Автор: Алексеева Татьяна Львовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 171" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: Проект Тема: "Ладушки, ладушки..." Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 171» города Ярославля
ПРОЕКТ
«Ладушки, ладушки…»
Для детей младшего дошкольного возраста
Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Львовна
2016 г.
Аннотация
Проект
«Ладушки,
ладушки…»
направлен
на
успешную
адаптацию
детей младшего дошкольного возраста к ДОУ и развитие речи детей, путем
использования малых форм фольклора.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в
ответ на новые для него условия.
Дети по-разному привыкают к новым условиям. Одни дети входят в
коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает
значительные невротические и психосоматические изменения.
Поэтому
взрослые
должны
создать
такие
условия
в
дошкольном
учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Достаточно легко установить контакт с ребенком помогает фольклор,
особенно прибаутки, потешки для новичков, потешки на сон грядущий, при
умывании, при одевании на прогулку, потешки для тех, кто плачет.
Только в дошкольном возрасте можно привить позитивное отношение к
культуре русского народа.
Введение в проект
Актуальность проекта
Проект «Ладушки, ладушки…» основан на использовании малых форм
фольклора.
Фольклор — народное творчество, чаще всего устное. Художественная,
коллективная,
творческая
деятельность
народа,
отражающая
его
жизнь,
идеалы, принципы. В проекте «Ладушки, ладушки…» использованы малые
формы фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, хороводные игры).
Почему были выбраны малые формы фольклора как средство успешной
адаптации детей младшего возраста к ДОУ:
1)
Это часть нашей культуры.
2)
Фольклор является способом самовыражения. Природа дала человеку
голос и чувство моторики.
3)
Это универсальное средство общения.
4)
Русский фольклор разнообразен и красив.
На самом деле мы с самого рождения наших детей используем его,
напевая ребенку колыбельную, чтобы он успокоился, или проговариваем
потешку, чтобы развеселить.
Малыш
несомненно
откликается
на
припевки
и
приговорки,
начиная пританцовывать, хлопать в ладоши и т.д.
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный (с сентября по май).
Участники
проекта:
дети
младшей
группы,
воспитатели
группы,
музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цели проекта :
1.
Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к
ДОУ, путем использования малых фольклорных форм.
2.
Развитие эмоциональной выразительной речи детей младшего
возраста через устное народное творчество.
Задачи проекта:
Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка.
Используя консультативно - рекомендательные
мероприятия, вызвать у
родителей
желание
принимать
активное
участие
в
педагогическом
процессе.
Развивать активную речь детей.
Показать красоту русского языка через устное народное творчество,
выраженное в песнях, потешках, сказках, припевках, колыбельных.
Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.
Обогатить словарный запас детей.
Гипотеза . Процесс адаптации у детей младшего дошкольного возраста
будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании
в работе малых форм фольклора.
Ожидаемые результаты проекта:
1.
Благоприятное течение периода адаптации у детей 2-3 лет.
2.
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.
3.
Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.
4.
Повышение
психолого-педагогической
компетенции
родителей
в
вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в
период адаптации.
5.
Обогащение и активизация словаря ребенка.
План работы по реализации проекта «Ладушки, ладушки…»
Этапы
Срок
Мероприятия
Содержание
I Подготовительный
Сентябрь
Встреча-
знакомство
детей с
воспитателя-
ми группы
младшего
дошкольного
возраста.
Знакомство
родителей с
режимом дня
пребывания
детей в
детском саду.
Индивидуаль-
ные беседы
воспитателей
с родителями.
Родительское
собрание на
тему «Будем
знакомы».
Ведение
воспитателем
адаптацион-
ных листов
наблюдения за
ребенком.
Подбор
необходимой
литературы по
вопросам
адаптации;
Подбор
произведений
русского
фольклора для
использования в
режимных
моментах, НОД,
прогулках;
Оформление
информационного
стенда на темы:
«Адаптация».
Организация
развивающей
среды в группе
(уголок ряженья,
кукольного
театра, игровые
зоны,
музыкальный
уголок.)
II Основной
Октябрь-
апрель
Анализ
адаптацион-
ных листов,
определение
уровня
адаптации;
Создание
благоприят-ной
среды для периода
адаптации и
развития речи
детей.
Инсценирова-
ние потешки
«Вышла
курочка -
Игровая
деятельность (русские
народные подвижные
игры);
Речевые игры;
Заучивание
потешек,
закличек;
Прослушивание
аудиозаписей
русских
народных песен;
Прослушивание
русских
народных
сказок;
гулять»;
Благотвори-
тельная акция
«Подари
книгу
детскому
саду».
Педагогичес-
кая
диагностика
по развитию
речи (устное
народное
творчество).
III Заключительный
Май
Развлечение
для родителей
«В гостях у
бабушки-
Варварушки».
Подведение
результатов
проекта
Создание презентации
по итогам работы над
проектом.
План работы
Месяц
Фольклорный материал
Загадки, потешки и
речевые игры.
Подвижные
игры.
Сказки
Октябрь
«Ладушки»
«Коза рогатая»
«Сорока белобока»
«Карусель»
«Баба сеяла
горох»
«Пузырь»
«Репка»
«Курочка ряба»
Ноябрь
«Петушок-петушок»
«Скок-поскок»
«Водичка, водичка»
«Пузырь»
«Мишка
косолапый»
«Ровным
кругом»
«Каравай»
«Колобок»
«Маша и медведь»
Декабрь
«Киска, киска брысь»
«В яму бух»
«Люли, люли,
люленьки…»
«Каравай»
«Мишка
косолапый»
«Матрешки»
«Теремок»
«Три медведя»
Январь
«Этот пальчик—
дедушка..»
«Потягушеньки,
порастушеньки…»
«Ладушки»
«Каравай»
«Мыши водят
хоровод»
«Петушок и бобовое
зернышко»
«Волк и семеро
козлят»
Февраль
«Кисонька -
мурысонька»
«Сидит белка на
тележке»
«Огуречик, огуречик»
«Зайка
беленький
сидит»
«Вышла
курочка гулять»
«Три медведя»
«Снегурушка и лиса»
«Гуси-лебеди»
Март
«Петя Петушок»
«Тили- бом»
«Тень- тень- потень»
«У медведя во
бору»
«Мишка
косолапый»
«Заяц-Хваста»
«Лиса и заяц»
Апрель
«Раз, два, три, четыре,
пять»
«Ходит конь по
бережку»
«Дедушка-Ежок»
«Котя-котенька-коток»
«Пузырь»
«Карусель»
«Солнышко и
дождик»
«Зайка шел,
шел»
«Кривая уточка»
«Лиса и журавель»
Май
«Божья коровка»
«Сел комарик»
«Дождик, дождик
пуще»
«Вейся венок
«Солнечные
зайчики»
«Два гуся»
«Пузырь, соломинка
и лапоть»
«Кот и лиса»