Автор: Донина Милана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 116 Невского района Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста Тема: Наш зеленый друг Раздел: дошкольное образование
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с
использованием игровых и здоровьесберегающих технологий
«Наш зелёный друг» Дониной М.В.
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о природе.
Задачи:
Закрепить умение детей различать породы деревьев;
Формировать представления о разнообразии лесов;
Закрепить знания детей о грибах, ягодах, травах;
Развивать познавательный интерес, мышление, память, связную
речь;
Воспитывать умение слушать друг друга;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Подготовительная работа: Наблюдения на прогулке, рассматривание
листьев разных пород деревьев, чтение книг о природе, разучивание стихов
про грибы, ягоды.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, обучение в
сотрудничестве, ИКТ.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, диск с записью
звуков природы для динамической паузы. Иллюстрации с изображением
леса, разных пород деревьев; засушенные листья деревьев. Лист ватмана
круглой формы, разделённый на секторы. В центре иллюстрация с
изображением леса. Предметные картинки, листы тонированной бумаги,
цветные карандаши.
Ход мероприятия:
-Ребята, скажите, есть ли у вас друзья? Назовите их. (Ответы нескольких
детей)
Как вы думаете, есть ли у всех людей на земле один общий друг. У меня есть
его изображение, но сначала отгадайте про него загадку:
Есть у людей
Зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
-Что же это? (лес).
(На экране мультимедийной установки появляется изображение леса)
-Правильно, вот он наш друг, зелёный лес. Что такое лес? (ответы детей)
-Самые главные жители леса- деревья. Их много, они высокие и низкие,
молодые и старые.
(На экране мультимедийной установки появляется изображение разных
пород деревьев)
-Назовите их (дуб, берёза, рябина, ель, сосна).
-Как вы их узнали? (по листьям, плодам, по коре)
Предлагаю вам поиграть в игру «От какого дерева лист?
На отдельном столе разложены засушенные листики деревьев и
иллюстрации деревьев. Дети подбирают листья к изображениям
- А вы знаете, что леса бывают разные?
(На экране появляется берёзовая роща)
Это лес, в котором растут одни берёзки и он называется?
(Берёзовая роща, березняк)
-Если растут сосны? Там приятно пахнет смолой.
(На экране сосновый бор)
(ответы детей)
- Если же в лесу много ёлок? Почему в таком лесу темно и мало солнышка?
(На экране хвойный лес)
(потому, что лапы ёлок не пропускают солнечные лучики)
-Знаете ли вы, что есть леса, в которых много могучих дубов и называют
такой лес – дубрава. Посмотрите, какой это красивый лес.
(На экране дубрава)
-Как называют листья сосны и ели? (иголочки, хвоя). А как назвать одну?
(хвоинка)
- Ребята, есть на земле леса, в которых растут разные деревья, и хвойные и
лиственные. Такие леса называются смешанные.
(На экране смешанный лес)
Ребята, почему мы называем лес другом? Чтобы это узнать я предлагаю вам
подойти к столу и посмотреть, что на нём лежит.
На столе круг с изображением леса в центре.
- Это не простой круг, он разделён на части-секторы. В них мы будем
вклеивать картинки, а какие, вы сейчас поймёте.
У леса, как у хорошего друга, открытая душа, он прекрасен и щедр. Какой
бывает лес? (Дремучий, таинственный, сказочный)
Лес-это бесценный клад для людей. Если люди захотят, то смогут найти
этот клад и лес его отдаст. Отгадайте загадку и узнаете, что это за клад.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы. (гриб)
- Можно ли гриб назвать маленьким кладом? Мы его ищем и когда находим,
то очень этому рады. Кто из вас когда-нибудь находил гриб? Вы этой находке
радовались?
- Что ещё можно найти в лесу?
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки-
Собираем огоньки. (Земляника)
Какие ещё ягоды можно собрать в лесу? (черника, брусника, клюква,
голубика, морошка, ежевика)
(На экране появляются изображения ягод)
-Кто может рассказать стихотворение о ягодке?
По желанию дети рассказывают стихотворение)
-Вот какой урожай припас лес для людей. Давайте вклеим картинки с этими
подарками в один сектор.
Дети приклеивают картинки.
Ребята, скажите, чем мы дышим? (кислородом)
Вы знаете, что лес помогает дышать всему живому на земле. Кому же он даёт
кислород? (людям, зверям, птицам, насекомым)
Леса на планете очищают воздух. Когда мы приходим в лес, то чувствуем, как
там легко дышится. Чистый воздух можно назвать подарком от зелёного
друга? Как же мы обозначим его на нашем круге?
(дети предлагают варианты)
-Чем мы дышим? (носом).
У меня есть картинка, как вы считаете, можно ли изображение носа
приклеить около леса?
Приклеивают картинку на сектор
(На экране появляются предметы, сделанные из древесины)
- Ребята, назовите эти предметы, что у них общего? (Они сделаны из дерева)
-На каждом шагу мы встречаем множество вещей из дерева. Даже бумага, на
которой вы рисуете или картон для поделок, кисточки, карандаши, игрушки
и, конечно, книги. Всё это и многое другое дал нам щедрый лес. Давайте
выберем, какие картинки мы можем приклеить к лесу.
Дети выполняют задание
Динамическая пауза под запись «Звуки природы»
-Предлагаю вам сейчас превратиться в деревья. Придумайте, кто каким
деревом будет. Дима, каким ты детевцем станешь, а ты Рита?
Сейчас наши деревья будут тихонько покачивать веточками, Ветерок
тихий, лёгкий. Подул ветер сильнее…ещё сильнее. Деревья гнутся к земле.
Веточки клонятся ниже… Ветер подул и улетел, деревья потянулись к
солнышку. Лес затих, замер. Опустил веточки.
Ребята, могу ли лес назвать домом?
Чей он дом? Сейчас я хлопну три раза в ладоши, и ваши деревца
превратятся в жителей леса. Подумайте, кем вы будете на этот раз.
Раз, два, три.
(дети меняют своё положение, становятся зверями, птицами,
насекомыми)
Давайте отгадаем, кем стала Алёна. Как двигается твой персонаж
(Ребёнок передвигается по залу, дети отгадывают)
Теперь полетели все птички. Побежали звери. Полетели, попрыгали
насекомые. Наступил вечер, все лесные жители засыпают и
превращаются в деток. Раз, два, три, детки появитесь.
Кого же мы можем приклеить около леса, чтобы запомнить, что лес- дом для
диких животных?
Дети выбирают и приклеивают
-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите, как можно назвать эти
растения?
(На экране лекарственные растения – пижма, крапива, ромашка, брусника,
клюква)
Объясните, почему они называются лекарственными?
Кого из вас лечил лес?
Разные части растения используют в медицине. У одного-корешок, у другого
берут листики, у третьего - цветок, даже плоды лечат людей. Лес- это
настоящая зелёная аптека. Надо только умело найти нужное лекарство,
маленький клад для нашего здоровья. Давайте подберём и приклеим
картинку, чтобы запомнить об этом.
Дети подбирают и приклеивают картинки с изображением
лекарственных растений.
На нашем круге осталось только одно свободное место. Что же мы сюда
наклеим?
Дети предлагают варианты
-Ребята, лес- это прохлада в жаркий день, отдых от городского шума,
убежище от леденящего ветра и вьюги зимой. В лесу мы просто можем
гулять, любоваться его красотой, открывать его тайны.
Посмотрите маленький фильм о лесе, он поможет вам запомнить то, о чём
мы поговорили сегодня.
Просмотр презентации «Лес-наше богатство»
Послушайте стихотворенье, которое написала девочка Саша
Берегите лес!
Лес-это сказка из чудес,
Это зайца быстрота
И берёзок красота.
Земляника красная
И полянка ясная.
Это множество грибов,
Пестрота лесных цветов,
Это пенье соловья…
Берегите лес, друзья!
Продуктивная деятельность
Предлагаю вам взять листы бумаги, карандаши и нарисовать красивый
уголок леса, где вы гуляли. Может быть, вы видели что-то интересное,
необыкновенное. Покажите это в ваших рисунках. Из них мы сделаем альбом
и прикрепим на свободное место.
Дети работают. В процессе рисования можно записать маленькие
рассказы детей о рисунке. Все работы собираются в альбом и
прикрепляются на свободное место.
За старание дети получают угощение.