Напоминание

"Звук и буква Ж"


Автор: Мазалова Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 9 КВ"
Населённый пункт: Тульская область, город Богородицк
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: "Звук и буква Ж"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида»
Конспект занятия

по

обучению грамоте

в подготовительной к школе группе
на тему: «Звук ж. Буква Ж» Учитель-логопед: Мазалова И.В. г. Богородицк

Цель:
познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов; 2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова); 3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; 4) закрепить в речи детей понятие «слог»; 5)упражнять детей в делении слов на слоги; 6) учить детей преобразовывать слова; 7) совершенствовать звуковой анализ; 8) совершенствовать навык чтения слогов, слов; Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание. Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование:
предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук»; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И), картинка «Солнышко».
Дети встали в круг. Логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу). Логопед: Тихо проходите и садитесь на свои места. Логопед: Произнесем все вместе: «Будем мы сейчас опять Смотреть, слушать, размышлять И друг другу не мешать. Внятно, четко говорить Не вертеться, не шалить. I. Организационный момент: Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано. «Дорогие ребята! Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут… А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами. Ваша новая буква» Логопед: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии? Дети: Да. Показываю детям картинку с изображением банана. Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке? Дети: На этой картинке изображен банан. Логопед: Какой первый звук в слове банан? Дети: В слове банан первый звук б. Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б). Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы. Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии? Дети: Буквы. Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой. Отгадайте загадку: Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. Дети: Жук. Логопед: С какого звука начинается слово жук? Дети: Слово жук начинается со звука [ж]. Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж. Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж. Руки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы обогреваем. Грабельки сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки, А теперь погладим пальцами мы щечки. Щечки разминаем, чтобы надувались. Губки пожуем мы, чтобы улыбались. Мы почистим зубки, чтобы улыбаться, Сядем на качели, чтобы покачаться. Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж]. Дети: Ж-ж-ж.. Логопед: Звук [ж] можно пропеть? Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный. Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает? Дети: Горлышко работает. Логопед: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой? Дети: Звук [ж] звонкий. Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый. Вика, дай полную характеристику звука [ж]. Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый. Логопед: Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко. 2. Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж]. Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Логопед: Молодцы, все были очень внимательными. 3.Логопед: Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же. Будь внимательным, смотри: Слова со звуком [ж] назови И место звука в слове укажи. Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова. (аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок). Логопед:тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш]. Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание. 3. Логопед: Ребята, что такое слог? Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Логопед: Буду я сейчас водить, Буду слоги говорить. Слоги нужно так поставить, Чтобы слово получить. Логопед: ЖИ, ЛЫ Дети: ЛЫЖИ (ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ) Логопед: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах). Логопед: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем: В домик к нам жук влетел, Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж». Вот он вправо полетел – Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел – Каждый влево посмотрел. Жук на нос нам хочет сесть, Не дадим ему присесть.
Жук нас приземлился, Жужжа, закружился: Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук наверх полетел И на потолок присел. На носочки мы привстали, Но жука мы не достали. Хлопнем вместе: Хлоп-хлоп-хлоп. Чтобы улететь он смог. Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково: Флаг – флажок (снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг). Логопед: У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж]. (лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня). Логопед: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж. Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издает жужжащий звук. Логопед: Ребята, что это: буква или звук? Дети: Это буква. Логопед: Правильно. А чем буква отличается от звука? Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим. Логопед: Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку. Логопед: Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок. Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.
(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги) Слушает ЖУК внимательно, Как вы слоги читаете старательно. Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ Логопед: Хорошо, молодцы. А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К) Дети: Жук. Логопед: Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК. (дети выполняют задание) Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте. Ребенок выкладывает схему слова на доске. Логопед: Саша, почему ты поставил первым синий кружок? Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком. Аналогичная работа со звуками: [у], [к]. Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Скороговорку повторите, На звук [ж] сильней нажмите: Жутко жуку жить на суку. Логопед: Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях. (дети выполняют задание в тетрадях) Логопед: Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей) Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]? Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый. Логопед: Правильно, ребята, молодцы! Жук не зря у нас гостил, Букву Ж он изучил. И за знания в ответ Нам оставил свой портрет. За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет. Можете отдохнуть.
Литература: С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М.: Баласс, 2002. – 128 с. Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. О.В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Волгоград, 2013. – 239 с. Автор: Мазалова Ирина Владимировна, логопед МДОУ «Детский сад №9 КВ» Тульская область, г. Богородицк, Россия


В раздел образования