"Особенности формирования пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Автор: Кобцева Светлана Александровна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №47" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: Консультация Тема: "Особенности формирования пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" Раздел: дошкольное образование
двигательного аппарата.
В
настоящее
время
все
более
актуальной
становится
проблема
профилактики,
медицинской,
психолого-педагогической
и
социальной
реабилитации
детей
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата.
Основной
задачей
их
обучения
и
воспитания
является
социальная
адаптация
и
интеграция
в
общество,
включение
в
общественно полезную деятельность.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7 % детей и
могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у
детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в
степени выраженности.
У
детей
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
отмечается
нарушение
координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения,
слуха,
мышечно-суставного
чувства
существенно
сказывается
на
восприятии
в
целом,
ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.
Двигательная
недостаточность
мешает
формированию
зрительно-моторной
координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а
от
дельных
случаев
к
искажённому
восприятию
предметов
и
явлений
окружающей
действительности.
При
нарушениях
имеет
место
недостаточность
пространственно-различительной
в
настоящее
время
всё
более
актуальной
становиться
проблема
профилактики,
медицинской,
психолого-педагогической
и
социальной
реабилитации
детей
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата.
Основной
задачей
их
обучения
и
воспитания
является
социальная
адаптация
и
интеграция
в
общество,
включение
в
общественно полезную деятельность.
деятельности
слухового
анализатора.
У
детей
выражены
нарушения
схемы
тела.
Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей
руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и людях. Затруднена
дифференциация
правой
и
левой
стороны
тела.
Многие
пространственные
понятия
(спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют
пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них
определениями там
и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий,
отражающих пространственные отношения (под, над, около).
В силу двигательной депривации и корковых нарушений у подавляющего большинства
детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления
крайне недостаточны. В связи с этим важнейшую роль в сенсорном воспитании играет
формирование пространственных представлений, которое следует начинать с развития
представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве.
Для формирования представлений о схеме тела необходимо использовать зеркало, в
котором ребенок видит свое отражение. Ребенка подводят к зеркалу и говорят:
«Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.», «Потрогай свой нос, лоб, глаза и т.д.». затем действия
переносят на взрослого: «Посмотри, вот мои руки и т.д.». На следующем этапе эти
упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека т.д.
При изучении схемы лица и тела большое внимание уделяется закреплению
представлений о правой и левой стороне тела и лица как самого ребенка, так и других
людей. При формировании и закреплении этих понятий необходимо использовать метки,
которые размещают обычно слева ( на руке, на груди). Очень эффективным приемом
является дорисовывание фигуры человека, аппликация лица и фигуры из готовых частей.
Ориентировка по основным пространственным направлением формируется в
упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве. В ходе таких
упражнений усваиваются и закрепляются понятия «впереди», «позади», «справа»,
«слева», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».
Важным разделом работы по развитию пространственного восприятия является обучение
ребенка ориентировки на листе бумаги. Правилом для педагога должна стать маркировка
верхнего левого угла листа. Очень важно сформировать и закрепить у ребенка понятия о
верхней и нижней, правой и левой стороне листа. Это достигается в ходе игр-упражнений
по размещению на листе геометрических фигур или изображений предметов в
соответствии с инструкцией ( «Положи посередине», «Положи над…», «Скажи, где лежит
квадрат», «Нарисуй солнышко в левом верхнем углу»). Важное место в работе по
формированию пространственных представлений занимают игры на перемещение в
пространстве («Найди спрятанную в комнате игрушку») по речевой инструкции или по
схеме.
Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка
составлению разрезанных картинок, сюжетных картинок из кубиков с частями
изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.
По данным, представленным в научных журналах, периодике, отмечается резкое
увеличение количества детей с отставанием в речевом развитии и различной речевой
патологией, которые составляют 60% детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в
формировании пространственных представлений и несформированности
пространственных представлений считается характерным для детей с органическими
поражениями мозга. Важно найти такие формы организации помощи ребенку, которые
позволят эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а
возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему
обучению в школе, т.е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания,
умения и навыки.
Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным,
необходимо создание определенных благоприятных условий, а также продуктивное
сотрудничество различных специалистов, это реализуется при комплексном подходе в
формировании пространственных представлений в образовательном процессе детского
сада.
Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной
адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной
деятельностью(счетом, чтением, письмом). Полноценное развитие двигательных и
психических функций обеспечивает формирование необходимых пространственных
представлений у ребенка.
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения
ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-
временных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее
развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из
важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает
целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных
представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием
и другими видами учебной деятельности.