Автор: Кочкина Елена Петровна Должность: учитель Учебное заведение: ЧОУ "Средняя общеобразовательная школа №48 ОАО "РЖД" Населённый пункт: п.Мана Наименование материала: Методическая разработка Тема: Опера Раздел: среднее образование
Тип урока: комбинированный
Цели:
Закрепить знания о жанре «Опера»;
развитие познавательного интереса, творческих способностей
учащихся;
знакомство с оперой Римского - Корсакова «Снегурочка»;
воспитание интереса, любви к оперному искусству.
Задачи:
расширить знания учащихся о жанре оперы;
знать опорные термины: опера, либретто, ария, увертюра, дирижер;
развивать музыкальное мышление у учащихся;
воспитывать у учащихся интереса и любви к классической музыке,
передающей красоту человеческих чувств бережного отношения к ней;
Структура урока:
ознакомление с темой урока, постановкой целей и задач;
проверка домашнего задания;
подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний;
изложение нового материала;
подведение итогов урока.
Оборудование: портреты Н. А. Римского – Корсакова, А. Н.
Островского, репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка»,
магнитофон, фонохрестоматия, интерактивная доска, видеоматериал,
учебники, тетради, книги.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие: Здравствуйте, ручки…
Я: Подравнялись, все готовы к уроку? Улыбнулись друг другу, пожелали
хорошего настроя на урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь,
передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я
желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с
сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями.
Сегодня наш урок необыкновенный. Мы с вами отправимся в
путешествие. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся,
вы узнаете, посмотрев фрагмент видеозаписи.
( Демонстрируется фрагмент из оперы «Снегурочка»)
Я: Ну что, ребята, догадались? Какой жанр искусства вы увидели и
услышали?
Уч: Опера!
Я: Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по опере, вспомним, что
такое опера? Какие ассоциации у вас возникают при слове опера?
А где звучит опера?
Какие оперные театры вы знаете?
Кто из вас был в оперном театре?
А как выглядит внутреннее убранство, интерьер оперного театра?
Какие знаменитые оперные театры России вы знаете?
А в Красноярске есть оперный театр?
Так что такое опера?
В командах, по жеребьевке дается один из жанров оперы. Сначала
выбирается капитан в каждой команде, он выбирает вопрос. 3 минуты
работают
ФИЗМИНУТКА
А какие оперы вы знаете?
В зависимости от содержания оперы бывают историческими: («Иван
Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина), бытовыми:
(«Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, «Русалка» А. С. Даргомыжского),
сказочными: («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Сказка о царе Салтане» Н.
А. Римского - Корсакова).
(Показ слайдов: портрет композитора, сцены из перечисленных сцен).
Я: Сегодня мы побеседуем о великом русском композиторе Николае
Алексеевиче Римском – Корсакове. Вы уже знаете, что Н. А. Римского –
Корсакова называли композитором – сказочником. Его оперы на сказочные
темы известны всем. Назовите эти оперы?
( ученики называют оперы: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом
петушке», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Садко», «Снегурочка»
и другие).
Я: Свою оперу «Снегурочка» Римский – Корсаков написал на сюжет
сказочной пьесы А. Н. Островского. Эта опера стала одной из любимых
произведений композитора, и написал он ее очень быстро – за лето 1880
года. Сам Римский – Корсаков сказал о ней так:
«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших
поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше
царства, чем царство славных берендеев с их чудным царем»…
Ребята, а только ли в творчестве А. Н. Островского есть сказка с подобным
сюжетом?
Уч: Нет! Есть еще русская народная сказка о Снегурочке.
Я: Зная сюжет пьесы А. Н. Островского и сюжет аналогичной русской
народной сказки, постарайтесь найти сходства и различия персонажей.
Поработайте в командах. На работу 3 минуты.
Я: Я предлагаю послушать фрагмент из оперы «Снегурочка» арию
Снегурочки. Определить, какая С. по характеру?
Домашнее задание:
с делать афишу к опере «Снегурочка»;
нарисовать рисунок к арии Снегурочки;
продолжите ряд создателей оперного спектакля: либреттист,
композитор, дирижер, …
РЕФЛЕКСИЯ: Путешествие наше подошло к концу. На партах лежат желтые и
зеленые листки: кому урок понравился – берем желтый, кому урок не
понравился – зеленый. И так…
Спасибо! До свидания!