Напоминание

"Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"


Автор: Соколова Светлана Сергеевна
Должность: студентка естественно-географического факультета педагогического института иркутского государственного университета
Учебное заведение: ЕГФПИГУ
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: урок по ОБЖ в 8 классе
Тема: "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Иркутский Государственный университет» «Педагогический институт» Естественно-географический факультет Кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики
План-конспект урока
Тема: Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия Подготовила: студентка 3 курса Соколова Светлана Сергеевна Иркутск,2016

Тема:
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Цели:
1.Способствовать формированию знаний учащихся с гидротехническими сооружениями и возможными авариями на них, их причинами и последствиями. 2. Способствовать развитию речи, логического мышления, памяти, а так же составлять опорные конспекты обобщать и делать выводы. 3. Воспитывать самодисциплину и организованность в экстремальных ситуациях, а так же прививать любовь к предмету в целом. Тип урока: Комбинированный Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ТСО, видеофильм, презентация.
Ход урока.
1. Постановка целей и задач 2. Актуализация прежних знаний 3. Подготовка к восприятию 4. Восприятие новой темы 5. Осмысление 6. Закрепление 7. Организация домашнего задания 8. Подведение итогов

1.

Постановка целей и задач (3 мин)
У  : Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем работать над разделом «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения». Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте отметим присутствующих.
2.

Актуализация прежних знаний (7 мин)
У  : На прошлом занятии мы с вами изучали «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах». На дом вам было задано изучить параграф 5.7. Давайте проверим, как вы усвоили материал. У.З.№1 Устный опрос. У.З. У  : Проверить знания учащихся по предыдущей теме. У.З.у  : Отвечать на вопросы У  . ПЗ. Отвечаем на вопросы устно. С.У.З.: 1. В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принят в 1997 году все опасные объекты разделены на две категории, перечислите их. (к первой относятся, где получают, хранят, транспортируют воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие и взрывчатые опасные вещества, ко второй относятся объекты, где используется оборудование под высоким давлением или с температурой воды более 115 градусов). 2.Назовите единые номера по которым можно вызвать пожарных и МЧС России (01 и 112). 3.Как действовать при внезапном обрушении здания? (быстро покинуть его, если почувствовали неустойчивость здания; спускаться по лестнице, а не на лифте; на улице отойти как можно дальше; если нет возможности выйти, занять самое безопасное место: в проёмах капитальных внутренних стен, в углах, стол может защитить от падающих предметов и осколков; откройте дверь квартиры; не паникуйте; не выходите на балкон). 4.Как вести себя, если вы оказались в завале? (не паниковать; занять удобное положение; оказать ПМП себе; без воды до трёх суток, без еды ещё больше; подавать сигналы, лучше предметами; если есть возможность, то продвигаться к выходу самим). 5. Перечислите ряд мероприятий по повышению безопасности (вывод из населенных пунктов; использование безопасных технологий; внедрение современных систем контроля и управления; совершенствование подготовки персонала) О.Р.Д. Перед тем как ответить на вопрос, поднимаем руку. К.В: У  следит за правильностью ответа
И.В: Наиболее активные у  получают отметки в журнал.
3. Подготовка к восприятию (3 мин)
У  : Молодцы ребята! Мы славно поработали. Посмотрите на доску, тема нашего урока: Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. С чем мы познакомимся на уроке, о чём будем разговаривать? у  : отвечают на поставленный вопрос.
4.

Восприятие новой темы(10 мин)
У  : Класс! по ходу изложения нового материала в виде схемы записывайте виды гидротехнических сооружений. Ребята, а кто-нибудь знает, что такое гидротехническое сооружение? у  : Гидротехнические сооружения предназначены для использования водных ресурсов для нужд человека, а также для борьбы с разрушительным воздействием водной стихии на жизнедеятельность человека) У  : По своему предназначению гидротехнические сооружения подразделяются: на водопроводные (плотины, дамбы и т. п.),  водопроводящие (каналы, трубопроводы, тоннели и др.);  регуляционные (полузапруды, ограждающие валы и т. п.);  водозаборные (для забора воды из источника, например, реки), водосбросовые (для сброса лишней воды из водохранилищ) и специальные (здания гидроэлектростанций (ГЭС);  шлюзы (для подъёма и спуска судов с одного уровня на другой), судоподъёмники и др. В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ ёмкостью более 1 млрд м3. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосбросовые сооружения и шлюзы. Водозаборное сооружение – это гидротехническое сооружение для забора воды из источника питания (реки, озера, подземного источника) с целью использования её для нужд гидроэнергетики, водоснабжения или орошения полей. Водосбросовые сооружения – гидротехнические сооружения, предназначенные для сброса излишней (паводковой) воды из водохранилища, а также пропуска воды в нижний бьеф. (Бьеф – часть водоёма, реки, канала. Верхний бьеф расположен по течению выше
водонапорного сооружения (плотины, шлюза), нижний бьеф – ниже водонапорного сооружения.) Шлюз – это сеть сооружений для подъёма или опускания судов с одного уровня воды (реки, канала) на другой. Наиболее крупные шлюзы имеют ширину свыше 30 м и длину до нескольких сотен метров. Гидродинамические аварии (ГДА) могут привести к катастрофическим последствиям – затоплению обширных территорий. У  : Ребята, тема сегодняшнего урока аварии на гидродинамических сооружениях, кто может сказать. Что такое Гидродинамическая авария? у  : ГДА – это ЧС, связанная с выходом из строя ГТС или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения, затопление, ущерб здоровью людей. У  : Ребята, сейчас вам самостоятельно необходимо назвать причины ГДА для ответа вы можете использовать учебник, задание выполняется 2 минуты. у  : Гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут возникнуть вследствие действия сил природы (землетрясения, ураган, разлив, разрушение плотины паводковыми водами) или воздействия человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений. У  : Зона катастрофического затопления – это зона затопления, где произошли массовые потери людей, животных, с/х растений, уничтожены здания и сооружения. Давайте запишем основные понятия, и последствия ГДА (повреждения и разрушения ГТС; гибель людей; разрушение зданий и сооружений волной прорыва; затопление огромных территорий). Вся информация сопровождается иллюстрациями которые представлены в презентации, подготовленной к уроку.
5.

Осмысление (7 мин)
После записи учебного материала, учащиеся задают вопросы по не понятном вопросом. Вместе с учителем обсуждают ответы. Затем учитель показывает фильм, в котором отмечена ст атистика гидродинамических аварий, исторические факты, видеофрагмент длительностью 5 минут).
6. Закрепление (7 мин)
У.З.№1 Устный опрос. У.З. У  : Проверить, как учащиеся усвоили материал У.З.у  : Правильно отвечать на вопросы У  . ПЗ. Отвечаем на вопросы устно.
С.У.З.: 1. Какие сооружения относятся к гидродинамическим? (Гидротехнические сооружения предназначены для использования водных ресурсов для нужд человека, а также для борьбы с разрушительным воздействием водной стихии на жизнедеятельность человека). 2. Назовите, какие гидротехнические сооружения вы знаете? (это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы). 3. Перечислите основные причины ГДА. (Гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут возникнуть вследствие действия сил природы (землетрясения, ураган, разлив, разрушение плотины паводковыми водами) или воздействия человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений). 4. Дайте определение понятию ГДА? (ГДА - ГДА – это ЧС, связанная с выходом из строя ГТС или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения, затопление, ущерб здоровью людей. 5. Назовите основные последствия ГДА. (Повреждения и разрушения ГТС; гибель людей; разрушение зданий и сооружений волной прорыва; затопление огромных территорий). О.Р.Д. Перед тем как ответить на вопрос, поднимаем руку. К.В: У  следит за правильностью ответа И.В: Наиболее активные у  получают отметки в журнал.
7. Организация домашнего задания (2 мин)
Ребята, запишите и прочитайте П.5.8, вопросы под № 1,3, 4,5 с.140.
8.Подведение итогов (2 мин)
У  задает вопросы у  . Учащиеся отвечают на вопросы. -Над какой темой, мы сегодня с вами поработали? - Что нового вы узнали? -Пригодятся ли знания, полученные вами на уроке в жизни?


В раздел образования