Аналитическая справка о результате личного участия педагога, в создании развивающей предметно-пространственной среды.
Автор: Рябкова Эльмира Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 15 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Аналитическая справка о результате личного участия педагога, в создании развивающей предметно-пространственной среды. Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № Приморского района
Санкт-Петербурга
Аналитическая справка о
результате личного участия в
создании развивающей предметно-
трансформирующей среды в
соответствии с ФГОС ДО в
государственном
бюджетном образовательном
учреждение.
Выполнена воспитателем:
ГБДОУ №
Приморского района
Санкт-Петербурга
Аналитическая справка
Дата проведения: 17 сентября 2015 года.
Воспитатель:
Характеристика группы: Группу «Лучики» посещает 30 детей
в возрасте 4-5 лет, из них 13 девочек и 17 мальчиков.
Реализация образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в группе «Лучики» ведется на
основе «Основной общеобразовательной программы ГБДОУ
№15», которая определяет содержание и организацию
образовательного процесса группы.
Учет возрастных особенностей детей в средней группе
«Лучики».
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный
период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это
период интенсивного развития и роста детского организма. На
данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно
совершенствуются познавательные и социально-
коммуникативные способности. 4-5-летние дети имеют
дифференцированное представление о собственной
гендерной принадлежности , аргументируют ее по ряду
признаков.Развиваются социально-коммуникативные
отношения . В среднем возрасте появляется интерес к
познавательно - исследовательской деятельности . Дети
обследуют предметы, используют знакомые и новые способы;
сравнивания, группирования и классифицирования предметов.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и
развития организма ребёнка. Эмоционально окрашенная
двигательная деятельность становится не только средством
физического развития , но и способом психологической
разгрузки детей, которых отличает довольно высокая
возбудимость.Как правило, к 5 годам дети могут по собственной
инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности , доводить дело до конца.Дети среднего возраста
знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие
их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые
приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических
навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-
ролевую игру. Наряду с игрой у детей пятого года жизни
интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности,
особенно изобразительная и конструктивная. Намного
разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек.
В художественно-эстетической деятельности дети
эмоционально откликаются на художественные произведения,
произведения музыкального и изобразительного искусства. К 5
годам происходит формирование элементарных
математических представлений о равенстве и неравенстве
групп на основе счета. Знание геометрических фигур. На пятом
году жизни дети активно овладевают связной речью , могут
пересказывать небольшие литературные произведения,
рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из
личной жизни. В этот период жизни внимание приобретает всё
более устойчивый характер, совершенствуется зрительное,
слуховое и осязательное восприятия , развивается
целенаправленное запоминание. В совместных играх
содержащих две-три роли, дети совершенствуют умение
объединяться в игре, распределяют роли, выполняют игровые
действия, поступают в соответствии с правилами и общим
игровым замыслом. Дети начинают отделять себя от принятой
роли. Игровые действия начинают выполняться не ради их
самих, а ради смысла игры.
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к
созданию элементарного замысла, который будет воплощён в
игре; учит детей описывать сюжетные события, называть круг
действующих лиц в игре, раскрывать их взаимодействие. В этом
возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со
сверстниками деятельности, а также развивать познавательную
деятельность и поддерживать попытки творчески отражать
впечатления в продуктивных видах деятельности. Вследствие
этого предметно-пространственная среда, созданная
воспитателем организуется по принципу небольших
полузамкнутых пространств, позволяющих избежать скучности
детей.
Безопасность и психологическая комфортность
пребывания детей в группе «Лучики».
В интерьере группы, в цветовом решении стен и
«малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые
спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном
количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких
цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в
группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя
обстановка; имеются: мягкий диван, альбом семейных
фотографий.
Все пространство РППС группы безопасно, соответствует
санитарно – гигиеническим требованиям, правилам
пожарной безопасности. Помещение группы соответствует
требованиям пожарной безопасности : в группе имеются
датчики на случай появления задымления.Учебная зона
расположена таким образом, чтобы свет попадал с левой
стороны. Столы для организованной совместной деятельности
расположены в соответствии с нормами СанПина. Каждый стол
и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки
соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим,
санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям
безопасности , соответствуют возрастным особенностям детей.
Игрушки проходят соответствующую обработку. Сломанные
игрушки или утратившие свой эстетический вид заменяются
новыми или предметами – заместителями. В свободном доступе
детей и в достаточном количестве имеются развивающие игры
и игрушки. Оборудование группового пространства
соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно
безопасно, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель
соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают
максимальный развивающий эффект во всех возрастных
группах.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)
средней группы «Лучики» содержательно насыщена и
соответствует возрастным возможностям детей группы.
Образовательное пространство в средней группе создано таким
образом, что дает возможность эффективно развивать
индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей,
интересов, уровня активности, создавая психологическую
комфортность пребывания детей в группе . Помещение
безопасно и разделено на несколько центров, в каждом из
которых содержится достаточное количество материалов для
исследования и игры. Создавая развивающую предметно-
пространственную среду, учитывались требования ФГОС ,
отображая ее во всех центрах группы. Стараясь сделать ее
содержательно – насыщенной, привлекательной,
разнообразной, информационно богатой для того, чтобы
помочь детям познавать окружающий мир , дать возможность
заниматься самостоятельной деятельностью, положительно
влиять на эмоционально-психологическое состояние,
обеспечить гармоничное развитие ребенка. Для взаимосвязи с
окружающим миром , свободного доступа к объектам
природного характера, в группе организован уголок природы,
который совмещён с центром «Экспериментирования», в
котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и
развитием, принимать участие в элементарном труде ухаживая
за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и
другими материалами. В группе создана комфортная
предметно-пространственная среда , соответствующая
возрастным, гендерным , индивидуальным особенностям
детей. Развивающая среда имеет гибкое полифункциональное
зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими
интересами и желаниями в одно и то же время свободно
заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами
деятельности. Сферы самостоятельной детской активности
внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы
передвижения детей. Все игры и материалы в группе
расположены таким образом, что каждый ребенок имеет
свободный доступ к ним.
Для самостоятельной деятельности с учётом гендерных
особенностей в группах имеются игры для мальчиков и девочек.
Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует
гендерное воспитание детей. Полифункциональная
предметная среда дает возможность разнообразного
использования различных предметов: природного материала,
мебели пробуждает активное воображение детей, и они всякий
раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство,
используя ширмы, занавеси, стулья. Имеет вариативность игр.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-
новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения,
проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть
ее результаты. Такая организация пространства позволяет
дошкольникам выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать
образовательный процесс с учетом индивидуальных
особенностей детей.
Образовательная область реализация ОП ДО.
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Центр для театрализованных художественно-эстетических
представлений .В группе имеются разнообразные виды
театров. Кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр,
театр картинок, маски персонажей и костюмы, картотеки
театрализованных игр. Оснащение для разыгрывания сценок,
спектаклей.
Центр художественного слова ; В центре расположена
небольшая библиотека. Здесь представлены книги в
соответствии с программой. Книги подобранные по возрасту и
по текущей теме.
Центр ПДД: Центр оснащен необходимыми атрибутами для
закрепления правил дорожного движения. Все это способствует
усвоению правил ПДД.
Центр ФЭМП и сенсорного развития; В центре находятся
геометрические фигуры, логико-математические игры,
материал для развития мелкой моторики и тактильных
ощущений. Познавательный математический материал. Игры
тематические. Сенсорные игры.
Центр природы и экспериментирования; В центре находится
календарь природы. Экспериментирование с природными
материалами, сыпучими и.т.д., Работа с емкостями разных
размеров, увеличительными стеклами, микроскопам. В центре
предоставлены книги, игры о временах года, растений и.т.д.
Центр
физкультурно-оздоровительный; Включает в себя
нетрадиционное спортивное оборудование ( массажные
коврики, моталочки , серсо и т.д.). Настольные спортивные
игры. Целью физкультурного центра является развитие
двигательной активности .
Цент музыкального развития; Центр способствует
формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными
инструментами. В центре собрана фонотека, где собрана
классическая и народная музыка. Так же записи звуков моря,
природы и.т .д) и музыкальные сказки. Имеются дидактические
игры на соответствующую тему.
Центр изобразительной деятельности; Формирует
творческий потенциал, развитие интереса к изодеятельности.
Развивает воображение, самостоятельность и эстетическое
восприятие.
Центр психо - эмоционального настроения. Центр состоит из
прозрачных кармашков, куда дети вставляют кружочки с
изображением той или иной эмоции(утром и вечером). Это дает
увидеть в каком настроение ребенок приходит и уходит. Центр
строительно - конструктивной деятельности; В центре
находятся наборы и конструкторы разных размеров и с разными
способами крепления. Для обыгрывания готовых построек
имеются разные наборы .Этот игровой центр создает условия
для творческой деятельности, воспитания дружеских
взаимоотношений между детьми.
ВЫВОД : Развивающая предметно-пространственная среда
группы «Лучики» созданная воспитателем соответствует
принципам и требованиям ФГОС ДО . Развивающая среда
содержательно насыщенна, трансформируема,
полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна .
Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей, взрослых , улучшает психоэмоциональное самочувствие
и здоровья детей. Дает возможность эффективно развивать
индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов.