Напоминание

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Чепель Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №69 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОЙ

АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи исследования
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников. Исследование условий организации адаптации к детскому дошкольному учреждению проводилась на базе МАДОУ № 69 детского сада «Ладушки» г. Старый Оскол. Основные направления исследования: знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами игровую и творческую деятельность; формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Ожидаемые результаты реализации проекта: - безболезненная адаптация ребенка к ДОО, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОО; - позитивное развитие отношений в детском коллективе; - повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей; - снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период; - вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОО и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- активное участие родителей в игровой и проектной творческой деятельности детей и родителей; - сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОО. В экспериментальную группу вошли 14 детей в возрасте с 2-х до 3-х лет, 14 детей контрольной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки» находится по адресу: г. Старый Оскол, микрорайон Солнечный, 20. Заведующая МАДОУ – Канипова Галина Николаевна. В ДОУ работает 12 групп. Общая численность детей 308 человек. Первые младшие группы - 54 ребенка, вторые младшие группы - 55 детей, средние группы - 57 детей, старшие группы - 72 ребенка, подготовительные к школе - 70 детей. МАДОУ является доступным для всех социальных групп населения. Учреждение работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. Режим работы учреждения 12 часов. Прием детей с 7 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. В ДОО реализуется основная программа «Радуга», Доронова Т.Н. Парциальные программы: «СА-ФИ-ДАНСЕ», «Ритмическая мозаика», «Права человека», «Азбука здоровья». Реализация целей и задач Программы обеспечивается в ходе интегрированных комплексно-тематических образовательных проектов познавательно-речевой, социально-личностной ( п о зн а вате л ь н о - исследовательской) и здоровьесберегающей направленности, включающих содержание, соответствующее различным образовательным областям, интересам и образовательным потребностям детей в адекватных возрасту формах. Для определения уровня адаптации использовались следующие методики: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками, родителями, врачом, изучение результатов творческой деятельности детей. В качестве основного метода педагогической оценки эмоционального благополучия детей в группе используем наблюдение.
Наблюдение происходит, в соответствии с распорядком жизни детей в группе и не предполагает создания каких-либо специальных экспериментальных ситуаций. Воспитатели детского сада имеют возможность наблюдать за жизнедеятельностью ребенка в любой момент адаптационного периода. При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности (игра, манипулирование с предметами, самообслуживание) опираются на следующие показатели: эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка); характер деятельности (подражание, игровые действия); отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное); особенности речи; содержание потребности в общении. В своей работе воспитатели используют анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания, где дают рекомендации родителям как нужно подготовить ребенка к посещению детского дошкольного учреждения (см. Приложение 2) В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего дошкольного возраста в целом зависит от развития его личности и в большей степени определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. В минуты вечернего времени, в индивидуальной работе педагогии интересуются, как ребенок чувствует себя дома, в семье. Для этого используют серию игр, привлекательность которых состоит в создании условий для прикосновения с общечеловеческими ценностями и эмоциональном комфорте. Воспитателем проводятся игры, направленные на сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты?», «Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать». В цикл занятий педагога с детьми включены также игры на познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастики, игры с крупами, водой и песком. Для поддержания и развития благоприятной атмосферы в адаптационной группе, развития навыков социального поведения и
уверенности в себе, педагоги используют ритуалы: торжественную встречу детей каждый понедельник под названием «Утро радостных встреч», ежедневно «Утреннее приветствие» с включением психокоррекционных упражнений («Ласковушки», «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый»). Создавая у ребенка положительное отношение к различным видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечиваем решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряем и облегчаем протекание адаптационного процесса. Таким образом, работая по программе «Радуга», воспитатели детского сада стараются создать условия для охраны и укрепления здоровья детей. В результате выполнения этой программы воспитатели стремятся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде детского сада на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждают и не допускают проявлений тяжелой адаптации.
Система мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям

МАДОУ детского сада «Ладушки»
Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада. Исследование адаптации детей раннего возраста к условия детского сада проходило в 1-ой младшей группе, в несколько этапах. I этап работы – направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Он заключается в выявлении уровня интеллектуального, физического, социального развития, основных характеристик памяти, внимания, особенностей поведенческих реакций, изучаю уровень познавательной сферы, сформированность навыков самообслуживания, уровень тревожности. Индивидуальные психофизические характеристики фиксируются в индивидуальной карте развития ребенка, в которой ежедневно, с момента поступления ребёнка в детский сад, отмечаются результаты наблюдения по
выделенным критериям. Ещё до поступления малыша в группу устанавливается контакт с семьёй. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями узнается, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Для этого педагогами МАДОУ «Ладушки» были разработаны анкета (Приложение 1) и опросник «Особенности развития личности ребенка (Приложение 2), где они должны ответить на предложенные вопросы о своем ребенке. Проанализировав данные материалов, делаются выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Из беседы с родителями выясняется социальное положение семьи. Анализ пакета документов заполняемых при поступлении ребенка в детский сад показал около 80-90% детей успешно пройдут период адаптации. По результатам проведенного анкетирования родителей определяется семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период. С этой целью для родителей была разработана «Памятка родителям по адаптации ребенка» (Приложение 3) и «Рекомендации родителям (подготовка ребенка к детскому саду)» (Приложение 4). На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом
коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. С первого этапа осуществляется плавный переход во II этап - развивающий. На основе наблюдений, которые помогают выстроить перспективу развития каждого ребенка, через систему игр, развлечений, создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, в нашем детском саду соблюдаются следующее условия: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для того чтобы сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, воспитатели создали в группе атмосферу тепла, уюта и благожелательности. Мебель разместили таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствовали себя комфортно. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делается акцент на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помог решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры организовываются на улице. В осенне-зимнее время уголок песка и воды был организован в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики. По мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев). Кроме традиционных используются новые формы организации сна детей. Что может быть лучше доброй сказки, спокойной тихой музыки, приятной обстановки в спальной комнате на сон грядущий? Они могут снять у малышей напряжение насыщенного разнообразной деятельностью дня, а в период адаптации быстрее включиться в режимные моменты. С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению была разработана методика «Сказка». Каждый ребенок дома самостоятельно выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили детям приблизительно следующее: «Малыш (обращение к ребенку, которое чаще всего используется дома), ты подрос и теперь стал почти совсем взрослым, теперь ты пойдешь в детский сад. А вместе с тобой и выросла твоя любимая собачка (мишка, зайка и так далее), поэтому она тоже будет с тобой ходить в детский сад. Хорошо?». Далее психологом были составлены «сказки про любимую игрушку», которые раздавались родителям для каждодневного рассказывания детям непосредственно по дороге в детский сад. В течение 30 дней с момента поступления ребенка в группу детского сада 1 раз в день (во второй половине дня) задавались вопросы: «Как твоей игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или весело? Чем она сегодня занималась?» Все беседы с детьми проводились индивидуально. Помимо этого, проводились наблюдения за тем, когда дети
обращаются к игрушке, как часто и в какие моменты. Все наблюдения заносились в протоколы. Адаптация считается благоприятной в следующих случаях: - если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 30 дней у детей ясельного возраста; - невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции; - потери массы тела не наблюдалось; - за период адаптации ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме. Для воспитателей и специалистов ДОО были разработаны правила, которые помогают малышу обрести чувство уверенности. Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, можно вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем. Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные
предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. На III этапе проводится заключительная диагностика по выявлению уровня адаптации воспитанников. Со дня поступления ребенка в группу воспитатели заполняют листы адаптации (Приложение 5), в которых отмечают состояние ребенка и его взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми. Таким образом, ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребёнка к условиям детского сада, выявить детей, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются со сверстниками и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности; спланировать ряд профилактических и коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома).
Анализ результатов диагностического исследования
Исследования по методике «Сказка» показали, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер. Из всей группы 91% детей (20 человек) выбрали мягкую игрушку, один ребенок принес пластмассового зайчика и один мальчик принес трактор, в котором, по его словам, «Папа едет». По мере прохождения адаптационного процесса отношения к игрушкам у детей менялось. Они начинали давать
эмоционально положительные ответы на вопросы о любимой игрушке: «Ей хорошо», «Нравится в садике», «Нравится с ребятками играть», «Мой Мишка уже не плачет». Дети стали охотнее делиться игрушками со сверстниками, позже практически перестали обращать внимание на то, что кто-то из детей взял их любимую игрушку, чаще забывать её в группе на время музыкальных или физкультурных занятий, прогулок, реже обращаться к ней во время расставания с родителями. Дети стали больше обращать внимание на другие игрушки в группе. На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции: 1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел: 27 % всей группы детей обращается к любимой игрушке и 100% тяжело адаптирующихся детей к дошкольному образовательному учреждению. 2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или взрослыми отсутствует из-за процесса адаптации и мягкая игрушка, принесенная из дома, является единственным давно знакомым «другом». Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. 3. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к ДОУ но сит продолжительный и болезненный характер особенно тяжело выступать инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушки. 4. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОО приписывают ей свое эмоциональное состояние: «Ей грустно», «Она плачет», «Мишка ждет папу». Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание
родителей и так далее. Дети раннего возраста часто наделяют любимую игрушку своими чертами и «отдают» ей свои переживания. Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОО и дает ребенку чувство защищенности и безопасности [30, с. 85-86]. Так же, после проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в экспериментальной и контрольной группах. По результатам эксперимента за 1,5 месяца было замечено, что адаптация у детей экспериментальной группы проходит менее болезненно, уменьшаются сроки перехода детей из одной группы адаптации в другую, снижается заболеваемость, чем в контрольной группе. Это связано созданной многообразной и содержательной развивающей среде, которые создают воспитатели детского сада «Ладушки». В результате, дети стали активными, контактными, с удовольствием идут в детский сад, где чувствуют себя уютно и комфортно. Детский сад стал для них веселым добрым домом, уходить из которого им не хочется. При поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек (55%) показали именно такой уровень, лишь у 2 детей (10%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. К концу опытного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОО, в большинстве своем 12 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОО. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень
эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОО, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Полученные данные говорят о том, что дети отличаются друг от друга по своему эмоциональному состоянию, темпераменту, состоянию здоровья, физическому развитию – по ключевым характеристикам, которые влияют на процесс адаптации детей к ДОО. И это нормально, так как все люди обладают индивидуальностью. Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду. Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации приведены в таблице 2.1. Таблица 2.1. Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации Мероприятие В семье В детском саду Ведение адаптации Поступление детей в соответствии с графиком приема детей Укороченное время пребывания в детском саду. С о бл юд е н и е р е ком е н д а ц и й п о адаптации В ед е н и е а д а п т а ц и о н н ы х листов. Ежеднев но е н а бл юд е н и е педагога-психолога. Режим По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. Соблюдение гибкого режима Питание Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности П р и в и т и е н а в ы к о в самостоятельного приема пищи. При отказе от питания не кормить насильно. Гимнастика и По возрасту. Занятия, соответствующие
массаж Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. возрасту. Закаливание Закаливание по любой методике Закаливание по щадящей схеме в учреждении Воспитательно е воздействие Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне. Только совместными действиями родителей и п ед а го го в , направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка. При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада. Таким образом, на основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ: Во втором разделе «Исследование условий организации успешной адаптации детей посредством игровой деятельности»: Разработана система мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, включающая игровую деятельность на основе требований ФГОС, практическое использование которой даёт обоснование предполагать, что персонал детского учреждения, имея необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур, способствует успешной адаптации детей к условиям детского сада. Представлено диагностическое исследование по организации условий адаптации младших дошкольников в МАДОУ № 69 «Ладушки» г. Старый
Оскол. Проанализированы результаты данного исследования. Исходя из проведённого комплексного анализа, приходим к выводу, что посредством игровой деятельности, через индивидуальный подход педагога к каждому дошкольнику можно значительно облегчить период адаптации ребенка, так как специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать выразительное, эмоциональное общение со взрослым, обращенное лично к нему. Воспитатель должен сначала показать ребенку, что необходимо сделать, поупражнять его в этих действиях и только затем давать указания. Анализ результатов предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка. П р и х о д и м к выводу, что умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях, позволяет проектировать индивидуальные маршруты сопровождения малыша, что и ведёт к успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.


В раздел образования