Автор: Суворова Валентина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №118 "Морошка" Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: Проект Тема: "Мальчики и девочки" Раздел: дошкольное образование
Актуальность темы.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок
И картинок,
Из стекляшек
И промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков
И клубочков,
Из загадок
И мармеладок
Сделаны наши девчонки!».
Халемский Я.
Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и
женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные
социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две
противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько
распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней
инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям.
Гендерное воспитание формирует специфические черты характера:
- у мальчиков – эмоциональную устойчивость, выносливость, решительность
– основные мужские качества;
- у девочек - нежность, скромность, терпимость и стремление к мирному
решению конфликтов - качества, которые присущи женщине.
Современная система дошкольного образования, комплексные
программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста
построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок
определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и
для мальчиков. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на
формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.
Половое развитие - результат не столько биологических особенностей
пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько
социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких
людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных
учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют,
поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего
осознания ими своей половой роли.
Проблемой гендерного воспитания в нашем детском саду подвигло меня на
создание проекта «Мальчики и девочки»
^ Перед собой я поставила цель: Содействие развитию ребенка,
опираясь на его половозрастные особенности, формирование его гендерной
идентичности, повышение гендерной компетенции родителей и
воспитателей.
^ Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи:
выявление готовности семьи к активному взаимодействию с детским
садом
на
основе
социально-педагогической
и
психологической
диагностик;
повышение
педагогической
культуры
и
гендерной
компетенции
родителей путём их просвещения;
создание
в
группе
и
в
семье
атмосферы
общности
интересов,
эмоциональной поддержки,
диагностика индивидуальных личностных особенностей каждого
ребенка;
создание в группе и в семье условий для гармоничного развития
ребенка в соответствии с его половыми особенностями.
^ Участники проекта.
Дети группы «Морячок», родители и воспитатели.
Предполагаемые итоги реализации проекта
• Возрождение традиций различного воспитания мальчиков и девочек;
• применение родителями педагогических знаний о воспитании детей
разного пола в семье в семье;
• развитие партнёрских отношений в семье.
^ Структура проекта
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности,
формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
Аналитический блок.
Анкетирование;
диагностика;
тестирование;
интервью;
работа с листами рефлексии.
Информационный (просветительский) блок.
o
Подбор наглядной информации;
o
оформление фотовитрин, стендов, папок-передвижек;
o
проведение выставок, презентаций;
o
оформление уголков родителей;
o
составление памяток для родителей;
o
использование интернет.
Практический блок.
Традиционные формы и методы работы.
o
Родительские собрания;
o
тематические часы;
o
круглые столы;
o
вечера вопросов и ответов;
o
консультации специалистов;
o
дни открытых дверей;
o
оформление семейных фотогазет;
o
почтовый ящик «Добро пожаловать»;
Нетрадиционные формы и методы работы.
o
Лонгэтюд «Язык фотографий» (по темам);
o
использование арттерапевтических техник (тематический
рисунок, коллаж…);
o
домашние задания для родителей на определенную тему;
Досуговый блок.
o
Вечера отдыха;
o
творческие конкурсы и выставки;
o
спортивные состязания;
o
утренники;
Блок «Презентация».
Тематические слайд-шоу
Оценочный блок.
o
Заполнение книги отзывов и оценочных листов;
o
экспресс-диагностика.
План реализации проекта
Сентябрь - октябрь
^ Тема «Гендерное воспитание. Что это такое?».
Цель: Повышение педагогического мастерства и гендерной компетенции
родителей и воспитателей, определение роли половых особенностей в
развитии ребёнка.
Тестирование родителей «Я и мой ребенок».
Тестирование воспитателей «Что я знаю о гендерном воспитании?»
Консультация для воспитателей «Гендерная психология. И ее
использование в детском саду»
Консультация для родителей «Гендерная психология. И ее использование
в семье»
Диагностика детей «Гендерная идентичность»
Помощь в составление памятки «Права и обязанности родителей».
Помощь в оформление стенда «Мальчики и девочки».
Помощь в оформление папки-передвижки «Советы по воспитанию».
Помощь в организации почтового ящика для родителей «Добро
пожаловать».
Выпуск семейной фотогазеты «Я как папа» (мальчики), «Я как мама»
(девочки).
Родительское собрание «Почему детей желательно воспитывать с учетом
их гендерных особенностей?».
^ Ноябрь - декабрь
Тема «Эмоциональное благополучие ребёнка».
Цель: Психолого-педагогическая поддержка при формировании
взаимоотношений: воспитатель родитель, воспитатель – ребенок, родитель -
ребенок.
«Семейное интервью» (по А.И. Захарову).
Тестирование детей и воспитателей «Тип восприятия»
Консультация для воспитателей «Влияние типа восприятия на
формирование взаимоотношений»
Консультация «Гендерные стереотипы и семья. Основные причины
эмоционального неблагополучия детей».
Оформление стенда «Заметки психолога».
Помощь в оформление уголка родителей «Знаете ли вы темперамент
своего ребенка?»
Домашнее арт-задание детям и родителям.
Анкетирование «Выявление уровня педагогических возможностей
родителей».
Помощь в проведение новогоднего праздника.
^ Январь - февраль
Тема «Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие».
Цель: Осознание ролей женщины - матери, мужчины - отца, мальчика – сына,
девочки - дочери.
Анкета для отцов.
Памятки «Советы по воспитанию мальчика», «Советы по воспитанию
девочки»
Выставка рисунков и поделок детей и родителей «Умелые руки».
Консультация: «Роль отца в воспитании детей»
Помощь в проведение праздника посвященного Дню защитника
Отечества.
Помощь в работе с родителями по оформлению визитки семьи.
Помощь в проведении спортивное развлечение «Папа может все что
угодно».
^ Март - апрель
Тема «Азбука общения».
Цель: Выявление наиболее эффективных способов создания благоприятной
атмосферы в группе и в семье.
Помощь в организации утренника «Милая мама моя».
Конкурс «Мама – рукодельница»
Помощь в организации развлечения для детей в группе «Смеяться
разрешается».
Блиц-анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку?»
Оформление ширмы «Словесные способы поощрения и поддержки
мальчиков» и «Словесные способы поощрения и поддержки девочек».
Составление памятки «55 способов сказать «Я тебя люблю!»
Оформление уголка родителей «Игротерапия для детей и взрослых».
Консультация для воспитателей «Игра ребенка в группе»
День открытых дверей.
^ Май
Тема «Гендерные стереотипы и семья».
Цель: Способствовать осмыслению гендерных стереотипов в нашем
обществе.
Выпуск плаката «Гендерные стереотипы в нашем обществе».
Составление памятки «Искусство наказывать и поощрять мальчиков» и
«Искусство наказывать и поощрять девочек».
Домашнее задание родителям и детям «Дневник добрых дел».
Июнь-июль
Тема «Все мы родом из детства».
Цель: Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение
их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников.
Спортивный праздник, посвящённый Международному дню защиты
детей «Игры наших бабушек, игры наших дедушек».
Анкетирование «Во что играют наши дети?»
Интервью с детьми «В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?» «В
какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?»
Выставка-презентация игр и литературы по теме.
Выпуск видео-журнала «Мы играем».
Составление памятки «Игры и их особенности».
Оформление папок-ширм «Чем заняться в выходной?», «Отдых на море»,
«Свободная минутка».
Домашнее творческое задание «Как мы провели лето», «Самый
счастливый день
Консультация родителям: «Детские игры - дело серьёзное».
Семинар-практикум для воспитателей: «Играть развивая, развивать
играя».