Урок литературы в 6 классе "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов")
Автор: Кузнецова Нина Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №10" города Белгорода Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: методическая разработка урока литературы Тема: Урок литературы в 6 классе "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов") Раздел: среднее образование
Тема: «Из всех дарителей эти двое были самыми мудрейшими» (по расска-
зу О. Генри "Дары волхвов")
Цели:
1.
образовательные:
o
определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
o
объяснить смысл названия рассказа;
o
охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья;
2.
развивающие:
o
развивать внимание учащихся;
o
формировать логическое мышление в ходе анализа текста;
3.
воспитательные:
o
формировать чувство уважения и собственного достоинства;
o
определить истинные ценности как духовные;
Тип урока: учебное занятие комплексного применения знаний и спосо-
бов деятельности обучающихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной фор-
ме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведе-
ния, смысловое чтение;
личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориента-
ция, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, саморегуляция, вы-
деление и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
коммуникативные
УУД: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение вы-
сказывать и обосновывать свою точку зрения.
Методические приемы : беседа с элементами индивидуальной исследо-
вательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование,
выразительное чтение, анализ стихотворения.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная,
групповая.
Оборудование урока :
учебник «Литература. 6 класс» под ред. Г.С.Меркина (часть
2);
текст рассказа О.Генри «Дары волхвов»;
лист разных цветов для групповой работы;
смайлики из цветной бумаги для самооценки деятельности;
слайдовая презентация.
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Рада всех приветствовать на
сегодняшнем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Выберите
смайлик, соответствующий Вашему настроению. Хорошо. И у меня хоро-
шее настроение. Очень надеюсь, что настроение на сегодняшнем уроке не
изменится в худшую сторону.
Проверим готовность к уроку. Все на месте? Все готовы?
I. Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие.
-Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса: «Вы знае-
те, что такое памятник?»
-Как вы считаете, кому люди ставят памятники?
-За что люди удостаиваются такой чести?
-А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?
-Соглашусь с Вами и скажу, именно такой чести было удостоено творче-
ство писателя О. Генри. Его каменная книга высотой в 2 метра стоит в
раскрытом виде в США в городе Гринсборо. И представьте себе, что рас-
крыта она на рассказе «Дары волхвов». Я думаю, нетрудно догадаться, чему
будет посвящен наш урок. Давайте назовем тему нашего урока (Тема нашего
урока: «Рассказ О. Генри «Дары волхвов»).
- Хорошо, но я немного уточню тему урока, раскройте тетради и запишите
ее: «Из всех дарителей эти двое были самыми мудрейшими» (по рассказу О.
Генри "Дары волхвов")
- Попытайтесь определить цели урока?
(Верно, сегодня нам предстоит познакомиться с личностью писателя и попы-
таться понять, что же необычного таит в себе рассказ О.Генри «Дары волхвов»).
-А как мы будем достигать целей урока?
- Совершенно справедливо. Ну что ж давайте отправляться в путь. А на-
чнем мы с личности писателя. Прочтите, как зовут писателя? Настоящее
ли это его имя?
-Да, это литературный псевдоним. Подробнее о писателе нам расскажет
Вика.
II. Сообщение о личности писателя (индивидуальное задание)
- Спасибо за сообщение. Было очень познавательно.
I
II. Работа с ассоциациями. Анализ названия рассказа.
-Ребята, обратимся к названию рассказа.
Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали?
Какое содержание произведения вам представилось, судя по названию? (о
волшебниках, колдунах).
-А кто такие волхвы? (В учебнике сноска, в которой сказано, что волхвы - это
мудрецы, прорицатели).
-О каких волхвах идет речь? (о библейских волхвах).
-Расскажет о волхвах нам Алина, она получила индивидуальное задание.
Индивидуальное задание - сообщение «Библейская легенда о дарах волхвов
младенцу Иисусу».
- Спасибо за сообщение . А какие ассоциации вызывает у вас слово «дар» ?
(
по-
дарок, приношение, пожертвование, способность, талант).
- Какие дары принесли волхвы? ( По евангельской легенде, волхвы принесли но-
ворожденному Иисусу золото, ладан и благовонную мирру. Отсюда пошел обы-
чай делать подарки на Рождество)
IV. Аналитическая беседа по тексту рассказа “Дары волхвов».
- Ребята, а кто герои рассказа «Дары волхвов»? Волхвы?
-
Скажите тогда, почему автор, рассказывая рождественскую историю двух
молодых американцев, вспоминал о волхвах?
- Почему он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего
рассказа?
- Почему из всех, кто "подносит и принимает дары, истинно мудры лишь
подобные им"?
- Почему они и есть волхвы?
Вам легко ответить на эти вопросы. Думаю, что разобраться в этих
вопросах нам поможет анализ текста.
Предлагаю разбиться на группы. Объединитесь в группы по партам и полу-
чите задание. Сегодня все вы будете исследователями.
Работа в группах (подготовка 7 минут + защита)
Группа №1 «Социально-экономические исследователи»
1.Что можно сказать о доме, в котором жили Джим и Белла?
2.Как О.Генри показывает нужду молодой семьи?
У них «меблированная квартирка за восемь долларов в неделю». И мебель,
и одежда у героев «старенькие». Им приходится торговаться за каждую
копейку со своими продавцами, чтобы хоть как-то поддерживать свое суще-
ствование.
3.Как вы понимаете выражение «не то чтобы вопиющая нищета, а скорее
красноречиво молчащая бедность»?
4.
В такой короткой новелле – всего на четырех страницах – 15 раз упомина-
ются денежные суммы, доходы и расходы семьи. Обратитесь к тексту и
найдите их. Что хочет подчеркнуть этим писатель?
5. Чаще всего повторяется сумма 1 доллар и 87 центов. Что это за сумма?
Какую роль она играет в тексте?
( Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима. Чаще всего по-
вторяется сумма 1 доллар и 87 центов – это все, что удалось скопить Делле за
долгие месяцы. Подсчитывая деньги, Делла вспоминает, как унизительно торго-
валась с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, - и плачет от досады. Что все ее
унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели).
Группа №2 «Исследователи сокровищ»
1.Что такое сокровище?
2.Какими сокровищами обладает семья Юнг?
3.Почему автор называет волосы Деллы сокровищем?
Они очень длинные, красивые, блестящие.
4.Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем? Докажите
текстом.
(В древности волосам действительно придавались магические свойства, они
олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали также вдохнове-
ние, обольщение. Можно сказать о длинных волосах русалок. Однако со време-
нем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных
мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты).
5.А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима? Почему?
7.Кто такие Соломон и царица Савская? Зачем автор в описание сокровищ
Деллы и Джима вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?
(Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были со-
кровищами прежде всего для них двоих, потому что в их восьмидолларовой
квартирке» да и у них самих не было ничего более ценного. Упоминание о царе
Соломоне, прославившемся не только своей мудростью, но и баснословным бо-
гатством ( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно просто-
му камню, а ливанский кедр равноценен сикоморе (хурме). К его двору каждый
день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, серн, а в конюшнях стояло 10 000
лошадей), и царице Савской, происходящей из далекой Аравийской земли Ии вла-
девшей несметными богатствами, только усиливает значимость волос и часов
для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя
Соломона и царицы Савской! Эти библейские герои сгорели бы от зависти, гля-
дя на единственные ценности американцев!)
Группа №3 «Исследователи людских душ»
1.Попробуйте представить улицы огромного города Нью-Йорка накануне Ро-
ждества. Опишите их . (Ярко освещенные улицы, нарядные елки, потоки лю-
дей, занятых предпраздничными хлопотами, слышат радостную, счастливую
музыку, звон бубенцов оленьей упряжки, на которой торжественно въезжает в
город добрый Санта-Клаус).
2.Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего
ждут от рождественской ночи?
(Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов, подар-
ков, озаренный огнями рождественских елок, наполненный звоном серебряных
колокольчиков, возвещающих рождение Божественного Младенца и обещающих
новое счастье, радость и свет, вечер, наполненный запахом хвои, ароматом
традиционной индейки и других кушаний, вечер щедрых Санта Клаусов и до-
брых сердец)
3.Итак, у всех приподнятое, праздничное настроение. Так ли чувствует
себя главная героиня новеллы Делла? Зачитайте строки из текста, соот-
ветствующие ее состоянию.
(Нет, у Деллы унылое настроение. Вместо праздничной суеты, сияющих свечей
рождественской елки и добродушного Санта - Клауса она видела за окном «се-
рую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора»).
4.Случайно ли автор трижды в определенном предложении повторяет опре-
деление «серый»?
5.Почему Делле все видится в серых красках? Что же удручает Деллу?
(У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский
подарок – это подвергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять не-
справедливости жизни.
6.Изменится ли настроение Деллы? Когда? Каким она будет видеть город и
что будет чувствовать ее душа?
(Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суе-
та, влилась радостная музыка: Дела видит и нарядные елки, и веселых Санта-
Клаусов, и сверкающие витрины с подарками).
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
Группа №4 «Исследователи даров»
1.Для чего же копила деньги Делла?
2.Что ей хотелось подарить мужу? Найдите в тексте предложение, кото-
рое
будет
ответом («Что-нибудь не совсем особенное, редкостное, драго-
ценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать
Джиму).
3.Что угадывается за этим горячим желанием?
(Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение ее достоинствами).
4.Какой же выход нашла Делла для достижения цели?
(Она решила продать волосы).
5.Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своими волосами?
(Да, это было не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий старый ко-
вер», но решение пришло почти мгновенно).
6.Жалеет ли она о своем поступке? Почему вы так думаете?
(Нет, получив деньги за волосы, Делла провела следующие два часа «на розовых
крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего
Джима).
7.Какой подарок приобретет Делла для Джима? (В одной из лавок она пошла
наконец то, что должно «принадлежать Джиму», - платиновую цепочку.)
8.Почему именно эту цепочку?
9.Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал?
(Джим, вероятно, думал, как подороже продать свое сокровище – золотые
часы. Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни»)
10. Какую реакцию у каждого из них вызывает полученный подарок? Какие
строчки текста нам скажут об этом?
(У Деллы при виде заветных гребней вырвался «крик восторга, …
сменившийся потоком слез и стонов…». А Джим просто улыбнулся).
Группа №5 «Исследователи литературного теста»
1.Опираясь на определение из словаря литературоведческих терминов
(стр.312), докажите, что этот рассказ можно назвать рождественским.
2.В чем особенность развития действия в этом произведении?
3.Исходя из определения на стр.262, объясните, почему жанр это произведе-
ния определяют как новелла?
4.Как вы считаете, какой момент рассказа можно назвать кульминацией?
5.Как вы считаете, как автор относится к своим героям? В чем это прояв-
ляется?
5. Какие средства художественной изобразительности использует автор?
(цвет, сравнения)
Группа №6 «Художники-исследователи»
Нарисуйте плакат (коллаж) к рассказу О.Генри «Дары волхвов», используя
Делла и Джим, сокровища (волосы и золотые часы), Рождество, подарки
(гребни и платиновая цепочка), любовь, мудрецы.
V.Выводы. Выявление идеи рассказа
-Какие выводы мы можем сделать?
а) Что является кульминацией рассказа? ( Это момент преподнесения подар-
ков друг другу).
-Обратимся к тексту рассказа на с.271 последний абзац : «Что больше – во-
семь долларов в неделю или миллион в год?» Математик или мудрец дадут вам
неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было
одного…». Именно в этот момент автор впервые вспоминает о волхвах. Как
вы думаете, почему?
-Тут же упоминается слово «мудрец». Какой смысл оно тут имеет?
-Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди
них не было одного?». Какого же дара не было у библейских волхвов? Чтобы
ответить на этот вопрос, обратимся к следующему заданию – работая в
парах, вам необходимо разгадать кроссворд и составить ключевое слово, слу-
жащее ответом на вопрос «Чего же одного не было у волхвов?».
-Совершенно верно, не было у волхвов любви, самого драгоценного дара.
б)А теперь обратимся к последнему абзацу новеллы: в нем сосредоточена
основная мысль. В этом абзаце несколько раз упоминаются опорные слова
всего произведения. Попробуйте увидеть их. Какие слова встречаются чаще
всего?
(Волхвы, мудрец, дар, сокровище, Рождество).
- Вспомним вопросы
,
которые служили отправной точкой
нашего разговора
:
-
Почему автор, рассказывая рождественскую историю двух молодых амери-
канцев, вспоминал о волхвах? ( они дарили подарки)
- Почему он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего
рассказа?
- Почему из всех, кто "подносит и принимает дары, истинно мудры лишь
подобные им"?
- Почему они и есть волхвы?
- Что же важно для автора?
(Мудрость дара, в которой состоит мудрость сердца).
- Что же автор хочет нам сказать этой историей?
( Муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бес-
хитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими со-
кровищами. Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все,
чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом,
а сердцем, полным любви и поэзии)
VI.Итоги урока:
-Понравился ли рассказ?
-Какие чувства он вызвал? О чем заставил задуматься?
-Мне кажется, что сегодня у нас с вами состоялся очень искренний, се-
рьезный и содержательный разговор о настоящей любви, о дарах, делающих
человека счастливым. И я надеюсь, что вы поняли, что секрет нашего сча-
стья заключается в любви.
VII. Рефлексия
- Урок подходит к концу. Достигли ли мы целей, поставленных в начале
урока?
-При помощи одного-двух предложений
оцените свою работу на уроке?
Оценивание ребят.
-Каково Ваше настроение? Покажите смайлик Вашего настроения в конце
урока.
В память о нашем уроке мне бы хотелось, чтобы у вас остался подарок.
Итак, внимание, пригласим Дашу, она готова поделиться опытом в созда-
нии подарка, делать его будем своими руками.
VIII.Домашнее задание:
1.Дать развернутый ответ на вопрос «О чем меня заставил задуматься прочитан-
ный рассказ?» или нарисовать рисунок к прочитанному рассказу «Дары вол-
хвов».
2. Прочитать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих»; просмотреть (по возмож-
ности) художественный фильм по рассказу.