться редактировать свой текст. Цель урока редактирования – формирование практических навыков совершенствования текста, умение выбирать самый точный вариант для передачи мысли, а также исправления ошибок в содержании. Чтобы научить учащихся исправлять речевые ошибки, учитель должен сам уметь их классифицировать. С древнейших времен красота и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно владеть словом. Древний мудрец Аристотель сказал: «Хочешь узнать человека, заговори с ним». Все ошибки в речевом оформлении высказывания делятся на два типа - речевые и грамматические нарушения. В «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» сделана попытка разграничить понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка - это нарушение требования правильности речи. Ошибку мы расцениваем с позиции «правильно или неправильно сказано или написано». О ней мы говорим: так сказать (или написать) нельзя, это неправильно.
Недочет - это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Недочет мы расцениваем с позиции «хуже или лучше сказано или написано». О нем мы говорим: вообще-то так сказать можно, но лучше сказать иначе. С этой точки зрения все грамматические нарушения являются ошибками; речевые же могут быть как ошибками, так и недочётами. Под речевыми ошибками в методике понимаются нарушения употребления слов с позиций их значения, а также их форм, грамматических конструкций с точки зрения установленных норм литературного языка в области орфоэпии, лексики и грамматики. Речевая ошибка, как отмечает А.А. Леонтьев, - это «своего рода сигнал «шва» в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств». К речевым недочетам относятся недостатки речи, связанные с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы и употребление лишних слов, штампы, бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение видовременной соотнесенности форм глагола и др. В.В. Виноградов, говоря о речевых недочетах, указывал, что причиной их является «и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка». Поэтому так важна систематическая работа над уточнением смысла слов, выявлением правильности употребления той или иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами. Среди речевых ошибок выделяются собственно речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические. В
отличие от грамматических ошибок, нарушающих структуру языковой единицы, речевые ошибки и недочёты связаны с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Это ошибки функциональные (в употреблении), а не структурные (в образовании). Грамматические ошибки характеризуются нарушением структуры языковой единицы: неверным словообразованием и формообразованием, нарушением норм управления и согласования. В соответствии с этим все грамматические ошибки слова разделяются на следующие виды: словообразовательные (нарушена структура слова), морфологические (нарушена форма слова) и синтаксические (нарушена структура словосочетания и предложения). Наличие подобных ошибок свидетельствует, на мой взгляд, о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и грамматическое значения слов. Школьная практика знает многие приемы исправления ошибок разных типов в речи учащихся. Здесь я изложу лишь один из возможных путей анализа ошибок. Анализ и затем исправление ошибки складываются из четырех последовательных и взаимосвязанных действий и этапов: 1) чтение высказывания с ошибкой; 2) анализ ошибки; 3) выбор правильного варианта; 4) выписывание всего предложения в новой редакции. На первом этапе, зачитывая предложение из школьного сочинения, содержащего речевой недочет или грамматическую ошибку, учитель дает возможность учащимся заметить эту ошибку. Так, в предложении «Горький в повести «Детство» описывает о тяжелой жизни детей» они находят неточность в сочетании слов «описывает о жизни». На втором этапе учащиеся анализируют ошибку - объясняют ее, раскрывают ее сущность (здесь ошибка на глагольное управление: глагол описывать требует существительного в винительном падеже без предлога описывать жизнь; ошибка возникла под влиянием предложной конструкции говорить
(рассказывать) о жизни. Третий этап - выбор правильного варианта (описывает жизнь или рассказывает, повествует о жизни). Четвертый заключительный этап - предложение выписывается с новой строки в исправленном виде. Письменный анализ речевой или грамматической ошибки с ее исправлением выполняется кратко, строго по форме. Он может иметь в тетради такой вид: «Харлампий Диогенович из рассказа «13 подвиг Геракла» поразил учеников взыскательными манерами». Неправильно применено слово взыскательными (смешение слов, близких по звучанию - взыскательный и изысканный). Правильно: изысканными. Редакция: «Харлампий Диогенович поразил учеников изысканными манерами». Как известно, в предложении может быть не одна, а несколько ошибок. В этом случае каждая ошибка анализируется и снабжается вариантом правки особо. Затем дается общая редакция предложения: Образ главного героя показал большое воспитательное влияние для молодежи. 1. Показать влияние - нарушено устойчивое словосочетание. Правильно: оказать влияние. 2. Влияние для молодежи - неправильное управление. Правильно: влияние на молодежь. Редакция: Образ главного героя оказал большое воспитательное влияние на молодежь. Для анализа учителю целесообразно подбирать наиболее типичные и сложные ошибки как для письменного, так для устного редактирования. Индивидуальные ошибки ученики (каждый в своем сочинении) исправляют и объясняют дома и выполняют специальные задания, подготовленные учителем. Необходимо поощрять индивидуальную работу учащихся. К самостоятельной правке отмеченных ошибок своего сочинения ученик переходит лишь после достаточного овладения логическими операциями описанной нами схемы и практического ознакомления с наиболее распространенными разновидностями речевых и грамматических ошибок.


В раздел образования