Напоминание

Мониторинг качества формирования патриотического воспитания на музыкальных занятиях в ДОУ


Автор: Меркушова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Гимназия №2200 Дошкольное отделение
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг качества формирования патриотического воспитания на музыкальных занятиях в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Понятие «качество образования» - общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, с обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования). Требование к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Стратегия модернизации и содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др. [1] Необходимо отметить, что Концепция модернизации российского образования под новым качеством образования понимает; -соответствие условий образовательной деятельности требованию сохранения здоровья и обеспечения психологического к офорта всех участников образовательного процесса. Таким образом ,мы можем контролировать, что качество образования –это соотношение цели и результата.При этом цели заданы и спроектированы в зоне ближайшего развития обучающегося. Качество образования определяется не только соответствием количества и качества знаний ГОСТу ,но и качеством личности, духовного и гражданского развития детей. В этом главная общественная ценность образования и воспитания детей. В оценке качества образования и воспитания действует процессной подход, то есть становится очевидным непрерывность педагогического процесса, возникает необходимость в организации регулярной оценки, то есть внедрение мониторинга, оценки используемых методов и технологий, системы взаимодействия и др. Показатели качества обучения и воспитания делятся на две основных группы : показатели ,характеризующие качество учебного процесса и показатели, характеризующие качество учебного процесса и показатели ,характеризующие уровень подготовки детей. Исходя из вышесказанного, можно выделить и цели оценки качества: - определить уровень достижений; - выявить конкретные сильные и слабые стороны; -выяснить, имеются ли проблемы с учебно-воспитательными достижениями у тех или иных групп детей; -выявить факторы ,связанные с достижениями; -регулярно отслеживать динамику достижений. Безусловно, оценивать качество воспитательного процесса в условиях дошкольного учреждения нелегко по ряду причин. Но в целях совершенствования системы качества образования можно включать выявления несоответствий и проведение корректирующих действий воспитателем при реализации педагогической технологии, а также в критическом анализе системы в целом, прежде всего ,в ходе анализа со стороны руководства. Средства контроля и диагностики в новых условиях изменяются. Для отслеживания достижения воспитательных целей необходимы средства, дающие
возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Возникает необходимость введения мониторинга. Новые методы оценки, такие как моделирование, практика, ролевые игры позволяют оценить более разнообразный спектр умений дошкольников в большем количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители. Оценка основывается на разнообразных и вариатативныхсредствах;на всех этапах и уровнях обучения и воспитания . Мониторинг качества - это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием дошкольников с целью их оценки, контроля или прогноза. Педагогический мониторинг – это определенная форма организации, сбора, обработки и хранения информации о деятельности детей в условиях дошкольного учреждения, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать его деятельность. В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии организации педагогического процесса в целом и, в частности, по его отдельным компонентам. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проверенных педагогических действий. Задача мониторинга - установление причин и величины несоответствия результата целям. Кроме того ,мониторинг отличается систематичностью и протяжонностью,применяемымикритериями и показателями (2) Рассматривая вопрос формирования патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении, мы ссылались на основные функции мониторинга – диагностическую и экспертную ( формы и методы развития педагогического процесса, его компонентов и подсистем). Необходимо отметить, что особенностью данного мониторинга является то, что субъекты воспитания – динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые вызывают различные изменения в состоянии детей; а реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за детьми , изучение и оценку его состояния. Конечно же, организация Слежения предусматривает отбор критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров. Воспитательный мониторинг учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания детей. Для проведения мониторинга качества по формированию патриотического воспитанию на музыкальных занятиях в детском саду, необходимо создать определенные условия. Это, прежде всего- задачи мониторинга, далее-методы мониторинга и его этапы. Какие же задачи можно поставить в данном случае? Это-определение критериев качества реализации мониторинга. Для этого необходимо выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление и проведение комплекса музыкальных занятий; отобрать средства диагностики; обеспечить регулярное и систематическое представление информации о происходящем; провести анализ и прогнозирование состояния и развития проведения мониторинговых исследований. Патриотическое воспитание-это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Патриотическое воспитание-это сложный процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, формирование патриотизма как личностного качества. По словам С.А.
Козловой, патриотическое воспитание - это процесс педагогического взаимодействинличность ребенка с целью обогащения знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотического воспитания имеются свои особенности. Корни влияния на это направление в воспитании мы видим в народных песнях, музыке ,играх, впечатлениях о природе, о нравах и традиции людей, в истоках нетрадиционной культуры Содержание патриотического воспитания раскрывается в приобщении людей к праздникам, прикладному искусству, музыкальному фольклору, народным играм. Именно в дошкольном возрасте появляется возможность и необходимость осуществления целенаправленной работы по патриотическому воспитанию детей. Это формирование нравственных чувств на основе германизации процесса воспитания и обучения ,глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Традиционная программа воспитания и обучение в дошкольном образовательном учреждении предусматривает, начиная с детей младших групп приобщение к русским потешкам, к русской народной песне, хороводам и пляскам. От группы к группе музыкальные руководители на своих музыкальных занятиях усложняют задачи по слушанию музыки, воспроизведению песенного репертуара, особой выразительности в пении. К сожалению, приходится наблюдать, что некоторые музыкальные работники игнорируют включение в праздничные мероприятия народных попевок частушек, прибауток, увлекаясь все больше современным музыкальным материалом. А ведь русский фольклор как ничто другое, особенным образом сочетает и слово, и музыкальный ритм, и напевность, выражая нежность и огромную веру в процветание, и благополучие своего народа. Через народный фольклор происходит привитие детям любого дошкольного возраста любви к родной природе, умение слышать и восхищаться голосами этой природы. Интонирование прибауток подводит к исполнению больших сложных музыкальных произведений песенного репертуара, слушание инструментального и песенного творчества, проведение праздников с использованием жанров народного и танцевального творчества. Ребенок растет от песенок до былин, проходят целую школу патриотического воспитания. Через песенное творчество ребенок познает идеалы и стремления своего народа, в нем возрождается патриотическая гордость. Патриотическая тема ,пронизывающая практически все музыкальные занятия в детском саду- тема важная и значительная. Это песни о природе, о земле. О славных воинах и борцах, картинах русского быта и обрядовости. Формирование патриотических чувств на музыкальных занятиях-это использование различных форм ,методов и средств воздействия на ребенка. Все это способствует приобщению детей к народной культуре, формированию у них патриотических чувств духовности, с целью сохранения в дальнейшем культурных ценностей своего народа. Необходимо отметить,что патриотическое воспитании в дошкольном учреждении-важное звено в системе всей педагогической деятельности. Основными показателями являются создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для деятельности детей по патриотическому воспитанию, воспитанию с учетом возрастной категории,гражданственности,уважению к правам ,любви к природе,семье,Родине.
Приоритетными задачами являются задачи развития музыкальной культуры, как средствами фольклера,так и другими средствами музыкальной выразительности, позволяющими воспитывать в детях эмоциональное восприятие,образность,глубину чувств с широким использованием педагогических средств-музыкальных произведений, красочных слайдов мультимедиа, интегрированной деятельности. При этом должны учитываться такие педагогические принципы как доступность, достоверность, эмоциональная насыщенность. Осуществление диагностики по патриотическому воспитанию должно осуществляться в несколько этапов: это комплекс диагностических методик вербального характера, при котором определяются чувства сопереживания и сочувствия и опытно-поисковый этап, имеющий практическое воплощение: игровые тесты, связанные с оценкой моральных качеств, песенный репертуар, музыка для слушания, включающая знакомство с произведениями русских классиков и творчество современных композиторов, проведение музыкальных знаний , праздников не только в стенах детских садов, но и на природе. Музыкальные занятия наиболее полно прививают дошкольникам любовь к Родине ,своему Отечеству, родному краю. ЛИТЕРАТУРА 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02 2002 №393(Текст) // Российская газета .-2002. 2. Петрухин.В.В.Проблема организации и апробации системы пелагического мониторинга в образовательном учреждении // Интернет –журнал (Эйдос).2007.


В раздел образования