Напоминание

"Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях кружковой работы"


Автор: Егорова Варвара Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Радуга"
Населённый пункт: с.Ботулу,Верхневилюйского улуса
Наименование материала: Доклад
Тема: "Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях кружковой работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях кружковой работы Составила: Воспитатель МБДОУ «Радуга» Егорова В.Е. с. Ботулу, 2016г.

Пояснительная записка
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активирует мысли ,фантазию, речь, память ,эмоции ,прививает любовь к прекрасному ,она служит целям умственного, н р а в с т в е н н о г о и эстетического воспитания. Игрушка-предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Из всех видов игрушек, мягкая игрушка- самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в 19 веке. В конце 19 века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. Выбранная нами проблема актуальна, т.к.изготовление игрушек своими руками -это средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка. Увлечение пошивом мягких игрушек поможет развить ребенку воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками. Мягкая игрушка – это один из видов декоративно – прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия :шитье, вышивка ,аппликация .Шитье мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Пошив мягких игрушек своими руками – очень полезное занятие для детей. Оно тренирует мелкую моторику, внимание, усидчивость и тактильную чувствительность, развивает творческие способности, а так же приучает выполнять правила и инструкции. Мягкая игрушка, сшитая своими руками – это отличный подарок и для взрослого, и для малыша, главное хорошенько подумать, что, кому и по
какому поводу подойдет. Медведи, конечно вне конкуренции: Они хороши в любое время в любом месте. Цель данной работы – раскрыть особенности изготовления мягких игрушек как разновидность детского изобразительного творчества. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучение теоретических основ по проблеме исследования; - дать характеристику мягких игрушек; - раскрыть технологию изготовления мягких игрушек и методику работы с детьми дошкольного возраста. Мягкие игрушки играют особую роль для дошкольника; они оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она» ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха . Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Мишка, обезьянка, собачка и др., - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по – своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. И с с л е д о в а н и я м и б ы л о установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает
покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковой Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Н. К. Крупская писала о ва ж н о с т и и гру ш к и д л я о зн а комл е н и я д е т е й с о к р у ж а ю щ е й действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д. В. , известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Мягкая игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А. ,что главная задача взрослых состоит в том, чтобы изучить ребенка действовать с игрушками. Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения. В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение. Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления
взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля. Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи « точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Целью обучения ребенка к изготовлению игрушек является развитие художественно – творческих способностей каждого ребенка в пройессе постижения мастерства рукоделия. В процессе обучения реализуются следующие задачи: - воспитательные – воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, развитие любви к природе, формирование самостоятельности. - обучающие – изучение мастерства ручного шитья, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья на швейной машинке. - развивающие – знакомство детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, знакомство детей с народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала. В результате обучения технологии шитья мягких игрушек первого года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных швов, владение приемами изготовления несложных игрушек, владение способами оформления поделок, расширение кругозора в области биологии,
литературы, рисования. В результате обучения третьего года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: знание видов русского народного творчества, знание элементов русского народного костюма, владение приемами самостоятельного конструирования и изготовления игрушек, расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования, черчения. Младшим дошкольникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным количеством деталей. В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия. Элементарное образование – это целевое образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно – культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития образования ребенка. Для дошкольников старшего возраста – предлагаются более сложные поделки. На втором году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей. На третьем году дети, хорошо усвоившие технические приемы ручной и машинной работы по изготовлению мягкой игрушки, постепенно начинают самостоятельно создавать различные поделки. Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков у детей. Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на уровнях: репродуктивном, репродуктивно – теоретическом. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе. Данные уровни могут не соответствовать годам обучения, т.к. одни дети к концу первого года обучения могут работать на репродуктивном и репродуктивно – творческом уровнях, а другие и на третьем году обучения продолжают работать на репродуктивном уровне. Привлекая к работе детей, помните о технике безопасности. Иголки нужно хранить в коробочке с магнитом и постоянно пересчитывать их, при этом в каждую иголку должна быть вдета нитка. Доверять детям нужно все инструменты, но ножницы – только с тупыми концами, шило, утюг, швейную машинку – только под присмотром взрослых. Цель кружковой работы детей по пошиву мягких игрушек – воспитание творческой, активной, свободно мыслящей личности, проявляющей интерес к техническому художественному творчеству и желание учиться. Задачи кружковой работы по пошиву игрушек заключаются: - в формировании практических трудовых навыков в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;
- в расширении и обогащении практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии; - в воспитании уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; - в воспитании трудолюбия, выработке терпения, усидчивости ,сосредоточенности; - в формировании потребности к творческой активности, потребности трудиться в одиночку в паре, группе, в умении распределять трудовые знания между собой; - в развитии фантазии, воображения, творческого ,технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
Заключение
Таким образом, выявлено, что мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого они сделаны, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и доброжелательность. Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет. Пошив которых своими руками – очень полезное занятие для детей. Оно тренирует мелкую моторику, внимание, усидчивость и тактильную чувствительность, развивает творческие способности, а так же приучает выполнять правила и инструкции. В кружок дошкольники приходят с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы не посильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы дошкольников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованием безопасности, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. Соблюдение этих правил позволит учащимся, освоившим технологию полюбившихся видов декоративно –
прикладного искусства. В дальнейшем получать еще большее удовлетворение от результатов своей творческой деятельности в самостоятельной работе. Одна из основных задач преподавателя декоративно – прикладного искусства – развитие у детей эстетического вкуса. Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно – прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.


В раздел образования