Автор: Мазалова Ирина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 9 КВ" Населённый пункт: Тульская область, город Богородицк Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе Тема: "Звук и буква Ж" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 комбинированного вида»
Конспект занятия
по
обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
на тему:
«Звук ж. Буква Ж»
Учитель-логопед: Мазалова И.В.
г. Богородицк
Цель:
познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов,
слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина
слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5)упражнять детей в делении слов на слоги;
6) учить детей преобразовывать слова;
7) совершенствовать звуковой анализ;
8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух,
внимание.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать
положительное
отношение
к
занятиям;
вести
контроль
за
собственной
речью;
формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование:
предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); конверт с письмом;
сюжетные
картинки;
мяч;
листы
для
индивидуальной
работы;
предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка
«Жук»; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», счетные
палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И), картинка
«Солнышко».
Дети встали в круг.
Логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать
друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе
утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).
Логопед: Тихо проходите и садитесь на свои места.
Логопед: Произнесем все вместе:
«Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять
И друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
I. Организационный момент:
Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он
передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие
в страну Букварию, где живут…
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать
сами.
Ваша новая буква»
Логопед: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет
в стране Букварии?
Дети: Да.
Показываю детям картинку с изображением банана.
Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети: На этой картинке изображен банан.
Логопед: Какой первый звук в слове банан?
Дети: В слове банан первый звук б.
Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной
стороне изображена буква Б).
Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.
Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?
Дети: Буквы.
Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой
буквой.
Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
Логопед: С какого звука начинается слово жук?
Дети: Слово жук начинается со звука [ж].
Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.
Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику
язычка и самомассаж.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,
Сядем на качели, чтобы покачаться.
Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].
Дети: Ж-ж-ж..
Логопед: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на
горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает.
Логопед: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?
Дети: Звук [ж] звонкий.
Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.
Вика, дай полную характеристику звука [ж].
Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
Логопед: Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на
ушко.
2. Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить
звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж],
слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.
3.Логопед: Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.
Будь внимательным, смотри:
Слова со звуком [ж] назови
И место звука в слове укажи.
Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж]
находится в начале слова.
(аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи,
лыжи,
моржи,
крыжовник,
жилет,
дождик,
баклажан,
художник,
флажок).
Логопед:тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в
конце слова. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой
[ш].
Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
3. Логопед: Ребята, что такое слог?
Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук.
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед:
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед: ЖИ, ЛЫ
Дети: ЛЫЖИ
(ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА
ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ
РАВЛЬ, ЖУ)
Логопед: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на
слоги» (Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске
и
определяют количество слогов в словах).
Логопед: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук нас приземлился,
Жужжа, закружился:
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково:
Флаг – флажок
(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).
Логопед: У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово».
Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].
(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).
Логопед: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас
познакомимся с буквой Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.
Логопед: Ребята, что это: буква или звук?
Дети: Это буква.
Логопед: Правильно. А чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и
слышим.
Логопед:
Ребята,
возьмите
листочки.
Я
сейчас
расскажу
вам
одну
историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал
лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему
вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и
проводим дорожку от жука к цветку.
Логопед: Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.
Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно.
Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.
(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети
читают слоги)
Слушает ЖУК внимательно,
Как вы слоги читаете старательно.
Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ
Логопед: Хорошо, молодцы.
А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы
получилось слово (буквы У, Ж, К)
Дети: Жук.
Логопед: Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему
слова ЖУК.
(дети выполняют задание)
Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы,
ребята, проверяйте.
Ребенок выкладывает схему слова на доске.
Логопед: Саша, почему ты поставил первым синий кружок?
Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим
кружком.
Аналогичная работа со звуками: [у], [к].
Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.
Скороговорку повторите,
На звук [ж] сильней нажмите:
Жутко жуку жить на суку.
Логопед: Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. Откройте
тетради и напишите букву Ж в тетрадях.
(дети выполняют задание в тетрадях)
Логопед: Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет
узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?
(ответы детей)
Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?
Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.
Логопед: Правильно, ребята, молодцы!
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
За
то,
что
вы
сегодня
были
такие
внимательные,
так
хорошо
занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.
Можете отдохнуть.
Литература:
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать»
М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.
Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М.: Баласс, 2002. – 128 с.
Г.А.
Глинка
«Буду
говорить,
читать,
писать
правильно»
СПб.:
Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.
Е.В.
Кузнецова,
И.А.
Тихонова
«Обучение
грамоте
детей
с
нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
О.В.
Тырышкина
«Индивидуальные
логопедические
занятия»,
Волгоград, 2013. – 239 с.
Автор: Мазалова Ирина Владимировна, логопед
МДОУ «Детский сад №9 КВ»
Тульская область, г. Богородицк, Россия