Напоминание

Путешествие в Старину далекую


Автор: Моисеенкова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 144 "Солнышко"
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: конспект
Тема: Путешествие в Старину далекую
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми средней группы
Тема: «Путешествие в Старину далёкую»

Программные задачи

Образовательные
. Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях. Обогатить словарный запас существительными: чугунок, самовар, противень, устье. Научить детей объяснять смысл пословицы Лучше свое отдать, чем чужое взять. Познакомить с народной игрой «Гори, гори ясно!» Учить использовать нетрадиционную технику аппликации (бисером).
Развивающие.
Развивать интерес к особенностям ведения хозяйства на Руси. Развивать мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с соленым тестом, бисером. Развивать речь, память, внимание; фантазию и творческие способности.
Воспитательные.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, привить аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию, воспитывать коммуникативные умения и навыки; способствовать формированию положительных черт характера.
Ход занятия

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).
Дети:
Здравствуйте, гости, дорогие!
Воспитатель:
По русскому обычаю «здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!» Дети! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и пожелаем друг другу здоровья.
Дети:
Будьте здоровы, живите долго!
Воспитатель:
Я хочу пригласить вас в старину далекую. Вы согласны со мной отправиться в путешествие? А дорогу нам покажет волшебный клубок (бросает
клубок
). Дети, это русская старинная изба. Посмотрите внимательно и назовите мне, какие старинные русские предметы вы видите?
Игра «Волшебный клубок».
Дети называют предметы русской избы.
Воспитатель:
Молодцы! В избе много интересных вещей. (Воспитатель показывает
самовар
).
Воспитатель:
Дети, что это?
Дети:
Это русский расписной самовар.
Воспитатель:
А для чего он нужен?
Дети:
В нем кипятили воду.
Воспитатель:
Сверху пар, снизу жар, шипит русский самовар. (Показывает
чугунок.
) А это что?
Дети:
Это старинный чугунок. В нем варили еду.
Воспитатель:
Правильно, ребята! В чугуне щи да кашу варили. (Показывает
ложки)
. А это что, детушки?
Дети:
Деревянные узорчатые ложки. Ими кашу ели. Щи да каша – пища наша.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Воспитатель:
А посреди избы нас встречает
русская печь.
«Без печи хата – не хата». Печь – матушка, кормилица.
Печь не только обогревает избу, в ней пекут хлеб, готовят еду, на ней сушат яблоки, грибы, ягоды. А за печкой в каждой избе живет Домовой. Хозяин этой волшебной печи –
Домовой Кузя
. Давайте его позовем.
Дети:
- Кузя!
Кузя:
- Аюшки! - Где ты был ? - У бабушки. - Что принес? - Оладушки. - Где же они? - Под лавкой. - Экий, Кузя, ты чудак. - А вы, детки, как?
Воспитатель:
А мы бы оладушки на стол положили и съели. Дети, давайте пирожки испечем. Воспитатель берет
горшок с тестом
. Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто)
Готовим пирожки.

Воспитатель:
Ладушки, ладушки! Мы печем оладушки И румяный пирожок. - Ну-ка, съешь меня, дружок!
Вылепленные пирожки кладем в печь.

Воспитатель:
Мы поставим противень в устье печи и растопим печь дровами. А пока пирожки пекутся, мы разожжем огонь.
Игра «Гори, гори ясно!» (атрибуты для игры)
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три. Беги!
Воспитатель:
Давайте посмотрим, готовы наши пирожки? Я возьму ухват и достану противень из устья печи
(противень пустой).
Дети, а где наши пирожки? Кузя, это ты их спрятал? - Кузя, «лучше свое отдать, чем чужое взять!» - Ребята, объясните Кузе смысл этой пословицы.

Кузя возвращает пирожки.

Воспитатель:
Спасибо, Кузя! Ребята, в старину люди дарили друг другу подкову на счастье. Давайте мы тоже подарим Домовёнку подкову. Я приглашаю вас в старинную мастерскую, где будем изготавливать подкову для Домовёнка Кузи. А помогут нам «Работа да руки – надежные в людях поруки».
Зажигаются свечи.
Садитесь.
Мастер-класс (использование ноутбука).

Воспитатель:
Вы можете выбрать заготовку любого размера для своей подковы и разноцветный бисер..
Выполнение работы.
(при затруднении выполнения задания обратить внимание детей на экран компьютера).
Пальчиковая гимнастика
Выполнение работы.
Анализ детских работ. Рефлексия.
- Где мы были? - Что понравилось? - С чем легче всего справились? - Что самое интересное? - Как вы думаете, Кузе понравятся подковы?
Воспитатель:
Нам пора возвращаться в группу. Ножкой топнем, В ладоши три раза хлопнем, Вокруг себя повернемся, закроем глаза и в садик вернемся!
Воспитатель:
- Скажем нашим гостям «До свидания!»


В раздел образования