Автор: Сирица Юлия Вадимовна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ школа №331 Невского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Некоторые свойства прямоугольных треугольников Раздел: среднее образование
средняя общеобразовательная школа №331 Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
по математике
«Некоторые свойства прямоугольных треугольников»
для учащихся 7-го класса
Тип урока: комбинированный по систематизации и обобщению изученного материала
Урок с использованием системно - деятельностного подхода к обучению, элементов технологии
развития критического мышления (ТРКМ) и с использованием приемов проблемно-диалогической
технологии
Автор разработки
учитель математики
Сирица Юлия Вадимовна
Санкт-Петербург
2013 год
Цель:
закрепить знания учащихся о свойствах прямоугольных треугольниках, использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности при решении задач по указанной теме,
контроль знаний по теме с использованием АИС «ЗНАК».
Задачи
урока,
соответствующие Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ от 17.12.2010:
Личностного развития:
Проявлять интерес к изучению темы;
Проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.
Метапредметного развития:
Познавательные умения:
раскрывать значение словосочетаний «сумма острых углов прямоугольного треугольника»,
«острый
угол,
равный
30
0
»,
«катет,
противолежащий
острому
углу»,
«медиана
треугольника,
проведенная
из
вершины
прямого
угла»и
использовать
их
в
активном
словаре;
осуществлять переход от аналитического способа задания функции к графическому и
обратно;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя определения, теоремы, алгоритм;
соотносить учебные действия с известными утверждениями;
выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;
проверять результат выполнения учебного задания и вносить исправления.
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
использовать геометрическую символику для записи решений, обогащая опыт выполнения
знаково-символических действий;
оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога;
адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметного развития:
формулировать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников;
применять теоремы о свойствах прямоугольных треугольников при решении задач;
проводить по ходу решения задач дополнительные построения, сопоставлять по ходу
решения полученный результат с условием задачи;
Задачи
урока,
соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования
Российской
Федерации
от
05.03.2004:
1.
Обучающие:
закрепить основные свойства прямоугольных треугольников;
совершенствовать
навыки
решения
задач
на
применение
свойств
прямоугольных
треугольников;
2.
Развивающие:
развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого
материала за счет использования различных методов и программных средств;
развивать
коммуникативные
качества
учащихся,
посредством
четких,
грамотных
и
лаконичных формулировок пояснений к решению задач;
3.
Воспитательные:
формировать
навыки
контроля
и
самоконтроля,
чувство
ответственности
и
самостоятельность;
активизировать познавательную активность учащихся.
Продолжительность: 45 мин (1 урок)
2
План урока:
1.
Организационный момент. Объявление темы, цели и задач урока - 2 мин.
2.
Повторение с использованием интерактивных заданий. Проверка домашнего задания –6 мин.
3.
Решение задач по теме: «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» – 12 мин.
4.
Тестирование с использованием АИС «ЗНАК» - 15 мин.
5.
Рефлексия учащихся, подведение итогов урока – 4 мин.
6.
Постановка домашнего задания – 1 мин.
Средства обучения:
проектор;
компьютер;
тетради;
Геометрия, рабочая тетрадь 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина.]/ - 15-е изд. – М.:
Просвещение, 2012
Программа для создания тестов iSpring QuizMaker
Программа для создания тестов АИС «ЗНАК»
Геометрия, 7-9классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов,
С.Б.Кадомцев и др.]/ - 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010
3
Ход урока
1.
Организационный момент. Объявление темы, цели и задач урока – 2 мин.
Здравствуйте, садитесь!
Назовите тему, которую мы с вами изучали на предыдущем уроке? (Некоторые свойства
прямоугольных треугольников).
Сегодня мы с вами продолжим изучение этой темы и не только обобщим наши знания о
свойствах прямоугольных треугольников, но и проверим их, выполнив тест с помощью
автоматизированной информационной системы (АИС) «ЗНАК».
Сегодня вам предлагается следующий план урока :
1)
Повторение с использованием интерактивных заданий.
2)
Проверка домашнего задания.
3)
Решение задач.
4)
Выполнение теста.
5)
Рефлексия.
6)
Обсуждение домашнего задания.
2.
Повторение с использованием интерактивных заданий.
Проверка домашнего задания– 6 мин.
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
(Слайд 2)
Вызвать одного учащегося для решения задачи
из домашнего задания на доске:
В
Δ ABC
∠
B
=
90 ° ,
BD
−
высота,
AB
=
2 BD .
Докажите, что
3 AC
=
4 AD.
Один учащийся готовит решение задач
на доске.
2.
(Слайд 3)
На
экране
представлены
интерактивные
задания, на знание свойств прямоугольных
треугольников, выполненное в программе:
Задание 1.
Задание 2.
Задание 1.
Учащиеся
по
очереди
выполняют
задание,
произнося
формулировки
с в о й с т в
п р я м о у г о л ь н ы х
треугольников.
Результат:
4
Определите треугольники, у которых угол
при вершине B равен 30°.
Задание 3.
По свойству прямоугольного треугольника
угол А равен…
Обратить внимание на то, что ответ №3 тоже
правильный,
но
не
соответствует
свойству
прямоугольного треугольника.
Этот
ответ
соответствует
теореме
о
сумме
углов в треугольнике.
Задание 2.
Учащиеся
по
очереди
выполняют
задание, аргументируя ответ.
Результат:
Задание 3.
Учащиеся
выполняют
за д а н и е ,
аргументируя ответ.
Результат:
5
(Слайд 4)
(Слайд 5)
Задание 4.
По
данным
рисунка
найдите
расстояние
между прямыми АВ и СD.
Задание 5.
В треугольнике АВС угол С равен 35°. ВО –
медиана треугольника. ВО равна половине
АС. Найдите угол BAO.
Подведение итога выполнения задания.
Итак, мы с вами вспомнили все, что нам
понадобится для решения задач, на экране
вам представлены все утверждения. Такие
же
памятки
лежат
у
вас
на
столах,
переверните их.
Проверка домашнего задания.
В
Δ ABC
∠
B
=
90 ° ,
BD
−
высота,
AB
=
2 BD .
Докажите, что
3 AC
=
4 AD.
Итог (обсуждение):
Что за треугольник дан в задаче?
Что в нем хорошего?
Для
доказательства
достаточно
найти
о б щ у ю
м е р у
( о т р е з о к ) ,
к о т о р ы й
укладывается
(помещается)
3
раза
на
Задание 4.
Учащиеся
выполняют
за д а н и е ,
аргументируя ответ.
Результат: 11 cм
Задание 5.
Учащиеся
выполняют
за д а н и е ,
аргументируя ответ.
Результат: 55°
Учащийся
у
доски
предст авляет
решение,
подготовленной
задачи,
остальные проверяют их выполнение
в тетради и задают вопросы.
Учащиеся
участвуют
в
обсуждении
отвечая на вопросы.
6
отрезке AC и 4 раза на отрезке АD.
Какой из имеющихся отрезков подходит для
этого? (ВD и СD, т.к. они самые короткие)
ВD не понятно как можно укладывать.
CD – подходит.
Получаем, что
а
=
1
4
АС
=
АС
4
а
=
1
3
АD
=
АD
3
;
AC
4
=
АD
3
; 3 AC
=
4 AD
3.
Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников – 12 мин.
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
3.
(Слайд 6)
Сейчас я вам предлагаю решить еще одну
задачу
Решение задачи с подробным обсуждением .
Гипотенуза прямоугольного треугольника в
четыре
раза
больше,
проведенной
к
ней
высоты. Найдите острые углы треугольника.
Прочитайте задачу.
Начинаем рассуждать, задавать вопросы
и отвечать на них для того, что бы понять,
что за конструкция нам дана!
Наводящие вопросы:
1)
Проведем
высоту CH,
как
изменилась
ситуация? (Какие образовались фигуры?)
2)
Проведем
медиану CМ как изменилась
ситуация? (Какие образовались фигуры,
что нам про них известно?)
3)
Что
означает
условие:
гипотенуза
в
4
раза больше высоты, как его записать на
языке математики?
4)
Если АВ=4х. Чему равны BM, AM и СМ?
5)
Посмотрите и проанализируйте данные,
которые мы получили. Величину углов
какого
т реуголь ника
в ы
м ож е т е
определить?
6)
Величины,
каких
углов
еще
можем
Обсуждение решения задачи.
1)
СН разбила данный треугольник на 2
прямоугольных треугольника.
2)
Медиана разбила данный треугольник
на два равнобедренных BMC и AMC, в
них BM=CM=MA, СМ=½АВ.
3)
Пусть СН = х, тогда АВ=4х.
4)
BM=AM=СМ=½АВ=2х
5)
В треугольнике CHM, катет СН в 2 раза
м е н ь ш е
г и п от е н у з ы CM,
з н ач и т
7
определить?
7)
Мы получили ответ на вопрос задачи.
8)
Запишите решение.
Решение:
СН – высота. Пусть СН = х,
тогда АВ=4х.
Проведем
медиану СМ,
СМ=½АВ=2х,
отсюда ВМ=АМ=2х.
Рассмотрим
ΔСHM
, в нем:
∠
CHM
=
90 °
(т.к. СН – высота
Δ AСB
),
СН=х,
С М = 2 х , тогда
∠
CMH
=
30 °
,
с л е д о в а т е л ь н о ,
∠
CMA
=
150 °
(как
смежный с
∠
CMH
=
30 °
).
Δ AMC
-
р а в н о б е д р е н н ы й ,
т о г д а
∠
A =
∠
MCA
=
15°
.
Δ ABC
- прямоугольный,
∠
A
=
15 °
, тогда
∠
B
=
90 °
−
15 °=75 °
.
Ответ: 15°, 75°.
Решить задачи № 143 из рабочей тетради .
Какими
утверждениями
пользовались
при
решении задач?
∠
НMС
=
30 ° ,
∠
НCM
=
60 °
.
6)
∠
АMС
=
180 °
−
∠
НMС
=
180 °
−
30 °= 150 °
как смежные)
Δ AMC
-
равнобедренный,
т о гд а
∠
A =
∠
MCA
=
15°
.
Δ ABC
-
прямоугольный,
∠
A
=
15 °
,
тогда
∠
B
=
90 °
−
15 °=75 °
.
Один из учащихся по указанию учителя
читает
задачу
с
решением,
заполняя
пропуски,
остальные
внимательно
слушают и исправляют ошибки .
4.
Тестирование с использованием АИС «ЗНАК» - 15 мин.
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(Слайд 7)
Т е п е р ь
п р о в е р и м ,
к а к
в ы
с а м о с т о я т е л ь н о
н а у ч и л и с ь
п р и м е н я т ь
с в о й с т в а
прямоугольных треугольников при
решении задач. Сегодня нам в этом
п о м о ж е т
у ж е
х о р о ш о
в а м
и з в е с т н а я
а в т о м а т и ч е с к а я
информационная система «ЗНАК».
Вам предстоит выполнить тест из 7
вопросов.
Время
ограничено
20
минут ами.
Те ст
н а з ы в а е т с я
« С в о й с т в а
п р я м о у г о л ь н ы х
треугольников».
С а д и т е с ь
з а
к о м п ь ю т е р ы ,
приступайте к работе.
В ы п о л н е н и е
т е с т а
в
А И С
« З Н А К »
(приложение 1).
Некоторым
учащимся
можно
предложить
выполнить тест письменно.
8
5.
Рефлексия учащихся, подведение итогов урока – 4 мин.
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(Слайд 8)
Подведение итогов работы в АИС
«ЗНАК» (выставление оценок);
Рефлексивная деятельность:
I. Задание на самоанализ .
Проставьте в каждой ячейке таблицы один из
значков:
«v» - уже знал это;
«+» - новая информация, которую понял и освоил;
«-» - новая информация, в освоении которой
возникли трудности;
«?» - новая информация, которую не понял.
Информация, изученная
на уроке
Значок
Свойство острых углов
прямоугольного
треугольника и его
применение при решении
задач
Свойство катета
прямоугольно треугольника,
лежащего против угла в 30
0
и его применение при
решении задач
Свойство медианы
прямоугольного
треугольника, проведенной
из вершины прямого угла и
его применение при
решении задач
Признак прямоугольного
треугольника и его
применение при решении
задач
II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я
доволен(льна )
………………..(очень,
не
о ч е н ь ) результатом
работы,
которую
сделал(а) …………..………… ( сам, с помощью
одноклассника, учителя).
6.
Постановка домашнего задания. – 1 мин.
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(Слайд 8)
Обсуждение домашнего задания.
Запись домашнего задания.
Рабочая тетрадь №144, 145
Задача:
На
гипотенузе AB
прямоугольного
Δ ABC
взята точка E, а внутри треугольника -
точка D.
Перпендикуляр EM
к
прямой AC
д е л и т
к а т е т AC
п о п о л а м ,
9
∠
В
=
45 ° ,
∠
CDA
=
90 ° ,
∠
DCA
=
60 ° .
Докажите, что EM=DC.
10