Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе
Автор: Зернова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №74 "Забава" Населённый пункт: Белгород, Белгородская область Наименование материала: Статья Тема: Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе Раздел: дошкольное образование
«Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе»
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен дале-
ко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом,
своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершен-
ствоваться.
Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему
справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют,
к
огда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята
очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув сте-
ны детсада.
Успешное развитие личности ребёнка - дошкольника, повышение эффективно-
сти учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во
многом определяется тем, насколько велика будет роль воспитателя с детьми и
подразумевает выполнение им в своей деятельности функций:
Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер раз-
вивающейся личности
Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведе-
ния, содействует успешной социальной адаптации детей
Влияет на общение в группе сверстников
Климов Е.А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый
«цветок», требующий систематического профессионального «ухода». Ребёнок ну-
ждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и
обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивиду-
альными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки
ребёнка - является искренне самовыражение воспитателя, т. к. даже самый малень-
кий ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Под-
держка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом
«глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактиль-
ным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздейство-
вать на него - необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной
симпатии, солидарности. Каковы же качественные понятия воспитателя - педагога?
Это:
терпимый
внимательный вежливый
помогающий
одобряющий
сотрудничающий
добросердечный
открытый
активно слушающий
Благодаря такому поведению воспитателя дети будут чувствовать себя вну-
тренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на раз-
вития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.
Задача воспитателя не только в создании положительной эмоциональной атмо-
сферы, но и в преодолении эмоциональных трудностей. В своей работе воспитатель
может использовать различные психогимнастические игры, коррекционно-развиваю-
щие упражнения, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различ-
ные этюды. Например, в утреннее время хорошо провести такие игры, как «Подари
теплоту и доброту», или начинать каждый день с «Круга друзей» во время которого
можно поинтересоваться как дети провели вечер, что интересного узнали, поделить-
ся с ними радостной новостью.
Использование в работе современных игр, которые учат детей самовыраже-
нию, помогает воспитателю понять каждого ребенка . Это такие игры, как «Компле-
менты», «Фантазии», «Архитекторы», «Дизайнеры». Эти игры влияют на общую ат-
мосферу в коллективе.
Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка вос-
питателям рекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:
1.
Создание обстановки доверительности - воспитатель
подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприят-
ную атмосферу общения
и
взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.
2.
Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных
возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются
любые вопросы обсуждения.
3.
Творческое сотрудничество - педагог отождествляет себя с детьми, раз-
вивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с
целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.
4.
Подчёркивает успехи ребёнка, выделяет их, хвалит его.
5.
Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен друже-
любно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей. Отделяя эмоцио-
нальные реакции от фактов.
6.
Активизирует речь детей путём одобрения,.
Перефразирования, повторения.
7.
Речь
должна
иметь
поддерживающий
характер:
понятность,
образ-
ность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.
8.
Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямое
обращение, сравнение, вопросы удивления.
9.
Самопомощь - давать возможность действовать самому, уметь совер-
шать выбор
Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой путь, «сражаясь»
со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.
Роль воспитателя - педагога в формировании комфортного психоэмоциональ-
ного состояния ребёнка заключается в сохранении и укреплении психического и пси-
хологического здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы ком-
форта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и пережи-
ваниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.