Автор: Ерегина Марина Альбертовна Должность: преподаватель литературы Учебное заведение: ГБПОУ "Кувшиновский колледж" Населённый пункт: Кувшиново Тверская область Наименование материала: статья Тема: " И призовет нас Господь, и что ответим ему…" Раздел: среднее профессиональное
« И призовет нас Господь, и что ответим ему…»
1
Где-то в самом центре России, где берет свое начало славная Волга-
река, где сливаются ее сестры: Осуга
и
Негочь,
есть
ничем
не
примечательный небольшой городок, в котором я живу. Да его и за город-то
уже не считают, если кто-то так, по старой привычке…
Ничем не примечательный ? Но если присмотреться получше …
Старое здание районной библиотеки. Я часто захожу туда за помощью
и
всегда
нахожу
ее.
Вот
и
сегодня
я
вновь
решила
обратиться
к
этим
неравнодушным , светлым людям, истинным знатокам своего дела…
Хочу отметить, что радует всегда меня в нашей библиотеке. Казалось
бы, обычное дело : здесь всегда есть посетители. И вот в ожидании своей
очереди обращаю внимание на материалы о писателе я Юрии Козлове.
Тридцать лет жил в нашем Кувшиново русский писатель Юрий
Козлов.
Редактировал
многотиражку
местного
бумажного
комбината
и
работал
заместителем
главного
редактора
районной
газеты
«Знамя»
Кувшиновского района Тверской области. Биография его очень интересная:
участник Великой Отечественной войны, он служил в Московском уголовном
розыске, работал на крайнем севере в геологической партии, работал моряком
на рыболовецких судах в Астрахани, позднее в Брянской области работал
лесным объездчиком и инспектором рыбоохраны.
Награждён медалями «За
победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За
взятие Будапешта», «За освобождение Белграда». Его знали как большого
любителя природы, неутомимого путешественника по лесам и рекам.
Творческая манера Юрия Козлова была чрезвычайно своеобразной. В
работе у него всегда было несколько произведений: садился за то, к чему
сердце позвало, работал только по вдохновению. И почти никогда не считал
работу законченной: поправки и переделки шли бесконечно.
2
Я был совсем немного знаком с его творчеством еще со школы, но
тогда, в седьмом классе неглубоко восприняла его прозу. Теперь она стала
более
интересной,
притягательной
для
меня.
Притягательной
своей
простотой
и
силой
,
с
которой
описываются
на
первый
взгляд
совсем
обычные повседневные вещи .
Но совсем ли они обычные?.. Вот два рассказа, как мы часто говорим
«о природе». А на самом деле «о человеке» : как
проживет он свою
жизнь,какой
след
оставит,
скольким
поможет,
кто
его
добрым
словом
вспомнит?
«Конец речного беса» диалогичен в своем построении. Две силы
столкнулись
в
своем
противоречии.
С
одной
стороны
–
всего
ничего:
киномеханик Семен да его дружок шофер Гришка Самыкин. Против них
все: инспектор рыбоохраны Сергей Федоров, и дед Натолий, и внуки его
Колька и Жорка, да и другие ребята. Защитников природы больше, казалось
бы, исход борьбы предрешен, но это не снимает напряжения событий.
Нагло и беззастенчиво действуют браконьеры, притом Семен ловок, хитер и
смел.
Автор темпераментно строит описание. Мы видим обаяние
красоты природы. Великим благом воспринимается
обретение гармонии
между человеком и природой. И резким диссонансом врезается в этот мир
обеземевшая
Семенова
жадность.
«
Со
стороны
подумаешь
–
любуется
человек красотами родной природы. Мечтает. В данный момент насчет мечты
не ошибемся: так оно и есть, а вот природа- то Семену вся ее краса, как он
сам говорит, до лампочки. У него на реку другой глаз. Для него там видятся
денежки плескучие , серебряные.»
Любит Семен технику, есть у него тайная мечта: копит он деньги тайком
от жены на «Волгу» в экспортном исполнении. И вдруг подвернулся Гришка
Самыкин: «Это же золотое дно! Протяни руку и бери… А по трояку
3
с получки на машину до седой плеши не скопишь! А здесь тыщами можно
ворочать…»
И верное слово: в первую же вылазку дружки заработали чистоганом
по шесть сотен за две ночи.
Конечно, опасно, да и инспектор грозится
поймать, но у браконьеров своя правда: «Ты ночей не досыпаешь, комары
тебя кушают. А за ради чего?! Прырода! Прырода! Сохраним прыроду! На
наш век хватит, а внуки пускай сами позаботятся.»
Но сильнее звучат слова защитников природы. Против бракньеров не
только
инспектор,
но
и
ребячий
патруль
:
«Я
одного
не
пойму,
Сергей
Васильевич,- говорит Коля,- откуда у человека такое отношение к природе?
Ведь это как сук рубить, на котором держишься!»
Не так просто поймать браконьеров, но финал неотвратим. Кажется сама
природа пересекает путь хищнику: утки вспархивают из камышей, выдавая
Семена, и вода оказывается «не ахти теплой», и даже комары будто творят
возмездие.
С какой любовью говорит Юрий Андреевич о природе: «Выхухоль,
водяной грызун с носом-хоботом, сидел на кочке и жевал стебелек, держа его
в лапке. Видел мальчик, как в прозрачной воде среди водорослей, словно в
лесу,
шныряют
полосатые
окуньки,
а
за
подводной
веточкой
притаился
щуренок, высматривая, кто из них оплошает.»
Многие картины природы мы видим глазами мальчишек-подростков,
знающих и любящих природу. А теперь они встали на ее защиту вместе с
инспектором.
И
от
этого
тепло
становится
на
душе.
«Ребята
устали.
Потеряли веру в успех. Все повернул на удачу глазастый Жорка, которого-то
никто не принимал всерьез. Мальчики не обратили внимания, а он заметил
широкий лист водяной лилии, вставший дыбом и чудно как-то
подергивающийся. А увидел и заинтересовался, потому что Вова рассказал
ему о цветах лилии: по ним, оказывается, можно время определять.»
4
Писатель не досказывает сюжетную развязку, интересную теперь
только
органам
правосудия.
В
конце
рассказа
обнаруженный
ребятами
браконьер, уходит от погони. «Он устал, ссадил о камыш пальцы, порезал
лицо.»
Тема ответственности человека перед природой продолжается в
рассказе «Облава». Егерь Василий Быков во время облавы не стал стрелять
в ненавистного ему Криволапого. Этот волк был бедой всего поселка :
рвал собак. Но даже здесь присутствует мудрость рассуждения: «А он был
всего-навсего зверь, живая частица природы, на которого человеческая этика
не
распространяется.»
Жизнь
этого
волка
сложилась
так,
что
совсем
маленьким попал он к людям, которые сначала умилялись волчонку, а потом
избавилсь от него. Но остался на нем на всю жизнь нацепленный рукою
человека
ошейник.
«Самоделок
ошейник…
И
пряжка
на
нем
медная,
старинная…»
« Ах как часто мы бываем самонадеянно и жестоко добры! Как не
хотим мы понять, что наша людская
доброта к зверю в конце концов
оборачивается для него
пусть неумышленным, но злом.
Думаем , что
покровительствуем природе, а фактически наносим ей ущерб.»
Быков антипод Семену. Что находит выражение и в роде его занятий
как профессионального защитника природы. Но и духовно они антиподы.
Быков
полярен
потребительской
морали
Семена
не
тол ь ко
мировоззренчески, но и психологически. Он совестлив. Разглядев ошейник
на
Криволапом, он, можно думать, чувствует перед ним вину – вину за
другого человека, дерзнувшего нарушить закон природы.
Юрий Козлов не любит повторяться, непохожи друг на друга эти два
рассказа, но назначение
всей его прозы
достучаться до самых скрытых
уголков души человека, чтобы разбудить совесть и добро.
5
Авторская позиция всюду прослеживается четко, писатель своих
симпатий
и
антипатий
не
скрывает.
Если
бы
потребовалось
определить
сущность авторской позиции одним словом, я бы выбрал слово доброта.
Юрий Андреевич был завидным жизнелюбом. Жизнь воспринимал
широко, каждому явлению давал удивительно точную оценку. Охотнее всего
он пишет о людях достойных , не жалея сердечного тепла. И жили бы эти
люди себе обычно, но потребовалось, и стали способны на геройство.
Это относится и к
простому егерю
Василию Быкову, и
рыбинспектору Федорову, словом к людям, честно выполняющим свой долг.
Не просто работу, а долг человеческий, гражданский,
когда живешь по
совести. Ответственность человека – она повсюду.
« Память старая, будто клубок запутанный, и рука от кириллицы давно
отвыкла…
Господи, укрепи нынче тело мое, а боле душу, чтобы не кривить, не
назвать бы зло добром, белое черным, с себя спросу не убавлять.
Жизнь проскочила, будто зачерпнул я из реки пригоршню воды, а она
сквозь пальцы. Семь десятков лет, как миг! А начну вспоминать, мороз по
коже, сколько поместилось в нем и песен, и воплей слезных , и людей
бывших , и смертей. Емок миг жизни! »
Так начинается повесть « И призовет нас Господь, и что ответим ему»,
само
заглавие
которой
говорит
об
ответственности
человека
за
свои
поступки. Написана она от лица старого человека, бывшего воина, русского
мужика Федора, участника событий смутного времени, освобождавшего
Москву с Мининым и Пожарским.
Писатель работал над этим произведением всю жизнь: переделывал,
жег,
выверял
каждое
слово.
Он
осмысливал
нашу
странную,
парадоксальную
жизнь
и
писал
о
ней
со
свойственной
ему
мудростью,
выражая
народный взглад на события, народное понимание и народный
юмор.
6
Выпала на его долю необыкновенная жизнь . Рассказывает о пережитом
старик, в передрягах уцелевший, и читатель совершает два путешествия: в
старую Москву и в
душу человека.
Века прошумели, а
изменился ли
человек?
Повесть поистине удивительная, ее сказ нетороплив, ее тема не нова.
Но как
интересно
погружаться в ее события! Физические силы героя
слабеют, но дух неизменен. Он пишет о людях достойных памяти, свои
заслуги не выпячивает, хотя выделялся в молодые годы своим удальством, и
храбростью. Это воин отважный и самоотверженный. Охотно над собой
подшучивает,
что
по
молодости
наряжаться
любил.
Крепко
дорожил
дружбою,
не
прочь
выпить
с
друзьями,
и
неравнодушен
к
женским
прелестям.
Чем не портрет нашего современника?..
И снова авторская
позиция: все едины перед общим заком природы, который исключений не
знает:
рожденный умрет. И получается,
что
давным–давно
живший
человек
очень многими переживаниями
близок современному читателю.
Исторически конкретное и общечеловеческое в герое ходят рука об руку и
повязаны до конца, как наш Федор со своим стремянным Ефимом.
Удальством выделяется наш герой – он не один такой, тогда много
было удальцов на Руси. Он, как и все, в меру грешный человек. В суровое
время он жил,
и не одарила его судьба счастьем,
все смело военным
ураганом. И много обыденного,
привычного в это исторически значимое
время. Он видит Минина и Пожарского, сплотивших народное ополчение.
Многое испытать пришлось на веку: и голову мужицкого воеводы
царю доставлял, и непобедимого атамана в бою сокрушил, и
ранен был
страшно польским стрелком. Очутился, не помнит как, в лесу, в какой-то
телеге. Тут его случайно полуживого монашки и подобрали, долго не могли
на ноги поставить. Но молодость и любовь сделали свое дело. Видно, они
сильнее смерти оказались.
7
И вот теперь старец наш сидит у окошка, слушает звон призывный, и
так
в
церковь
ему
сходить
хочется,
но
силы
покинули.
«Подергался,
подергался, а дале порога ног не переставил. Смирюсь. Вознесу Господу
молитву в светелке своей.
Грешен, Господи, грешен я! Ты уж Сам гляди, чего моя душа
достойна. Ни сабли, ни длани ни разу не поднял на убогих вдов, стариков,
детишек не обижал, чужого добра не алкал. Многих и многих сразил в бою,
что всех и не помню. Не было во мне милосердия, и не было измены земле
русской.
Тебе судить, Господи! Я же хвалу тебе возношу: дивен твой звездный
храм, дивен свет дневной, и воздух, и лес…
Благодарю Тебя, Господи, за дарованную жизнь мне большую. Много
ты мне отпустил щедрым промыслом своим
и радостей мирских,
и мук
телесных и душевных, и ратных удач, и страху, и любви, за которую до
последнего вздоха буду возносить Тебе благодарность.
Господи, Господи, прости меня, старца никудышного!..»
Воспоминания тяжелым грузом на душу легли. Погибла в огне первая
любовь Федора. Горела Москва. Потом двое суток и дрались «почитай без
оружия с поджигателями»…Но в час урочный обратился Минин к войску:
«Час
суда
Божьего
наступает!
Не пойдет Россия, с ее величием
и
православием, в добычу езуитов и ляхов.»
Вспоминает старец, и даже вспоминать ему тяжело. Заканчивается эта
истлевшая
рукопись,
найденная
у
собирателя
старины
последним
воспоминанием: помогает Федор телегу из колдобины вытянуть, «а в телеге
на ковре сидит бледный мальчик, испуганный, и смотрит серыми глазами из-
под мокрой епанчи на мокрых ворон, на людишек. И, видать, так-то ему
8
претит на царство садиться. Так-то ему не хочется страшной царской власти.
Но не волен он уж над собой! …» Вот как читатель прикасается к истории. В
обычной бытовой сцене видит первого Романова, начинается на его глазах
великая династия…
Состарился удалой боец, состарились и его друзья : Ефимка и Филипп.
Теперь не дождутся снохи его смерти. За столом его брезгуют, но нет для него
в этом огорчения. Растет рядом внук, который не сторонится деда, а тянется
к
нему
душой.
Интересны
ему
рассказы
дедовы
–
не
оборвется
связь
поколений, будет кому унаследовать дело и стать настоящим патриотом. И
станет обязательно, потому что услышал и запомнил дедовы слова: « Я и
жизнь принимал, как бесконечность, мужем и воином став,
тратил ее без
оглядки, верил, что колодец мой бездонный. Искал славы, почестей, думал,
что это и есть счастье. А вот пришел к последнему порогу - знаю,
что
счастье-то не кубышка с деньгами, не шубы на соболях, а жизнь. И выпало
бы мне чудо жить снова, сжег бы ее без оглядки ради дел великих, как
Дмитрий Пожарский, без корысти себе, не завидуя.»
Слова, ставшие названием повести « И призовет нас Господь, и что мы
ему ответим»- звучат из уст умирающего от ран воеводы. Предстает он ,
грешный человек перед Богом! Не раз громил он царское войско, наводил
ужас на бояр московских, дворян именитых, дьяков приказных. Да и чего
только не было в это льхое смутное время!..Служивые люди не от войны
устали, а от неустройства и безвластия,
охватившего землю русскую. И
приходилось лучшим сынам Отечества за дело браться.
Таков и наш главный герой. Он просто человек из народа. Голос
народа на всех страницах повести. Народность – то высокое и покоряющее
качество, которое наиболее полно характеризует дух прозы Юрия Козлова.
Качество это невозможно приобрести, ему нельзя научиться. Оно - в
9
существе
самого
писателя,
в
его
судьбе,
в
его
неповторимом
русском
характере, унаследованном от народа.
Филипп, мудрый человек из повести говорит: « Русский мужик,
покуда его жареный петух до болятки не доклевал, терпелив, доверчив,
оттого, что добр безмерно. И жалостлив, жалостлив ко всему живому. Сам
кое-как питается, а нищему
кусочек отдаст, и рубашкой поделиться. И к
живому страдает… А уж достанет его до болятки, осерчает он, и тут ему
удержу нет, кладет он свою жизнь без оглядки, а уж вражескую хоть в крови
по колено или по грудь!»
И поэтому собрали ополчение на деньги народные. Была в той казне и
вдовья полтина, и сиротская копейка, и торгового человека рубль. «И сила
народная не в оружии, - говорит автор,- а в единомыслии.»
Повесть эта одна из последних в творчестве писателя. Она полна
жизненных сил, а силы эти взяты у народа. Чувствуешь очистительную
радость , читая ее.
Изучая творчество писателя, я узнал, как он работал. Неторопливо, в
свое удовольсвие. Отстукает рукопись на машинке и уберет в стол. Главным
для него было не печататься,
а писать.
Сам о рукописях мало хлопотал,
получалось,
что
о
новых
произведениях
Козлова
случайно
узнавали
редакторы.
Но мне кажется, что была еще причина этой неспешности –
высокая требовательность к себе. Как будто готовился писатель ответить за
написанное перед Богом и людьми…