ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Чепель Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №69 "Ладушки" Населённый пункт: г. Старый Оскол Наименование материала: Методическая разработка Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел: дошкольное образование
Цели и задачи исследования
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни
для
всей
семьи:
и
для
ребенка,
и
для
родителей.
Четкий
режим
дня,
отсутствие
родителей,
как
правило,
иной
стиль
общения,
необходимость
общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для
ребенка стрессовую ситуацию.
Положения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования
акцент
делают
на
создании
наиболее
благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое
внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Для
оптимизации
процесса
адаптации
к
условиям
дошкольного
учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников
образовательного
учреждения
с
привлечением
родителей
своих
воспитанников.
Исследование
условий
организации
адаптации
к
детскому
дошкольному учреждению проводилась на базе МАДОУ № 69 детского сада
«Ладушки» г. Старый Оскол.
Основные
направления
исследования:
знакомство
и
успешная
адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей; вовлечение
родителей
в
совместную
с
детьми
и
педагогами
игровую
и
творческую
деятельность; формирование навыков общения ребенка со сверстниками и
взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-
безболезненная
адаптация
ребенка
к
ДОО,
сохранение
чувства
защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОО;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
-
повышение
компетентности
педагогов
и
родителей
по
вопросам
адаптации, воспитания и развития детей;
- снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
-
вовлечение
родителей
в
жизнедеятельность
ДОО
и
установление
партнерских отношений с семьями воспитанников;
-
активное
участие
родителей
в
игровой
и
проектной
творческой
деятельности детей и родителей;
-
сформированность
у
воспитанников
положительных
ассоциаций,
связанных с ДОО.
В экспериментальную группу вошли 14 детей в возрасте с 2-х до 3-х
лет, 14 детей контрольной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ладушки» находится по адресу: г. Старый Оскол, микрорайон
Солнечный, 20. Заведующая МАДОУ – Канипова Галина Николаевна.
В ДОУ работает 12 групп. Общая численность детей 308 человек.
Первые
младшие
группы
-
54 ребенка,
вторые
младшие
группы
-
55 детей,
средние
группы
-
57 детей,
старшие
группы
- 72 ребенка,
подготовительные к школе - 70 детей.
МАДОУ
является
доступным
для
всех
социальных
групп
населения. Учреждение работает по графику пятидневной рабочей недели с
двумя выходными днями. Режим работы учреждения 12 часов. Прием детей с
7 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин.
В
ДОО
реализуется
основная
программа
«Радуга»,
Доронова
Т.Н.
Парциальные
программы:
«СА-ФИ-ДАНСЕ»,
«Ритмическая
мозаика»,
«Права человека», «Азбука здоровья».
Реализация
целей
и
задач
Программы
обеспечивается
в
ходе
интегрированных
комплексно-тематических
образовательных
проектов
познавательно-речевой,
социально-личностной
( п о зн а вате л ь н о -
исследовательской)
и
здоровьесберегающей
направленности,
включающих
содержание,
соответствующее
различным
образовательным
областям,
интересам и образовательным потребностям детей в адекватных возрасту
формах.
Для
определения
уровня
адаптации
использовались
следующие
методики: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с
дошкольниками,
родителями,
врачом,
изучение
результатов
творческой
деятельности детей.
В качестве основного метода педагогической оценки эмоционального
благополучия детей в группе используем наблюдение.
Наблюдение происходит, в соответствии с распорядком жизни детей в группе
и
не
предполагает
создания
каких-либо
специальных
экспериментальных
ситуаций.
Воспитатели
детского
сада
имеют
возможность
наблюдать
за
жизнедеятельностью ребенка в любой момент адаптационного периода.
При
проведении
наблюдений
за
детьми
в
самостоятельной
деятельности
(игра,
манипулирование
с
предметами,
самообслуживание)
опираются
на
следующие
показатели:
эмоциональное
состояние
ребенка
(слезы,
улыбка);
характер
деятельности
(подражание,
игровые
действия);
отношение
к
окружающим
взрослым
и
сверстникам
(негативное,
положительное); особенности речи; содержание потребности в общении.
В своей работе воспитатели используют анкетирование, посещения
ребенка
на
дому,
папки-передвижки,
наглядные
формы
педагогической
пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями,
родительские
собрания,
где
дают
рекомендации
родителям
как
нужно
подготовить ребенка к посещению детского дошкольного учреждения (см.
Приложение 2)
В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего
дошкольного возраста в целом зависит от развития его личности и в большей
степени определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. В
минуты
вечернего
времени,
в
индивидуальной
работе
педагогии
интересуются,
как
ребенок
чувствует
себя
дома,
в
семье.
Для
этого
используют
серию
игр,
привлекательность
которых
состоит
в
создании
условий
для
прикосновения
с
общечеловеческими
ценностями
и
эмоциональном комфорте.
Воспитателем проводятся игры, направленные на сближение детей друг
с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты?», «Давайте познакомимся»,
«Приходи ко мне в гости, я буду угощать».
В
цикл
занятий
педагога
с
детьми
включены
также
игры
на
познавательное
развитие,
релаксационные
упражнения,
пальчиковая
и
дыхательная гимнастики, игры с крупами, водой и песком.
Для
поддержания
и
развития
благоприятной
атмосферы
в
адаптационной
группе,
развития
навыков
социального
поведения
и
уверенности в себе, педагоги используют ритуалы: торжественную встречу
детей
каждый
понедельник
под
названием
«Утро
радостных
встреч»,
ежедневно
«Утреннее
приветствие»
с
включением
психокоррекционных
упражнений («Ласковушки», «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый»).
Создавая
у
ребенка
положительное
отношение
к
различным
видам
деятельности,
развивая
различные
умения,
соответствующие
возрастным
возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми,
обеспечиваем решение воспитательно-образовательных задач уже в период
привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряем и облегчаем
протекание адаптационного процесса.
Таким образом, работая по программе «Радуга», воспитатели детского
сада стараются создать условия для охраны и укрепления здоровья детей. В
результате выполнения этой программы воспитатели стремятся к тому, чтобы
ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде детского сада на
уровне
легкой
адаптации,
и
всячески
предупреждают
и
не
допускают
проявлений тяжелой адаптации.
Система мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям
МАДОУ детского сада «Ладушки»
Существующие
в
настоящее
время
методы
психодиагностики
позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского
сада.
Исследование адаптации детей раннего возраста к условия детского
сада проходило в 1-ой младшей группе, в несколько этапах.
I этап работы – направлен на изучение особенностей каждого ребенка.
Он
заключается
в
выявлении
уровня
интеллектуального,
физического,
социального
развития,
основных
характеристик
памяти,
внимания,
особенностей
поведенческих
реакций,
изучаю
уровень
познавательной
сферы, сформированность навыков самообслуживания, уровень тревожности.
Индивидуальные
психофизические
характеристики
фиксируются
в
индивидуальной карте развития ребенка, в которой ежедневно, с момента
поступления ребёнка в детский сад, отмечаются результаты наблюдения по
выделенным критериям.
Ещё
до
поступления
малыша
в
группу
устанавливается
контакт
с
семьёй. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в
ознакомительной беседе с родителями узнается, каковы характерные черты
его поведения, интересы и склонности.
Для этого педагогами МАДОУ «Ладушки» были разработаны анкета
(Приложение 1) и
опросник
«Особенности развития личности ребенка
(Приложение 2), где они должны ответить на предложенные вопросы о своем
ребенке.
Проанализировав
данные
материалов,
делаются
выводы
об
особенностях
поведения
ребенка,
сформированности
его
навыков,
об
интересах и т.п. Это помогает правильно общаться с детьми в адаптационный
период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Из
беседы
с
родителями
выясняется
социальное
положение
семьи.
Анализ пакета документов заполняемых при поступлении ребенка в детский
сад показал около 80-90% детей успешно пройдут период адаптации.
По результатам проведенного анкетирования родителей определяется
семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные
анкетирования
позволяют
грамотно
построить
профилактическую
и
консультативную работу с родителями.
Основная
задача
-
не
просто
проинформировать
родителей
об
особенностях
протекания
периода
адаптации
у
их
ребенка,
но
и
дать
рекомендации, как общаться с ним в этот период. С этой целью для родителей
была разработана «Памятка родителям по адаптации ребенка» (Приложение
3)
и «Рекомендации родителям (подготовка ребенка к детскому саду)»
(Приложение 4).
На
основании
первичной
диагностики
составляется
заключение,
в
котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого
ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей
определяется
круг
детей,
нуждающихся
в
помощи
при
прохождении
адаптации.
Наиболее
эффективным,
а
иногда
и
единственным
методом
коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия,
проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
С
первого
этапа
осуществляется
плавный
переход
во
II
этап
-
развивающий.
На
основе
наблюдений,
которые
помогают
выстроить
перспективу
развития
каждого
ребенка,
через
систему
игр,
развлечений,
создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, в
нашем детском саду соблюдаются следующее условия:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для
того чтобы сформировать у ребенка положительную установку, желание идти
в
детский
сад,
воспитатели
создали
в
группе
атмосферу
тепла,
уюта
и
благожелательности.
Мебель
разместили
таким
образом,
чтобы
она
образовала
маленькие
«комнатки»,
в
которых
дети
чувствовали
себя
комфортно.
Наиболее
эффективным,
а
иногда
и
единственным
методом
коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия,
проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего
возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры
они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся
общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делается
акцент на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт
работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой.
Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния,
слуха, температурной чувствительности.
Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и
бумаге помог решить эту проблему в любое время, как только у малыша
возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям
рисование
фломастерами-маркерами,
оставляющими
толстые
линии,
на
прикрепленном к стене листе бумаги. Умиротворяюще действуют на детей
игры
с
песком
и
водой.
Такие
игры
имеют
большие
развивающие
возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и
расслабляющее действие.
Летом подобные игры организовываются на улице. В осенне-зимнее
время
уголок
песка
и
воды
был
организован
в
помещении.
Для
разнообразных
и
увлекательных
игр
используются
небьющиеся
сосуды
разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые
трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые
игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики. По мере
привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит,
труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Кроме традиционных используются новые формы организации сна
детей.
Что
может
быть
лучше
доброй
сказки,
спокойной
тихой
музыки,
приятной обстановки в спальной комнате на сон грядущий? Они могут снять
у малышей напряжение насыщенного разнообразной деятельностью дня, а в
период адаптации быстрее включиться в режимные моменты.
С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к
дошкольному
образовательному
учреждению
была
разработана
методика
«Сказка».
Каждый
ребенок
дома
самостоятельно
выбирал
любимую
игрушку,
которую он должен был принести в группу.
При
этом
родители
говорили
детям
приблизительно
следующее:
«Малыш (обращение к ребенку, которое чаще всего используется дома), ты
подрос и теперь стал почти совсем взрослым, теперь ты пойдешь в детский
сад. А вместе с тобой и выросла твоя любимая собачка (мишка, зайка и так
далее), поэтому она тоже будет с тобой ходить в детский сад. Хорошо?».
Далее психологом были составлены «сказки про любимую игрушку»,
которые
раздавались
родителям
для
каждодневного
рассказывания
детям
непосредственно по дороге в детский сад.
В течение 30 дней с момента поступления ребенка в группу детского
сада 1 раз в день (во второй половине дня) задавались вопросы: «Как твоей
игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или
весело? Чем она сегодня занималась?» Все беседы с детьми проводились
индивидуально. Помимо этого, проводились наблюдения за тем, когда дети
обращаются
к
игрушке,
как
часто
и
в
какие
моменты.
Все
наблюдения
заносились в протоколы.
Адаптация считается благоприятной в следующих случаях:
- если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными
и нормализовались в течение 30 дней у детей ясельного возраста;
-
невротических
реакций
не
наблюдалось
или
они
были
слабо
выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции;
- потери массы тела не наблюдалось;
- за период адаптации ребенок раннего возраста перенес не более
одного простудного заболевания в легкой форме.
Для воспитателей и специалистов ДОО были разработаны правила,
которые помогают малышу обрести чувство уверенности.
Правило
1.
Первое,
и
самое
важное,
правило
—
добровольность
участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять
участие в предложенной игре. Заставляя, можно вызывать в малыше чувство
протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в
игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула
каждого из них, необходимо выполнять
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником
игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает
их
в
игровую
деятельность,
делает
ее
важной
и
значимой
для
них.
Он
становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на
первых
этапах
знакомства
с
новой
игрой.
В
то
же
время
взрослый
организовывает
и
направляет
игру.
Таким
образом,
второе
правило
заключается
в
том,
что
взрослый
совмещает
две
роли
—
участника
и
организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило
3.
Многократное
повторение
игр,
которое
является
необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и
в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в
той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять
условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные
предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда
доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал
долго останется для детей необычным.
Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова
типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не
используются.
Дайте
ребенку
возможность
проявить,
выразить
себя,
не
загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у
него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! В каком бы
возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное
стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
На III этапе проводится заключительная диагностика по выявлению
уровня адаптации воспитанников. Со дня поступления ребенка в группу
воспитатели
заполняют
листы
адаптации
(Приложение
5),
в
которых
отмечают состояние ребенка и его взаимоотношения со сверстниками, со
взрослыми.
Таким образом, ведение адаптационного листа позволяет отследить
особенности привыкания ребёнка к условиям детского сада, выявить детей,
которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с
трудом общаются со сверстниками и взрослыми, имеют высокий уровень
тревожности;
спланировать
ряд
профилактических
и
коррекционных
мероприятий для облегчения адаптационного синдрома).
Анализ результатов диагностического исследования
Исследования
по
методике
«Сказка»
показали,
что
присутствие
любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к
дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот
процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.
Из всей группы 91% детей (20 человек) выбрали мягкую игрушку, один
ребенок принес пластмассового зайчика и один мальчик принес трактор, в
котором, по его словам, «Папа едет». По мере прохождения адаптационного
процесса отношения к игрушкам у детей менялось. Они начинали давать
эмоционально положительные ответы на вопросы о любимой игрушке: «Ей
хорошо», «Нравится в садике», «Нравится с ребятками играть», «Мой Мишка
уже не плачет». Дети стали охотнее делиться игрушками со сверстниками,
позже практически перестали обращать внимание на то, что кто-то из детей
взял их любимую игрушку, чаще забывать её в группе на время музыкальных
или физкультурных занятий, прогулок, реже обращаться к ней во время
расставания с родителями. Дети стали больше обращать внимание на другие
игрушки в группе.
На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с
любимой игрушкой были выделены следующие функции:
1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка.
В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно
необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел: 27 % всей группы детей
обращается к любимой игрушке и 100% тяжело адаптирующихся детей к
дошкольному образовательному учреждению.
2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В
первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или
взрослыми
отсутствует
из-за
процесса
адаптации
и
мягкая
игрушка,
принесенная из дома, является единственным давно знакомым «другом».
Близость
такого
друга
облегчает
малышу
переживание
опасности
или
одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности.
3.
Игрушка
выполняет
функции
посредника
между
взрослым
и
ребенком,
помогает
установить
эмоционально
положительный
контакт
с
ребенком.
Детям,
у
которых
процесс
адаптации
к
ДОУ
но сит
продолжительный
и
болезненный
характер
особенно
тяжело
выступать
инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают
любимую игрушки.
4. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать
свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОО приписывают ей свое
эмоциональное состояние: «Ей грустно», «Она плачет», «Мишка ждет папу».
Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и
переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание
родителей и так далее. Дети раннего возраста часто наделяют любимую
игрушку своими чертами и «отдают» ей свои переживания.
Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к
дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть
различные негативные переживания, свойственные детям в данный период
(страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима
дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает
прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОО и дает
ребенку чувство защищенности и безопасности [30, с. 85-86].
Так же, после проведенной психодиагностики были проанализированы
результаты
опытно-экспериментальной
работы
исследования
адаптации
детей к посещению детского дошкольного учреждения в экспериментальной
и контрольной группах.
По
результатам
эксперимента
за
1,5
месяца
было
замечено,
что
адаптация у детей экспериментальной группы проходит менее болезненно,
уменьшаются сроки перехода детей из одной группы адаптации в другую,
снижается заболеваемость, чем в контрольной группе. Это связано созданной
многообразной
и
содержательной
развивающей
среде,
которые
создают
воспитатели детского сада «Ладушки».
В результате, дети стали активными, контактными, с удовольствием
идут в детский сад, где чувствуют себя уютно и комфортно. Детский сад стал
для них веселым добрым домом, уходить из которого им не хочется.
При поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного
процесса
эмоциональное
благополучие
детей
было
низким
–
11
человек
(55%)
показали
именно
такой
уровень,
лишь
у
2
детей
(10%)
уровень
эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала
легко.
В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие
детей, наблюдаем совершенно иную картину. К концу опытного периода
никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в
группе,
в
ДОО,
в
большинстве
своем
12
детей
(60%)
ощущают
себя
комфортно в группе, в ДОО. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень
эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный
период
к
ДОО,
и
посещение
детского
сада
более
для
них
не
является
стрессом.
Полученные данные говорят о том, что дети отличаются друг от друга
по своему эмоциональному состоянию, темпераменту, состоянию здоровья,
физическому развитию – по ключевым характеристикам, которые влияют на
процесс
адаптации
детей
к
ДОО.
И
это
нормально,
так
как
все
люди
обладают индивидуальностью.
Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет
уровень
социализации,
наличие
или
отсутствие
навыка
общения
со
сверстниками.
Немаловажное
значение
имеет
формирование
таких
черт
личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы
в игре.
В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной
адаптации
ребенка
к
посещению
детского
дошкольного
учреждения,
необходимо
одновременное
проведение
адаптационных
мероприятий
с
ребенком
в
семье
и
в
детском
саду.
Мероприятия,
рекомендуемые
для
подготовки
детей
к
поступлению
в
детское
учреждение
и
организации
периода адаптации приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в
детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие
В семье
В детском саду
Ведение
адаптации
Поступление
детей
в
соответствии
с
графиком приема детей
Укороченное
время
пребывания
в
детском саду.
С о бл юд е н и е
р е ком е н д а ц и й
п о
адаптации
В ед е н и е
а д а п т а ц и о н н ы х
листов.
Ежеднев но е
н а бл юд е н и е
педагога-психолога.
Режим
По
возрасту
ребенка,
максимально
приближенный к детскому саду.
Соблюдение гибкого режима
Питание
Сбалансированное
и
рациональное
питание.
Привитие навыков самостоятельности
П р и в и т и е
н а в ы к о в
самостоятельного
приема
пищи.
При
отказе
от
питания
не
кормить насильно.
Гимнастика
и
По возрасту.
Занятия,
соответствующие
массаж
Овладение родителями элементарными
приемами массажа, ЛФК, гимнастики.
возрасту.
Закаливание
Закаливание по любой методике
Закаливание
по
щадящей
схеме в учреждении
Воспитательно
е воздействие
Занятия по возрасту, особое внимание
уделить развитию игровых навыков и
умению занять себя.
На период адаптации - игровая
деятельность
с
элементами
занятия
При
этом
особое
внимание
необходимо
уделять
согласованности
действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в
семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне.
Только
совместными
действиями
родителей
и
п ед а го го в ,
направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду
можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и
эмоциональном состоянии ребенка.
При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты
по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц
посещения детьми детского сада.
Таким
образом,
на
основании
первичной
диагностики
составляется
заключение,
в
котором
дается
предварительная
оценка
адаптационного
периода
каждого
ребенка.
По
итогам
заключения
и
по
наблюдениям
психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи
при прохождении адаптации.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ:
Во втором разделе
«Исследование условий организации успешной
адаптации детей посредством игровой деятельности»:
Разработана система мероприятий по адаптации детей раннего возраста
к условиям детского сада, включающая игровую деятельность на основе
требований ФГОС, практическое использование которой даёт обоснование
предполагать,
что
персонал
детского
учреждения,
имея
необходимое
методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и
проведения
на
профессиональном
уровне
необходимых
диагностических
процедур, способствует успешной адаптации детей к условиям детского сада.
Представлено диагностическое исследование по организации условий
адаптации младших дошкольников в МАДОУ № 69 «Ладушки» г. Старый
Оскол.
Проанализированы
результаты
данного
исследования.
Исходя
из
проведённого комплексного анализа, приходим к выводу, что посредством
игровой деятельности, через индивидуальный подход педагога к каждому
дошкольнику можно значительно облегчить период адаптации ребенка, так
как
специфичной
особенностью
возраста
является
готовность
малыша
воспринимать
выразительное,
эмоциональное
общение
со
взрослым,
обращенное лично к нему. Воспитатель должен сначала показать ребенку, что
необходимо сделать, поупражнять его в этих действиях и только затем давать
указания.
Анализ
результатов
предполагает
обмен
информацией
между
воспитателями
и
родителями
ребенка.
Сведения
о
развитии
ребёнка,
полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются
неотъемлемой
основой
для
построения
конструктивного
взаимодействия
между
педагогами
детского
сада
и
семьями
детей,
что
способствует
активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия
решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.
П р и х о д и м
к
выводу, что умение педагога получить полную и достоверную информацию
об
особенностях
развития
ребенка,
о
его
интересах
и
потребностях,
позволяет
проектировать
индивидуальные
маршруты
сопровождения
малыша, что и ведёт к
успешной адаптации ребенка к условиям детского
сада.