"Ранее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ"
Автор: Попова Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МДОУ "Брусничка" Населённый пункт: с.Белоярск Наименование материала: Социальный проект Тема: "Ранее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Брусничка
»
Социальный проект «Ранее выявление социального
неблагополучия семьи в ДОУ»
Автор: социальный педагог Попова Т.Н.
2016 г. с. Белоярск
Тема проекта : Социальный проект
«Ранее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ»
Пояснительная записка
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается в нем. На
развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических,
так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности,
является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от
отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на
мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с
окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет
строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Актуальность Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым
человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются
основы
нравственности
человека,
формируются
нормы
поведения,
раскрываются
внутренний
мир
и
индивидуальные
качества
личности.
Семья
способствует
самоутверждению
человека,
стимулирует
его
социальную
и
творческую
активность.
Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно,
в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия
является
то,
что
формы
этого
типа
семей
имеют
ярко
выраженный
характер,
проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например,
на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных
отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной
группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую
и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем,
неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его
душевного
мира
переживаний).
Вследствие
этих
неблагоприятных
внутрисемейных
факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед
окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее Человек, страдающий от
алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.
Новизна социального проекта заключается в
длительном сопровождении
ребенка.
С
момента поступления ребёнка из неблагополучной семьи в детский сад и до выпуска в
школу.
О
роли
школы
в
организации
процесса
семейного
воспитания
детей
писал
А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что
семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет,
мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом
должна быть школа, как представительница государственного воспитания".
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением
факторов социального риска:
1.
В начале учебного года создается банк данных детей посещающих ДОУ.
2.
Заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ.
3.
Выявляются
социально-бытовые
условия
проживания
семей
и
воспитанников,
состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия.
Работа совместно с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом
родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы:
общие
собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы,
лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию
текстовых материалов, фотомонтажи, помощь в оформлении компенсационных выплат,
родители привлекаются к участию в организации учебно - воспитательного процесса.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если
строить общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только
содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая
советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия
родителей
на
ребенка,
нужно
помнить,
что
прямое
нетактичное
вмешательство
во
внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред.
Ведь каждый родитель воспитывает своих
детей так, как считает нужным, исходя из
своих знаний, умений, чувств и убеждений.
При ознакомлении с личным делом воспитанника, выясняю у воспитателя причины
неблагополучия.
Формы социально – педагогической помощи семье. Одна из форм работы с семьей -
социальный
патронаж,
представляющая
собой
посещение
семьи
на
дому
с
диагностическими,
контрольными,
адаптационно
–
реабилитационными
целями,
позволяющая установить и поддерживать длительные связи с
семьей, своевременно
выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что
позволяет
выявить
больше
информации,
чем
лежит
на
поверхности.
Проведение
патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения
семьи,
добровольности
принятия
помощи,
конфиденциальности,
поэтому
следует
находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего
асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует
их,
а
так
же
позволяет
своевременно
выявлять
и
противодействовать
возникающим
кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, следует выделить консультационные беседы как одну из форм
работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для
оказания
помощи
практически
здоровым
людям,
испытывающим
затруднения
при
решении жизненных задач.
Работая с семьей, использую наиболее распространенные приемы консультирования:
эмоциональное
заражение,
внушение,
убеждение,
художественные
аналогии,
мини
–
тренинги и пр.
Тип проекта: информационно – практический.
Цель: Выявление и обобщение эффективного опыта работы ДОУ по профилактике и
коррекции
семейного
неблагополучия,
формированию
и
сохранению
гармоничных
семейных отношений.
Задачи:
1.Выявление
неблагополучных
семей,
семей,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации.
2.Выявление готовности семьи к активному взаимодействия с МДОУ д/с «Брусничка»
на основе социально – педагогической и психологической диагностик.
3.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) путём их
просвещения.
4.Включение семьи в воспитательно – образовательный процесс.
5.Содействие
созданию
в
семье
доброжелательных
взаимоотношений, атмосферы
общности
интересов,
эмоциональной
поддержки,
взаимозаинтересованности
и
взаимопроникновения в проблемы друг друга.
6.Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
7.Установление
взаимодействия
с
социальными
партнёрами
в
работе
с
неблагополучными семьями.
8.Оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Длительность: долгосрочный (с момента поступления ребёнка из неблагополучной семьи
в детский сад и до выпуска в школу).
Дальнейшая судьба ребёнка и его семьи отслеживается через социальное партнёрство с
организациями села (Отделением полиции по Приуральскому району с .Белоярск Участок
№4, Управлением по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с.
Белоярск, Белоярской участковой больницей, МОУ Школы с. Белоярск).
Участники проекта:
-социальный педагог,
-семья
(ребёнок
и
родители
(законные
представители),
находящаяся
в
трудной
жизненной ситуации),
-педагоги
детского
сада
(воспитатели
группы,
которую
посещает
ребёнок;
представители
психолого
–
педагогической
службы
(педагог
–
психолог,
учитель
–
логопед); узкие специалисты; администрация),
-социальные службы села (Отделение полиции по Приуральскому району с .Белоярск
Участок №4, Управление по труду и социальной защите населения МО Приуральский
район с. Белоярск, Белоярская участковая больница, МОУ Школа с. Белоярск).
Противоречия:
1.Большой объём работы. - Нехватка времени.
2.Желание педагогов помочь детям из неблагополучных семей. - Нежелание со стороны
родителей изменить ситуацию в семье.
3.Необходимость
использования
специальной
системы
мер
по
выходу
семьи
из
кризисной ситуации. - Недостаток необходимых знаний, навыков.
4.Необходимость слаженной работы всех специалистов, служб с неблагополучной семьёй.
- Неумение правильно скоординировать усилия.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта: правовые; информационные (научно –
популярная,
методическая
литература;
Интернет
–
ресурсы);
организационно
–
управленческие; экономические; технические, связь с общественностью, стремление к
сотрудничеству всех участников проекта, ресурсы семьи (способности и интересы членов
семьи, особенности характера).
Направления работы:
1.
Работа с родителями (законными представителями неблагополучных семей и семей,
находящихся в зоне риска).
2.
Взаимодействие с педагогами.
3.
Работа с детьми из неблагополучных семей и семей, находящихся в зоне риска.
4.
Социальное
партнёрство
с
организациями
села
(Отделением
полиции
по
Приуральскому
району
с.
Белоярск
Участок
№4,
Управлением
по
труду
и
социальной защите населения МО Приуральский район с. Белоярск, Белоярской
участковой больницей, МОУ Школа с. Белоярск).
Структура проекта: Блочная система.
Блоки
Цель
Формы
1.Аналитический
Выявление
неблагополучных семей.
Знакомство.
Сбор информации
(анкетирование,
тестирование, опрос,
беседа, наблюдение).
Оценка ситуации.
2.Информационный
(просветительский)
Повышение педагогической
культуры
родителей
путём
их просвещения.
Вооружение
п е д а го го в
з н а н и я м и
о
р а б о т е
с
неблагополучными
семьями.
Правовое воспитание детей.
Консультации,
бе с ед ы ,
о б щ и е
и
г р у п п о в ы е
родительские
собрания,
о ф о р м л е н и е
с т е н д о в ,
уголков для родителей.
3.Практический
(коррекционный)
Оказание
практиче ской
п о м о щ и
с е м ь я м ,
находящимся
в
трудной
жизненной ситуации.
Оказание
практиче ской
помощи
педагогам
п о
организации
работы
с
неблагополучными
семьями.
Посещение семей,
индивидуальные беседы,
консультации, совместные
праздники, развлечения,
выставки, родительские
собрания.
4.Диагностический
Подведение итогов работы,
выявление изменений,
произошедших в семье.
Анкетирование,
тестирование, опрос,
беседа, наблюдение.
План реализации проекта
1.Аналитический блок
Задачи
Направления работы/ формы
работы
Ответственный
Работа с родителями (законными представителями)
Выявление семей,
нуждающихся в помощи и
коррекции.
Знакомство с семьёй.
Определение
внутрисемейных проблем и
затруднений. Выявление
готовности семьи к
активному взаимодействию
с ДОУ.
Знакомство: беседа,
анкетирование,
тестирование, опрос,
наблюдение.
Социометрический опрос
«Атмосфера в семье».
Социальный педагог,
педагог – психолог,
администрация д/сада,
воспитатели группы,
которую посещает ребёнок
Взаимодействие с педагогами
Выявление педагогической
компетентности педагогов в
вопросах взаимодействия с
неблагополучными семьями
Обсуждение с
воспитателями группы,
которую посещает ребёнок,
с представителями
социально –
психологической службы
(педагогом – психологом,
учителем – логопедом),
узкими специалистами
плана работы с данной
семьёй.
Социальный педагог,
администрация д/сада,
педагог - психолог
Беседы: «В чём сложность
работы с неблагополучными
семьями», «Моя
компетентность в работе со
сложной семьёй», «Ребёнок
из неблагополучной семьи.
Какой он?» и.т.д.
Социальный педагог,
педагог – психолог.
Работа с детьми
Знакомство с детьми из
неблагополучных семей,
установление партнёрских
отношений. Определение
внутрисемейных проблем и
затруднений.
Знакомство с ребёнком:
наблюдение, совместная
игровая деятельность,
беседы.
Социальный педагог,
педагог – психолог,
администрация д/сада,
воспитатели группы,
которую посещает ребёнок,
учитель - логопед
Изучение семьи глазами
ребёнка:
1.Рисуночная методика:
-«Кинетический рисунок
семьи»,
-«Нарисуй дом»;
2.Игровые задания;
3.Методика
комментирования картинок;
4.Методика завершения
рассказа.
Педагог – психолог,
воспитатели групп.
Социальное партнёрство с организациями села
(Отделением полиции по Приуральскому району с. Белоярск Участок №4, Управлением
по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с. Белоярск,
Белоярской участковой больницей, МОУ Школа с. Белоярск).
Установление
взаимодействия с
социальными службами
села.
Информирование органов
опеки, органов управления
образованием, а при
необходимости
правоохранительных
органов о наличие
неблагополучной семьи.
Администрация детского
сада, социальный педагог.
Установление связей семьи с
различными ведомствами,
социальными службами.
Администрация детского
сада, социальный педагог.
2.Информационный (просветительский) блок
Задачи
Направления работы/ формы
работы
Ответственный
Работа с родителями (законными представителями)
Информирование семьи о
важности и возможности
взаимодействия родителей и
детей в семье; об
особенностях развития
ребёнка.
Информирование семьи по
вопросам социальной
защиты.
Социальный педагог.
Консультирование
родителей (законных
представителей) по
вопросам компенсационных
выплат.
Социальный педагог.
Психолого – педагогические
консультации на темы:
«Роль семьи в развитии
ребёнка», «Семейная
атмосфера», «Супружеский
конфликт и эмоциональное
состояние ребёнка», «Детско
– родительский конфликт и
способы его преодоления»,
«Семейная жестокость»,
«Способы создания
условий, необходимых для
нормального развития и
воспитания ребёнка в
семье», «Авторитет отца в
семье» и т.д.
Социальный педагог,
педагог – психолог,
воспитатели.
Оформление стендов,
уголков для родителей:
-«Тридцать золотых правил
воспитания ребёнка»,
-«Секреты эмоционального
Воспитатели, педагог –
психолог.
здоровья»,
-«Знаете ли вы темперамент
своего ребёнка»,
-«Словесные способы
поощрения и поддержки
ребёнка
Выпуск рекламных листов
«Основа нравственных
отношений в семье».
Социальный педагог,
педагог – психолог.
Взаимодействие с педагогами
Информирование педагогов
об особенностях работы с
неблагополучными семьями.
Консультирование педагогов
«Социальный педагог и
законодательная база»,
«Права и обязанности
родителей».
Социальный педагог,
педагог – психолог.
Ознакомление
педагогического коллектива
с законодательной базой.
Социальный педагог
Работа с детьми
Вооружение детей знаниями
об их правах и обязанностях
(в доступной для каждого
возраста форме).
Беседы с детьми «Права и
обязанности детей»,
«Знаешь ли ты экстренные
службы и как с ними
связаться», «Моя любимая
семья», «Какой я вижу свою
семью», «Ты в мире не
одинок».
Социальный педагог,
педагог – психолог,
воспитатели.
Социальное партнёрство с организациями села
(Отделением полиции по Приуральскому району с.Белоярск Участок №4, Управлением по
труду и социальной защите населения МО Приуральский район с.Белоярск, Белоярской
участковой больницей, МОУ Школа с.Белоярск).
Установление
взаимодействия с
социальными службами села
по вопросам
информационной
поддержки неблагополучной
семьи.
Обсуждение с социальными
службами села тематики
информации, необходимой
для донесения до родителей
(законных представителей).
Обсуждение совместных с
ДОУ мероприятий.
Администрация детского
сада, социальный педагог.
3.Практический (коррекционный) блок
Задачи
Направления работы/ формы работы
Ответственный
Работа с родителями (законными представителями)
Оказание необходимой
помощи и поддержки со
стороны специальных
служб, стимулирование
родителей к
самопомощи.
Оказание
Социально –
педагогическоепатронирование,
надзор.
Социальный педагог,
педагог – психолог,
администрация д/сада,
воспитатели.
Составление памяток:
-«Права и обязанности родителей»,
-«Советы по воспитанию внуков»,
Социальный педагог,
педагог – психолог.
психологической
помощи семье по
преодолению барьеров
общения и причин его
нарушений.
-«Игры детей и их особенности» и
т.д.
Педагогические поручения
(организация труда в семье,
семейного праздника, режима дня
ребёнка).
Воспитатели, педагог –
психолог.
Круглые столы на темы: «Какой Вы
родитель», «Какой у Вас ребёнок»,
«Семейный досуг» и т.д.
Социальный педагог,
педагог – психолог,
воспитатели.
Оказание социально –
психологической поддержки и
коррекции отношений в случае,
когда в семье наблюдаются факты
психологического насилия над
ребёнком (оскорбление, унижение,
пренебрежение его интересами и
потребностями): индивидуальные
беседы, посещения на дому.
Социальный педагог,
педагог – психолог,
администрация д/сада
Включение членов семьи в
организацию и проведение
праздников, утренников,
развлечений, выставок:
-выставка рисунков детей и
родителей «Моя удивительная
семья»;
-выставки работ из природного
материала,
-выставка работ родителей «Моя
мама рукодельница»;
-спортивно – музыкальные
развлечения «Папа, мама, я –
дружная семья», «Весёлые старты»;
-праздники к знаменательным датам;
и т.д.
Воспитатели групп,
узкие специалисты
Включение семьи в совместную
трудовую деятельность:
благоустройство территории
детского сада (субботники по уборке,
озеленение); в создании предметно –
развивающей среды в группе
(изготовление пособий, атрибутов
для игр, НОД и т.д.).
Воспитатели.
Дни открытых дверей.
Администрация д/сада.
Работа с детьми
Защита прав ребёнка в
случае, когда родители
отстраняются от
процесса воспитания
ребёнка.
Возрождение,
укрепление и
сохранение
Взаимодействие с органами опеки по
оказанию необходимой
материальной помощи (пособия,
разовые выплаты и т.п) семьям в
которых трудности являются
результатом неблагоприятных
жизненных обстоятельств.
Администрация
детского сада,
социальный педагог.
Информирование органов опеки и
Администрация
эмоционального и
физического здоровья
детей.
попечительства о фактах
психологического или физического
насилия над ребёнком.
детского сада,
социальный педагог.
Совместное с социальными
службами оказание помощи семье
непосредственно в кризисных
ситуациях.
Администрация
детского сада,
социальный педагог.
4.Диагностический блок
Задачи
Направления работы/
формы работы
Ответственный
Подведение итогов работы,
выявление изменений,
произошедших в семье.
Индивидуальные и
групповые беседы,
наблюдение,
анкетирование,
тестирование, посещение
семей.
Социальный педагог,
педагог – психолог,
администрация д/сада,
воспитатели группы,
которую посещает ребёнок
Составление карты
изменения семьи.
Наблюдение за семьёй.
Социальный педагог,
педагог – психолог,
администрация д/сада,
воспитатели группы,
которую посещает ребёнок
Взаимодействие с педагогами
Выявление изменений,
произошедших в семье.
Выявление педагогической
компетентности педагогов в
вопросах взаимодействия с
неблагополучными
семьями.
Анкетирование,
тестирование, беседы
Социальный педагог,
педагог – психолог,
администрация д/сада,
воспитатели группы,
которую посещает ребёнок,
педагог – психолог.
Социальное партнёрство с организациями села
(Отделением полиции по Приуральскому району с.Белоярск Участок №4, Управлением
по труду и социальной защите населения МО Приуральский район с.Белоярск,
Белоярской участковой больницей, МОУ Школа с.Белоярск).
Совместная деятельность с
социальными службами
села, направленная на
дальнейшее отслеживание и
коррекцию
неблагополучной семьи.
Администрация детского
сада, социальный педагог.
Предполагаемый результат:
1.Улучшение детско – родительских отношений, улучшение микроклимата в семьях.
2.Стабилизация психо-эмоционального состояния детей.
2.Рост педагогической культуры родителей.
3.Повышение компетентности педагогов в области работы с неблагополучными семьями.
4.Организация стабильного развития и деятельности ДОУ в интересах детей, семьи,
общества.