МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
ДОКЛАД
Тема: «Обучение рисованию детей дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель МБДОУ «Радуга»
Григорьева В.Ф.
с. Ботулу, 2016 г.
Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развитие
знаний
эстетического
восприятия,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению
двух взаимосвязанных задач:
•
во-первых,
необходимо
пробудить
у
детей
эмоциональную
отзывчивость
к
окружающему
миру,
родной
природе,
событиям
нашей
жизни;
•
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
* * В
п р о ц е с с е
р и с о в а н и я
у
р е б е н ка
с о в е р ш е н с т в у е т с я
наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
художественный
вкус,
творческие
способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием
занимаются
очень
немногие.
А
это
значит,
что
в
дошкольном
возрасте
рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего
мира.
Проблема
рисования
старшими
дошкольниками
средствами
нетрадиционных
художественных
техник
определяется
интересом
к
изучению
особенностей
детского
изобразительного
творчества
и
зависимостью его развития от владения изображения.
Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось
только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных
техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств
обучения, многообразие графических, в том числе и печатных техник, не
изучалось,
не
исследовалось
на
предмет
их
использования
в
детском
рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми
образов и предметов, что послужило поводом для того, чтобы эти техники
назвать «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в
качестве объекта педагогического исследования по рисованию портрета в
старшем дошкольном возрасте.
Великий
французский
просветитель
18
века
Дени
Дидро
говорил:
«Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре
превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерством». И эта
мысль сегодня звучит на столько актуально и верно, что никто не осмелится
её оспорить.
Конечно, не все дети станут художниками, скульпторами, но время
когда
они
могут
свободно
творить,
когда
формируется
эстетическое
мировосприятие
очень
ограниченно.
Только
в
детстве
изобразительная
деятельность
является
ведущей
линией
развития
личности.
Через
неё
воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.
Изучив, программы по обучению детей изобразительной деятельности
в детском саду я замечаю основные направления в своей образовательной
работе.
Отработка технических навыков.
Воспитание
эмоциональной
отзывчивости
при
во сприятии
окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных
работах, используя различные средства выразительности.
Обучение
умению
изображать
предметы
и
явления,
передавая
их
образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета.
Эти задачи решаются мною на протяжении всего дошкольного возраста
и конкретизируются с учетом возрастных и психологических особенностей
каждого периода.
Уже
не
для
кого
не
секрет,
что
современная
жизнь
накладывает
отпечаток
на
процесс
обучения,
вносит
в
него
свои
коррективы.
Нам,
педагогам
приходится
считаться
с
тем,
что
всё
больший
процент
детей
страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания.
Ещё лет 10 назад прекрасно работала классическая схема построения
занятия.
Занятие
проводилось
сразу
со
всей
группой
детей.
В
начале
-
«сюрпризный
момент»,
чем
-
то
заинтересовывали
детей,
потом
-
объяснения,
уточнения
порядка
работы
и
самостоятельная
деятельность
детей,
оценка
результатов.
Сейчас
мне
приходится
делить
группу
на
2
подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход к каждому
ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал,
приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего
опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и
средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок
рассказом.
Дети
младшего
дошкольного
возраста
очень
восприимчивы
к
сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают. Поэтому
занятие
из
про стого
рисования
превращает ся
в
т в о рч е с ко е
экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста я
использую способ поэтапного объяснения. В начале - целостное восприятие
предмета
или
явления,
какие
впечатления
оно
побуждает,
какие
образы
вызывает. Потом уточнение порядка работы.
А потом объяснение и сразу же упражнение детей в изображении
отдельных
частей
работы.
Последнюю
половину
занятия
я
оставлю
для
самостоятельной
доработки
рисунка
или
скульптуры
детьми.
Ещё
один
эффективный приём - это когда дети в конце занятия составляют рассказ по
своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем. Во
- первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы. Во - вторых:
организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ
и
представляют
свою
работу,
а
кто
работает
медленнее
-
получает
возможность ещё поработать.
И
в
третьих:
проходит
самоанализ
проделанной
работы,
дети,
сравнивая работы видят успехи и недостатки своей работы и корректируют
её.
Одно
из
ведущих
направлений
в
моей
работе
-
это
обучение
технических навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы
вызывает затруднения, как у малышей, так и у старших дошколят.
Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета
в рисунке я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными
видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямы и дуги.
Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшим дети
используют полученный навык в своей самостоятельной работе. Например,
раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной
штрих по кругу), на крыльях и хвосте - длинные перья (длинные отрывные
дуги), а на грудке - короткие (короткие дуги). Такие упражнения помогают
детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и
выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от
формы и фактуры предмета.
При закрашивании красками больших поверхностей я использую такой
прием. Говорю растягивая: «Ра - а - аз», и в это время широким и длинным
мазком кисти провожу линию вдоль контура предмета от одного края до
другого, «два - а - а»- рядом провожу другой длинный мазок. Это организует
детей, учит Уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно,
добиваться «гладкого» изображения.
Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет -эти задачи
решаются на каждом занятии по рисованию. Но особенно эффективны в этом
направлении
занятия
по
составлению
пейзажных
композиции:
«Радуга»,
«Заход
солнца»,
«Морские
дали»,
«Золотая
осень»,
«Деревья
смотрят
в
озеро», «Заря алая разливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы
учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один
цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в
друга.
При
рисовании
осенних
пейзажей
в
подготовительной
группе,
я
использовала
приём
набора
различных
цветовых
пятен
сначала
на
палитреоргстекле, последующее отпечатывание их не лист бумаги, и после
просыхания
дальнейшая
прорисовка
деталей.
На
таких
занятиях
дети
получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство
цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того, чтобы добиться большей выразительности детских рисунков
провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и
пр.можно
передать
своё
отношение
к
изображаемому
объекту.
Провожу
игровые упражнения, на которых изображаем один и тот же объект, но
различными
цветами
разного
размера,
разной
техникой.
Я
использую
и
другие
упражнения,
когда
дети
перед
рисованием
или
лепкой
перевоплощаются в изображаемый образ - своего рода психогимнастика:
«Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка»,
«Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.
Ещё один прием: другой ребенок пытается отгадать характер героя,
изображенного его товарищем, этот приём учит детей оценивать, на сколько
его средства выразительности понятны для окружающих.
И так, этой статьёй я хочу обратить внимание на то, что только в
детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые
%
должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную
работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое
мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное
.