"Детский сад-это сад, где расцветают детские души"
Автор: Жигайлова Валентина Павловна Должность: заведующая Учебное заведение: МАОУ "СШ №2 п.Хвойная" Филиал в д.Остахново Населённый пункт: д.Остахново Хвойнинского района Новгородской области Наименование материала: Статья Тема: "Детский сад-это сад, где расцветают детские души" Раздел: дошкольное образование
«ДЕТСКИЙ САД – ЭТО САД,
ГДЕ РАСЦВЕТАЮТ ДЕТСКИЕ ДУШИ»
Наш детский сад – это филиал
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
2 п.Хвойная. Он
располагается
в д.Остахново. Учреждение
было
основано 19 декабря 1991года. До 2003года оно было самостоятельным и
называлось
Муниципальное
образовательное
учреждение
«Начальная
школа – детский сад» д.Остахново.
В учреждении функционировало: одна дошкольная группа и четыре
класса-комплекта
начальной
школы.
Коллектив
был
небольшой,
но
творческий,
целеустремленный,
ответственный
и
дружный.
К
характеристике этого коллектива уместны слова К.Д.Ушинского: «Если вы
удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас
отыщет». Работа с детьми постоянно вдохновляла коллектив на улучшение
образовательного процесса, множество инноваций привносили педагоги в
свою работу. Двадцать лет назад, а
именно в 1993году педагогический
коллектив разработал и начал внедрение Концепции развития личности
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Документ
имел
нравственно-духовную направленность. Стратегическая идея
Концепции
состояла в обеспечении высокого уровня развития личности ребенка.
Для детей дошкольного возраста - развитие личностных качеств и свойств,
обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Для детей младшего школьного возраста - формирование умения учиться,
создание условий, при которых обучение становится формой самовыражения
ребенка.
Педагоги изучали труды К.Д.Ушинского, М.Монтессори, Ш.Амонашвили.
Изучали опыт православной педагогики, чтобы найти путь к душе каждого
ребенка
и
его
родителей.
Много
интересного
и
познавательного
проводилось с детьми, особенно нравились детям народные праздники с
приглашением гостей, встречи с интересными людьми, посещение музеев,
выставок.
За педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и
воспитания учреждение стало Лауреатом Всероссийского конкурса «Школа
года-96», «Школа года – 97», «Школа года – 98». В учреждении сложились
гуманные и добрые отношения между детьми, педагогами и родителями.
В 2000 году
педагоги
освоили
методы и приемы
программы
«Сообщество», которая отвечала их педагогическим взглядам и идеям.
Целое поколение местных мальчишек и девчонок выросло в стенах этого
прекрасного
учреждения,
сегодня
многие
из
них
получили
профессии,
создали семьи. С большой любовью вспоминают они этот уютный дом, где
царила душевная теплота, кипела совместная работа, где каждый чувствовал
себя нужным и причастным к общему делу.
С 2007года начальная школа
была
закрыта, а открыта вторая
группа
детского
сада.
В
настоящее
время
в
учреждении
функционирует
три
разновозрастные группы.
Поменялся
педагогический
коллектив, вышли в свет
государственные
документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций,
поменялись требования к организации образовательного процесса, но идеи
коллектива
продолжают
жить,
работа
по
нравственно-духовному
направлению продолжается. Ее продолжают педагоги:
Жигайлова В.П. - заведующая филиалом, имеет высшее образование, звание
«Заслуженный педагог», награждена
знаком «Почетный работник общего
образования»;
Петрова Т.В. – воспитатель, имеет высшее образование, высшую категорию,
награждена
Почетной
грамотой
Комитета
образования
Хвойнинского
муниципального района;
Кузьмина С.В. – воспитатель,
имеет средне - специальное дошкольное
образование,
2
квалификационную
категорию,
награждена
Почетной
грамотой Комитета образования Хвойнинского муниципального района.
Жигайлова З.В. – музыкальный руководитель, имеет высшее образование,
молодой специалист.
В
2013
году
педагоги
стали
лауреатами
Международного
конкурса
педагогического
мастерства
«К
вершинам
профессионального
успеха».
Хорошими помощниками педагогов, в деле создания среды в филиале стали:
Тарасова Т.П. и Смирнова Н.П.
К нашему коллективу относятся слова Генри Форда: «Собраться вместе – это
начало, остаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех».
Сегодня
коллектив филиала сплочен одной
целью - это обеспечение
социальных
потребностей
населения
в
сфере
образования,
путем
реализации
образовательной
программы
дошкольного
образования
с
приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально-
личностное развитие детей, обеспечение оптимальных условий для охраны и
укрепления здоровья, физического и психического развития дошкольника.
Особенностями
осуществления образовательного процесса
в филиале
является:
- признание
педагогами
и родителями (законными
представителями)
самоценности дошкольного периода в жизни ребенка;
- развитие
личности
через
личностно-ориентированное
содержание
образования;
- профессионализма и педагогического мастерства педагогов филиала;
- активность и включенность родителей в образовательный процесс.
Акцент делается на таких моментах, как:
- индивидуализация условий обучения для каждого ребенка;
- предоставление ребенку возможности выбора, как через планирование, так
и через организацию центров активности;
- участие семьи.
Ценностными ориентирами являются:
- ценность всего живого (растений, животных, человека, космоса);
- семья – первый коллектив ребенка и естественная среда его развития;
- труд – основа человеческого бытия;
- культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной
и
материальной
жизни
людей,
высшее
проявление
творческих
сил
и
способностей человека;
- мир, сообщество, покой и согласие между людьми, сотрудничество в деле
воспитания детей.
Жизнедеятельность строится на следующих принципах:
- принцип гуманизма, который проявляется
в создании теплого дома, где
растет человеческая душа, где возможна компенсация влияний негативных
факторов среды;
- принцип открытости, который проявляется в интенсивном взаимообмене
и взаимодействии филиала со средой. Принимает во внимание личный
социальный опыт каждой семьи и ее право на определение направления
развития ребенка, право на участие в образовательном процессе.
Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами
форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей
из
которых является игра.
Обстановка в группах создана так, чтобы предоставить ребенку возможность
самостоятельно делать выбор. Помещения групповых комнат разделены на
центры
активности,
в
которых
содержится
достаточное
количество
материалов, игр и игрушек
для
исследований и игровой деятельности.
Центры
активности
дают
детям
возможность
само стоятельно
индивидуализировать
образовательный
процесс,
исходя
из
собственных
навыков и интересов.
Совместная
деятельность
взрослых
и
детей
строится
на
основе
сотрудничества и общения.
Она организуется по какой – либо теме или по проекту в разновозрастной
дошкольной группе,
инициируется
педагогами или
детьми. В основе
проектов лежит интерес к данной теме, демонстрируемый ребенком или
группой детей.
Основные задачи содержания дошкольного образования решаются с учетом
принципа интеграции.
Большое внимание коллектив уделяет охране и укреплению здоровья детей
раннего и дошкольного возраста. Это воспитание культуры здоровья, которая
включает в себя культурно-гигиенические навыки, первичные представления
о здоровом образе жизни, что полезно, и что вредно для организма.
Профилактика травматизма детей одно из главнейших направлений работы
по усвоению детьми элементарных правил дорожного движения, поведения
на улице и на дорогах, формирование
умений и навыков действовать в
опасных ситуациях.
Профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального
комфорта,
профилактика
нарушений
зрения
и
опорно-двигательного
аппарата. Организация и проведение закаливающих мероприятий.
В филиале организована коррекционная помощь нуждающимся детям.
Большую
работу
проводят
воспитатели
по
коррекции
речи.
После
диагностики каждый нуждающийся ребенок имеет свой индивидуальный
план коррекции.
Воспитатель
при планировании работы учитывает рекомендации
врача
педиатра. Детям, страдающим аллергическими заболеваниями, организовано
диетическое питание.
Большую работу педагоги
проводят с родителями,
дают
специальные
консультации
по
постановке
звуков,
проведению
артикуляционной и пальчиковой гимнастик.
Филиал
постоянно
взаимодействует
с
педагогами
начальной
школы,
проводятся встречи учителей с будущими первоклассниками.
Тесную связь филиал наладил с музеем п.Хвойная. Дети и воспитатели
частые
гости
в кинотеатре «Заря» п.Хвойная. В филиале жива давняя
традиция
– это подготовка и проведение
русских народных праздников
(Рождество, Масленица, Пасха, Троица).
Как отмечал В.А.Сухомлинский: «Какими бы прекрасными ни были наши
дошкольные
учреждения,
самыми
главными
мастерами,
формирующими
разум
и
мысли
малышей
являются
мать
и
отец».
Поэтому
работа
с
родителями выполняет одну из главных целей – создание в детском саду и
семье
единой
воспитательной
среды
на
основе
ориентации
педагогов
и
родителей на самоценность
ребенка, обеспечивающей целостное развитие
личности дошкольника. Повышение компетентности
родителей в области
воспитания детей.
Педагогическим коллективом налажена
большая
совместная
работа
педагогов,
родителей
и
детей.
Родители
-
первые
помощники.
Все
инициативы педагогов они активно поддерживают, развивают, помогают
реализовать. Точно также педагоги прислушиваются к мнению родителей
их пожеланиям. Несколько раз в год проводятся мониторинги по изучению
потребностей, ожиданий и удовлетворенности родителей работой филиала.
Изучив
анкеты,
педагоги
вносят
предложения и пожелания в планы
работы.
Воспитатели
регулярно
проводят
родительские
собрания,
консультации, индивидуальные встречи.
Родители
посещают
группы,
участвуют
в
различных
мероприятиях,
помогают
проводить
праздники,
развлечения.
Активно
участвуют
в
проектно-поисковой
деятельности,
выставках,
в
субботниках
по
благоустройству
территории.
Ежегодно
осуществляется
косметический
ремонт силами работников и родителей.
В филиале отработана система методической работы с педагогами, которая
направлена
на
решение
задач
образовательной
программы,
улучшения
качества дошкольных образовательных услуг, с учетом Федерального Закона
«Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО.
Жигайлова В.П.- заведующая филиалом
МАОУ «СШ №2 п.Хвойная» в д.Остахново