Напоминание

"Ранее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ"


Автор: Попова Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДОУ "Брусничка"
Населённый пункт: с.Белоярск
Наименование материала: Социальный проект
Тема: "Ранее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Брусничка »
Социальный проект «Ранее выявление социального

неблагополучия семьи в ДОУ»

Автор: социальный педагог Попова Т.Н.

2016 г. с. Белоярск
Тема проекта
: Социальный проект


«Ранее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ»

Пояснительная записка


С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Актуальность
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.
Новизна
социального проекта заключается в длительном сопровождении ребенка. С момента поступления ребёнка из неблагополучной семьи в детский сад и до выпуска в школу. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что
семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания". Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска: 1. В начале учебного года создается банк данных детей посещающих ДОУ. 2. Заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. 3. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Работа совместно с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, помощь в оформлении компенсационных выплат, родители привлекаются к участию в организации учебно - воспитательного процесса. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если строить общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. При ознакомлении с личным делом воспитанника, выясняю у воспитателя причины неблагополучия. Формы социально – педагогической помощи семье. Одна из форм работы с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, использую наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр. Тип проекта: информационно – практический. Цель: Выявление и обобщение эффективного опыта работы ДОУ по профилактике и коррекции семейного неблагополучия, формированию и сохранению гармоничных семейных отношений. Задачи: 1.Выявление неблагополучных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.Выявление готовности семьи к активному взаимодействия с МДОУ д/с «Брусничка» на основе социально – педагогической и психологической диагностик. 3.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) путём их просвещения. 4.Включение семьи в воспитательно – образовательный процесс. 5.Содействие созданию в семье доброжелательных взаимоотношений, атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга. 6.Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка. 7.Установление взаимодействия с социальными партнёрами в работе с неблагополучными семьями. 8.Оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Длительность: долгосрочный (с момента поступления ребёнка из неблагополучной семьи в детский сад и до выпуска в школу). Дальнейшая судьба ребёнка и его семьи отслеживается через социальное партнёрство с организациями села (Отделением полиции по Приуральскому району с .Белоярск Участок
№4, Управлением по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с. Белоярск, Белоярской участковой больницей, МОУ Школы с. Белоярск). Участники проекта: -социальный педагог, -семья (ребёнок и родители (законные представители), находящаяся в трудной жизненной ситуации), -педагоги детского сада (воспитатели группы, которую посещает ребёнок; представители психолого – педагогической службы (педагог – психолог, учитель – логопед); узкие специалисты; администрация), -социальные службы села (Отделение полиции по Приуральскому району с .Белоярск Участок №4, Управление по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с. Белоярск, Белоярская участковая больница, МОУ Школа с. Белоярск). Противоречия: 1.Большой объём работы. - Нехватка времени. 2.Желание педагогов помочь детям из неблагополучных семей. - Нежелание со стороны родителей изменить ситуацию в семье. 3.Необходимость использования специальной системы мер по выходу семьи из кризисной ситуации. - Недостаток необходимых знаний, навыков. 4.Необходимость слаженной работы всех специалистов, служб с неблагополучной семьёй. - Неумение правильно скоординировать усилия. Ресурсы, необходимые для реализации проекта: правовые; информационные (научно – популярная, методическая литература; Интернет – ресурсы); организационно – управленческие; экономические; технические, связь с общественностью, стремление к сотрудничеству всех участников проекта, ресурсы семьи (способности и интересы членов семьи, особенности характера). Направления работы: 1. Работа с родителями (законными представителями неблагополучных семей и семей, находящихся в зоне риска). 2. Взаимодействие с педагогами. 3. Работа с детьми из неблагополучных семей и семей, находящихся в зоне риска. 4. Социальное партнёрство с организациями села (Отделением полиции по Приуральскому району с. Белоярск Участок №4, Управлением по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с. Белоярск, Белоярской участковой больницей, МОУ Школа с. Белоярск). Структура проекта: Блочная система.
Блоки Цель Формы 1.Аналитический Выявление неблагополучных семей. Знакомство. Сбор информации (анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение). Оценка ситуации. 2.Информационный (просветительский) Повышение педагогической культуры родителей путём их просвещения. Вооружение п е д а го го в з н а н и я м и о р а б о т е с неблагополучными семьями. Правовое воспитание детей. Консультации, бе с ед ы , о б щ и е и г р у п п о в ы е родительские собрания, о ф о р м л е н и е с т е н д о в , уголков для родителей. 3.Практический (коррекционный) Оказание практиче ской п о м о щ и с е м ь я м , находящимся в трудной жизненной ситуации. Оказание практиче ской помощи педагогам п о организации работы с неблагополучными семьями. Посещение семей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, развлечения, выставки, родительские собрания. 4.Диагностический Подведение итогов работы, выявление изменений, произошедших в семье. Анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение. План реализации проекта 1.Аналитический блок
Задачи Направления работы/ формы работы Ответственный
Работа с родителями (законными представителями)
Выявление семей, нуждающихся в помощи и коррекции. Знакомство с семьёй. Определение внутрисемейных проблем и затруднений. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ. Знакомство: беседа, анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение. Социометрический опрос «Атмосфера в семье». Социальный педагог, педагог – психолог, администрация д/сада, воспитатели группы, которую посещает ребёнок
Взаимодействие с педагогами
Выявление педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с неблагополучными семьями Обсуждение с воспитателями группы, которую посещает ребёнок, с представителями социально – психологической службы (педагогом – психологом, учителем – логопедом), узкими специалистами плана работы с данной семьёй. Социальный педагог, администрация д/сада, педагог - психолог Беседы: «В чём сложность работы с неблагополучными семьями», «Моя компетентность в работе со сложной семьёй», «Ребёнок из неблагополучной семьи. Какой он?» и.т.д. Социальный педагог, педагог – психолог.
Работа с детьми
Знакомство с детьми из неблагополучных семей, установление партнёрских отношений. Определение внутрисемейных проблем и затруднений. Знакомство с ребёнком: наблюдение, совместная игровая деятельность, беседы. Социальный педагог, педагог – психолог, администрация д/сада, воспитатели группы, которую посещает ребёнок, учитель - логопед Изучение семьи глазами ребёнка: 1.Рисуночная методика: -«Кинетический рисунок семьи», -«Нарисуй дом»; 2.Игровые задания; 3.Методика комментирования картинок; 4.Методика завершения рассказа. Педагог – психолог, воспитатели групп.
Социальное партнёрство с организациями села

(Отделением полиции по Приуральскому району с. Белоярск Участок №4, Управлением по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с. Белоярск, Белоярской участковой больницей, МОУ Школа с. Белоярск). Установление взаимодействия с социальными службами села. Информирование органов опеки, органов управления образованием, а при необходимости правоохранительных органов о наличие неблагополучной семьи. Администрация детского сада, социальный педагог. Установление связей семьи с различными ведомствами, социальными службами. Администрация детского сада, социальный педагог. 2.Информационный (просветительский) блок Задачи Направления работы/ формы работы Ответственный
Работа с родителями (законными представителями)
Информирование семьи о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; об особенностях развития ребёнка. Информирование семьи по вопросам социальной защиты. Социальный педагог. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам компенсационных выплат. Социальный педагог. Психолого – педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребёнка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребёнка», «Детско – родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость», «Способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье», «Авторитет отца в семье» и т.д. Социальный педагог, педагог – психолог, воспитатели. Оформление стендов, уголков для родителей: -«Тридцать золотых правил воспитания ребёнка», -«Секреты эмоционального Воспитатели, педагог – психолог.
здоровья», -«Знаете ли вы темперамент своего ребёнка», -«Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка Выпуск рекламных листов «Основа нравственных отношений в семье». Социальный педагог, педагог – психолог.
Взаимодействие с педагогами
Информирование педагогов об особенностях работы с неблагополучными семьями. Консультирование педагогов «Социальный педагог и законодательная база», «Права и обязанности родителей». Социальный педагог, педагог – психолог. Ознакомление педагогического коллектива с законодательной базой. Социальный педагог
Работа с детьми
Вооружение детей знаниями об их правах и обязанностях (в доступной для каждого возраста форме). Беседы с детьми «Права и обязанности детей», «Знаешь ли ты экстренные службы и как с ними связаться», «Моя любимая семья», «Какой я вижу свою семью», «Ты в мире не одинок». Социальный педагог, педагог – психолог, воспитатели.
Социальное партнёрство с организациями села
(Отделением полиции по Приуральскому району с.Белоярск Участок №4, Управлением по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с.Белоярск, Белоярской участковой больницей, МОУ Школа с.Белоярск). Установление взаимодействия с социальными службами села по вопросам информационной поддержки неблагополучной семьи. Обсуждение с социальными службами села тематики информации, необходимой для донесения до родителей (законных представителей). Обсуждение совместных с ДОУ мероприятий. Администрация детского сада, социальный педагог. 3.Практический (коррекционный) блок Задачи Направления работы/ формы работы Ответственный
Работа с родителями (законными представителями)
Оказание необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи. Оказание Социально – педагогическоепатронирование, надзор. Социальный педагог, педагог – психолог, администрация д/сада, воспитатели. Составление памяток: -«Права и обязанности родителей», -«Советы по воспитанию внуков», Социальный педагог, педагог – психолог.
психологической помощи семье по преодолению барьеров общения и причин его нарушений. -«Игры детей и их особенности» и т.д. Педагогические поручения (организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребёнка). Воспитатели, педагог – психолог. Круглые столы на темы: «Какой Вы родитель», «Какой у Вас ребёнок», «Семейный досуг» и т.д. Социальный педагог, педагог – психолог, воспитатели. Оказание социально – психологической поддержки и коррекции отношений в случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребёнком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями): индивидуальные беседы, посещения на дому. Социальный педагог, педагог – психолог, администрация д/сада Включение членов семьи в организацию и проведение праздников, утренников, развлечений, выставок: -выставка рисунков детей и родителей «Моя удивительная семья»; -выставки работ из природного материала, -выставка работ родителей «Моя мама рукодельница»; -спортивно – музыкальные развлечения «Папа, мама, я – дружная семья», «Весёлые старты»; -праздники к знаменательным датам; и т.д. Воспитатели групп, узкие специалисты Включение семьи в совместную трудовую деятельность: благоустройство территории детского сада (субботники по уборке, озеленение); в создании предметно – развивающей среды в группе (изготовление пособий, атрибутов для игр, НОД и т.д.). Воспитатели. Дни открытых дверей. Администрация д/сада.
Работа с детьми
Защита прав ребёнка в случае, когда родители отстраняются от процесса воспитания ребёнка. Возрождение, укрепление и сохранение Взаимодействие с органами опеки по оказанию необходимой материальной помощи (пособия, разовые выплаты и т.п) семьям в которых трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Администрация детского сада, социальный педагог. Информирование органов опеки и Администрация
эмоционального и физического здоровья детей. попечительства о фактах психологического или физического насилия над ребёнком. детского сада, социальный педагог. Совместное с социальными службами оказание помощи семье непосредственно в кризисных ситуациях. Администрация детского сада, социальный педагог. 4.Диагностический блок Задачи Направления работы/ формы работы Ответственный Подведение итогов работы, выявление изменений, произошедших в семье. Индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, анкетирование, тестирование, посещение семей. Социальный педагог, педагог – психолог, администрация д/сада, воспитатели группы, которую посещает ребёнок Составление карты изменения семьи. Наблюдение за семьёй. Социальный педагог, педагог – психолог, администрация д/сада, воспитатели группы, которую посещает ребёнок
Взаимодействие с педагогами
Выявление изменений, произошедших в семье. Выявление педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с неблагополучными семьями. Анкетирование, тестирование, беседы Социальный педагог, педагог – психолог, администрация д/сада, воспитатели группы, которую посещает ребёнок, педагог – психолог.
Социальное партнёрство с организациями села
(Отделением полиции по Приуральскому району с.Белоярск Участок №4, Управлением по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с.Белоярск, Белоярской участковой больницей, МОУ Школа с.Белоярск). Совместная деятельность с социальными службами села, направленная на дальнейшее отслеживание и коррекцию неблагополучной семьи. Администрация детского сада, социальный педагог. Предполагаемый результат: 1.Улучшение детско – родительских отношений, улучшение микроклимата в семьях.
2.Стабилизация психо-эмоционального состояния детей. 2.Рост педагогической культуры родителей. 3.Повышение компетентности педагогов в области работы с неблагополучными семьями. 4.Организация стабильного развития и деятельности ДОУ в интересах детей, семьи, общества.


В раздел образования