"Педагогическая этика в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Лузгина Елена Степановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №4 Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Кемерово Наименование материала: Статья Тема: "Педагогическая этика в работе с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МАДОУ №4 Лузгина Е.С. г.Кемерово. 2016 год.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».( Вольтер)
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами
может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и
наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Что же такое «этика»? Слово это образовано от
древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий
педагогической морали и моральных ценностей. Моральными
ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле,
справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера
жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди
этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая
справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Воспитатель для ребёнка дошкольного возраста – первый человек после
родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его
кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем
лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь
воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и
педагогического такта.
Кстати, «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».
« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять,
посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее
развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной
сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца».
Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого
такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость,
справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание».
Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и
возможностей.
Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми,
выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо
подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не
стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема,
которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание.
2
Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что
сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом
чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного
напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая
возможность. Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых
обстоятельствах; находит способы воздействия на детей, учитывая их
самолюбие, выбирает место и время для разговора по душам; понимает и
оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы
и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая
требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она
сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога
проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка.
Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы
приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать
ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать,
что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в
шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким
ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать
поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их
секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. Русский философ
В.В. Розанов рассуждал: «Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое
проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце –
только…»
У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов,
которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы
выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш
авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся
быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными,
чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице
воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они
добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами,
когда вы терпеливо что-то разъясняете младшему воспитателю, приветливо
встречаете их родителей…Дети, находясь в детском саду весь день, видят в
нас образец поведения.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети,
непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то
новое, удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
3
Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.
Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее
отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому
ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное,
сокровенное.
Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу,
может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.
В заключении мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса
педагогической этики по отношению к детям:
Никогда не наказывать детей;
Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;
Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не
заставлять просить прощения);
Не укорять детей;
Не жаловаться на них родителям;
Не оскорблять;
Не приказывать, не требовать жестко;
Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через
разумную дозу помощи;
Хвалить от души;
Верить и доверять безоговорочно;
Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
Прощать искренне
Спасибо за внимание!