"Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Автор: Кононова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №6 Населённый пункт: г. Усть-Лабинск Наименование материала: Консультация Тема: "Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования
Усть-Лабинский район
Консультация для педагогов
«Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная
форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель Кононова О.А.
Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная
активность
детей,
как
следствие
повышения
образовательной
нагрузки,
пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической
культуре.
Повышение уровня жизни и сохранения здоровья населения нашей страны,
формирование основ физической культуры, приобщение взрослых и детей к
здоровому
образу
жизни,
относятся
к
задачам,
решение
которых
контролируется на высоком уровне.
Проблемой
воспитания
здорового
ребенка
занимались
многие
учёные
и
практики.
Например
в
работах,
М.А.
Руновой
,
П.Т.
Осокиной.
В.А.
Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного
режима для дошкольников. Физиологи
и педиатры М.Н. Кузнецова, А.П.
Чабовская и другие считают, что в оздоровлении детей определяющую роль
играют закаливающие процедуры.
Поэтому по мнению учёных необходимо создавать условия образовательного
процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для
здоровья.
В настоящее время система физического воспитания, а также работа с
детьми
по
формированию
здорового
образа
жизни
в
дошкольных
учреждениях представляют собой единство средств, форм и методов работы,
направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие
детей.
Система
формирования
здорового
образа
жизни
в
дошкольных
учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей
детей.
К
основным
задачам
физкультурно-оздоровительной
работы
в
ДОУ
относится:
-охрана и укрепление здоровья детей;
-совершенствование физического развития детей;
-формирование у детей двигательных умений и навыков;
-система знаний об организме, роли физических упражнений;
-воспитывать привычки, соблюдать режим дня;
-воспитывать интерес к занятиям спортом.
Средствами
реализации
группы
оздоровительных
задач
являются:
гигиенические
и
социально-бытовые
факторы,
полноценное
питание,
оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические
упражнения.
Эти задачи решаются с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной
работы: занятия с детьми по физическому воспитанию, утренняя гимнастика,
гимнастика после сна, подвижные игры, физкультурные праздники, дни и
недели здоровья.
Одной
из
эффективных
форм
работы
являются
игровые
физкультурные
занятия на воздухе.
Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой
части подбираются игры с соответствующими движениями.
На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных
навыков,
развития
психофизических
качеств,
приобретённых
детьми
в
процессе опосредованного обучения.
Структура занятий соответствует традиционной.
1.
Вводная
часть ,
содержанием
которой
являются
игры
малой
подвижности,
направлена
на
повышение
эмоционального
настроя
детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к
выполнению
более
сложных
упражнений
и
интенсивной
работе
в
основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных
построений, разных видов ходьбы.
2.
Основная
часть
р е ш а е т
ком п л е кс
п р о г р а м м н ы х
з а д а ч :
совершенствование
двигательных
навыков
и
физических
качеств,
тренировку
функциональных
возможностей
организма.
В
её
содержание
включены
народные
игры,
игры
–
хороводы,
игры
–
эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей
чувство взаимопомощи.
3.
Заключительная
часть
направлена
на
обеспечение
постепенного
перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на
снятие
общей
возбуждённости
и
приведению
частоты
сердечных
сокращений
ребёнка
в
норму,
при
этом
сохраняя
бодро е,
жизнерадостное настроение. В эту часть занятия вошли игры малой
подвижности:
«Молчанка»,
«Узнай
по
голосу»,
«Потянемся
к
солнышку», «Лови – не лови» и др.
Выбирая
игры
для
занятий,
следует
руководствоваться
такими
требованиями :
Учёт возраста и физической подготовленности детей;
Учёт
дидактических
принципов:
доступности,
систематичности,
повторности;
Учёт
физических
нагрузок (включение
всех
мышечных
групп,
включение игр с различными основными движениями);
Учёт
интересов
детей
(при
их
желании
игры
заменять
на
полюбившиеся);
Ежедневное использование на прогулке хорошо знакомых игр.
При выборе игр нужно учитывать сезонность, погоду, температуру воздуха.
Планируя игровые занятия следует помнить о всём многообразии подвижных
игр: по тематике, движениям, правилам. Подвижные игры и эстафеты следует
подбирать
так,
чтобы
дети
могли
применить
приобретённые
на
физкультурных занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры.
Это помогает закреплению основных движений.
Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка
в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых
заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре.
Для
достижения
достаточной
нагрузки
игры
повторяются
3
–
5
раз
с
короткими перерывами
15 – 20 сек. При проведении игр эстафет в целях
увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также
позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.
Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным
действиям,
развивает
чувство
товарищества,
учит
принимать
самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.
Начинать занятия на открытом воздухе лучше в тёплое время года: тогда
вместе
с
постепенным
снижением
температуры
воздуха
в
организме
вырабатываются
защитные
механизмы,
предохраняющие
его
от
переохлаждения,
происходит
приспособление
к
меняющимся
условиям
внешних
факторов,
т.е.
повышается
закалённость
детского
организма.
Основным
принципом
закаливания
является
постепенность
и
систематичность. Это в полной мере относится и к физкультурным занятиям
на воздухе: проводить занятие надо регулярно, а не от случая к случаю и
стремиться, чтобы все дети их посещали.