"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА "РЕБЁНКУ О ЕГО ПРАВАХ"
Автор: Грязнова Галина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Солнышко Населённый пункт: Ульяновская область город Сенгилей Наименование материала: статья Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА "РЕБЁНКУ О ЕГО ПРАВАХ" Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
РАМКАХ ПРОЕКТА «РЕБЁНКУ О ЕГО ПРАВАХ»
Грязнова Г.Ю.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сенгилеевский
детский сад «Солнышко», г. Сенгилей, Россия
Одна
из
главных
задач,
стоящая
перед
нашим
детским
садом,
—
сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
их
творческое
и
интеллектуальное
развитие,
обеспечение
условий
для
личностного роста. Успех этой ответственной работы невозможен в отрыве от
семьи,
ведь
родители
—
первые
и
главные
воспитатели
своего
ребенка
с
момента рождения и на всю жизнь.
Современные родители, к сожалению, очень занятые и часто не имеют
навыков
педагогического
взаимодействия
со
своим
ребенком.
Детский
сад
может
и
обязан
помочь
им
стать
своему
ребенку
настоящим
другом
и
авторитетным наставником, развивать позицию ответственного «родительства»,
активного,
инициативного
отношения
к
воспитательной
и
образовательной
деятельности,
направленной
на
саморазвитие
себя
как
родителя.
Привлечь
родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, избежав при этом за-
организованных и скучных шаблонов, — сложнейшая педагогическая задача.
Как помочь родителям в нелегком труде по воспитанию детей? Каким
содержанием его наполнить? Как построить взаимодействие семьи и детского
сада в интересах помощи и ребенку и родителям? Воспитатели поставили
перед собой задачу — проводить работу с родителями с учетом новых форм
взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу
творческого общения, взаимопонимания и поддержки.
Для
решения
этих
вопросов
использовалась
нетрадиционная
форма
взаимодействия: проектная деятельность, в частности, проект «Ребёнок и
право».
Особенность проектной деятельности заключается в исследовании разных
вариантов
решения
поставленной
задачи
и
выборе
оптимального
способа
решения. Отсутствуют четко заданные нормы, родители и дети попадают в
ситуацию
неопределенности
и
стремятся
найти
свое
решение.
В
процессе
реализации проекта поставленная задача не решается сразу.
Начинается работа над проектом с информирования о том, что в детском
саду,
силами
воспитателей,
родителей
и
детей
проводятся
мероприятия,
направленные
на
укрепление
детско-родительских
отношений,
раздаются
памятки с указанием сроков и перечня мероприятий.
В
ходе
организации
проекта
«Ребёнку
о
его
правах»
мы
выделили
следующие этапы:
1 . Тема выбиралась воспитателями с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
2. Встреча с родителями для ознакомления с темой проекта и мотивирование
их на его реализацию.
Для родителей создавались условия по ознакомлению с содержанием
возможной совместной (с ребенком) творческой деятельности: подбиралась
специальная
иллюстративно-справочная
литература,
раздава лись
рекомендации.
3 . Подготовительная работа с родителями и детьми по ознакомлению и
овладению техническими способами реализации их будущих идей (мастер-
классы,
групповые
и
индивидуальные
консультации,
организуемые
вос-
питателем, выставки, участие в праздниках).
Родители
приглашались
на
мастер-классы,
где
смогли
задать
интересующие их вопросы.
4 . Выбор способа реализации совместной деятельности и создание совмест-
ного продукта.
Ведущая роль в выборе того, что предстояло сделать, принадлежала
ребенку. Родители должны были помочь «маленькому творцу» направить его
фантазию. Для реализации этого продумывался план выполнения предстоящей
работы, происходило разделение труда: кто и что делает. Этапы совместной
деятельности фиксировались в виде фото- и видеоматериалов.
5.Презентация.
Последний
этап
проекта
заканчивается
праздничным
финалом.
Родители давали обязательно положительную оценку действиям ребенка
и результатам проделанной работы.
Участие в совместных мероприятиях в детском саду также было важным
с точки зрения педагогики событием, удовлетворялись социально значимые
потребности в признании и ребенка и родителей.
Педагогическая ценность совместной деятельности определялась:
возможностью
осуществления
проекта
совместными
силами
педагогов, ребенка и родителей (одного или двух);
умениями и навыками, которые развивались у ребенка;
общей заинтересованностью всех участников;
активным
взаимодействием
ребенка
с
родителями,
а
так
же
сближением,
помогающим
установлению
более
близкого
общения
между ними;
овладением родителями способами взаимодействия с детьми.
Профессионализм педагогов детского сада заключался:
в
умении
спланировать
совместную
работу
родителей
и
детей;
в обеспечении мотивации к совместной деятельности;
в умении выбрать посильные задачи;
в ненавязчивом обучении родителей помогать своему ребенку
методом
убывающих
подсказок,
постепенно
делегируя
ему
право
принятия решений;
в демонстрации воспитателем заинтересованности в получе-
нии положительных результатов от родителей и детей;
в обеспечении всем участникам проекта признания, значимо-
сти и ощущения гордости за свою работу.
Включив родителей в совместную деятельность с ребенком, воспитатель
создал
и
поддержал
атмосферу
сотрудничества
и
направил
родительскую
активность в педагогическое русло.
Родитель в процессе совместной деятельности оценивал и себя и ребенка,
развивал навык самоанализа и самооценки, рефлексии; ему предоставлялась
возможность наблюдать за ребенком в разных видах деятельности, оценивать
уровень его развития.
Никто не рождается с навыками успешной родительской деятельности, но
любой может стать замечательным родителем, решив им стать. Некоторые раз-
вивают в себе качества «хорошего родителя», другие стоят в индифферентной,
безразличной, инертной позиции, у третьих - негативная позиция отстранения
под любым предлогом от участия в обучении и воспитании своего ребенка. С
каждым
семейным
проектом,
ориентированным
на
различные
темы,
уве-
личивается количество родителей, развивающих в себе качества «хорошего
родителя»
и
участвующих
в
семейной
проектной
деятельности,
что
свидетельствует об эффективности и актуальности данной работы.
Семья
и детский сад - два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие
родители
интересуются
только
питанием
ребенка,
считая,
что
детский
сад
место, где присматривают за ребенком.
Перед внедрением проекта «Ребёнку о его правах» родители ссылались
на занятость, незнание и неумение что- либо делать по содержанию проекта.
Как сложно бывает
достучаться до пап и мам, но это не в нашем случае,
потому,
что
с
родителями
были
проведены
беседы,
анкетирование,
тест
«Рисунок семьи». В уголок для родителей были вывешены принципы правового
воспитания
дошкольников.
Педагог
смог
заинтересовать
родителей
в
совместной работе, создать единое пространство развития ребенка в семье и
группе, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность проводилась
с целью изучения семьи. Далее, выяснив
образовательные потребности
родителей, устанавливался контакт с ее членами. Получив реальную картину,
на
основе
собранных
данных,
проанализировав
особенности
структуры
родственных связей, специфику семьи, была выработана тактика общения с
каждым
родителем,
разработан
критерий
включения
родителей
в
образовательный процесс.
Вначале - это было присутствие на праздниках, родительских собраниях,
консультациях, помощь в оснащении педагогического процесса.
Позднее
выявились
инициативные
родители,
которые
зажгли
своим
азартом
менее
активных
родителей.
Среди
них
были
родители-лидеры,
умеющие участвовать в образовательном
процессе, родители- исполнители,
принимающие
участие
при
условии
значимой
мотивации,
родители-
наблюдатели, которые любят наблюдать со стороны.
И вот появилась возможность посмотреть, как себя проявят родители в
процессе
образовательной
деятельности
«Моя
семья».
Это
был
дебют
совместной деятельности родителей и детей. Родители помогли приготовить
все реквизиты, испекли пирог, построили «Дом семьи», а в заключении пили
чай и обменивались впечатлениями.
Следующим этапом вовлечения родителей
в педагогический процесс
было развлечение «Зов джунглей», на котором родители проявили фантазию,
выдумку,
эрудицию,
а
в
заключении
семейные
команды
были
награждены
грамотами.
В 2012 году было проведено развлечение «Форт Боярд», на котором мамы
соревновались в умении рисовать животных с закрытыми глазами, папы в
армрестлинге, отгадывании загадок Старца Фура.
В декабре 2012 года была проведена непосредственно образовательная
деятельность
«Право
на
отдых».
Родители,
вместе
с
детьми
построив
поезд из мягких модулей, отправились в путешествие по станциям, на которых
путешественников встречали сказочные персонажи: Баба Яга, которая задавала
вопросы о нарушении прав сказочными персонажами; Зарядка, Лесовичок.
Апогеем
стало развлечение «По морям, по волнам». На развлечении
родители и дети проходили испытания «Юных матросов», спасали тонущих
пассажиров, варили суп, разгадывали кроссворд Почтальона Печкина «Моряк».
В
группе
было
проведено
интересное
родительское
собрание
«Права
ребенка
-
права
взрослого».
Цель
собрания:
формирование
у
родителей
понимания
того,
что
права
ребенка
-
важная
часть
воспитания,
родители
являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей
страны. На собрании
выступали дети, музыкальный руководитель, юрист.
Работая с родителями, было отмечено, что они активно участвуют во всех
делах группы, научились взаимодействовать с детьми
в роли игровых
партнеров.
Девиз нашей совместной работы:
Берегите друг друга, теплотой согревайте,
Берегите друг друга, обижать не давайте,
Берегите друг друга, суету позабудьте,
И в минуту досуга, рядом, вместе побудьте.