Напоминание

Сюжетное (художественное) своеобразие "Сказки о Серебряной Свирели" Соловьёва С.М.


Автор: Горина Дарья Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г.о. Балашиха
Населённый пункт: г. Балашиха, Московскаая область
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетное (художественное) своеобразие "Сказки о Серебряной Свирели" Соловьёва С.М.
Раздел: высшее образование





Назад





Сюжетное (художественное) своеобразие «Сказки о Серебряной

Свирели» Соловьёва С.М.
Говоря о сюжетном своеобразии сказок Соловьёва, следует отметить их многоплановость и многозначность. Как истинный художник, Соловьёв не ограничивается изображением лишь внешней канвы событий. Глубокий духовный подтекст и многогранность явлений, имеющих ёмкий символический смысл – главная особенность сказок Соловьёва. Обратимся к «Сказке о Серебряной Свирели», написанной Соловьёвым в 1906 году. Это время в жизни автора примечательно тем, что «сложное напластование эмоций 1910 – 1912 годов» [Скрипкина В.А. С.М. Соловьёв. Духовные искания. Эволюция творчества. М., 2004. С. 171] сменяется верой в спокойное семейное счастье: поэт женился. Может быть, отчасти поэтому во главе системы образов сказки – героиня, Серебряная Свирель. При этом нельзя забывать о культурологическом контексте эпохи, в которую довелось жить и писать Соловьёву. Это время, когда умы поэтов и художников занимает таинственная Прекрасная Дама (А.А. Блок), Вечная Женственность (Вл. Соловьёв). Отражением подобных представлений, конечно же, являются и женские персонажи сказки С.М. Соловьёва – Серебряная Свирель, а также Звездоглазка и Жемчужная Головка. Соловьёв исследует природу женской души, природу любовного чувства, которое способно объединять людей и, напротив, разрушать дружеские или семейные связи. Он словно экспериментирует с героями, подвергая их различным испытаниям, расставляя преграды и препоны их благополучию. При этом и человеческое счастье в сказках Соловьёва воспринимается по-разному: это совсем не обязательно традиционная семейная жизнь, скорее наоборот, благополучие героев принимает нетрадиционные формы и зависит от их мировоззрения, представлений о любви и верности, способности к самопожертвованию и самоотдаче.
Особое внимание следует обратить на пространственно-временные категории, организующие сюжет сказки, напрямую связанные с образной системой произведения. Сказка строится как сюжет в сюжете. Мы узнаём о мальчике Мише, живущем у старого стихотворца: именно ему и рассказывает художник слова «новую сказку» о Серебряной Свирели, являющуюся центром повествования. Мир мальчика имеет несколько планов. С одной стороны, это мир прошлого, в котором он жил с мамой, теперь отбывшей «за границу». Об этом мире читатель узнаёт крайне мало. С другой стороны – «теперешняя» жизнь мальчика, под опёкой «старого стихотворца». Миша живёт в Штатном переулке, в одной из комнат, из которой он часто наблюдает за внешним миром: атрибутом этого мира и его природы прежде всего становятся большое дерево и чёрная ворона, оглашающая своим криком уличный простор. О том, настолько важно для мальчика личное пространство мы узнаём из того, как неоднократно называет автор его товарища по игре – это мальчик с «чужого двора». Таким образом, мы видим чёткое разделение: свой двор – чужой. С местом, которое претендует стать домом мальчика (жилище стихотворца), связаны особые запахи и ощущения: аромат чая и булок, вечерние чтения сказок. Осознание времени Мишей обусловлено его возрастом. Время существует в его жизни, в основном, как смена сезонов: «во дворе лежало много белого снега», «из желобов капала вода», «пахло весенними почками». Сказка становится своеобразной дверью в душевный мир мальчика. Именно услышанная сказка помогает мальчику осознать, что он больше не увидит свою маму, но он может носить любовь к ней в своём сердце. Именно сказка знакомит Мишу с мирозданием: через судьбы героев узнаёт он горе, о противоречивости жизни, о странной сущности любви – несущей радость и
причиняющей боль. Таким образом, пространственные границы его мира расширяются, усложняется и развивается система его взглядов. Собственно сказочный сюжет (в «Сказке о Серебряной Свирели») строится на встрече героинь – Серебряной Свирели, Звездоглазки и Жемчужной Головки – с двумя рыцарями, имена которых столь же ярки и выразительны, как и имена женских персонажей: Голубой Луч и Чёрный Камень. При этом создаётся ощущение, что встреча героев судьбоносна и предопределена некой силой. Эта предопределённость, а также сочный, иногда мрачный, колорит произведения позволяет говорить о балладных мотивах в сказке. По мере повествования становится понятно, что героями-рыцарями движет роковое чувство к некой Алой Пантере: «он любит волшебниц, как и я любил ее когда-то». Ужасное, страшное для влюблённых испытание (Звездоглазка любит рыцаря по имени Голубой Луч, Жемчужная Головка – рыцаря Чёрный Камень) готовит героям жизнь: им предстоит сделать своеобразный «выбор без выбора». Как бы ни поступили рыцари в зависимости от собственных убеждений, их избранницам суждено погибнуть: Звездоглазка приносит себя в жертву ради того, чтобы спасти жизнь возлюбленного, Жемчужная Головка до конца остаётся с любимым, невзирая на грядущую смерть от тёмных чар коварной Алой Пантеры. При этом Серебряная Свирель, несомненно, обладающая сверхъестественными способностями, не может или не желает противостоять злому началу Алой Пантеры, которая заставляет героев совершать кровопролитие во имя обещанной ею любви и возможным своим преображением (в которое, кстати, не верится на протяжении всей сказки: так умело изображает автор события) – из чудовища в красивую и добрую волшебницу. В финале сказки мы прощаемся с Чёрным Камнем, который на берегу моря ждёт возвращения рыцаря по имени Голубой Луч. Он обречён на одиночество. Звездоглазка мертва, и тело её некогда увёз возлюбленный
(Голубой Луч), чтобы выкупить свободу и счастье у Алой Пантеры. Сам Голубой Луч исчез в дали моря навсегда – вместе с бездыханной девочкой, лежащей на дне его лодки. Жемчужная Головка погибла. Лишь Чёрный Камень навечно остался жить в замке, очерченном Алой Пантерой границей отчуждения, – олицетворяя вечность и непреходящую значимость любовного чувства, к которому способна лишь глубокая, внутренне развитая и цельная личность. Так в сказке снова звучит тема памяти: воспоминание о любви, сильной и решительной, достойно жить в веках. Так Миша вспоминает материнское тепло и любовь, в которых ни на мгновенье не сомневается. Так рыцарь постоянства и целеустремлённости – Чёрный Камень – вспоминает возлюбленную и её жертву во имя своего чувства. «Иногда Жемчужная Головка веяла где-то совсем близко; рыцарь закрывал глаза и чувствовал на губах прикосновение ее теплых губ. Но – мгновение, - и она отлетала». Чрезвычайно интересно и многообразно и пространство сказочной реальности. Оно максимально символично и часто замкнуто. Соловьёв уходит от привычного человеческому взору линейного пространства, его интересует глубина и своеобразие, тайные токи, скрытые в привычных предметах и тех вещах и существах, что связаны в нашем сознании с мифологическим началом (чудовища, гады, обитающие в лесах и оврагах). Мы видим замок, окружённый рвом и лесами, стремящийся выйти из обозначенных природой и неведомым архитектором границ – в небо, в пространство, лишённое временных примет: не случайно так часто переживания героинь даются через призму восприятия ими небесных явлений: «путь к нему лежал по отвесным кручам, над бездонными пропастями». При этом дважды звучит мотив возрождения: на небе гуляет «новорожденный месяц», пыль в заброшенной гостиной, где принимают рыцарей, оказалась способной взрастить из случайно занесённых ветром семян густые заросли вьющихся растений. В сочетании с описанием весенней природы – влажной, прозрачной, с её голубоватыми оттенками, напоминающими талые воды на полотнах Левитана и Саврасова, –
изображенная картина заставляет жалеть героинь: ведь юность так ранима, весна так быстротечна, так очевидна в контексте соловьёвского повествования невозможность счастья героинь. Судьба, с её фатализмом и неумолимостью, также становится героиней произведения.


В раздел образования