Напоминание

Опера


Автор: Кочкина Елена Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ЧОУ "Средняя общеобразовательная школа №48 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: п.Мана
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Опера
Раздел: среднее образование





Назад





Открытый урок по музыке 5класс

Тема:

ОПЕРА

Тип урока:
комбинированный
Цели:
 Закрепить знания о жанре «Опера»;  развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся;  знакомство с оперой Римского - Корсакова «Снегурочка»;  воспитание интереса, любви к оперному искусству.
Задачи:
 расширить знания учащихся о жанре оперы;  знать опорные термины: опера, либретто, ария, увертюра, дирижер;  развивать музыкальное мышление у учащихся;  воспитывать у учащихся интереса и любви к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств бережного отношения к ней;
Структура урока:
 ознакомление с темой урока, постановкой целей и задач;  проверка домашнего задания;  подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;  изложение нового материала;  подведение итогов урока.
Оборудование:
портреты Н. А. Римского – Корсакова, А. Н. Островского, репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», магнитофон, фонохрестоматия, интерактивная доска, видеоматериал, учебники, тетради, книги.
Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие:
Здравствуйте, ручки…
Я:
Подравнялись, все готовы к уроку? Улыбнулись друг другу, пожелали хорошего настроя на урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями. Сегодня наш урок необыкновенный. Мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, посмотрев фрагмент видеозаписи. ( Демонстрируется фрагмент из оперы «Снегурочка»)
Я:
Ну что, ребята, догадались? Какой жанр искусства вы увидели и услышали?
Уч:
Опера!
Я:
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по опере, вспомним, что такое опера? Какие ассоциации у вас возникают при слове опера? А где звучит опера? Какие оперные театры вы знаете? Кто из вас был в оперном театре? А как выглядит внутреннее убранство, интерьер оперного театра? Какие знаменитые оперные театры России вы знаете? А в Красноярске есть оперный театр? Так что такое опера? В командах, по жеребьевке дается один из жанров оперы. Сначала выбирается капитан в каждой команде, он выбирает вопрос. 3 минуты работают
ФИЗМИНУТКА
А какие оперы вы знаете? В зависимости от содержания оперы бывают историческими: («Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина), бытовыми: («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, «Русалка» А. С. Даргомыжского), сказочными: («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского - Корсакова).
(Показ слайдов: портрет композитора, сцены из перечисленных сцен).
Я:
Сегодня мы побеседуем о великом русском композиторе Николае Алексеевиче Римском – Корсакове. Вы уже знаете, что Н. А. Римского – Корсакова называли композитором – сказочником. Его оперы на сказочные темы известны всем. Назовите эти оперы? (
ученики называют оперы:
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Садко», «Снегурочка» и другие).
Я:
Свою оперу «Снегурочка» Римский – Корсаков написал на сюжет сказочной пьесы А. Н. Островского. Эта опера стала одной из любимых произведений композитора, и написал он ее очень быстро – за лето 1880 года. Сам Римский – Корсаков сказал о ней так:
«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших

поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше

царства, чем царство славных берендеев с их чудным царем»…
Ребята, а только ли в творчестве А. Н. Островского есть сказка с подобным сюжетом?
Уч:
Нет! Есть еще русская народная сказка о Снегурочке.
Я:
Зная сюжет пьесы А. Н. Островского и сюжет аналогичной русской народной сказки, постарайтесь найти сходства и различия персонажей. Поработайте в командах. На работу 3 минуты.
Я:
Я предлагаю послушать фрагмент из оперы «Снегурочка» арию Снегурочки. Определить, какая С. по характеру?
Домашнее задание:

с
делать афишу к опере «Снегурочка»; нарисовать рисунок к арии Снегурочки; продолжите ряд создателей оперного спектакля: либреттист, композитор, дирижер, …

РЕФЛЕКСИЯ:
Путешествие наше подошло к концу. На партах лежат желтые и зеленые листки: кому урок понравился – берем желтый, кому урок не понравился – зеленый. И так… Спасибо! До свидания!


В раздел образования