Напоминание

Учиться с интересом


Автор: Маханькова Светлана Геннадьевна
Должность: методист, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Учиться с интересом
Раздел: среднее образование





Назад




Маханькова С.Г. Методист Второй Санкт-Петербургской Гимназии Учиться с интересом. (Что такое хороший урок) Что значит хороший урок? Профессионал-учитель ответит:  научно точный,  грамотно выстроенный,  имеющий четкие цели и задачи,  использующий различные формы и методы и еще многое другое, А ученик ответит:
Интересный
и смею добавить обязательно успешный для ученика. Цель учителя – научить, а ученика научиться, но так, чтобы было интересно. Часто ли эти две составляющие соединяются в уроке? Иногда бывает так, что все на уроке хорошо, правильно, точно, а скучно, или наоборот, весело и интересно, а образовательные и педагогические задачи не решены. Так
что
же надо делать, чтобы урок получился,
что
является необходимым условием успешного урока? . А если это урок литературы? Урок, на котором часто необходимо задеть не только разум, но и душу, и сердце ребенка. Бытует такое мнение, что современный урок литературы навсегда убивает желание в учениках читать классическую литературу. Как сделать так, чтобы этого не случилось? Каким должен быть современный урок литературы? Безусловно, роль личности учителя в этой ситуации оказывается определяющей, несомненно, это должен быть профессионал, умело владеющий всеми известными современными приемами, методами и технологиями обучения Современная педагогическая наука сегодня стоит на пути гуманистического образования человека, предлагая новые формы и методы для возбуждения и поддержания интереса к изучению и чтению. Это  Работа в малых группах  Работа в диалоге  Дебаты  Театрализация  Игротехника  Критическое мышление  Школа проектов  Музейная технология  Педагогическая мастерская Несомненно, современный учитель должен иметь представление обо всех этих приемах, методиках и технологиях и умело использовать их (или их приемы и методы) на своих уроках. Естественно, каждый учитель, исходя из своего опыта и своей индивидуальности, в своей работе отдает предпочтение тем приемам и методам, которые наиболее, на его взгляд, эффективны именно в его работе. Одной из наиболее интересных технологий нового образования представляется технология педагогической мастерской. Привлекают ее педагогические принципы:  Не объяснить, а дать возможность понять  Не научить, а создать условия для обучения  Вступить в диалог с писателем, с учителем, с одноклассниками, с самим собой, наконец 1
Эта технология ошеломляет результатами, новыми подходами к образованию и роли учителя в этом процессе. Но есть и проблемы.  В условиях современной поурочной системы мастерские не укладываются в учебный план, трудно пройти программу  Сложность придумывания индуктора Если начинаешь урок Напишите слово, ученики продолжают И запишите ассоциации  Нехватка знаний по психологии (нет уверенности, что индуктор сработает правильно и не нанесет травму ребенку) «Чужие» мастерские педагогов-новаторов работают прекрасно, а свою создать очень сложно. Мастерская – редкий гость на уроках, но всегда имеет большой успех, а традиционные уроки все больше и больше вызывают неудовлетворенность и у меня, и у учеников. Тогда начала использовать приемы мастерских в рамках обычных уроков, и этот «свежий глоток» воздуха вносит необходимую , на мой взгляд, интригу в каждый урок. Сочетание всех известных приемов дает иногда неожиданный (часто и для меня самой) результат. Теперь трудно представить урок без  Элементов творческого письма  Без ассоциативных рядов слов  Без театрализации и рисования  Без формулировки вопросов к тексту не учителем, а учениками Использование тех или иных приемов в структуре урока определяется, прежде всего, целями и задачами урока. Важной составляющей является, на мой взгляд, начало урока. Суметь включить ребят в урок, заинтересовать, заинтриговать, если хотите, задача отнюдь не самая простая. А если после физкультуры, или после контрольной по математике, или после выяснения отношений на перемене…А тут какая-то литература…Тогда прекрасно работают приемы индуктора, взятые из технологии мастерской. Цель индуктора – обратиться к бессознательному, к личному опыту и настроить на занятие, дать ему направление.  Представьте яблоко и сделайте с ним, что хотите  Нарисуйте ночь  Нарисуйте мир и себя в этом мире (схематично) Не всегда удается придумать индуктор, тогда обращаемся к слову, словосочетанию, которое и может стать отправной точкой для урока  Отцы и дети это произведение о чем?  Кому на Руси жить хорошо – какой знак поставите?  Бесприданница – это кто? А что такое приданое? А только ли деньги или имущество могут выступать в качестве приданого? Хорошее, интересное начало урока еще не успех урока в целом. Можно и заинтересовать ребят, а потом «убить» этот интерес, если не продумать все этапы, все элементы урока. Или наоборот, превратить урок в ток-шоу «Окна», когда разговор пойдет о взаимоотношениях людей в духе нашего телевидения. Но опыт показывает, что и судьбы героев произведения могут стать поводом задуматься о себе и ,может быть, это самая важная задача урока литературы. Урок получается результативным и интересным и тогда, когда большую часть мыслительной работы проводят ученики без подсказок и вопросов учителя. Задача учителя эту работу организовать. Это один из принципов мастерской и один из принципов технологии критического мышления.  Сформулируйте вопросы к произведению или заданной теме 2
 Создайте систему «тонких и толстых» вопросов  Постройте логическую цепочку из составленных вами вопросов Часто эти задания предлагается выполнить в группах. Организация работы в группах, пожалуй, самый эффективный прием работы. Именно в группах происходит интересный обмен мнениями, именно в группах идет интенсивная работа и сложно «отсидеться», спрятавшись за спины одноклассников – в группе каждое мнение ценно. Но даже если и не высказался, мысль все равно идет, это находит впоследствии отражение в тех письменных работах, которые получаются в результате .  Умение воздержаться от негатива  Овладение коммуникативными навыками  Обретение опыта публичных выступлений  Умение выделять и формулировать проблему – Эти задачи можно успешно решать именно в группах. Эффективна работа в группах и на игровых уроках, особенно в младших классах. Например, в группах играем в брейн-ринг. Особенно хорошо эта технология игротехники работает на урок повторения и обобщения по русскому языку. Например, после темы «Глагол» или «Имя существительное». В группах предлагается и такой вариант работы, как выпуск стенной газеты. При этом тема может быть задана как картинками и фотографиями, как в мастерской по рассказу Приставкина «Фотография», так и набором слов в конверте, которые необходимо расположить на листе и дать заглавие плану-схеме  Россия - Вишневый сад  Между прошлым и будущим Рефлексия – еще один прием мастерской. Рефлексия(книжн.) – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Этот прием необходим с точки зрения психологии как обратная связь ученика и учителя. Как необходимо «ввести» ученика в урок, так необходимо и вывести из него, а еще важнее, чтобы он осознал,  что произошло с ним в процессе занятия,  какие новые знания ему открылись и для учителя важно получить знание о том,  насколько задача, поставленная на уроке, выполнена,  какой результат имеет урок. Приемом такого финала может стать  экспресс-опрос «что вы поняли на сегодняшнем уроке»  письменный ответ на вопрос  миниатюра-размышление о поднятых на уроке проблемах. Используя все известные приемы, мы решаем, быть может, одну из главных образовательных задач –  научить внимательно читать текст.  даем возможность сформировать и высказать собственное мнение по проблемам, поставленным автором,.  вызываем интерес к классическим произведениям литературы и к литературе в целом. На уроках решаются и воспитательные задачи  умение слушать и слышать друг друга  относиться терпимо к чужому мнению  аргументировано отстаивать свою точку зрения, опираясь на собственный опыт и опыт писателей-классиков 3
 формируется умение работать в команде, независимо от личных симпатий или антипатий  развиваются коммуникативные навыки Ребята начинают любить уроки литературы, начинают больше читать, иногда выбирают своей специальностью гуманитарную сферу. Но самое главное, они начинают любить русскую литературу, русскую культуру, а без любви к своей культуре, к своему языку не может быть любви к родине. В Библии Спаситель назван Учителем или Учитель Спасителем, может в этом и есть некий смысл? 4


В раздел образования