Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников
Автор: Глотова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с№83 Населённый пункт: город Таганрог Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников Раздел: дошкольное образование
«Организация совместной работы педагога с родителями
воспитанников»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный
подход в работе с семьей. А это требует от педагогов определенных усилий.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои
психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой
жизненный опыт и собственное видение проблем.
ФГОС ориентирует нас на то,что родители –это непосредственные участники
образовательного процесса (П3.2.5 5) вовлеченные в образовательный
процесс посредством образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семей.
Цель: Повысить уровеньпрофессионального мастерства педагогов ДОУ в
вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задача : Вовлечение в образовательный процесс посредством
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Родители – первые помощники и активные участники педагогического
процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада.
Как же нам, воспитателям взаимодействовать с родителями (законными
представителями) воспитанников в условиях внедрения ФГОС?
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое
умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать,
как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических
знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в
сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности
коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее
желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество,
а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная
деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает
отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует
развитию отношений между семьями воспитанников
Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения
и семьи – использование активных и интерактивных форм.
К активным относятся традиционные и нетрадиционные формы
взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников, цель которых -
обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формыработы с родителями: коллективные, индивидуальные,
наглядно-информационные.
1. Коллективные формы работы с родителями:
-Родительские собрания (форма организованного ознакомления с задачами,
содержанием и методами воспитания).
- "Круглые столы"(традиционные встречи "за круглым столом" родителей,
воспитателей, психолога, логопеда, учителей начальных классов)
- Субботники по уборке территории, посадке деревьев и кустарников,
ремонту игрового оборудования на участке детского сада
- Присутствие родителей на открытых занятиях
- Экскурсии
2. Индивидуальные формы работы с родителями:
- Педагогические беседы (обмен мнениями, получение новых знаний по
вопросам обучения и воспитания детей.
- Тематические консультации (обсуждение трудностей воспитания с
участием специалистов)
3. Наглядно-информационные формы работы с родителями:
- Папки-передвижки
- Стенды
- Записи на магнитофон бесед с детьми
- Видеофрагменты организации различных видов деятельности
- Фотовыставки
- Выставки детских работ
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
1. Информационно-аналитические: проведение социологических опросов,
анкетирование, "телефон доверия"(цель: выявление интересов, потребностей
родителей, уровня их педагогической грамотности)
2. Досуговые формы работы:
- Совместные досуги, праздники
- Участие в выставках, конкурсах семейного творчества (цель: установление
эмоционального контакта)
3. Познавательные формы:
- Устный журнал, Семейная гостиная
- Семинары-практикумы (формирование практических навыков воспитания)
4. Наглядно-информационные формы:
- Выпуск газет
- Информационные проспекты
- Организация дней открытых дверей.
Интерактивные методы самая современная система обучения. Интерактивные
методы и приемы приводят к самостоятельному и индивидуальному
развитию, направляя их к пониманию и оценке своих возможностей и
ценностей.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» —
«взаимный», «act» — «действовать»).
Цели интерактивного метода обучения:
1.Создание среды
2.Обучение через действия
3.Связь с жизнью
4.Формирование самостоятельности и индивидуальности
1. Создание среды:
-
Создавать
условия,
в
котором
родитель
ощущает
успешность
своих
действий;
- Создавать условия для открытого и свободного творческого общения
между родителями;
- Предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и
стимулировать родителей.
2. Обучение через действие:
- Стимулировать родителей к активным действиям;
-
Организация
процесса
активного
усвоения
знаний
посредством
интерактивных приемов.
3. Связь с жизнью:
- Основывать обучение на практических действиях, рассматривать темы
собраний как способы решения жизненных проблем;
- Каждое собрание есть установление связей с миром, с реальной жизнью.
4. Формирование самостоятельности и индивидуальности
-
Конструирование
собственного
мнения,
самостоятельное
решение
проблемы через размышление, рефлексию;
- Предоставление возможности для самостоятельного конструирования
нового;
- Формирование навыков критического и аналитического мышления.
Интерактивная
методика
основывается
на
обучении
действием
и
посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он
делает своими руками.
Интерактивные методы применяются при организации следующей работы с
родителями:
• организация родительских собраний
• организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов
Для решения задач воспитателем могут быть использованы следующие
интерактивные формы:
• Интерактивная экскурсия
• Использование кейс-технологий
• Проведение видеоконференций
• Круглый стол
• Мозговой штурм
• Дебаты
• Фокус-группа
• Деловые и ролевые игры
• case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
• тренинги.
Взаимодействие с родителями можно разделить на два блока:
педагогическое просвещение родителей и включение родителей в
деятельность ДОУ.
Педагогическое просвещение родителей служит для повышения
педагогической грамотности родителей. Оно включает в себя: Лекции,
семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих
групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная
агитация, web-страница
Включение родителей в деятельность ДОУ служит для создания условий
включения родителей в планирование, организацию и контроль за
деятельностью ДОУ Это- соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы,
викторины, совместные мероприятия.