"Активные формы и методы обучения на уроках математики"
Автор: Ивлева Татьяна Федоровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ ООШ №279 имени Героя Советского Союза Лунина Н.А Населённый пункт: Гаджиево Наименование материала: Статья Тема: "Активные формы и методы обучения на уроках математики" Раздел: среднее образование
«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ»
Стандарты
второго
поколения
предъявляют
новые,
современные
требования
к
учебному
процессу.
Учитель
математики,
начинающий
реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести
изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение .
При
проектировании
эффективного
урока
необходимо
учитывать
особенности
реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование
одних
и
тех
же
действий
на
материале
разных
предметов
способствует
сначала
правильному
их
выполнению
в
рамках
предмета
математики, а затем переносу на новые классы объектов.
Проблема
современной
школы
-
нарастание
утомляемости
учащихся
на
уроке.
Ребята
устают
от
однообразия,
больших
объёмов
осваиваемого
материала
(так
называемые
перегрузки,
о
которых
так
много
говорят),
от
несовершенства
технологии
урока,
от
методического
однообразия
и
пассивности. Однообразие и пассивность в учебной деятельности неприятны не
только
в
организационно-педагогическом
аспекте,
но
и
очень
опасны
для
здоровья школьников. Учащиеся со временем привыкают к тому, что им всё
даётся в готовом виде, что думать и мыслить не надо. У учащихся формируется
бессилие
в
решении
возникающих
в
жизни
проблем,
безынициативность,
иждивенчество. Они не учатся думать сами.
Сущность изменений, происходящих сейчас в школьном математическом
образовании,
можно
определить
как
переход
от
унифицированного
к
дифференцированному
обучению.
Реальностью
являются
объективно
существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а
также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
По
проявляемым
в
этих
отношениях
различиям
учащиеся
могут
быть
разделены на четыре группы.
I группа - учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении.
II группа - учащиеся со средним темпом продвижения в обучении.
III
группа
-
учащиеся
с
низким
темпом
продвижения:
обязательными
результатами они овладевают после достаточно длительной тренировки.
IV группа - неуспевающие учащиеся. Достижение учащимися этой группы
даже обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.
Мы на уроках предлагаем учащимся задачи и упражнения разного уровня
сложности. Задачи, помеченные звездочкой, предназначены для учащихся I и II
групп.
Одним из важных факторов, обеспечивающих достижения обязательного
уровня является регулярная проверка понимания содержания объяснительного
текста
учебника,
которая
приучает
школьников
к
систематической
самостоятельной
работе
с
книгой.
Для
этой
цели
служат
математические
диктанты.
В
диктантах
обычно
предлагается
5
заданий,
что
дает
возможность
самостоятельной
оценки
диктантов
(оценка
за
работу
равна
числу
верно
выполненных заданий).
После
самостоятельной
работы
над
диктантом
целесообразно
провести
обсуждение его или проверку в классе для выявления типичных ошибок и их
устранения.
Практика
показывает,
что
устные
занятия
по
математике
-
это
одно
из
сильнейших средств повышения качества знаний учащихся. При небольшой
затрате времени такие занятия позволяют решить на уроке большое количество
задач
и
упражнений
по
закреплению
и
углублению
изучаемого
материала,
восстановлению в памяти учащихся раннее пройденного материала.
Для
устных
упражнений,
как
правило
подбирается
10-15
заданий.
Эффективными
средствами
активизации
учебной
деятельности
школьников,
положительно влияющими на повышение качества знаний, умений и навыков,
развитие умственной деятельности является использование дидактических игр:
«Координатная плоскость и системы», «Координатная плоскость и уравнения».
На
своих
уроках
мы
применяем
такой
активный
метод
обучения
как
интеграция.
Поскольку
в
наше
время
математика
является
языком
современного
естествознания и экономики, то очень важно на уроках математики обеспечить
интегративную связь с другими предметами. Большое значение интегративных
задач
для
развития
интеллектуальных
творческих
способностей
учащихся
объясняется
тем
фактом,
что
в
современной
науке
все
более
усиливается
тенденция к синтезу знаний, проявляется установка на осознание и раскрытие
общности
объектов
познания.
При
этом
ученые
утверждают,
что
данная
тенденция должна постоянно усиливаться в будущем.
Интегративность вопросов, их чередование в различных учебных дисциплинах,
объединение в одном задании знаний из разных областей - есть не что иное, как
реализация межпредметных связей в обучении.
Вот
пример
такой
задачи:
«Ребята,
прочитайте
цепочку
цифр,
обращая
внимание на знаки препинания: 1, 2, 3 ... 4? 5! 6?!, 7, 8, 9.
А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и
рационально? (Ответ 1+9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6и5в сумме дают 45). Умножьте
полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? (ответ 100).
Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. А как
это
звучит
по-английски?
С
какими
постоянными
величинами
в
физике
и
математике оно у вас ассоциируется?
В названия каких литературных произведений входит это число?
Учителя математики пытались включать в свою работу некоторые приемы,
развивающие творческие способности учащихся, направленные на их умение
применять, полученные знания не только в рамках своего предмета, но и других
дисциплин школьного курса. Это позволяет активизировать познавательную
деятельность
детей,
повысить
их
интерес
к
математике,
дать
возможность
научить
школьников
составлять
нетрадиционные,
творческие
задания,
развивающие их кругозор и эрудицию.
Интересен один из таких приемов. Это так называемый «Числовой диктант»,
который
может
использоваться
на
этапе
проверки
домашнего
задания
или
актуализации
полученных
знаний
как
из
области
математики,
так
и
по
пройденным за последнее время дисциплинам. Причем данный вид работы
занимает совсем немного времени — около пяти семи минут.
В чем его смысл? Во-первых, устный счет сам по себе - полезная вещь.
Говорят, что в школах Японии есть даже специальный предмет - «устный счет»,
так
как
этот
вид
работы
сам
по
себе
развивает
умственные
способности
(особенно быстроту реакции, внимание, память). Во-вторых, мы не просто даем
возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...),
знание которых входит в базовый минимум школьной программы по данному
предмету,
то
есть
подспудно
проверяем
необходимый
уровень
знаний.
В-
третьих, давая аналогичное задание для самостоятельной работы (что вызывает
интерес почти у всех детей), даем
возможность школьникам еще раз прочитать текст учебника, так как без этого
они не смогут выполнить предлагаемое задание.
По мере ознакомления с таким видом работы учащиеся начинают выполнять
и задания учителя по подготовке интегративных вопросов с использованием
знаний
из
других
областей.
Приведем
примеры
данного
вида
заданий,
составленных учащимися как по математике, так и по другим, близким к этой
дисциплине предметам.
Блок 1 (математический)
1. Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата
(180:4 = 45).
2. Возведите в квадрат количество букв в названии математического
предложения, которое принимается без доказательства (аксиома; 7
2
= 49).
3. Количество углов, образованных при пересечении двух прямых секущей,
умножьте на градусную меру угла, смежного с углом 120 (8•60 = 480)
4. К сумме углов треугольника прибавьте квадрат числа «4» (180 + 4
2
= 196).
5. От градусной меры прямого угла вычтите четвертую часть развернутого угла
(90
⁰
-( 180
⁰
: 4) = 45
⁰
).
6. Количество признаков равенства треугольников умножьте на 20% от 150
(3
∙
1
5
∙
150 =3
∙
30 = 90).
7. Показатель степени, в которую надо возвести 5, чтобы получилось 625,
умножьте на количество букв в названии прямоугольного параллелепипеда, у
которого все измерения равные ( 5
4
= 625, куб - 3 буквы; 4
∙
3 = 12).
Блок 2 (интегративный)
1. Возведите в квадрат количество букв в названии водоросли, клетки которой
содержат хроматофоры в виде спирально закрученных лент (спирогира - 9 букв;
9
2
=81)
2. Количество букв в слове обозначающем единицу работы, умножьте на З
3
(Джоуль - 6 букв; 6
∙
27 = 162).
3. Из даты последнего дня февраля в високосном году вычтите квадрат числа
«5» (29-25 =4).
4. Количество букв в отчестве поэта С.Есенина умножьте на вторую цифру в
дате рождения А.С.Пушкина (Александрович - 13 букв, 1799; 13x7 = 91).
5. Из количества тычинок у зеленого мха сфагнума вычтите количество пар
сросшихся лепестков в семействе мотыльковых (0-1 = -1).
6. Число букв в названии самого большого колокола умножьте на число
международного женского дня (Царь - 4 буквы; 4
∙
8 = 32).
7. К порядковому номеру самой длинной учебной четверти прибавьте
порядковый номер четверга (3+4 =7).
8. Количество признаков равенства треугольников умножьте на порядковый
номер ноты «ля» (3
∙
6=18).
9. Из количества букв в названии самого большого материка вычтите
количество клеток в водоросли хламидомонады (Евразия - 7 букв; 7-1 = 6).
10. Из количества букв английского слова друг (friend) вычтите количество
лепестков у семейства розоцветных (6-5 = 1).
Большой
стресс
учащиеся
получают
при
написании
самостоятельных
и
контрольных
работ.
Поэтому
мы
практикуем
не
только
обычные
самостоятельные работы, но и домашние самостоятельные работы, особенно по
геометрии, когда требуется разное время для разных учащихся на обдумывание
и
решение
задач.
Большую
и
положительную
роль
в
этой
работе
играет
домашняя
обстановка.
Домашние
самостоятельные
работы
могут
быть
различного вида:
-
разноуровневые,
где
осуществляется
дифференцированный
подход,
т.к.
уровень подготовки каждого ученика разный;
-индивидуальные, когда каждый ребёнок получает свою задачу, у него нет
возможности списать её решение у более успешных одноклассников.
Дома на решение задачи каждый ученик затрачивает нужное ему время,
кроме того он может обратиться за помощью в решении задачи. Если задача
решена не верно, но ученик сам нашёл правильный ответ и логику решения, и
всё таки решил её, оценка будет положительной.
Домашние контрольные работы, как и обычные, состоят из трёх частей:
задания минимального уровня, общего уровня и продвинутого уровня.
Сейчас в связи со сдачей экзаменов за курс школы в форме ГИА и ЕГЭ,
часто
текущий
контроль
знаний
проводим
с
помощью
тестовых
заданий,
приучаем детей к этой форме проверки знаний уже с начальной школы. При
этом
задания
формируются
так,
чтобы
охватить
проверкой
все
важнейшие
элементы знаний и умений, освоенных учащимися за последние два-три урока.
Преимущество тестов заключается в том, что одновременно работает весь
класс, за несколько минут можно получить результат подготовки всех учащихся,
а также определить слабые стороны в подготовке, их причины. Кроме того,
тесты позволяют развивать навыки самостоятельности, взаимопроверки знаний,
умений
и
навыков
учащихся.
В
процессе
такой
проверки
у
учащихся
выявляется ряд наиболее общих недостатков, ошибок, которые разбираются во
время фронтальной работы класса. Кроме того тестовый контроль формирует у
школьников
дисциплинированность,
заинтересованность
в
учёбе.
Учащиеся
любят писать тесты, если есть достаточное время на обдумывание вопроса. В
тестах почти всегда присутствует верный ответ, кроме тестов уровня В, а это
своего рода подсказка, что снимает стресс.
Проведение диагностических контрольных работ с большим количеством
вариантов
теста
даёт
учителю
возможность
объективно
оценить
знания
учащихся, а также позволяет в своей дальнейшей работе по подготовке к ГИА и
ЕГЭ использовать эти варианты для тренировочных упражнений. Это большое
подспорье в нашей работе.
Используемые
нами
тематические
и
итоговые
тестовые
задания
можно
разделить
на
шесть
видов,
в
зависимости
от
цели
проверки
и
формы
их
предъявления учащимся.
•
Первый вид тестовых заданий предполагает верное заполнение пропусков
в утверждениях, формулировках определений и правил здесь же, в тексте.
Эти
задания
в
основном
направлены
на
проверкустепени
овладения
учащимися
обязательным
теоретическим
учебным
материалом
и
понимаем смысла изученного на репродуктивном уровне в письменной
или устной форме. Многие из этих тестовых заданий могут быть успешно
использованы
школьниками
при
самостоятельном
изучении
учебного
материала
(например,
в
период
болезни)
с
последующей
проверкой
учителем. Кроме того этот вид тестов можно использовать при проведении
математического диктанта.
•
Второй вид тестовых заданий предполагает установление истинности или
ложности
сформулированного
утверждения.
Эти
задания
в
основном
направлены
на
проверку
понимания
изученного
материала
на
продуктивном
уровне
и
могут
быть
использованы
при
первичном
закреплении пройденного материала в письменной, устной формах.
•
Третий
вид
тестовых
заданий
предполагает
выбор
из
нескольких
предложенных ответов (а, б, в, ...) верного, который отмечается в тексте.
Эти
задания
в
основном
направлены
на
проверку
умений
учащихся
применять полученные знания на практике и работать с ними можно в
устной и письменной формах.
•
Четвёртый
вид
тестовых
заданий
предполагает
умения
применять
теоретические знания при решении задач (уровень В, с кратким ответом).
Эти
тесты
содержат
как
материал,
позволяющий
проверить
базовый
уровень,
так
и
нестандартные
задания
для
более
подготовленных
учащихся.
•
Пятый вид тестовых заданий предполагает умение установить правильную
последовательность действий в доказательстве теоремы или при решении
задачи. Эти тесты удобно использовать при проверке умений доказывать
теоремы и умений находить логически верную цепочку решения задачи.
Это
помогает
опросить
большое
количество
учащихся
одновременно,
вместо двух-трёх человек и экономит время учителя на уроке.
•
Шестой вид тестовых заданий предполагает установление соответствий
между утверждениями, рисунками, равенствами и т.д. Эти виды тестов
успешно
используются
даже
с
учащимися
4
группы
для
первичного
закрепления изученного материала и для младших школьников.
Специфика
работы
учителей
естественно-математического
цикла
заставляет
наше
методическое
объединение
искать
пути,
позволяющее
сделать изучение этих предметов не менее интересным и более доступным,
уменьшить
время
на
домашнюю
подготовку
и
освоить
материал
даже
слабым учащимся.