Мониторинг качества формирования патриотического воспитания на музыкальных занятиях в ДОУ
Автор: Меркушова Марина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Гимназия №2200 Дошкольное отделение Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: статья Тема: Мониторинг качества формирования патриотического воспитания на музыкальных занятиях в ДОУ Раздел: дошкольное образование
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Понятие «качество образования» - общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной
организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, с
обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования). Требование к
качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Стратегия
модернизации и содержания общего образования», «Государственный образовательный
стандарт» и др. [1]
Необходимо отметить, что Концепция модернизации российского образования под новым
качеством образования понимает;
-соответствие условий образовательной деятельности требованию сохранения здоровья и
обеспечения психологического к офорта всех участников образовательного процесса.
Таким образом ,мы можем контролировать, что качество образования –это соотношение цели и
результата.При этом цели заданы и спроектированы в зоне ближайшего развития обучающегося.
Качество образования определяется не только соответствием количества и качества знаний
ГОСТу ,но и качеством личности, духовного и гражданского развития детей. В этом главная
общественная ценность образования и воспитания детей.
В оценке качества образования и воспитания действует процессной подход, то есть становится
очевидным непрерывность педагогического процесса, возникает необходимость в организации
регулярной оценки, то есть внедрение мониторинга, оценки используемых методов и технологий,
системы взаимодействия и др.
Показатели качества обучения и воспитания делятся на две основных группы : показатели
,характеризующие качество учебного процесса и показатели, характеризующие качество учебного
процесса и показатели ,характеризующие уровень подготовки детей.
Исходя из вышесказанного, можно выделить и цели оценки качества:
- определить уровень достижений;
- выявить конкретные сильные и слабые стороны;
-выяснить, имеются ли проблемы с учебно-воспитательными достижениями у тех или иных групп
детей;
-выявить факторы ,связанные с достижениями;
-регулярно отслеживать динамику достижений.
Безусловно, оценивать качество воспитательного процесса в условиях дошкольного учреждения
нелегко по ряду причин. Но в целях совершенствования системы качества образования можно
включать выявления несоответствий и проведение корректирующих действий воспитателем при
реализации педагогической технологии, а также в критическом анализе системы в целом, прежде
всего ,в ходе анализа со стороны руководства. Средства контроля и диагностики в новых условиях
изменяются. Для отслеживания достижения воспитательных целей необходимы средства, дающие
возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Возникает
необходимость введения мониторинга. Новые методы оценки, такие как моделирование,
практика, ролевые игры позволяют оценить более разнообразный спектр умений дошкольников в
большем количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители.
Оценка основывается на разнообразных и вариатативныхсредствах;на всех этапах и уровнях
обучения и воспитания .
Мониторинг качества - это специально организованное, систематическое наблюдение за
состоянием дошкольников с целью их оценки, контроля или прогноза. Педагогический
мониторинг – это определенная форма организации, сбора, обработки и хранения информации о
деятельности детей в условиях дошкольного учреждения, позволяющая непрерывно отслеживать
состояние и прогнозировать его деятельность. В процессе мониторинга выявляются тенденции в
развитии организации педагогического процесса в целом и, в частности, по его отдельным
компонентам. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проверенных
педагогических действий. Задача мониторинга - установление причин и величины несоответствия
результата целям. Кроме того ,мониторинг отличается систематичностью и
протяжонностью,применяемымикритериями и показателями (2)
Рассматривая вопрос формирования патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях
в дошкольном образовательном учреждении, мы ссылались на основные функции мониторинга –
диагностическую и экспертную ( формы и методы развития педагогического процесса, его
компонентов и подсистем).
Необходимо отметить, что особенностью данного мониторинга является то, что субъекты
воспитания – динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые вызывают
различные изменения в состоянии детей; а реализация мониторинга предполагает организацию
постоянного слежения за детьми , изучение и оценку его состояния. Конечно же, организация
Слежения предусматривает отбор критериев и показателей, по которым ведется измерение и
описание параметров. Воспитательный мониторинг учитывает изменения в создании условий для
воспитания и самовоспитания детей.
Для проведения мониторинга качества по формированию патриотического воспитанию на
музыкальных занятиях в детском саду, необходимо создать определенные условия. Это, прежде
всего- задачи мониторинга, далее-методы мониторинга и его этапы.
Какие же задачи можно поставить в данном случае? Это-определение критериев качества
реализации мониторинга. Для этого необходимо выработать комплекс показателей,
обеспечивающих целостное представление и проведение комплекса музыкальных занятий;
отобрать средства диагностики; обеспечить регулярное и систематическое представление
информации о происходящем; провести анализ и прогнозирование состояния и развития
проведения мониторинговых исследований.
Патриотическое воспитание-это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников
направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и
устойчивых норм патриотического поведения.
Патриотическое воспитание-это сложный процесс, в основе которого лежит развитие
нравственных чувств, формирование патриотизма как личностного качества. По словам С.А.
Козловой, патриотическое воспитание - это процесс педагогического взаимодействинличность
ребенка с целью обогащения знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование
умений и навыков нравственного поведения. На каждом возрастном этапе проявления
патриотизма и патриотического воспитания имеются свои особенности. Корни влияния на это
направление в воспитании мы видим в народных песнях, музыке ,играх, впечатлениях о природе,
о нравах и традиции людей, в истоках нетрадиционной культуры
Содержание патриотического воспитания раскрывается в приобщении людей к праздникам,
прикладному искусству, музыкальному фольклору, народным играм.
Именно в дошкольном возрасте появляется возможность и необходимость осуществления
целенаправленной работы по патриотическому воспитанию детей. Это формирование
нравственных чувств на основе германизации процесса воспитания и обучения ,глубины и
устойчивости эмоциональных переживаний. Традиционная программа воспитания и обучение в
дошкольном образовательном учреждении предусматривает, начиная с детей младших групп
приобщение к русским потешкам, к русской народной песне, хороводам и пляскам. От группы к
группе музыкальные руководители на своих музыкальных занятиях усложняют задачи по
слушанию музыки, воспроизведению песенного репертуара, особой выразительности в пении.
К сожалению, приходится наблюдать, что некоторые музыкальные работники игнорируют
включение в праздничные мероприятия народных попевок частушек, прибауток, увлекаясь все
больше современным музыкальным материалом.
А ведь русский фольклор как ничто другое, особенным образом сочетает и слово, и музыкальный
ритм, и напевность, выражая нежность и огромную веру в процветание, и благополучие своего
народа. Через народный фольклор происходит привитие детям любого дошкольного возраста
любви к родной природе, умение слышать и восхищаться голосами этой природы. Интонирование
прибауток подводит к исполнению больших сложных музыкальных произведений песенного
репертуара, слушание инструментального и песенного творчества, проведение праздников с
использованием жанров народного и танцевального творчества.
Ребенок растет от песенок до былин, проходят целую школу патриотического воспитания. Через
песенное творчество ребенок познает идеалы и стремления своего народа, в нем возрождается
патриотическая гордость.
Патриотическая тема ,пронизывающая практически все музыкальные занятия в детском саду-
тема важная и значительная.
Это песни о природе, о земле. О славных воинах и борцах, картинах русского быта и обрядовости.
Формирование патриотических чувств на музыкальных занятиях-это использование различных
форм ,методов и средств воздействия на ребенка. Все это способствует приобщению детей к
народной культуре, формированию у них патриотических чувств духовности, с целью сохранения
в дальнейшем культурных ценностей своего народа.
Необходимо отметить,что патриотическое воспитании в дошкольном учреждении-важное звено в
системе всей педагогической деятельности. Основными показателями являются создание
развивающей предметно-пространственной среды и условий для деятельности детей по
патриотическому воспитанию, воспитанию с учетом возрастной
категории,гражданственности,уважению к правам ,любви к природе,семье,Родине.
Приоритетными задачами являются задачи развития музыкальной культуры, как средствами
фольклера,так и другими средствами музыкальной выразительности, позволяющими воспитывать
в детях эмоциональное восприятие,образность,глубину чувств с широким использованием
педагогических средств-музыкальных произведений, красочных слайдов мультимедиа,
интегрированной деятельности. При этом должны учитываться такие педагогические принципы
как доступность, достоверность, эмоциональная насыщенность.
Осуществление диагностики по патриотическому воспитанию должно осуществляться в несколько
этапов: это комплекс диагностических методик вербального характера, при котором
определяются чувства сопереживания и сочувствия и опытно-поисковый этап, имеющий
практическое воплощение: игровые тесты, связанные с оценкой моральных качеств, песенный
репертуар, музыка для слушания, включающая знакомство с произведениями русских классиков и
творчество современных композиторов, проведение музыкальных знаний , праздников не только
в стенах детских садов, но и на природе.
Музыкальные занятия наиболее полно прививают дошкольникам любовь к Родине ,своему
Отечеству, родному краю.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Приложение к приказу Минобразования России от 11.02 2002 №393(Текст) // Российская
газета .-2002.
2. Петрухин.В.В.Проблема организации и апробации системы пелагического мониторинга в
образовательном учреждении // Интернет –журнал (Эйдос).2007.