Напоминание

"Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"


Автор: Кононова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск
Наименование материала: Консультация
Тема: "Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Подготовила: воспитатель Кононова О.А.
Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической культуре. Повышение уровня жизни и сохранения здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение взрослых и детей к здоровому образу жизни, относятся к задачам, решение которых контролируется на высоком уровне. Проблемой воспитания здорового ребенка занимались многие учёные и практики. Например в работах, М.А. Руновой , П.Т. Осокиной. В.А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников. Физиологи и педиатры М.Н. Кузнецова, А.П. Чабовская и другие считают, что в оздоровлении детей определяющую роль играют закаливающие процедуры. Поэтому по мнению учёных необходимо создавать условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья. В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольных учреждениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ относится: -охрана и укрепление здоровья детей; -совершенствование физического развития детей; -формирование у детей двигательных умений и навыков; -система знаний об организме, роли физических упражнений; -воспитывать привычки, соблюдать режим дня; -воспитывать интерес к занятиям спортом. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Эти задачи решаются с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной работы: занятия с детьми по физическому воспитанию, утренняя гимнастика,
гимнастика после сна, подвижные игры, физкультурные праздники, дни и недели здоровья. Одной из эффективных форм работы являются игровые физкультурные занятия на воздухе. Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями. На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения. Структура занятий соответствует традиционной. 1.
Вводная

часть
, содержанием которой являются игры малой подвижности, направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений и интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных построений, разных видов ходьбы. 2.
Основная

часть
р е ш а е т ком п л е кс п р о г р а м м н ы х з а д а ч : совершенствование двигательных навыков и физических качеств, тренировку функциональных возможностей организма. В её содержание включены народные игры, игры – хороводы, игры – эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей чувство взаимопомощи. 3.
Заключительная

часть
направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбуждённости и приведению частоты сердечных сокращений ребёнка в норму, при этом сохраняя бодро е, жизнерадостное настроение. В эту часть занятия вошли игры малой подвижности: «Молчанка», «Узнай по голосу», «Потянемся к солнышку», «Лови – не лови» и др. Выбирая игры для занятий, следует руководствоваться такими требованиями :  Учёт возраста и физической подготовленности детей;  Учёт дидактических принципов: доступности, систематичности, повторности;  Учёт физических нагрузок (включение всех мышечных групп, включение игр с различными основными движениями);  Учёт интересов детей (при их желании игры заменять на полюбившиеся);  Ежедневное использование на прогулке хорошо знакомых игр. При выборе игр нужно учитывать сезонность, погоду, температуру воздуха. Планируя игровые занятия следует помнить о всём многообразии подвижных игр: по тематике, движениям, правилам. Подвижные игры и эстафеты следует
подбирать так, чтобы дети могли применить приобретённые на физкультурных занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3 – 5 раз с короткими перерывами 15 – 20 сек. При проведении игр эстафет в целях увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении. Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость. Начинать занятия на открытом воздухе лучше в тёплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, т.е. повышается закалённость детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и к физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятие надо регулярно, а не от случая к случаю и стремиться, чтобы все дети их посещали.


В раздел образования