Автор: Никитенко Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 29 "Искорка" Населённый пункт: р. Бурятия г. Улан-Удэ Наименование материала: проект по опытно-экспериментальной деятельности Тема: "Волшебная водичка" Раздел: дошкольное образование
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями
реальности.
Знания,
полученные
во
время
проведения
опытов,
запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в
роли
наблюдателя.
Чем
разнообразнее
и
интенсивнее
поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем
быстрее и полноценнее он развивается.
Вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой
дети
соприкасаются
с
первых
дней
жизни.
Поэтому
первые
представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте:
вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно
разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются
исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, и многому
другому…
Путём
экспериментирования
мы
решили
разгадать
некоторые
секреты воды.
Положения ФГОС ДО реализуемые в проекте:
-
организация увлекательного дела (эксперимент) с детьми младшего
дошкольного возраста совместно с педагогом и самостоятельно в
свободной деятельности;
- интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Экспериментирование и фиксирование результата происходит в
игровой форме
-педагог выступает в роли партнера, проявляющего живой интерес
к познаваемому объекту;
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности, с
учетом безопасного поведения во время эксперимента;
- время деятельности не ограничено временным интервалом,
исключая режимные моменты;
-закрепление полученных знаний и умений происходит в
режимные моменты .
Вид проекта:
Познавательно-исследовательский
Сроки реализации проекта :
февраль-май 2016 г.
Участники проекта:
дети второй младшей группы,
воспитатель, родители.
Цель проекта : формирование представления о
свойствах воды и степени её важности в жизни
человека и всего живого на земле .
Задачи:
•
вовлекать детей в элементарную исследовательскую
деятельность по изучению качеств и свойств воды;
•
обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка,
прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать,
поливать, купать;
•
развивать у детей познавательный интерес,
наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
•
развивать мышление, логику, творчество ребенка, мелкую
моторику, координацию;
•
развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие
переживаний детей в процессе общения с природой;
•
получать удовольствие от выполненной работы в
коллективе;
•
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде
и растениям.
Реализация данного проекта
развивает у детей:
-
инициативность
(ребенок предлагает свои пути решения
проблемы, высказывает свое мнение, предположение);
- бытовую и интеллектуальную самостоятельность
(в
процессе эксперимента ребенок все пробует делать сам);
-
уверенность в себе
(«могу, мое мнение уважают», снимается
страх перед ошибкой);
-
развитие воображения
(всякое эмоциональное возбуждение
ведет к работе воображения);
-
волевое усилие
(ребенок учиться сдерживать себя, чтобы дать
возможность другому высказать свою точку зрения);
- любознательность.;
- разносторонние интересы.
Планируемый результат
- Расширение знаний детей о воде, ее
свойствах и ее роли для окружающего
мира;
- обогащение активного и
пассивного словаря детей развитие у
детей познавательного интереса,
наблюдательности;
-
принятие
активного
участия
в
продуктивной деятельности;
-
проявление эмоциональной
отзывчивости.
Реализация проекта
проходит в три этапа
1.Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
22.5.16
Подготовительный этап
Оформление родительского уголка
размещение статей, консультаций,
рекомендаций по теме проекта
Оформление родительского уголка
размещение статей, консультаций,
рекомендаций по теме проекта
,
Изучение методической
литературы по теме проекта
Изучение методической
литературы по теме проекта
Создание педагогической копилки:
потешки, заклички, опыты, игры,
эксперименты с водой
Создание педагогической копилки:
потешки, заклички, опыты, игры,
эксперименты с водой
Создание развивающей среды,
внесение дидактических, сюжетно-
ролевых по теме проекта
Создание развивающей среды,
внесение дидактических, сюжетно-
ролевых по теме проекта
Подготовка материалов и
оборудования для мини
лаборатории по
экспериментированию
Подготовка материалов и
оборудования для мини
лаборатории по
экспериментированию
Беседы с родителями о
необходимости участия в проекте
Беседы с родителями о
необходимости участия в проекте
Подбор необходимых материалов и
оборудования :
емкости
для
игр
с
водой,
игрушки,
камушки,
лейки,
ведерки, стаканчики, бутылочки, гуашь,
кисточки,
воронки,
сито,
бумажные
лодочки,
шприцы,
семена
цветов,
луковицы, мох, комнатные растения и
др.
Основной этап
Беседы, наблюдения,
дидактические игры
Беседы, наблюдения,
дидактические игры
22.5.16
Чтение художественной литературы,
энциклопедий, познавательной
литературы
Подбор иллюстраций, поговорок,
стихотворений, о воде
Чтение художественной литературы,
энциклопедий, познавательной
литературы
Подбор иллюстраций, поговорок,
стихотворений, о воде
Просмотр видеосюжетов,
презентаций
Просмотр видеосюжетов,
презентаций
2. Основной этап
Игровые, обучающие и творческие
ситуации разного типа
Экспериментально-исследовательская
деятельность
Непосредственно-образовательная
деятельность
Мероприятия
Основное содержание
Чтение произведений
Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая»,К. Чуковский
«Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
Заучивание потешек о воде.
Беседы
«Водичка, водичка, умой мое личико…», «Зачем нужна вода»
«Для чего
растениям нужна вода» и др.
Просмотр видеосюжетов,
презентаций
«Вода в природе»
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»,
«Волшебница водица»
Дидактические игры :
«Кто где живет» , «Капельки и тучка», «Купание куклы».
Наблюдения
«За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и
выполнение трудовых поручений воспитателя», «Рождение сосульки»,
«Образование льда», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами».
Проведение опытов, игр
-экспериментов
«Свойства воды( прозрачная, без запаха, капает, разливается, льется,
плещется)», «Вода теплая и холодная», «Тонет - не тонет, плавает»
(легкие предметы плавают, а тяжелые тонут), «Волшебница водица»
(значение воды в жизни человека, живых существ и растений),
«Цветные льдинки», «Луковая грядка», «Голосок водички» (слуховое
восприятие воды), «Попробуй на вкус» (вкусовое восприятие воды) и др.
Мероприятия по работе с родителями
22.5.16
К
о
н
с
у
л
ь
т
а
ц
и
и
д
л
я
р
о
д
и
т
е
л
е
й
«
И
г
р
а
я
,
п
о
з
н
а
ё
м»
А
н
к
е
т
а
д
л
я
р
о
д
и
т
е
л
е
й
«
Де
т
с
к
о
е
э
к
с
п
е
р
и
м
е
н
т
и
р
о
в
а
н
и
е
в
с
е
м
ь
е
»
Ф
о
т
о
о
т
ч
е
т
д
л
я
р
о
д
и
т
е
л
е
й
п
о
о
к
о
н
ч
а
н
и
и
п
р
о
е
к
т
а
И
н
ф о
р
м
а ц
и
я
в
род
и
т
е
л
ь
с
к
ом
у
г
о
л
к
е
«
Э
к
с
п
е
р
и
м
е
н
т
и
р
о
в
а
н
и
е
с
в
о
д
о
й
»
Презентация
п р о е к т а
н а
родительском
собрании
Пополнение уголка по
экспериментированию
Мероприятия по работе с родителями
3. Заключительный этап
1.
Итоговое занятие по теме проекта
2.
Фотоотчёт
3.
Презентация проекта в ДОУ среди
воспитателей
4.
Публикация проекта в сети Интернет
Возможные риски
Низкий уровень
познавательного интереса у
некоторых детей.
Незаинтересованность
родителей в проекте.
Литература
1. «Федеральный Государственный стандарт дошкольного
образования»
2. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования/под ред.
Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.-М.,2010..
3. Организация опытно –экспериментальной деятельности
детей 2-7лет.Тематическое планирование, рекомендации,
конспекты занятий. Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова., -Волгоград ,
2013 г.
4. «Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева
Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для
дошкольников».
5. Крылова С.В. «Здоровьесберегающее пространство в
детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).