Литературная игра по произведению И. Д. Василенко "Артёмка"
Автор: Полякова Наталья Николаевна Должность: студентка Учебное заведение: ГБПОУ РО "ЗернПК" Населённый пункт: г.Зерноград Наименование материала: Методическая разработка Тема: Литературная игра по произведению И. Д. Василенко "Артёмка" Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта урока по внеурочной деятельности в области литературного чтения
Тема:
Литературная игра по произведению Ивана Дмитриевича Василенко «Артёмка в цирке»
Класс, кол-во учащихся:
3 класс
Тип урока:
Открытие новых знаний
Внеурочное занятие
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Учитель
:
Приветствует учеников.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Организует проверку готовности к занятию.
Вступительная беседа.
Дети: Приветствуют учителя и проверяют, все ли готовы к занятию.
У.
Сегодня в гости к нам пришел Иван Дмитриевич Василенко ( он является донским писателем), в класс на урок. Он принёс нам
замечательный детский рассказ о мальчике, которого звали Артемкой. Где он жил и как, мы с вами познакомимся сегодня поподробнее.
(показывает портрет писателя на доске). Выставляет слайд с краткой биографией писателя и портретом.
Иван Дмитриевич Василенко родился 8 (20) января 1895 года в селе (ныне город Макеевка Донецкой
области Украины) в семье волостного писаря. Через 7 лет семья Василенко переехала в Таганрог.
В 1912 году Иван Василенко окончил четырёхклассное городское училище и стал учителем в сельской школе. Он поступил в Белгородский
учительский институт, но вскоре был исключён за организацию марксистского кружка. Вследствие этого дальнейший путь Василенко к
преподавательской деятельности был закрыт, и он работал счетоводом в Таганрогском земельном банке. Он стал писателем в 39 лет, когда
тяжёлая болезнь (обострившийся туберкулёз на 3 года приковал к постели) окончательно свалила его с ног.
Иван Василенко был, по словам человеком чеховского характера, чутким, добрым, скромным до застенчивости. За 30 лет творческой жизни
книги Василенко выдержали 130 изданий на 27 языках народов СССР. Многие произведения писателя переведены на чешский, немецкий,
польский, болгарский, румынский, французский, английский языки.
По произведениям «Звёздочка», «Артёмка в цирке», «Волшебная шкатулка» созданы фильмы.
Д.
Ученики слушают и смотрят на доску(один ученик озвучивает биографию).
У. Вот видите ребята писатель Василенко И.Д. написал и др. детские рассказы.
2. Актуализация знаний учащихся
У.
Цирк, цирк, цирк -
Это сказочный сверкающий шатер.
Цирк, цирк, цирк -
Это кольцами играющий жонглер,
Это тигров полосатых грустный рев,
Это музыка и свет прожекторов.
Цирк, цирк, цирк -
Это фокусник, творящий чудеса.
Цирк, цирк, цирк -
Это детства удивленные глаза,
Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи
Д. Ребята слушают стих о цирке.
У.
Ребята , вы догадались о чем написал рассказ Василенко Иван Дмитриевич?
Д.
Рассказ о мальчике, который был влюблен в цирк.
У.
А теперь мы разделимся с вами на 2 команды.
1 команда - будут раскладывать карточки с животными, которые живут в цирке(слоны, собаки и т.д.)
2 команда - будут раскладывать карточки с жанрами, в которых работают люди(канатоходцы, дрессировщики и т.д.).
У нас есть импровизированный шатер , цирк ( на доске) и вы по одному поставите туда свою выбранную картинку с животным.
1 команда- выбрать и разложить животных
2 команда - выбрать профессия людей, работающих в цирке
Животные
Жанры, профессии
У. Ну вот, ребята, мы узнали, что такое цирк и кто в нем «живет». Посмотрите ребята, какой замечательный цирк у нас получился.
У. Послушайте отрывок из произведения Василенко Ивана Дмитриевича «Артемка в цирке».
- Началось это у Артемки с того, что нашел он пантомиму. Шел от моря, где
ловил бычков, и нашел. Лежала пантомима в песке, недалеко от берега, только
уголок высовывался. Взял Артемка за уголок, потянул - книга; развернул, а
печать какая-то странная: буквы крупные, редки и не черные, а синие.
"Что такое? - подумал Артемка. - Книга какая-то не такая..."
Взял под мышку и принес к себе в будку.
Артемкина будка стояла на базаре среди таких же покосившихся и закоптелых
будок. На ней еще сохранилась отцова вывеска - сапог и надпись от руки:
"Мастер Никита Загоруйко, прием Заказов и Пачинка". Но все знали, что Никита
Загоруйко умер два месяца назад, и обувь носили чинить в другие будки. Если
же случались такие, что не знали о смерти Никиты, то постоят, посмотрят,
покачают головой - дескать, еще испортит малец - а уйдут. Досадно было: ведь
Артемка мог не только латку поставить, но даже новые головки притачать, а
вот не доверяют. Если бы не удочка, хоть умирай.
Артемка почистил бычки, вывалял их в муке и положил на сковородку…
"Тарас Бульба. Пантомима по повести Н. В. Гоголя". Что такое?
Пантомима? - удивился он. - Откуда это у тебя?
- А это я в песке нашел. Возле моря. Хотел было почитать, да разве за
работой успеешь.
- Подожди, - сказал учитель. - Что это я недавно читал? Ну да, так и
есть, в газете объявление было от цирка: "Утеряна пантомима "Тарас Бульба".
Нашедшего просим вернуть за приличное вознаграждение". Ясно, это и есть она.
Тащи ее в цирк, да смотри не продешеви.
Артемка с интересом взглянул на книжку…
Цирк был круглый, деревянный, большой. Оттого, что на всей площади, кроме
него, не было других построек, он казался важным. На стенах, около входа,
висели афиши, а на афишах боролись полуголые люди со вздувшимися мускулами,
стояли на задних ногах лошади, кувыркался рыжий человек в пестром капоте.
Ворота цирка оказались раскрытыми, и Артемка вошел в помещение, где стояли
буфетные столики с досками под мрамор. Малиновая бархатная портьера
прикрывала вход куда-то дальше. Артемка постоял, прислушался. Никого. Даже
окошечко кассы задвинуто. Тихонько приподнял портьеру - запахло свежими
стружками и конюшней. Шагнув вперед, Артемка увидел круглую площадку и
невысокий круглый барьер, а за барьером вокруг площадки поднимались
деревянные скамейки все выше, выше, чуть ли не к самому потолку. У Артемки
даже в глазах зарябило - так их было много. А над. кругом, высоко, как в
церкви, на толстых голубых шнурах висела трапеция.
"Вот это самое и есть цирк, - подумал Артемка, - Огромнющий!"…
Вот под звуки духового оркестра распахнулась бархатная портьера, по обеим
сторонам арены выстроились люди в одинаковой красно-желтой одежде, и мимо
них прогарцевала гнедая лошадь с белой гривой и белым хвостом. У Артемки в
предчувствии чего-то необыкновенного даже похолодело в груди…
Артемку цирк привел в восторг. За всю жизнь он не видел столько богатых,
ярких нарядов, блеска и ловкости, как за один этот вечер. Долго он потом
ворочался ночью в своей будке на скрипучей деревянной лавке, и ему все
представлялось множество скамей, а на скамьях сидят люди и обмахиваются
веерами…
Вскоре Артемка стал в цирке своим человеком. Прямо с моря он шел к деду в
комнату и там на керосинке зажаривал улов. Потом они оба садились за стол и
с удовольствием ели сладких бычков. Если в комнату заходил кто-нибудь из
артистов, дед кивал в сторону Артемки и объяснял:
- Внучок мой. Сапожный мастер. Ну, и рыболов, конечно. - Деду и впрямь
стало казаться, что Артемка ему внук. - Способный парнишка - страсть! -
хвастался он, выставляя вперед ногу в начищенном сапоге - У нас в роду все
способные.
У. Ребята вам встретились незнакомые слова?
-Давайте им найдем объяснение в толковом словаре Ефремовой, возьмите словари и поищите значение новых, незнакомых вам слов:
Сапожник - 1. Мастер по шитью и починке обуви.
2. перен. разг. Неумелый, неискусный в работе человек.
Пантомима - 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими
движениями. // Соответствующий жанр в театральном искусстве.
2. Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом.
3. Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной драматически выразительной игре исполнителей. // Игра актера в
подобной сцене.
4. Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.
Бычки - Консервы из рыбы отряда окунеобразных.
Портьера - Занавес - обычно из тяжелой ткани - на дверях или окнах.
Духовой оркестр - 1. Действующий посредством вдувания воздуха (о музыкальных инструментах). // Исполняемый на таких инструментах. //
Состоящий из музыкантов, играющих на таких инструментах.
2. Действующий посредством нагретого воздуха или пара. // Приготовленный в плотно закрытом сосуде на пару (о кушанье).
У. Вот вы и послушали отрывок и рассказа, а теперь самые внимательные мне ответят на вопросы:
У.- А , что вы знаете о цирке, расскажите?
Д . В цирке есть дрессированные животные и люди, которые работают с разными жанрами( дрессировщики, акробаты и др.)
У. -Кто был в цирке?
Д. Почти все поднимают руку.
У. Как жил мальчик, как добывал себе пропитание, как он попал в цирк?
Д. Артем был сапожником , он жил совсем один, без родителей, он был сирота, но зарабатывал себе на жизнь тем, что работал обувщиком (
ремонтировал и мог шить обувь), но чаще пропитание добывал ловлей бычков( рыба) и жарил их, и это была его основная еда.
Нашел книгу пантомиму «Тараса Бульба» и отнес директору цирка, а тот ему в награду выписал билет.
Проверка первичного восприятия.
У . С каким произведением Василенко И.Д мы познакомились?
Д. «Артемка в цирке», Ивана Дмитриевича Василенко.
У. О чем это произведение?
Д. О мальчике по имени Артем.
У. Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Секреты литературы”.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, используя “Словарь чувств”.
Словарь чувств
восторга
патриотизма
сострадания
восхищения
печали
справедливости
красоты
прекрасного
страха
любви равнодушия
стыда
обиды радости
тревоги
огорчения
разочарования
уважения
ожидания
сомнения
уверенности
Д. Озвучивают свои высказывания.
У. Давайте еще раз перечитаем отрывок из текста и определим жанр этого произведения.
Д . Читают отрывок рассказа.
Анализ произведения.
У. Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
Можете пользоваться справочником “Секреты литературы”
Признаки рассказа («Секреты литературы»)
Повествование о реальных событиях.
Небольшой объём.
Немного действующих лиц.
Описание одного эпизода.
Д. Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание
одного сюжета.
У. Вот вам задания (работа в парах).
Прочитай вопросы. Задай вопросы своим одноклассникам.
Д. 1) Чем занимался Артемка?
2) Где жил мальчик ?
3) Какие чувства испытал Артем, когда в первый раз попал в цирк?
4) Какие друзья встречались на его пути?
5)больше всего нравилось ему в цирке?
6) Какие чувства он испытал ?
7) Чему можно научиться у Артема?
У. А теперь вы нарисуете любое животное, которое вам больше всего нравится в цирке.
А можете нарисовать главного героя рассказа Артемку и его друзей.
А в конце занятия мы с вами сделаем выставку ваших работ.
У. С каким новым литературным жанром мы сегодня познакомились?
Д . С рассказом .
У. Что больше всего понравилось в рассказе? Каким был Артем?
Д . Добрым, смелым, храбрым, настоящим товарищем и т.д.
У . Оцените нашу совместную работу: если понравилось- то похлопайте в ладоши!!
Спасибо всем за работу, вы молодцы! До следующих встреч.