Автор: Панкова Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Населённый пункт: г.Острогожск Воронежская обл. Наименование материала: Статья Тема: " Арт-терапия в работе с дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
« Арт-терапия в работе с дошкольниками»
За последние годы увеличилось число детей с
нарушением эмоционально-волевой сферы. В своей
педагогической деятельности я уделяю данной
проблеме большое внимание, реализуя тем самым
проекты арт-терапии.
Арт-терапия – это метод развития и коррекции
посредствам художественного творчества. Цель
данного метода заключается в формировании
начальной социально-коммуникативной компетенции
дошкольников.
В ходе работы по данному методу решаются
следующие задачи: развивать коммуникативные
навыки, навыки самоконтроля; Создавать
оптимальные условия для ранней социализации
дошкольников; Воспитывать доброжелательные
отношения между детьми; обогащать способы их
игрового взаимодействия; Способствовать
«сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов
детского поведения (гиперактивность, агрессивность,
застенчивость, повышенная тревожность).
Современная арт-терапия насчитывает большое
количество видов методик: изотерапия, цветотерапия,
песочная терапия, музыкатерапия,
сказкотерапия,танцевально-двигательная терапия,
акватерапия и др.
Сказкатерапия основана на чтении, прослушивании,
сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает
интеллектуальному и моральному развитию ребенка.
Музыкатерапия – один из методов, который укрепляет
здоровье детей, доставляет им удовольствие. Музыка
способствует развитию творчества, фантазии.
Мелодия действует особенно эффективно для наших
гиперактивных детей, повышает интерес к
окружающему миру, способствует развитию культуры
ребенка.
Изотерапия – это направление арт-терапии,
применяющее в своей работе методы
изобразительного искусства. Изотерапия включает в
себя разнообразные методы рисования:
рисование мыльными пузырями;
аквагрим – это техника нанесения красок на кожу;
рисование манкой;
рисование ладошками;
рисование мятой бумагой;
рисование на стекле;
Цветотерапия – воздействие на физическую и
психологическую сторону детей с помощью цвета.
Цвет может помочь снять нервное возбуждение,
успокоить или же наоборот - он может поднять
жизненный тонус организма. Для изучения и
закрепления цвета, для регулирования
эмоционального состояния детей мною было
изготовлено пособие «сухой дождь», состоящее из
разноцветных атласных лент. Разноцветные «струи»
стимулируют тактильные ощущения, помогают
восприятию пространства.
Акватерапия – терапия водой. Вода-первый и
любимый всеми детьми объект для исследования,
первое вещество, с которым знакомится ребенок.
Одним из разновидностей арт-терапии является
песочная терапия.
Игра с песком – это естественная и доступная для
каждого ребенка форма деятельноти.
В нашей группе мы создали условия для игры с
песком круглый год. Разноцветный, рассыпчатый,
приятный на ощупь песочек. Из него можно строить
целые замки, писать различные слова, создавать
рисунки.
Преимущества песочной терапии:
Во-первых, создание песочных композиций не требует
особенных умений, здесь не ошибешься и не
сделаешь что-то не так;
Во-вторых, и это гораздо важнее, песочная терапия не
ограничена словами. Один образ выразит больше, чем
сотня слов.
Мы стремимся шагать в ногу со временем и
используем в своей работе не только речной , но
кинетический песок. Кинетический живой песок
(песок, который движется) представляет смесь
кварцевого песка и силиконовой составляющей,
связывающей его частицы между собой. Это
инновационный материал для творчества и игр,
учебного и образовательного процесса. Он обладает
удивительными свойствами – отлично держит любую
форму, гораздо пластичнее обычного песка. Играть им
можно даже не выходя из группы и дети от него в
восторге!
Чем полезны игры с песком?
- Игры с песком положительно влияют на развитие
воображения и творческих способностей детей;
-Игры с песком служат помощниками в развитии
координации движений, мелкой моторики и
глазомера.
-Стабилизируется эмоциональное состояние, уходит
нервное напряжение и поднимается настроение;
-Играя в песочнице, ребенок приобретает навыки
общения с другими детьми.
-Игры с песком способствуют у ребенка выработке у
ребенка уверенности в себе.
Таким образом, игры с песком просты, интересны и
всегда, во все времена нравятся детям.