Напоминание

Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников


Автор: Глотова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№83
Населённый пункт: город Таганрог Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Организация совместной работы педагога с родителями

воспитанников»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. А это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. ФГОС ориентирует нас на то,что родители –это непосредственные участники образовательного процесса (П3.2.5 5) вовлеченные в образовательный процесс посредством образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Цель:
Повысить уровеньпрофессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задача
: Вовлечение в образовательный процесс посредством образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей. Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада. Как же нам, воспитателям взаимодействовать с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях внедрения ФГОС?
Принципы
взаимодействия ДОУ с родителями: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. 2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Важная
форма
взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование
активных и интерактивных форм.
К активным относятся традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников, цель которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формыработы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. 1. Коллективные формы работы с родителями:
-Родительские собрания (форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания). - "Круглые столы"(традиционные встречи "за круглым столом" родителей, воспитателей, психолога, логопеда, учителей начальных классов) - Субботники по уборке территории, посадке деревьев и кустарников, ремонту игрового оборудования на участке детского сада - Присутствие родителей на открытых занятиях - Экскурсии 2. Индивидуальные формы работы с родителями: - Педагогические беседы (обмен мнениями, получение новых знаний по вопросам обучения и воспитания детей. - Тематические консультации (обсуждение трудностей воспитания с участием специалистов) 3. Наглядно-информационные формы работы с родителями: - Папки-передвижки - Стенды - Записи на магнитофон бесед с детьми - Видеофрагменты организации различных видов деятельности - Фотовыставки - Выставки детских работ Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей: 1. Информационно-аналитические: проведение социологических опросов, анкетирование, "телефон доверия"(цель: выявление интересов, потребностей родителей, уровня их педагогической грамотности) 2. Досуговые формы работы: - Совместные досуги, праздники - Участие в выставках, конкурсах семейного творчества (цель: установление эмоционального контакта)
3. Познавательные формы: - Устный журнал, Семейная гостиная - Семинары-практикумы (формирование практических навыков воспитания) 4. Наглядно-информационные формы: - Выпуск газет - Информационные проспекты - Организация дней открытых дверей. Интерактивные методы самая современная система обучения. Интерактивные методы и приемы приводят к самостоятельному и индивидуальному развитию, направляя их к пониманию и оценке своих возможностей и ценностей. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Цели интерактивного метода обучения: 1.Создание среды 2.Обучение через действия 3.Связь с жизнью 4.Формирование самостоятельности и индивидуальности 1. Создание среды: - Создавать условия, в котором родитель ощущает успешность своих действий; - Создавать условия для открытого и свободного творческого общения между родителями; - Предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать родителей. 2. Обучение через действие: - Стимулировать родителей к активным действиям; - Организация процесса активного усвоения знаний посредством интерактивных приемов. 3. Связь с жизнью: - Основывать обучение на практических действиях, рассматривать темы собраний как способы решения жизненных проблем; - Каждое собрание есть установление связей с миром, с реальной жизнью. 4. Формирование самостоятельности и индивидуальности - Конструирование собственного мнения, самостоятельное решение проблемы через размышление, рефлексию;
- Предоставление возможности для самостоятельного конструирования нового; - Формирование навыков критического и аналитического мышления. Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Интерактивные методы применяются при организации следующей работы с родителями: • организация родительских собраний • организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов Для решения задач воспитателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: • Интерактивная экскурсия • Использование кейс-технологий • Проведение видеоконференций • Круглый стол • Мозговой штурм • Дебаты • Фокус-группа • Деловые и ролевые игры • case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) • тренинги. Взаимодействие с родителями можно разделить на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ. Педагогическое просвещение родителей служит для повышения педагогической грамотности родителей. Оно включает в себя: Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, web-страница Включение родителей в деятельность ДОУ служит для создания условий включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ Это- соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия.


В раздел образования