Автор: Шарифгалиева Айгуль Талгатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка" Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Математика в повседневной жизни детей Раздел: дошкольное образование
Шарифгалиева А.Т.
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою
голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом
огромную помощь во всей вашей работе»
М. И. Калинин
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирования его познавательных и творческих способностей.
Представления, приобретаемые детьми в процессе обучения в совместной
деятельности по математике, должны использоваться в различных видах
деятельности и в жизни. Черпать свои знания по математике ребенок должен
не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей
повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его
мира. Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то,
чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому
процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску
решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в
окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть
квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме
напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту
или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два
глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить
ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна
лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите,
чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно
сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то
можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп,
спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше -
ниже, толще - тоньше).
Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине
карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял
такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий;
толще - тоньше. Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы,
машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок,
ниток, полоски бумаги, ленточки... Ребенок должен к школе пользоваться
правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные
особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы -
четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по
величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые
окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на
циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате,
страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Попросите
отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи
ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки».
Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок.
Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает
глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так,
чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки
нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и
времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте
ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте
внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова:
вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).
Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра.
Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или
знаменательные даты, обратите на это внимание. В непосредственной
обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом
(вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством
времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим
понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая
интерес к математике.
г.Лангепас 2016