Автор: Савина Ольга Игорьевна Должность: воспитатель вкк Учебное заведение: ГБОУ Школа 1161 СП №5 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: конспект Тема: "Наши друзья, помошники." Раздел: дошкольное образование
».
Подготовила
воспитатель
Группы
№ 4:
Савина
О
.
И
.
Москва
2015
Цель
:
Обогащать
знания
детей
об
органах
чувств
.
Программное
содержание
:
Показать
роль
помощников
–
органов
чувств
в
познании
окружающего
мира
и
их
значение
для
развития
общения
(
в
процессе
восприятия
,
внимания
,
памяти
,
двигательных
и
эмоциональных
сферах
).
Уточнить
представление
детей
об
анализаторах
человека
;
закрепить
навыки
обследования
предметов
с
помощью
соответствующих
органов
чувств
;
тренировать
зрительные
ощущения
,
обоняние
,
вкусовые
ощущения
.
Учить
называть
органы
чувств
(
нос
,
глаза
,
рот
,
уши
);
рассказывать
об
их
роли
в
организме
.
Развивать
навыки
исследования
предметов
с
помощью
соответствующих
органов
чувств
.
Развивать
речь
,
память
,
внимание
,
воображение
.
Воспитывать
доброжелательное
и
чуткое
отношение
к
друг
другу
и
к
окружающим
.
Словарная
работа
:
органы
чувств
,
внутри
,
ощущает
,
смотрим
,
нюхаем
,
слышим
,
вкус
.
Оборудование
:
Игрушка
клоун
«
Кузька
».
Изображения
:
нос
,
уши
,
глаза
,
язык
,
каждый
в
отдельном
конверте
с
цветком
(
цветы
разного
цвета
).
Магнитная
доска
с
магнитами
.
Музыкальное
сопровождение
: 1)
в
гостях
у
сказки
(
без
слов
); 2)
звуки
пения
птиц
и
шум
воды
или
дождь
; 3) «
Песенка
про
шарик
».
Большой
воздушный
шар
надутый
гелием
и
большой
с
ленточкой
длинной
(
чтобы
все
дети
могли
взяться
)
Бубен
Стол
для
проведения
опытно
-
экспериментальной
деятельности
.
Баночки
на
количество
детей
с
кусочками
фруктов
(
апельсин
,
яблоко
,
груша
),
чайные
ложки
одноразовые
.
Предварительная
работа
:
Беседы
об
органах
чувств
и
их
значении
.
Дыхательная
гимнастика
на
занятиях
физкультурой
,
бодрящая
гимнастика
после
сна
на
восстановление
дыхания
.
Релаксационные
упражнения
на
расслабление
.
Игра
–
забава
«
Жмурки
» (
для
глаз
).
Игра
«
Кто
позвал
», «
Повтори
слово
» (
для
тренировки
слуха
).
Игра
«
Чего
не
хватает
» (
о
частях
лица
).
Подвижная
игра
«
Ау
».
Ход
занятия
Воспитатель
: -
Ребята
,
сегодня
к
нам
пришли
гости
.
Давайте
дружно
с
ними
поздороваемся
.
(
Дети
выполняют
.
Стук
в
дверь
.)
Воспитатель
:
Ой
ребята
,
а
кто
там
стучится
?
Пойду
,
посмотрю
.
(
Воспитатель
открывает
дверь
и
выносит
плачущую
игрушку
клоуна
(
марионетку
).
Клоун
Кузька
:
Здравствуйте
ребята
!
Меня
зовут
Кузька
. (
Дети
здороваются
)
Как
здорово
,
что
я
к
вам
зашел
.
Мой
друг
Петрушка
говорит
,
что
у
меня
на
голове
есть
помощники
,
которые
всегда
и
во
всём
мне
помогают
,
а
они
от
меня
сбежали
. (
горько
плачет
)
Что
же
мне
теперь
делать
,
ой
-
ой
ей
…
Воспитатель
:
ребята
а
давайте
поможем
Кузьке
.
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
А
поможет
нам
воздушный
шарик
. (
Достает
из
кармана
сдутый
шарик
.)
Кузька
: (
печально
)
Ой
,
как
же
нам
быть
?
Дети
:
Его
надо
надуть
.
Воспитатель
:
Вставайте
в
круг
,
будем
надувать
шарик
.
Шар
воздушный
,
надувайся
,
Шар
воздушный
,
раздувайся
. (
Отходят
назад
маленькими
шагами
)
Надувайся
,
раздувайся
.
Да
не
лопайся
!
(
Надувают
шар
.)
Воспитатель
:
Молодцы
,
вы
дружно
надували
шар
,
закройте
теперь
глазки
.
Дети
с
закрытыми
глазами
ждут
.
Воспитатель
выносит
воздушный
шар
.
Кузька
:
Посмотрите
,
какой
красивый
шар
мы
надули
.
Воспитатель
:
Что
вам
помогает
видеть
его
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
А
когда
мы
глазки
закрывали
,
мы
что
-
нибудь
видели
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
Их
наверно
надо
беречь
?
А
,
вы
,
как
их
бережёте
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
Ребята
смотрите
,
а
вот
и
первая
подсказка
. (
Открывается
конверт
с
изображением
глаз
и
прикрепляется
на
магнитную
доску
)
Кузька
:
Ага
,
понятно
,
глазки
нам
помогают
всё
увидеть
вокруг
!
Они
значит
-
наши
помощники
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
А
теперь
все
беремся
за
ленту
нашего
шарика
,
ведь
он
волшебный
и
поможет
нам
найти
подсказки
(
Фонограмма
«
В
гостях
у
сказки
».)
Дети
берутся
за
ленточку
,
привязануюе
к
большому
воздушному
шару
и
тихонечко
идут
,
педагог
подводит
их
,
к
расставленным
полукругом
стульям
.
Воспитатель
:
Наш
шарик
устал
,
давайте
остановимся
,
присядем
на
стульчики
и
отдохнём
.
Воспитатель
:
Ой
,
а
вот
и
еще
одна
подсказка
(
открываем
конверт
с
изображением
носа
).
Что
это
ребята
?
Кузька
:
Вы
узнали
что
это
?
Ответы
детей
.
Кузька
:
А
у
вас
есть
носик
?
Покажите
его
.
Зачем
вам
нужен
нос
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
Ребята
,
а
как
нужно
беречь
нос
Ответы
детей
.
Кузька
:
Я
понял
!
Нос
очень
важный
помощник
.
Он
нужен
,
чтобы
дышать
и
чувствовать
запахи
.
Послушайте
я
сочинил
стишок
про
нос
:
Нос
всю
жизнь
нам
верно
служит
.
Носик
с
нами
очень
дружит
.
Носик
очень
помогает
Запахи
все
различает
.
(
Фонограмма
«
Пение
птиц
,
звук
воды
».)
Кузька
:
Мне
кажется
или
я
что
-
то
слышу
?
Что
это
за
звук
?
А
вы
слышите
ребята
?
Ответы
детей
Кузька
:
А
как
вы
об
этом
догадались
?
Ответы
детей
Кузька
:
Услышали
?
Чудеса
,
я
тоже
слышу
,
а
чем
я
слышу
?
Ответы
детей
Кузька
:
Ушками
?
Их
что
,
очень
много
?
Ответы
детей
Кузька
:
А
где
они
?
Ответы
детей
, (
показывают
).
Воспитатель
:
Ребята
смотрите
,
а
вот
и
еще
одна
подсказка
,
давайте
посмотрим
,
что
здесь
.
Ответы
детей
Картинка
с
изображением
ушей
,
прикрепляется
на
доску
.
Воспитатель
:
да
действительно
уши
тоже
нам
помогают
.
Кузька
:
Теперь
я
понял
,
у
нас
два
уха
,
с
одной
и
с
другой
стороны
.
Вот
они
.
Они
нам
помогают
слышать
хорошо
разные
звуки
.
Воспитатель
:
Смотрите
,
у
меня
есть
бубен
,
послушайте
и
определите
своими
ушками
,
как
я
буду
играть
. (
Играет
сначала
громко
,
а
потом
тихо
.)
Проводится
игра
«
Тихо
и
громко
»
Кузька
:
А
у
меня
есть
стих
про
ушки
У
людей
и
у
зверушек
Есть
по
паре
чутких
ушек
!
Ушки
звуки
различают
,
Они
слышать
помогают
!
Кузька
:
Мы
нашли
ещё
одного
помощника
-
УШКИ
,
и
их
тоже
надо
беречь
.
А
как
я
не
знаю
?
Ответы
детей
Воспитатель
:
ребята
,
а
наш
шарик
заскучал
,
давайте
с
ним
поиграем
.
Вставайте
и
повторяйте
все
движения
вместе
со
мной
.
Физминутка
:
Фонограмма
«
Песенка
про
шарик
Кузька
:
Молодцы
,
хорошо
играли
.
Проходите
,
отдохните
немножко
.
Появляется
еще
подсказка
:
картинка
с
изображением
языка
.
Воспитатель
:
А
что
вы
сейчас
видите
?
Ответы
детей
Кузька
:
У
вас
есть
язычок
?
Кузька
:
А
,
вы
,
знаете
,
зачем
нужен
язычок
?
Ответы
детей
Кузька
:
Я
тоже
знаю
,
что
он
нам
помогает
говорить
.
А
когда
мы
кушаем
,
он
помогает
определить
вкус
продуктов
:
и
сладкую
конфету
,
и
вкус
хлеба
,
и
б
-
р
-
р
-
р
,
горькое
лекарство
.
Кузька
:
Ой
,
ребята
,
я
кажется
поняла
,
кто
такие
друзья
-
помощники
.
А
вы
догадались
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
Да
,
наши
друзья
–
помощники
–
это
ОРГАНЫ
ЧУВСТВ
:
глаза
,
нос
,
уши
и
язык
.
-
Напомните
мне
,
глазками
мы
что
делаем
? (
Смотрим
.)
-
Носиком
мы
чувствуем
,
что
? (
Нюхаем
.)
-
Ушками
мы
,
что
различаем
? (
Слышим
.)
-
Язычком
мы
ощущаем
,
что
? (
Вкус
.)
Воспитатель
:
У
каждого
из
нас
есть
один
носик
,
один
язычок
,
два
ушка
и
два
глазика
.
Кузька
:
Теперь
,
я
узнал
о
каких
помощниках
у
меня
на
голове
,
говорил
Петрушка
.
Знаю
как
они
мне
помогают
,
значит
пора
возвращаться
домой
.
Спасибо
ребята
.
Досвидания
!
Дети
прощаются
с
Кузькой
.
Педагог
подводит
детей
к
столу
,
на
которых
лежат
ложки
прикрытые
салфеткой
и
баночки
самоклеющей
блестящей
плёнкой
.
Воспитатель
:
Ой
-
ой
-
ой
,
я
совсем
забыла
,
Кузька
дал
мне
какие
-
то
баночки
,
а
что
в
них
,
не
сказал
.
Вы
поможете
узнать
,
что
там
?
Ответы
детей
Воспитатель
:
Ух
,
красивые
какие
!
А
что
в
них
лежит
,
вы
видите
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
Почему
мы
не
можем
узнать
,
что
лежит
в
баночках
?
Ответы
детей
.
Воспитатель
:
Скажите
мне
,
как
мы
можем
определить
,
что
там
находится
?
Ответы
детей
Воспитатель
:
А
помогут
нам
в
этом
друзья
–
помощники
–
ОРГАНЫ
ЧУВСТВ
:
нос
,
язычок
и
глазки
.
Каждый
возьмите
по
одной
баночке
,
и
проверьте
,
что
там
внутри
.
Дети
самостоятельно
открывают
баночки
и
определяют
что
в
них
(
яблоко
,
груша
,
апельсин
).
Воспитатель
:
Вы
догадались
,
что
лежит
в
баночках
?
Что
было
в
баночке
у
Таси
?
Как
ты
проверила
?
А
у
Кирюши
?
Как
ты
проверил
?…
Что
нам
помогло
это
узнать
?
Воспитатель
:
А
язычком
можно
было
проверить
?
Таисия
как
проверить
язычком
?
На
столе
лежат
ложки
,
можно
попробовать
.
Воспитатель
:
Возьмите
ложечку
и
попробуйте
на
вкус
,
что
лежит
в
вашей
баночке
.
Воспитатель
:
Какой
помощник
вам
помог
определять
вкус
фруктов
?
Ответы
детей
Воспитатель
:
Вы
молодцы
,
всё
определили
и
грушу
,
и
апельсин
,
и
яблоко
.
И
вам
в
этом
помогли
ваши
друзья
–
помощники
–
органы
чувств
.
Воспитатель
:
Глаза
нам
нужны
,
чтобы
мы
видели
.
Носик
,
чтобы
чувствовать
запахи
.
Язычок
,
помогает
говорить
и
ощущать
вкус
продуктов
.
Ушки
нам
нужны
,
чтобы
мы
слышали
звуки
,
которые
нас
окружают
.
Поэтому
,
пожалуйста
,
очень
бережно
относитесь
к
своим
друзьям
-
помощникам
.
Воспитатель
:
Ребята
вам
понравилось
наше
приключение
с
Кузькой
и
воздушным
шариком
.
Ответы
детей
Воспитатель
:
А
что
мы
с
вами
делали
?....
А
что
мы
с
вами
искали
?.....
А
каких
помощников
мы
с
вами
нашли
? …..
А
давайте
их
нарисуем
на
нашем
шарике
….(
по
мере
того
как
дети
называют
органы
чувств
их
воспитатель
прорисовывает
на
воздушном
шаре
и
дети
их
находят
у
себя
на
лице
и
показывают
)
А
как
называются
глаза
,
уши
,
язык
и
нос
все
вместе
?......
А
на
память
о
нашем
приключении
наш
волшебный
воздушный
шарик
останется
у
нас
в
группе
.
Хотите
?
Ответы
детей
Теперь
давайте
попрощаемся
с
нашими
гостям
и
пригласите
их
к
нам
ещё
.