МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Обучение старших дошкольников
шитью мягкой игрушки в условиях
кружковой работы
Составила:
Воспитатель МБДОУ «Радуга»
Егорова В.Е.
с. Ботулу, 2016г.
Пояснительная записка
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость
позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и
искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание
проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активирует
мысли ,фантазию, речь, память ,эмоции ,прививает любовь к прекрасному
,она служит целям умственного,
н р а в с т в е н н о г о
и
эстетического воспитания. Игрушка-предмет, служащий для забавы и
развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития
ребенка. Игрушка является регулятором психического и физиологического
развития
ребенка.
Чтобы
развитие
ребенка
было
своевременным
и
всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками
отрабатывало
игрушки,
которые
наилучшим
образом
соответствовали
бы
возможностям
ребенка
определенного
возраста
и
связанного
с
ним
физического и психического развития.
Из
всех
видов
игрушек,
мягкая
игрушка-
самая
поздняя.
Мягкие
игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили
своим
чадам
из
лоскутков
ткани,
набивали
ватой,
украшали,
используя
различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в 19 веке. В
конце 19 века широкое развитие получило кустарное производство мягкой
игрушки в промышленных масштабах.
Выбранная нами проблема актуальна, т.к.изготовление игрушек своими
руками -это средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума,
творческих сил, то есть общего развития ребенка. Увлечение пошивом мягких
игрушек поможет развить ребенку воображение, чувство формы и цвета,
точность и аккуратность, трудолюбие. Мягкие игрушки изготавливаются и
шьются руками.
Мягкая
игрушка
–
это
один
из
видов
декоративно
–
прикладного
искусства,
в
котором
сочетаются
различные
элементы
рукоделия
:шитье,
вышивка ,аппликация .Шитье мягкой игрушкой помогает ребенку развить
воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие.
Пошив мягких игрушек своими руками – очень полезное занятие для детей.
Оно
тренирует
мелкую
моторику,
внимание,
усидчивость
и
тактильную
чувствительность,
развивает
творческие
способности,
а
так
же
приучает
выполнять правила и инструкции.
Мягкая игрушка, сшитая своими руками – это отличный подарок и для
взрослого, и для малыша, главное хорошенько подумать, что, кому и по
какому поводу подойдет. Медведи, конечно вне конкуренции: Они хороши в
любое время в любом месте.
Цель
данной
работы
–
раскрыть
особенности
изготовления
мягких
игрушек как разновидность детского изобразительного творчества.
Для
решения
поставленной
цели
необходимо
решить
следующие
задачи:
- изучение теоретических основ по проблеме исследования;
- дать характеристику мягких игрушек;
-
раскрыть
технологию
изготовления
мягких
игрушек
и
методику
работы с детьми дошкольного возраста.
Мягкие игрушки играют особую роль для дошкольника; они оказывают
влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во
всем
помогает
взрослый,
у
которого
он
учится
наделять
куклу
определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет
душевный
мир
игрушки
по
своему
усмотрению,
и
она»
ведет
себя»
исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и
послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая
неряха . Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и
чужой
жизни
во
всех
эмоциональных
и
нравственных
проявлениях,
доступных
его
пониманию.
Мягкая
игрушка
выступают
в
качестве
заместителя
идеального
друга,
который
все
понимает
и
не
помнит
зла.
Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника –
не только у девочек, но и у мальчиков. Мишка, обезьянка, собачка и др., -
объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в
игре.
У
каждого
нормально
развивающегося
ребенка
устанавливаются
особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый
ребенок по – своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей
множество разнообразных чувств.
И с с л е д о в а н и я м и
б ы л о
установлено,
что
фактура
материала,
из
которого
сделана
кукла
или
зверюшка,
играет
значительную
роль.
Дети
избирательно
относятся
к
игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой.
Мягкие,
пушистые
материалы
вызывают
положительные
эмоции,
стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий
ребенок
готов
принять.
С
помощью
правильно
подобранной
фактуры
игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные
эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость.
Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела
игрушки.
Установлено,
что
определенная
пропорция
фигуры
вызывает
покровительственное
отношение.
Укороченный
овал
лица
куклы
или
мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие
признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств. Игра
как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и
обучения
ребенка,
она
способствует
освоению
им
опыта
человеческой
деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного
эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные
действия, с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому,
изучением
проблемы
влияния
игрушки
на
психику
ребенка,
занимались
многие
педагоги
и
психологи.
Так,
исследования
Коссаковой
Е.А.
по
вопросам
игры
и
игрушки,
основанные
на
изучении
опыта
организации
игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье,
показал,
что
не
может
быть
одинакового
для
всех
возрастов
подхода
к
созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные
закономерности развития игровой деятельности.
Н. К. Крупская писала о
ва ж н о с т и
и гру ш к и
д л я
о зн а комл е н и я
д е т е й
с
о к р у ж а ю щ е й
действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д. В. , известный педагог в области изучения игрушки,
считала,
что
игрушка
помогает
воспитанию
у
детей
интереса
к
труду,
способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям
представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в
тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Мягкая
игрушка
–
неизменный
спутник
ребенка
с
первых
дней
рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб
подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила
известный психолог Урунтаева Г. А. ,что главная задача взрослых состоит в
том, чтобы изучить ребенка действовать с игрушками.
Характер
игрушек
должен
меняться
не
только
в
зависимости
от
возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния
ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.
В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу
было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически
регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему
своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым
предметом и какого его назначение.
Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению
игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления
взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы,
искусственную
поучительность,
оправдывающую
их
узко
утилитарный
взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к
игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен
максимум
свободы
при
постоянном,
по
возможности
для
него
неощущаемости контроля.
Игрушки,
как
и
игры,
служат
не
только
средствами
воспитания
и
самовоспитания,
усвоения
новых
форм
поведения,
но
и
своего
рода
проявителями детской индивидуальности.
Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое,
даже самое подробное исследование ребенка при помощи « точных» методов
и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке,
о
его
личности
в
целом
и
об
отдельных
чертах,
если
исследователь
не
наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.
Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно
являющийся
средством
психического
развития
ребенка.
Чтобы
развитие
ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно
отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим
образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и
связанного с ним физического и психического развития.
Целью обучения ребенка к изготовлению игрушек является развитие
художественно
–
творческих
способностей
каждого
ребенка
в
пройессе
постижения мастерства рукоделия.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
- воспитательные – воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности,
развитие любви к природе, формирование самостоятельности.
-
обучающие
–
изучение
мастерства
ручного
шитья,
овладение
искусством
цветовых
сочетаний,
изучение
возможностей
корректировки
выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения
приемов шитья на швейной машинке.
- развивающие – знакомство детей с различными видами декоративно –
прикладного искусства, знакомство детей с народным творчеством, развитие
у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
В
результате
обучения
технологии
шитья
мягких
игрушек
первого
года
обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и
умения: знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных
швов,
владение
приемами
изготовления
несложных
игрушек,
владение
способами оформления поделок, расширение кругозора в области биологии,
литературы, рисования.
В
результате обучения третьего года обучения предполагается, что дети получат
следующие основные знания и умения: знание видов русского народного
творчества,
знание
элементов
русского
народного
костюма,
владение
приемами
самостоятельного
конструирования
и
изготовления
игрушек,
расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования, черчения.
Младшим дошкольникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с
минимальным количеством деталей. В первый год обучения дети получают
элементарное
образование
по
мастерству
рукоделия.
Элементарное
образование – это целевое образование на основе специально определенных
базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно – культурного и
творческого роста, важных для дальнейшего развития образования ребенка.
Для дошкольников старшего возраста – предлагаются более сложные
поделки. На втором году обучения происходит углубление и расширение
знаний и возможностей.
На третьем году дети, хорошо усвоившие технические приемы ручной
и машинной работы по изготовлению мягкой игрушки, постепенно начинают
самостоятельно
создавать
различные поделки. Теоретический материал
преподается параллельно с формированием практических навыков у детей.
Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на уровнях:
репродуктивном, репродуктивно – теоретическом. Все три уровня одинаково
важны в образовательном процессе. Данные уровни могут не соответствовать
годам обучения, т.к. одни дети к концу первого года обучения могут работать
на репродуктивном и репродуктивно – творческом уровнях, а другие и на
третьем году обучения продолжают работать на репродуктивном уровне.
Привлекая
к
работе детей, помните о технике безопасности. Иголки нужно хранить в
коробочке с магнитом и постоянно пересчитывать их, при этом в каждую
иголку должна быть вдета нитка. Доверять детям нужно все инструменты, но
ножницы – только с тупыми концами, шило, утюг, швейную машинку –
только под присмотром взрослых.
Цель кружковой работы детей по пошиву мягких игрушек – воспитание
творческой, активной, свободно мыслящей личности, проявляющей интерес к
техническому художественному творчеству и желание учиться.
Задачи кружковой работы по пошиву игрушек заключаются:
- в формировании практических трудовых навыков в процессе обучения
и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;
-
в
расширении
и
обогащении
практического
опыта
детей,
знаний
о
производственной деятельности людей, о технике, технологии;
- в воспитании уважительного отношения к людям труда и результату
их трудовой деятельности;
-
в
воспитании
трудолюбия,
выработке
терпения,
усидчивости
,сосредоточенности;
-
в
формировании
потребности
к
творческой
активности,
потребности трудиться в одиночку в паре, группе, в умении распределять
трудовые знания между собой;
- в развитии фантазии, воображения, творческого ,технического и
художественного мышления, конструкторских способностей.
Заключение
Таким образом, выявлено, что мягкие игрушки занимают особое место в
жизни
ребенка,
так
как
фактура
материала,
из
которого
они
сделаны,
оказывает
большое
влияние
на
эмоциональное
отношение
к
игрушке.
Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам,
изображающее
одно
и
то
же
животное,
но
с
разной
фактурой.
Мягкие,
пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние,
стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и
доброжелательность.
Кроме
фактуры
материала
большое
значение
для
ребенка
имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет.
Пошив которых
своими руками – очень полезное занятие для детей. Оно тренирует мелкую
моторику, внимание, усидчивость и тактильную чувствительность, развивает
творческие
способности,
а
так
же
приучает
выполнять
правила
и
инструкции.
В кружок дошкольники приходят с различным уровнем
умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия
шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы не
посильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса
в знаниях и навыках, можно в пределах кружка организовать несколько групп
учащихся с различным уровнем подготовки.
Самого
серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы
дошкольников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованием
безопасности, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное
внимание,
учитывая
технологические
особенности
каждого
из
видов
художественной обработки материалов.
Соблюдение этих правил позволит
учащимся,
освоившим
технологию
полюбившихся
видов
декоративно
–
прикладного искусства. В дальнейшем получать еще большее удовлетворение
от результатов своей творческой деятельности в самостоятельной работе.
Одна из основных задач
преподавателя
декоративно – прикладного
искусства – развитие у детей
эстетического вкуса. Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно
–
прикладного
искусства
должно
идти
через
понимание
учащимися
художественных
и
технологических
возможностей
обрабатываемых
материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.