Автор: Шемякина Екатерина Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Светлячок" Населённый пункт: г.Валдай Новгородская обл. Наименование материала: статья Тема: Конструирование с детьми дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Конструирование с детьми дошкольного возраста
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки
и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других
материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является
наиболее доступным и легким видом конструирования для
дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные
геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически
точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с
наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить
конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей,
симметричное их расположение. Существует множество наборов для
всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во
дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны»,
«Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как
самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в
качестве дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем
наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме
строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более
прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с
наиболее простыми способами крепления. Применяются и
металлические, у которых крепления более сложные - с помощью
винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные
конструктивные задачи, знакомятся с различными способами
соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции,
тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в
основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других
материалов является более сложным видом конструирования в детском
саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т.
д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и
наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только
затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения
измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем
конструирование построек путем составления их из отдельных готовых
форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной
обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют
собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки,
катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого
материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и
другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для
игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок,
снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку,
мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем
возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая
цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку,
домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его
свойствами, учатся заполнять свободное время интересной
деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка
можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она
замерзает и т. д
Начиная со средней группы , дети делают игрушки из природного
материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой
скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его
естественная форма. Качество и выразительность достигается умением
подметить в природном материале сходство с предметами
действительности, усилить это сходство и выразительность
дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития
фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает,
что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы
деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы
окружающего мира, создает материальный продукт, результат
деятельности предназначается в основном для практического
применения.