Автор: Маханькова Светлана Геннадьевна Должность: методист, учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Учиться с интересом Раздел: среднее образование
Маханькова С.Г.
Методист Второй Санкт-Петербургской Гимназии
Учиться с интересом.
(Что такое хороший урок)
Что значит хороший урок?
Профессионал-учитель ответит:
научно точный,
грамотно выстроенный,
имеющий четкие цели и задачи,
использующий различные формы и методы и еще многое другое,
А ученик ответит: Интересный
и смею добавить обязательно успешный для ученика.
Цель учителя – научить, а ученика научиться, но так, чтобы было интересно. Часто ли эти
две составляющие соединяются в уроке? Иногда бывает так, что все на уроке хорошо,
правильно, точно, а скучно, или наоборот, весело и интересно, а образовательные и
педагогические задачи не решены. Так что же надо делать, чтобы урок получился, что
является необходимым условием успешного урока?
. А если это урок литературы? Урок, на котором часто необходимо задеть не только
разум,
но
и
душу,
и
сердце
ребенка.
Бытует
такое
мнение,
что
современный
урок
литературы навсегда убивает желание в учениках читать классическую литературу. Как
сделать
так,
чтобы
этого
не
случилось?
Каким
должен
быть
современный
урок
литературы?
Безусловно, роль личности учителя в этой ситуации оказывается определяющей,
несомненно,
это
должен
быть
профессионал,
умело
владеющий
всеми
известными
современными приемами, методами и технологиями обучения
Современная
педагогическая
наука
сегодня
стоит
на
пути
гуманистического
образования человека, предлагая новые формы и методы для возбуждения и поддержания
интереса к изучению и чтению. Это
Работа в малых группах
Работа в диалоге
Дебаты
Театрализация
Игротехника
Критическое мышление
Школа проектов
Музейная технология
Педагогическая мастерская
Несомненно, современный учитель должен иметь представление обо всех этих
приемах, методиках и технологиях и умело использовать их (или их приемы и
методы) на своих уроках. Естественно, каждый учитель, исходя из своего опыта и
своей
индивидуальности,
в
своей
работе
отдает
предпочтение
тем
приемам
и
методам, которые наиболее, на его взгляд, эффективны именно в его работе.
Одной
из
наиболее
интересных
технологий
нового
образования
представляется
технология
педагогической
мастерской.
Привлекают
ее
педагогические принципы:
Не объяснить, а дать возможность понять
Не научить, а создать условия для обучения
Вступить в диалог с писателем, с учителем, с одноклассниками, с самим
собой, наконец
1
Эта технология ошеломляет результатами, новыми подходами к образованию и
роли учителя в этом процессе.
Но есть и проблемы.
В
условиях
современной
поурочной
системы
мастерские
не
укладываются в учебный план, трудно пройти программу
Сложность придумывания индуктора
Если начинаешь урок Напишите слово, ученики продолжают И запишите
ассоциации
Нехватка
знаний
по
психологии
(нет
уверенности,
что
индуктор
сработает правильно и не нанесет травму ребенку)
«Чужие» мастерские педагогов-новаторов работают прекрасно, а свою создать
очень сложно. Мастерская – редкий гость на уроках, но всегда имеет большой
успех,
а
традиционные
уроки
все
больше
и
больше
вызывают
неудовлетворенность и у меня, и у учеников. Тогда начала использовать приемы
мастерских в рамках обычных уроков, и этот «свежий глоток» воздуха вносит
необходимую
,
на
мой
взгляд,
интригу
в
каждый
урок.
Сочетание
всех
известных
приемов
дает
иногда
неожиданный
(часто
и
для
меня
самой)
результат.
Теперь трудно представить урок без
Элементов творческого письма
Без ассоциативных рядов слов
Без театрализации и рисования
Без формулировки вопросов к тексту не учителем, а учениками
Использование
тех
или
иных
приемов
в
структуре
урока
определяется,
прежде всего, целями и задачами урока. Важной составляющей является, на мой
взгляд, начало урока.
Суметь включить ребят в урок, заинтересовать, заинтриговать, если хотите,
задача
отнюдь
не
самая
простая.
А
если
после
физкультуры,
или
после
контрольной по математике, или после выяснения отношений на перемене…А
тут какая-то литература…Тогда прекрасно работают приемы индуктора, взятые
из технологии мастерской. Цель индуктора – обратиться к бессознательному, к
личному опыту и настроить на занятие, дать ему направление.
Представьте яблоко и сделайте с ним, что хотите
Нарисуйте ночь
Нарисуйте мир и себя в этом мире (схематично)
Не
всегда
удается
придумать
индуктор,
тогда
обращаемся
к
слову,
словосочетанию, которое и может стать отправной точкой для урока
Отцы и дети это произведение о чем?
Кому на Руси жить хорошо – какой знак поставите?
Бесприданница – это кто? А что такое приданое? А только ли деньги
или имущество могут выступать в качестве приданого?
Хорошее,
интересное
начало
урока
еще
не
успех
урока
в
целом.
Можно
и
заинтересовать ребят, а потом «убить» этот интерес, если не продумать все этапы,
все элементы урока. Или наоборот, превратить урок в ток-шоу «Окна», когда
разговор пойдет о взаимоотношениях людей в духе нашего телевидения. Но опыт
показывает, что и судьбы героев произведения могут стать поводом задуматься о
себе и ,может быть, это самая важная задача урока литературы.
Урок получается результативным и интересным и тогда, когда большую
часть мыслительной работы проводят ученики без подсказок и вопросов учителя.
Задача учителя эту работу организовать. Это один из принципов мастерской и один
из принципов технологии критического мышления.
Сформулируйте вопросы к произведению или заданной теме
2
Создайте систему «тонких и толстых» вопросов
Постройте логическую цепочку из составленных вами вопросов
Часто эти задания предлагается выполнить в группах.
Организация
работы
в
группах,
пожалуй,
самый
эффективный
прием
работы.
Именно в группах происходит интересный обмен мнениями, именно в группах идет
интенсивная работа и сложно «отсидеться», спрятавшись за спины одноклассников
– в группе каждое мнение ценно. Но даже если и не высказался, мысль все равно
идет, это находит впоследствии отражение в тех письменных работах, которые
получаются в результате .
Умение воздержаться от негатива
Овладение коммуникативными навыками
Обретение опыта публичных выступлений
Умение выделять и формулировать проблему –
Эти задачи можно успешно решать именно в группах.
Эффективна
работа
в
группах
и
на
игровых
уроках,
особенно
в
младших
классах.
Например, в группах играем в брейн-ринг. Особенно хорошо эта технология игротехники
работает на урок повторения и обобщения по русскому языку. Например, после темы
«Глагол» или «Имя существительное».
В группах предлагается и такой вариант работы, как выпуск стенной газеты. При этом
тема может быть задана как картинками и фотографиями, как в мастерской по рассказу
Приставкина
«Фотография»,
так
и
набором
слов
в
конверте,
которые
необходимо
расположить на листе и дать заглавие плану-схеме
Россия - Вишневый сад
Между прошлым и будущим
Рефлексия – еще один прием мастерской. Рефлексия(книжн.) – размышление о своем
психическом
состоянии,
склонность
анализировать
свои
переживания.
Этот
прием
необходим
с
точки
зрения
психологии
как
обратная
связь
ученика
и
учителя.
Как
необходимо «ввести» ученика в урок, так необходимо и вывести из него, а еще важнее,
чтобы он осознал,
что произошло с ним в процессе занятия,
какие новые знания ему открылись
и для учителя важно получить знание о том,
насколько задача, поставленная на уроке, выполнена,
какой результат имеет урок.
Приемом такого финала может стать
экспресс-опрос «что вы поняли на сегодняшнем уроке»
письменный ответ на вопрос
миниатюра-размышление о поднятых на уроке проблемах.
Используя
все
известные
приемы,
мы
решаем,
быть
может,
одну
из
главных
образовательных задач –
научить внимательно читать текст.
даем возможность сформировать и высказать собственное мнение по проблемам,
поставленным автором,.
вызываем интерес к классическим произведениям литературы и к литературе в
целом.
На уроках решаются и воспитательные задачи
умение слушать и слышать друг друга
относиться терпимо к чужому мнению
аргументировано отстаивать свою точку зрения, опираясь на собственный опыт и
опыт писателей-классиков
3
формируется умение работать в команде, независимо от личных симпатий или
антипатий
развиваются коммуникативные навыки
Ребята начинают любить уроки литературы, начинают больше читать, иногда выбирают
своей специальностью гуманитарную сферу. Но самое главное, они начинают любить
русскую литературу, русскую культуру, а без любви к своей культуре, к своему языку не
может быть любви к родине.
В Библии Спаситель назван Учителем или Учитель Спасителем, может в этом и есть
некий смысл?
4