Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.
Автор: Луканина Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" Населённый пункт: Пермский край, п. Октябрьский Наименование материала: Статья Тема: Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи. Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.
Луканина Мария Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка
дошкольного
возраста.
Взаимодействие
ДОУ
с
семьей
является
социализирующим
фактором,
совмещающим
функции
образовательной,
культурной,
социальной
сфер
организации детской жизни.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря
на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для
развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои
первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится
организовывать собственную деятельность.
В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и
какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные
навыки
в
восприятии
действительности,
приучается
осознавать
себя
полноправным
представителем общества.
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного
обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном
детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников,
необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты
отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует
целенаправленная
работа
педагогов,
в
процессе
которой
родители
эпизодически
включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития
дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого
развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее
эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности
переноса
полученных
педагогических
знаний
в
условия
семейного
воспитания,
формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской
деятельностью.
. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, мы
знакомим их с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.
Нами
накоплен
определенный
опыт
работы
с
родителями
по
воспитанию
речевой
культуры детей. В нашем детском саду используются следующие нетрадиционные формы
сотрудничества: речевые театрализованные праздники, речевые газеты, консультации для
родителей, семейные газеты, отчетные концерты, родительские клубы, тренинги игрового
взаимодействия,
интерактивные
выставки,
викторины,
конкурсы,
совместные
занятия,
проектная деятельность, презентации, передвижки.
Планируя
ту
или
иную
форму
работы,
мы
всегда
исходим
из
представлений
о
современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с
этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность,
оригинальность, интерактивность.
Эффективной
формой
взаимодействия
«педагог-родитель-ребенок»
стала
проектная
деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует
развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает
современный
интегрированный
подход
в
воспитании
и
обучении
детей.
Участвуя
в
разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками
воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы
и содержание проектов определяются педагогами совместно с детьми и родителями на
основе
определения
актуальных
задач
развития
детей
конкретной
группы,
детских
интересов. Так, в проекте «Традиции в нашей семье» создавался альбом с рисунками,
фотографиями, рассказами о том, как традиции помогают в воспитании детей.
Проект
«Чудо
пальчики»
позволил
родителям
осознать
значение
развития
мелкой
моторики
руки
ребенка
для
речевого
развития
и
активно
включится
в
изготовление
пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.
Обязательным
условием
реализации
всех
проектов
является
активизация
речевой
деятельности
детей,
совместное
речевое
творчество.
Проекты
рассчитаны
на
значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает
выпуск
газет,
альбомов,
организацию
выставок,
праздник.
Взрослые
и
дети
демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение —
два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия
процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с
родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия
позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные
участники
в
жизни
своего
ребёнка.
Такие
изменения
позволяют
нам
говорить
об
эффективности
использования
современных
форм
в
работе
с
родителями
по
формированию речевой культуры дошкольников.
Литература:
1. Евдокимова Н. В. Додокина Н, В, Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика
работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. Москва: Мозаика-Синтез, 2007
2.
Детско-родительский
клуб
«Веселая
семейка»:
Практические
материалы.-
М.:
ТЦ
Сфера, 2012
3.Развиваем
речь
детей:
секреты
сотрудничества.:Практическое
пособие
по
взаимодействию детского сада с семьей.- Фонд «Развития через образование» Тольятти,
2007
4.Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности
ДОУ родителями»//Дошкольная педагогика 2007 г.,