ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Автор: Хохрякова Светлана Борисовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №211 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ Раздел: дошкольное образование
Хохрякова С.Б.
Г. Челябинск
ЧГПУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЕТОДА
МОДЕЛИРОВАНИЯ
По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности,
возраста,
финансовой
обеспеченности
семьи,
рождаются
одарёнными.
Одарённый ребёнок – это индивид, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ребёнок дошкольного
возраста с ярко выраженными способностями отличается от своих сверстников
более
высоким
уровнем
обучаемости,
большими
возможностями
усвоения
нового материала. Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые
выделяют
его,
в
чем-то
поднимают
над
общим
уровнем.
Это
повышенная
расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в
каких-нибудь видах деятельности.
В настоящее время проблема развития одарённых и талантливых детей
все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный
совет по таланту и одарённости детей, в состав которого входят представители
23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одарённым и
талантливым
детям.
Основные
задачи
Совета
-
изучение
одарённых
и
талантливых
детей
и
создание
специальных
программ
по
их
развитию.
Несмотря
на
значительное
количество
исследований
по
проблеме
развития
одарённости
у
детей
дошкольного
возраста,
данная
проблема
остается
не
решенной на практике и требует дальнейшей разработки.
Выражение
«одарённые
дети»
употребляется
весьма
широко.
Если
ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях,
значительно
превосходит
сверстников,
его
могут
называть
одарённым.
Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская
Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких
детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам
Следует отметить, что в развитии детской одарённости очень многое
зависит
от
педагога.
Дети
с
высоким
интеллектом
нуждаются
в
индивидуальных программах обучения, особенно в «своём» педагоге, который
будет
активно
помогать
ребёнку,
развивать
его
способности,
создавать
необходимые условия.
Ряд ученых (Л.А. Венгер, А.М. Вербенец, Н.И. Ветрова, Л.С. Выготский,
О.А. Дьяченко, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др.) в своих работах обосновали
значение
наглядного
моделирования
как
средства
развития
творческих
и
интеллектуальных способностей ребенка.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает
наглядным
скрытые
от
непосредственного
восприятия
свойства,
связи,
отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов,
явлений,
при
формировании
знаний,
приближающихся
по
содержанию
к
понятиям
Рисунок
дошкольника,
бесспорно,
-
наглядная
модель
изображаемого
объекта или ситуации, и не случайно многие исследователи детского рисования
называют
его
схематическим
(т.е.
модельным)
изображением,
которое
используется в деятельности взрослых.
Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской
конструктивной
деятельности.
Создаваемые
детьми
конструкции
из
строительного
материала
и
различных
конструкторов
представляют
собой
объемные
модели
предметов
и
ситуаций
и
затем
используются
в
качестве
таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.
Моделирующий
характер
детской
деятельности
послужил
одним
из
оснований
для
выдвижения
Л.А.
Венгером
гипотезы,
согласно
которой,
формирование мыслительных способностей ребенка основано на овладении
опосредованным
решением
мыслительных
задач.
А
такой
формой
опосредования в дошкольном возрасте является наглядное моделирование.
Другое основание для разработки гипотезы Л.А. Венгер и его ученики
почерпнули
из
ряда
психологических
и
педагогических
исследований,
продемонстрировавших понимание дошкольниками различного рода моделей в
качестве средства сообщения детям разнообразных знаний.
Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем
путём построения и изучения их моделей.
Моделирование
рассматривается
как
совместная
деятельность
воспитателя и детей по построению моделей.
Моделирование – это еще один метод, использование которого способно
активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и
овладению ими важными компонентами учебной деятельности.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об
особенностях
объектов
природы,
их
структуре,
связях
и
отношениях,
существующих между ними.
Моделирование
основано
на
принципе
замещения
реальных
объектов
предметами, схематическими изображениями, знаками
Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется
воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми
способа
замещения
признаков,
связей
между
реальными
объектами,
их
моделями
становится
возможным
привлекать
детей
к
совместному
с
воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Эффективность
использования
наглядных
моделей
в
качестве
средств
обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот
возрастной
период
такой
умственной
способности,
как
способность
к
построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных
условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно,
чему
способствует
моделирующий
характер
основных
видов
детской
деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники
моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение
предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится
основой
развития
умственной
способности
к
наглядному
моделированию.
Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и
неравноценно у разных детей.
Моделирование
используется
на
разных
видах
занятий
со
старшими
дошкольниками.
Моделирование позволяет в доступной для детей форме формировать
глубокие знания об окружающем мире и развивать его способности. По мнению
авторов, наглядное моделирование позволяет детям успешно усваивать знания
об
особенностях
изучаемых
объектов,
их
структуре,
связях
и
отношениях,
существующих
между
ними.
Начиная
использовать
и
создавать
модели,
характерные
для
данной
эпохи,
ребёнок
становится
активным
субъектом
познания.
Наглядное
моделирование
нашло
широкое
применение
в
работах
по
поэтапному
формированию
умственных
действий
и
понятий,
выступая
в
качестве
одного
из
главных
средств
построения
ориентировочной
основы
действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Эффективность
использования
наглядных
моделей
в
качестве
средств
обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот
возрастной
период
такой
умственной
способности,
как
способность
к
построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных
условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно,
чему
способствует
моделирующий
характер
основных
видов
детской
деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники
моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение
предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится
основой
развития
умственной
способности
к
наглядному
моделированию.
Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и
неравноценно у разных детей.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.
Воспитатель:
предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой
модели, ранее усвоенной ими;
организует
сравнение
двух
объектов
между
собой,
учит
выделению
признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно
отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
постепенно
увеличивает
количество
сравниваемых
объектов
до
трех-
четырех;
обучает
детей
моделированию
существенных
или
значимых
для
деятельности
признаков
(например,
отбор
и
моделирование
признаков
растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы",
"птицы",
"звери",
"домашние
животные",
"дикие
животные",
"растения",
"живое", "неживое" и т.д.
Таким образом, сфера применения наглядного моделирования отнюдь не
ограничивается решением учебных задач. Она охватывает самые различные
виды детского мышления.
1.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.
Выготский. – М., 1991- 89с.
2.
Венгер,
Л.А.
Развитие
способности
к
наглядно-
пространственному
моделированию/Л.А. Венгер.// Дошкольное воспитание.- 1982. -№3-
3.
Гальперин,
П.
Я.
Психология
мышления
и
учение
о
поэтапном
формировании
умственных
действий
//
Исследования
мышления
в
советской психологии / Под ред. Шороховой В. В. – М., 1966.
4.
Жигалик, М.А. Формирование действий моделирования у детей старшего
дошкольного
возраста
[Текст]
/
М.А.
Жигалик
//Ученые
записки
института непрерывного педагогического образования. – Вып. 6: в 2-х кн.
– Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – Кн.1. – С.
111–115.
5.
Жигалик, М.А. Обучение детей дошкольного возраста способам
наглядного моделирования [Текст] / М.А. Жигалик // Вестник НовГУ,
2007. –№ 40. – С. 22–23 .
6.
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников/ Н.С. Лейтес -
М.:
Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.
7.
Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», м., 1991.
Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М.
Слуцкого- М.: Прогресс, 1991. -- 376 с.
8.
Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
9.
Психология
одаренности
детей
и
подростков:
Учебн.
пособие
для
студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д.
Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 336 с.
10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие
для
студентов
высших
педагогических
учебных
заведений.
/
А.И.
Савенков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.