Особенности работы с родителями детей 3-4 лет с отклонениями в развитии в период их адаптации к новым социальным условиям
Автор: Засухина Жанна Геннадьевна Должность: воспитатьель(студент v курса заочного отделения ППФ) Учебное заведение: НГПУ "Мининский университет" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Особенности работы с родителями детей 3-4 лет с отклонениями в развитии в период их адаптации к новым социальным условиям Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с родителями в период адаптации.
В
силу
огромной
роли
семьи,
ближайшего
окружения
в
процессе
социальной адаптации ребенка необходима такая организация среды (быта,
досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать
его развитие.
Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса.
Условия
нестабильности
общества
и
социальная
напряженность
отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на
вторые
и
третьи
места.
Все
эти
затруднения
массовой
педагогической
практики
позволяют
сделать
вывод,
что
организованная
деятельность
по
социальной адаптации детей с психическим недоразвитием в раннем возрасте
должна представлять собой целостную модель. Выстраивая ее, необходимо
включать всех участников процесса: и педагогов, и родителей, и детей.
Общая задача педагогов и родителей - помочь ребенку по возможности
безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают
различные
трудности:
отсутствие
необходимых
для
современной
семьи
разнообразных
знаний:
медицинских,
педагогических,
психологических,
юридических
и
т.д.;
мотивы
и
потребности
в
обучении
у
родителей
и
воспитателей разные.
В
образовании
родителей
детская
дошкольная
организация
должна
выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности.
Цель
взаимодействия
с
родителями:
развивать
педагогическую
компетентность
родителей,
помогать
семье
находить
ответы
на
интересующие вопросы в воспитании детей с психическим недоразвитием,
привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании
ребенка.
Исходя из цели, следует определить задачи работы:
- выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и
семье;
- оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь
родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
-
сформировать
у
ребенка
чувство
защищенности
и
внутренней
свободы, доверия к окружающему миру;
-
активизировать
и
обогатить
воспитательные
умения
родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При
работе
с
родителями
необходимо
придерживаться
следующих
принципов:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
-
дифференцированный
подход
к
взаимодействию
с
родителями
с
учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса
родителей
к
работе
ДОУ,
к
воспитанию
детей,
улучшению
детско–
родительских
отношений;
повышение
компетентности
родителей
в
психолого-
педагогических
и
правовых
вопросах;
увеличение
количества
обращений
с
вопросами
к
педагогу,
на
индивидуальные
консультации;
возрастание
интереса
к
мероприятиям,
проводимых
в
ДОУ;
увеличение
количества родителей – участников в совместных мероприятиях.
Наиболее важным условием успешного взаимодействия с родителями
является то, что воспитатель должен быть не только профессионалом в своей
области, но и обладать навыками и опытом передавать свои знания.
Любая
инициатива
педагога,
обращенная
к
семье,
должна
быть
нацелена
на
укрепление,
обогащение
связей
и
отношений
ребенка
со
взрослыми.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
дошкольников,
суть
которых
–
обогатить
их
педагогическими
знаниями.
Традиционные
формы
взаимодействия
с
семьей
предст авлены
коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и
родителей
решают
задачи
ознакомления
родителей
с
условиями,
содержанием
и
методами
воспитания
детей
в
условиях
ДОУ,
позволяют
правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами
наглядно-информационной
формы
является
ознакомление
р о д и т е л е й
с
Д О У,
с
д е я т е л ь н о с т ь ю
п е д а г о г о в
и
т . п .
Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты,
организацию
выставок.
Таким
образом,
взаимодействие
родителей
и
педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер
сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений
между родителями и педагогам ДОУ.
Работу
с
родителями
целесообразно
проводить
в
двух
формах
–
письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения
известны
всем,
тогда
как
использование
разного
рода
письменных
рекомендаций
при
взаимодействии
с
родителями
весьма
ограничено.
Поэтому необходимо подчеркнуть преимущества письменной формы .
Во-первых, общение только в устной форме требует много времени.
Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю полученную
информацию.
В-третьих,
необходимо
сначала
убедить
их
осмыслить
полученные
рекомендации
и
следовать
им,
предложить
определенный
алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти
действия последовательно и точно
.
Так, предоставление родителям определенной информации (требования
к
одежде
ребенка,
выполнение
режима
дня
в
семье
и
т.п.)
избавляет
дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем
помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка.
Разного рода памятки, рекомендации для родителей, предлагаемые в
письменной форме, лишь дополняют устное, содержательное общение, а не
заменяют его.
Например, выпуск памяток, информационных листов об особенностях
данного возраста и отклонениях в психическом развитии, рекомендуемых
упражнений, развивающих игр получил широкое распространение в практике
воспитателей.
Для
психолого-педагогического
просвещения
родителей
можно
использовать информацию на стендах и ширмах; библиотеку по вопросам
возрастной
психологии
и
педагогики;
консультацию
для
специалистов
дошкольного
образовательного
учреждения;
деловые
игры
и
тренинги;
«открытые дни»; совместные досуги и праздники. Индивидуально с каждым
родителем проводить беседы о прохождении адаптации его ребенка.
Наглядная информация для родителей может также включать:
-
визитную
карточку
учреждения
с
указанием
направлений
его
деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.д.;
- информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды –
как сотрудников учреждения, так и детей, даже выпускников);
-
стенд
о
правах
и
обязанностях
родителей,
с
выдержками
из
нормативно-правовых документов от международного до локального уровня
(Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании и т.д.);
- график работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием
фамилии, имени, наград, сведений об участии в общественной деятельности
района, города и т.п.) и т.п.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет
воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно
снять
эмоциональное
напряжение,
согласовать
методику
проведения
режимных
процессов
с
семьей.
Для
оптимизации
процесса
адаптации
воспитатель
может
использовать
следующее:
беседы
с
родителями;
анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры. Сведения о
ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в
ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад.
Уже
в
процессе
первых
наблюдений
воспитатель
может
получить
достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его
темпераменте,
интересах,
особенностях
общения
со
взрослыми
и
сверстниками
и
т.п.
Однако
наибольшее
внимание
следует
уделить
особенностям протекания процесса адаптации.
В
ходе
бесед
важно,
чтобы
воспитатель
установил
контакт
с
родителями,
помог
снять
тревогу
за
малыша,
информировал
бы
о
протекании
адаптационного
периода,
ориентировал
на
активное
взаимодействие.
В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные
формы общения с родителями. Они построены по типу игр и направлены на
установление
неформальных
контактов
с
родителями,
привлечение
их
внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями
реализуется
принцип
партнерства,
диалога.
Положительной
стороной
подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка
зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся
ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями
отводится
социологическим
опросам,
анкетированию,
тестированию
родителей и педагогов.
Основной задачей информационно - аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье
каждого
воспитанника,
общекультурном
уровне
его
родителей,
наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к
ребенку,
запросах,
интересах,
потребностях
родителей
в
психолого-
п е д а г о г и ч е с к о й
и н ф о р м а ц и и .
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и
родителей это в первую очередь - общение на основе диалога, открытость,
искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные
формы
организации
общения
педагогов
и
родителей
способствуют
изменению
взглядов
родителей
на
воспитание
ребенка
в
условиях семьи.
Принцип
взаимодействия
с
родителями
носит
целенаправленный,
систематичный,
плановый
характер.
К
взаимодействию
с
родителями
необходимо
подходить
дифференцировано
с
учетом
многоаспектной
специфики
каждой
семьи,
необходимо
учитывать
и
возрастной
характер
взаимодействия
с
родителями
при
этом
соблюдая
доброжелательность
и
открытость.
Работа
с
детьми
сводится
к
наблюдению
за
деятельностью
и
поведением
детей
в
разные
отрезки
времени.
Педагогу
необходимо
в
течение всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры,
стараться ввести в любые режимные моменты игру.