Напоминание

Урок литературы в 6 классе "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов")


Автор: Кузнецова Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №10" города Белгорода
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: Урок литературы в 6 классе "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов")
Раздел: среднее образование





Назад





Урок литературы в 6 классе

Кузнецова Н.И.

Тема: «Из всех дарителей эти двое были самыми мудрейшими» (по расска-

зу О. Генри "Дары волхвов")

Цели:
1. образовательные: o определить истинные и ложные ценности в жизни человека; o объяснить смысл названия рассказа; o охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья; 2. развивающие: o развивать внимание учащихся; o формировать логическое мышление в ходе анализа текста; 3. воспитательные: o формировать чувство уважения и собственного достоинства; o определить истинные ценности как духовные;
Тип урока:
учебное занятие комплексного применения знаний и спосо- бов деятельности обучающихся.
Планируемые результаты:

познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной фор- ме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведе- ния, смысловое чтение;
личностные УУД
: самоопределение, нравственно-этическая ориента- ция, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, саморегуляция, вы- деление и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные

УУД:
планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение вы- сказывать и обосновывать свою точку зрения.
Методические приемы
: беседа с элементами индивидуальной исследо- вательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, выразительное чтение, анализ стихотворения.
Формы работы обучающихся:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование урока
:  учебник «Литература. 6 класс» под ред. Г.С.Меркина (часть 2);  текст рассказа О.Генри «Дары волхвов»;  лист разных цветов для групповой работы;  смайлики из цветной бумаги для самооценки деятельности;
 слайдовая презентация.
Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Рада всех приветствовать на

сегодняшнем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Выберите

смайлик, соответствующий Вашему настроению. Хорошо. И у меня хоро-

шее настроение. Очень надеюсь, что настроение на сегодняшнем уроке не

изменится в худшую сторону.

Проверим готовность к уроку. Все на месте? Все готовы?

I. Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие.

-Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса: «Вы знае-

те, что такое памятник?»

-Как вы считаете, кому люди ставят памятники?

-За что люди удостаиваются такой чести?

-А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?

-Соглашусь с Вами и скажу, именно такой чести было удостоено творче-

ство писателя О. Генри. Его каменная книга высотой в 2 метра стоит в

раскрытом виде в США в городе Гринсборо. И представьте себе, что рас-

крыта она на рассказе «Дары волхвов». Я думаю, нетрудно догадаться, чему

будет посвящен наш урок. Давайте назовем тему нашего урока
(Тема нашего урока: «Рассказ О. Генри «Дары волхвов»). -
Хорошо, но я немного уточню тему урока, раскройте тетради и запишите

ее: «Из всех дарителей эти двое были самыми мудрейшими» (по рассказу О.

Генри "Дары волхвов")

- Попытайтесь определить цели урока?
(Верно, сегодня нам предстоит познакомиться с личностью писателя и попы- таться понять, что же необычного таит в себе рассказ О.Генри «Дары волхвов»).
-А как мы будем достигать целей урока?
-
Совершенно справедливо. Ну что ж давайте отправляться в путь. А на-

чнем мы с личности писателя. Прочтите, как зовут писателя? Настоящее

ли это его имя?

-Да, это литературный псевдоним. Подробнее о писателе нам расскажет

Вика.

II. Сообщение о личности писателя (индивидуальное задание)
-
Спасибо за сообщение. Было очень познавательно.

I

II. Работа с ассоциациями. Анализ названия рассказа.

-Ребята, обратимся к названию рассказа.


Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали?

Какое содержание произведения вам представилось, судя по названию?
(о волшебниках, колдунах).
-А кто такие волхвы?
(В учебнике сноска, в которой сказано, что волхвы - это мудрецы, прорицатели).
-О каких волхвах идет речь?
(о библейских волхвах).
-Расскажет о волхвах нам Алина, она получила индивидуальное задание.

Индивидуальное задание - сообщение «Библейская легенда о дарах волхвов

младенцу Иисусу».

- Спасибо за сообщение
.
А какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»
? ( по- дарок, приношение, пожертвование, способность, талант). -
Какие дары принесли волхвы?
( По евангельской легенде, волхвы принесли но- ворожденному Иисусу золото, ладан и благовонную мирру. Отсюда пошел обы- чай делать подарки на Рождество)
IV. Аналитическая беседа по тексту рассказа “Дары волхвов».

- Ребята, а кто герои рассказа «Дары волхвов»? Волхвы?
-
Скажите тогда, почему автор, рассказывая рождественскую историю двух

молодых американцев, вспоминал о волхвах?

- Почему он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего

рассказа?

- Почему из всех, кто "подносит и принимает дары, истинно мудры лишь

подобные им"?

- Почему они и есть волхвы?

Вам легко ответить на эти вопросы. Думаю, что разобраться в этих

вопросах нам поможет анализ текста.

Предлагаю разбиться на группы. Объединитесь в группы по партам и полу-

чите задание. Сегодня все вы будете исследователями.

Работа в группах (подготовка 7 минут + защита)

Группа №1 «Социально-экономические исследователи»

1.Что можно сказать о доме, в котором жили Джим и Белла?

2.Как О.Генри показывает нужду молодой семьи?
У них «меблированная квартирка за восемь долларов в неделю». И мебель, и одежда у героев «старенькие». Им приходится торговаться за каждую копейку со своими продавцами, чтобы хоть как-то поддерживать свое суще- ствование.

3.Как вы понимаете выражение «не то чтобы вопиющая нищета, а скорее

красноречиво молчащая бедность»?

4.

В такой короткой новелле – всего на четырех страницах – 15 раз упомина-

ются денежные суммы, доходы и расходы семьи. Обратитесь к тексту и

найдите их. Что хочет подчеркнуть этим писатель?

5. Чаще всего повторяется сумма 1 доллар и 87 центов. Что это за сумма?

Какую роль она играет в тексте?
( Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима. Чаще всего по- вторяется сумма 1 доллар и 87 центов – это все, что удалось скопить Делле за долгие месяцы. Подсчитывая деньги, Делла вспоминает, как унизительно торго- валась с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, - и плачет от досады. Что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели).
Группа №2 «Исследователи сокровищ»

1.Что такое сокровище?

2.Какими сокровищами обладает семья Юнг?

3.Почему автор называет волосы Деллы сокровищем?
Они очень длинные, красивые, блестящие.
4.Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем? Докажите

текстом.
(В древности волосам действительно придавались магические свойства, они олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали также вдохнове- ние, обольщение. Можно сказать о длинных волосах русалок. Однако со време- нем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты).
5.А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима? Почему?

7.Кто такие Соломон и царица Савская? Зачем автор в описание сокровищ

Деллы и Джима вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?
(Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были со- кровищами прежде всего для них двоих, потому что в их восьмидолларовой квартирке» да и у них самих не было ничего более ценного. Упоминание о царе Соломоне, прославившемся не только своей мудростью, но и баснословным бо- гатством ( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно просто- му камню, а ливанский кедр равноценен сикоморе (хурме). К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, серн, а в конюшнях стояло 10 000 лошадей), и царице Савской, происходящей из далекой Аравийской земли Ии вла- девшей несметными богатствами, только усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской! Эти библейские герои сгорели бы от зависти, гля- дя на единственные ценности американцев!)

Группа №3 «Исследователи людских душ»

1.Попробуйте представить улицы огромного города Нью-Йорка накануне Ро-

ждества. Опишите их
. (Ярко освещенные улицы, нарядные елки, потоки лю- дей, занятых предпраздничными хлопотами, слышат радостную, счастливую музыку, звон бубенцов оленьей упряжки, на которой торжественно въезжает в город добрый Санта-Клаус).
2.Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего

ждут от рождественской ночи?
(Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов, подар- ков, озаренный огнями рождественских елок, наполненный звоном серебряных колокольчиков, возвещающих рождение Божественного Младенца и обещающих новое счастье, радость и свет, вечер, наполненный запахом хвои, ароматом традиционной индейки и других кушаний, вечер щедрых Санта Клаусов и до- брых сердец)
3.Итак, у всех приподнятое, праздничное настроение. Так ли чувствует

себя главная героиня новеллы Делла? Зачитайте строки из текста, соот-

ветствующие ее состоянию.
(Нет, у Деллы унылое настроение. Вместо праздничной суеты, сияющих свечей рождественской елки и добродушного Санта - Клауса она видела за окном «се- рую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора»).
4.Случайно ли автор трижды в определенном предложении повторяет опре-

деление «серый»?

5.Почему Делле все видится в серых красках? Что же удручает Деллу?
(У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский подарок – это подвергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять не- справедливости жизни.
6.Изменится ли настроение Деллы? Когда? Каким она будет видеть город и

что будет чувствовать ее душа?
(Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суе- та, влилась радостная музыка: Дела видит и нарядные елки, и веселых Санта- Клаусов, и сверкающие витрины с подарками).
Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.
Группа №4 «Исследователи даров»

1.Для чего же копила деньги Делла?

2.Что ей хотелось подарить мужу? Найдите в тексте предложение, кото-

рое

будет

ответом
(«Что-нибудь не совсем особенное, редкостное, драго- ценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму).
3.Что угадывается за этим горячим желанием?
(Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение ее достоинствами).
4.Какой же выход нашла Делла для достижения цели?
(Она решила продать волосы).
5.Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своими волосами?
(Да, это было не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий старый ко- вер», но решение пришло почти мгновенно).
6.Жалеет ли она о своем поступке? Почему вы так думаете?
(Нет, получив деньги за волосы, Делла провела следующие два часа «на розовых крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего Джима).
7.Какой подарок приобретет Делла для Джима?
(В одной из лавок она пошла наконец то, что должно «принадлежать Джиму», - платиновую цепочку.)
8.Почему именно эту цепочку?

9.Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал?
(Джим, вероятно, думал, как подороже продать свое сокровище – золотые часы. Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни»)
10. Какую реакцию у каждого из них вызывает полученный подарок? Какие

строчки текста нам скажут об этом?
(У Деллы при виде заветных гребней вырвался «крик восторга, … сменившийся потоком слез и стонов…». А Джим просто улыбнулся).
Группа №5 «Исследователи литературного теста»

1.Опираясь на определение из словаря литературоведческих терминов

(стр.312), докажите, что этот рассказ можно назвать рождественским.

2.В чем особенность развития действия в этом произведении?

3.Исходя из определения на стр.262, объясните, почему жанр это произведе-

ния определяют как новелла?

4.Как вы считаете, какой момент рассказа можно назвать кульминацией?

5.Как вы считаете, как автор относится к своим героям? В чем это прояв-

ляется?

5. Какие средства художественной изобразительности использует автор?

(цвет, сравнения)
Группа №6 «Художники-исследователи»

Нарисуйте плакат (коллаж) к рассказу О.Генри «Дары волхвов», используя

ключевые слова: О.Генри, новелла, рождественский рассказ, «Дары волхвов»,

Делла и Джим, сокровища (волосы и золотые часы), Рождество, подарки

(гребни и платиновая цепочка), любовь, мудрецы.

V.Выводы. Выявление идеи рассказа

-Какие выводы мы можем сделать?

а) Что является кульминацией рассказа? (
Это момент преподнесения подар- ков друг другу).
-Обратимся к тексту рассказа на с.271 последний абзац
: «Что больше – во- семь долларов в неделю или миллион в год?» Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного…».
Именно в этот момент автор впервые вспоминает о волхвах. Как

вы думаете, почему?

-Тут же упоминается слово «мудрец». Какой смысл оно тут имеет?

-Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди

них не было одного?». Какого же дара не было у библейских волхвов? Чтобы

ответить на этот вопрос, обратимся к следующему заданию – работая в

парах, вам необходимо разгадать кроссворд и составить ключевое слово, слу-

жащее ответом на вопрос «Чего же одного не было у волхвов?».

-Совершенно верно, не было у волхвов любви, самого драгоценного дара.

б)А теперь обратимся к последнему абзацу новеллы: в нем сосредоточена

основная мысль. В этом абзаце несколько раз упоминаются опорные слова

всего произведения. Попробуйте увидеть их. Какие слова встречаются чаще

всего?
(Волхвы, мудрец, дар, сокровище, Рождество).
- Вспомним вопросы
,
которые служили отправной точкой

нашего разговора
: -
Почему автор, рассказывая рождественскую историю двух молодых амери-

канцев, вспоминал о волхвах? (
они дарили подарки)
- Почему он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего

рассказа?

- Почему из всех, кто "подносит и принимает дары, истинно мудры лишь

подобные им"?

- Почему они и есть волхвы?
-
Что же важно для автора?

(Мудрость дара, в которой состоит мудрость сердца).
- Что же автор хочет нам сказать этой историей?

(
Муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бес- хитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими со- кровищами. Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем, полным любви и поэзии)
VI.Итоги урока:

-Понравился ли рассказ?

-Какие чувства он вызвал? О чем заставил задуматься?

-Мне кажется, что сегодня у нас с вами состоялся очень искренний, се-

рьезный и содержательный разговор о настоящей любви, о дарах, делающих

человека счастливым. И я надеюсь, что вы поняли, что секрет нашего сча-

стья заключается в любви.

VII. Рефлексия

- Урок подходит к концу. Достигли ли мы целей, поставленных в начале

урока?

-При помощи одного-двух предложений

оцените свою работу на уроке?

Оценивание ребят.

-Каково Ваше настроение? Покажите смайлик Вашего настроения в конце

урока.

В память о нашем уроке мне бы хотелось, чтобы у вас остался подарок.

Итак, внимание, пригласим Дашу, она готова поделиться опытом в созда-

нии подарка, делать его будем своими руками.

VIII.Домашнее задание:
1.Дать развернутый ответ на вопрос «О чем меня заставил задуматься прочитан- ный рассказ?» или нарисовать рисунок к прочитанному рассказу «Дары вол- хвов». 2. Прочитать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих»; просмотреть (по возмож- ности) художественный фильм по рассказу.


В раздел образования