Напоминание

"Игрушки"


Автор: Силкова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Каширского муниципального района Детский сад № 13"
Населённый пункт: город Кашира,Московская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Игрушки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение «Каширского муниципального района детский сад №13.» Проект средней группы №8. Тема проекта: Игрушки. Составила: воспитатель Силкова О.Н.

Проект «Игрушки»
Информационная карта проекта: Тип проекта: творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) . Возраст детей: от 4 до 5 лет Цель проекта: Расширить представление детей об игрушках, познакомить с их историей и способами изготовления. Активизировать имеющиеся знания и умения детей. Формировать игровую деятельность. Задачи проекта: Для детей: 1. Познакомить детей с историей появления игрушек. 2. Расширить представление детей о народных игрушках. 3. Формировать интерес к слушанию детских художественных произведений, развивать выразительность речи. 4. Формировать бережное и заботливое отношение к игрушкам, мотивацию к самостоятельному их изготовлению. 5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться, развивать коммуникативные навыки. Для педагогов: 1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности. 2. Составление картотеки стихотворений об игрушках. 3. Пополнение центра детских книг альбомами иллюстраций с изображением народных игрушек, сборниками рассказов и сказок. Для родителей: 1. Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте. 2. Донести информацию о правильном подборе игрушек.
Актуальность: Игрушка – предмет, несущий в себе знаково– символическую функцию. Во все времена и у всех народов она выступала более или менее точным аналогом реальных предметов – инструментом, оружия, посуды и т. п. Игрушки – копии предметов, существующих в быту взрослых. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игра – это не только развлечение. Для ребенка это важнейшая часть жизни, а его игрушки – самая значимая составляющая окружающего мира. Играя, он учится действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с миром. А какими будут эти отношения – это зависит от взрослых. Именно взрослые выбирают игрушки. Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап - Изучение и подбор материала, постановка целей и задач - Разработка плана реализации проекта; - Подбор дидактических игр, детской литературы иллюстраций по данной теме - Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта 2. Основной этап - Беседы на темы: «Когда появилась первая игрушка?», «История появления куклы», «Дымковская игрушка». - Консультация для родителей: «Из чего сделаны игрушки?». - Выставка книг по теме : «Игрушки». - Проведение д/ игр: «Какой игрушки не стало», «Возьми игрушку на прогулку», «Найди по описанию», «Чего не хватает», «Наряди куклу», «Чудесный мешочек». - Рассматривание иллюстраций, картин, открыток с изображением игрушек. - НОД по лепке «Пирамидка». - НОД по безопасности «Огонь - не игрушка». - НОД по рисованию «В гости к народной игрушке» - НОД по ознакомлению с окружающим миром «Игрушки». - Заучивание стихотворений о игрушках Е. Благининой, А. Барто, С. Маршака. - Разучивание физминуток. - Загадки об игрушках.
- Проведение С/ р. игры «Купание кукол», «Магазин игрушек», «Куклы на прогулке», «Одень куклу на улицу». - Чтение художественной литературы «сказка Волшебная игрушка». - «Выбираем игрушку для детей» (консультация для родителей) . 3. Заключительный этап Оформление отчетной документации: Проекта «Игрушки»,

Беседа: Когда появилась первая игрушка?


Отвечая на этот вопрос, думаю, придется окунуться в очень и очень далекие времена, когда на Земле еще обитали первобытные люди. В те времена вместе с человеком и зародились самые первые игрушки. Тогда эти предметы носили исключительно р е л и г и о з н ы й и х у д о ж е с т в е н н ы й с м ы с л . С о от в ет с т в е н н о и з гот а вл и в а л и с ь о н и п о возможности из долговечных материалов, таких как камень, глина, а позднее и металл. На территории
Сибири
были найдены фигурки животных: мамонта, носорога, медведя, верблюда, птиц. Все они были выполнены из мягкого камня задолго до нашей эры. Кроме этого, изделия из мягкого камня и бивня мамонта были найдены также в
Москве
и в других регионах.
На Украине
были найдены фигурки человека и коня, выполненные из глины и датируемые 4-3 тысячелетием до нашей эры. Н а т е р р и т о р и и
Новгорода
археологи обнаружили большое количество поделок из дерева. Ранние игрушки
Древнего

Египта
датируются серединой III тысячелетия до нашей эры и, вероятно, имели в основном религиозное значение. Это деревянные фигурки коров, тигров, крокодилов. Впервые встречаются игрушки с несложным проволочным механизмом движения. Большое количество кукол было найдено на территории
Древней

Греции и Рима
. Эти куклы также носили культовый характер. Но были и детские куклы. Делались они из глины, дерева и часто имели подвижные руки и ноги, за счет того, что прикреплялись к телу с помощью ниток и палочек. Более тщательно и из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали уже куклы-марионетки. Вообще в древней Греции получило огромное развитие использование механических кукол (по свидетельству современников существовали даже целые механические театры со сложным действием). В средние века производством игрушек занимались исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юра к северо-востоку от Лиона и примитивные ремесленники старого Нюрнберга.
В Париже производили совсем немного: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюрнберга.
В XVI веке
возникло ремесло по изготовлению кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, поскольку эти игрушки были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими. Дешевые детские игрушки появились во Франции
в конце XVI века
, но производство их было кустарным. И только в
XIX веке
образовывается «Синдикат французских фабрикантов игрушек». С этого времени начинает развиваться индустрия новой отрасли промышленности. История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся
в

Германии
, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома с полной обстановкой, посудой и домашней утварью. Это были очень дорогие игрушки, и даже те, кто мог позволить себе купить их, разрешали детям только любоваться ими. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать
тесто
, приготовленное из дешевой ржаной муки (впервые игрушки становятся по настоящему мягкими). Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из
папье-маше
- смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства. Из всех видов игрушек,
мягкая

игрушка
– самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились
в XIX веке
. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. И стали возникать многочисленные фабрики мягкой игрушки. Вот такой не простой путь эволюции проделала игрушка, прежде чем стать настолько популярной в наши дни.

История куклы
(беседа с детьми) Кукла имеет свою историю… Итак, самый знаменитый русский царь – Петр 1 – имел столько игрушек, что можно позавидовать. Игрушки были серьезные и забавные. Каждая была полна сюрпризов и неожиданностей. На первый день рождения Петр получил замечательного коня на колесиках, вырезанного из липы. Седло обшито войлоком и красным сафьяном, уздечка сделана из серебра, а нагрудник украшен изумрудами. Но больше всего мальчик любил военные игрушки. Времена были трудные, Россия постоянно с кем-то воевала, поэтому царевича приучали к ратному делу. Ему специально заказывали игрушечное оружие и он «воевал» с другими мальчишками. Благодаря этому, став взрослым, Петр и его друзья детства одерживали немало крупных побед. Вот такая это серьезная вещь – игрушка! Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами – художниками. Тогда они становятся произведением искусства. К примеру, кукла не сразу стала игрушкой. Первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, чтобы почувствовать себя спокойнее и уютнее. Это и были самые первые куклы. Сначала они облегчали жизнь первым людям. Потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. Затем стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. У многих древних народов существовал ужасный обычай: приносить в жертву богу женщину. Но однажды кто-то предложил вместо живой женщины приносить в жертву куклу. Взяли березовое полено, обрядили в
цветастый платочек, сарафан – чем не девушка. Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу назвали
каллодией
. Потом появились другие куклы –
чучела
, которые приносили в жертвы разным богам. Каждая имела свое имя: Морена, Купала, Русалка, Ярило, Горгон. Обряды жертвоприношения превратились в праздники. Некоторые из этих древних праздников сохранились до сих пор, например: сжигают чучело зимы – Дуню-Масленицу, а после лакомятся блинами. Затем кукла стала применяться для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли
берегиня
или оберег. Такую куклу мать дарила дочери на свадьбу. А невесте дарили кукол, чтобы было побольше детей. Традиция приглашать кукол на свадьбу сохранилась до наших времен, сейчас молодожены куклой украшают машину. Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь и оберегали хозяев от напастей. Делали кукол не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все куклы были безликими. А вот у индейцев кукла- амулет имела глаза: чтобы присматривать за своим хозяином. В африканских племенах кукол дарили детям на третьем году жизни. Девочкам дарили кукол с украшениями, чтобы хозяйка была красивой, мальчикам – кукол с копьем, чтобы придать хозяину силы и отваги. У японцев такой обычай. Куклу, на которую переносились все болезни и беды владельца, сажали в бумажный кораблик. Тот намокал, и кукла тонула, а с ней и все невзгоды. Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли и передавали по наследству. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Кукольники-виртуозы разработали сразу несколько их видов.
Первых подвижных кукол прозвали
«скелетки»
. Фигурки у них были тонкие, собранные из лучинок, а ручки и ножки сделаны на шарнирах. Кукол с подвижными глазками, часто моргавших, называли
«моргалками».
Красивую куклу с головкой из папье-маше и изящной фигуркой с тонкой талией так и прозвали
«талия».
Куклу-погремушку в чепчике и бархатных пеленках, перевязанную золотистой лентой, назвали
«пеленашка».
Пупсика в крестильной рубашке окрестили
«дитяшка»
, мальчика в матросском костюмчике звали
«матросик»
, а длинноногого мужичка в поддевке и плисовых штанах –
«кучерок»
. Были еще и игрушки-забавы: они высовывали язык, кувыркались и пищали. Самыми красивыми и дорогими по цене были «этнографические» куклы с фарфоровыми головками. Они появились в конце 19 века, а в 50-е гг. 20 столетия – забавные целлулоидные пупсы и уточки для купания малышей. В это время рождается «резиновая Зина» - куклы из резины, точно копирующие ребятишек тех времен. В игрушечном производстве в послевоенное время появляются новые технологии и образцы. Разные художники создают свои образы кукол. Во времена «перестройки» все вокруг менялось, но только куклы оставались прежними. А тем временем в магазины хлынули игрушечные иноземцы: новые, яркие, необычные. Самой удивительной стала кукла – девушка с точеной фигуркой фотомодели и роскошными, «совсем настоящими» волосами – улыбающаяся красавица по имени Барби. Скоро заграничные куклы вытеснили наших малышек из больших магазинов. Тогда кукольные художники в Сергиевом Посаде разработали куклу Веронику типа Барби. Разнообразен и материал, из которого изготавливают кукол. Считается, что куклы из фарфора удивительно похожи на людей. Они коллекционные. Самая первая коллекционная кукла «родилась» в 1672 г. В Англии. Куклы из слоновой кости также коллекционные, поскольку изготовлялись из дорогого
материала и требующего большого искусства. В середине 18 века в Европе использовали воск для создания религиозных фигурок. А в 19 – кукольникам пришло в голову использовать этот пластичный материал для изготовления кукол. Для этого воск, смешанный с различными добавками (жир, скипидар), заливали в форму и остужали. Восковым куклам вставляли глаза из стеклянных бусинок и прикрепляли настоящие или мохеровые волосы. Но воск был очень дорогим, поэтому кукол, отлитых из воска, получили дети богачей. Чтобы сделать куклы дешевле, кукольники стали покрывать воском кукол из папье-маше. Некоторые куклы до сих пор хранятся в частных коллекциях. И музеях, как, например, знаменитая «Плачущая кукла». Она представляет собой девушку в чепчике и длинном белом платье, которая самозабвенно рыдает, широко открыв рот. Во второй половине 19 века маленькие нарядные куколки из воска служили украшением для рождественских елок, но был только один минус – они могли расплавиться от горящих свечей. Затем из воска начали изготавливать «портретных кукол». Воск используется для этой цели до сегодняшнего времени. Из него делают «копии» знаменитых людей и помещают в музее восковых фигур. Матерчатые куклы – одни из самых старых и любимых в мире. Они появились еще тогда, когда не было игрушечной промышленности. Таких кукол люди делали для своих детишек, они совсем легкие и не занимают много места. В 20 веке самым популярным материалом для изготовления кукол стал стойкий и недорогой пластик, а также более мягкий винил. В настоящее время кукол-знаменитостей взялась изображать кукла Барби. Не даром ее копия помещена в одном из музеев восковых фигур. А этого удостаивались лишь самые выдающиеся из людей.

Консультация для родителей
Из чего сделаны игрушки? Разберемся прежде всего в материале, из которого чаще всего изготавливаются детские игрушки. Например,
пластмассы
– это полиэтилены, полипропилены, поролон. Здесь нужно быть аккуратным и знать, что в составе материала не должно быть вредных веществ – фенола, формальдегида, дибутилфталата, толуола, ксилола, метилового спирта. Известны вредные воздействия, которые могут оказать данные элементы на печень и почки, нервную и гормональную систему ребенка.
Резиновые игрушки
производят из натурального каучука, силиконовой резины. В состав красок, не должны входить соединения тяжелых металлов.
Меховые игрушки
производят из искусственного, натурального меха, либо ворсовых тканей, набивают ватой, поролоном, пластмассовыми шариками. Минус этих изделий – их трудно чистить. Из стали и цветных металлов изготавливают
металлические игрушки
.
Игрушки из дерева
, пожалуй, самые экологически чистые. Ведь дерево – натуральный материал. Их характеризует длительный срок службы. Единственны минус – их стоимость гораздо выше игрушек из пластмасс. Стоит также позаботиться о том, чтобы покупать игрушки в соответствии с возрастом ребенка. Следует
ограничить детей до 3 лет
от игрушек из плюша. Они могут вырывать мелкие волоски, потянув материал в рот, вызвав тем самым удушье. Даже мелкие детали крупной игрушки не стоит недооценивать, такие как глаза и нос из пластика, которые держатся на классическом клее. Ребенок может легко оторвать их и проглотить. Нужно быть бдительными ко всем известным «сюрпризам» из шоколадных яиц. Эти игрушки очень мелкие. Важно соблюдать рекомендации по возрасту, для которого предназначена игрушка, указанному на этикетке. Это важно не только из целей безопасности, но и воспитательных функций.
Для грудных детей
игрушки должны быть яркими, чтобы ребенку было
интересно их схватить,
от 1 до 3-4 лет
– более сложными и разнообразными, для развития координации движения (мячи, каталки, кубики).
От 4 до 6 лет
– это игрушки образные – куклы, предметы быта, музыкальные игрушки, животные.
Для детей младших классов
– настольные игры, картинки, конструкторы. Перечислим основные причины, по которым стоит отказаться от покупки той или иной игрушки. Итак,
при отсутствии информации о товаре
на русском языке, информации о производителе, сертификате соответствия, необходимо понимать, что данные игрушки могут не соответствовать санитарным нормам. Если по каким-то органолептическим показателям кажется, что игрушка не качественная – сходит краска, имеется сильный запах химии, лучше пройти мимо. Но если вдруг, приобретя игрушку, заметив дома ее несоответствие качеству, необходимо обратится к продавцу. В спорных вопросах у потребителя есть право сдать игрушку на экспертизу в отдел торгово-промышленной палаты, адрес и телефон которой можно узнать в любом торговом предприятии.

Художественно –эстетическое развитие (Рисование)

"В гости к народной игрушке"

Роспись барыни дымковским узором

Программное содержание:
продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам игрушки, используя разные элементы дымковской росписи. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Продолжать совершенствовать технику выполнения узора, развивать графические навыки детей. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Оборудование
: картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, на переднем плане - березка в зимнем наряде); дымковские игрушки: индюк, водоноска, барыня и др.. Для каждого ребенка: игрушка барыня, вырезанная из бумаги, гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа :
рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; рассматривание альбома Дымковские игрушки, рисование элементов дымковского узора.
Методические приемы
: чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки. - Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы угадали их? - Да, это дымковские игрушки. - Почему вы так думаете? - Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их
делают в деревне Дымково. - Правильно. Сейчас я вам немого расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки. (Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек). Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы, простой узор, Но отвести не в силах взор! О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. (Показ игрушки водоноски). Эта игрушка называется Водоноска. За студеною водицей Водоноска-молодица Как лебедушка плывет, Ведра красные несет На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша Эта девица-краса: Тугая черная коса, Щечки алые горят, Удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво. Водоноска так красива, Как лебедушка плывет, Песню тихую поет. Далее исполняются частушки дымковских барынь: 1. Наши руки крендельком, Щеки - будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. 2. Дымковские барыни Всех на свете краше, А гусары баловни - Кавалеры наши. 3. Мы игрушки расписные - Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские. 4. С лентами, да с бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами,
Проплываем павами. 5. Мы игрушки знатные, Складные, да ладные. Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся. - Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? - Да! - Сегодня мы попробуем себя в роли народных мастеров. Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек? - Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый. - Какие элементы входят в дымковский узор? Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Обратите внимание, ребята, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковскую барыню. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою барыню по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою барыню. (Дать детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку. Подведение итогов.
Художественно –эстетическое развитие (Лепка)


«Пирамидки»

Цель:
Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы медвежонка, зайчонка, котёнка (по выбору). Показать приёмы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому). Развивать чувство цвета, формы и величины. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке. Воспитывать уверенность.
Материал и оборудование:
иллюстрации, картинки игрушечных животных и игрушечные пирамидки, пластилин, стек, дощечки, бумажные салфетки, трубочки для коктейля или зубочистки.
Предварительная работа
: рассматривание игрушечных пирамидок и дидактические игры-упражнения с цветными колечками разной величины (задания: собрать пирамидку по образцу, сложить колечки от самого большого к самому маленькому и наоборот).
Дидактическое упражнение:
назовите цвета в пирамидках по порядку: снизу вверх (сверху вниз). Посмотрите: эту пирамидку уже сложили, все колечки на месте. Расскажите, как их складывали: например, сначала фиолетовое колечко, потом оранжевое... На какой пирамидке не хватает фиолетового колечка? А где не хватает колечка оранжевого? Сравните все пирамидки. Соберите все колечки по цветовому шифру (образцу).
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Любит наряжаться свечка В разноцветные колечки. Надевай скорее, ну же: Снизу - шире, сверху - уже. Ответы детей: пирамидка Воспитатель показывает детям пирамидку-игрушку и при этом читает стихотворение И. Долматовой
:
Из кружочков разноцветных Пирамидку соберу, А потом сниму верхушку И рассыплю по ковру. Соберу опять и снова Раскатаю все кружки! Я - не то, что братец Вова, Не страдаю от тоски... Проводятся дидактические упражнения. Воспитатель задает вопросы, а дети хором или по отдельности отвечают на них: - назвать цвета по порядку: сначала снизу вверх, а потом в обратном порядке - сверху вниз; - какого цвета самое большое колечко? - какого цвета самое маленькое? - есть ли колечки, одинаковые по величине? - есть ли колечки, одинаковые по цвету? - почему верхушка пирамиды так называется? (Находится сверху.) - какую форму она имеет? Воспитатель проводит физминутку: Вот мы руки развели, Словно удивились.
И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть игрушку пирамидку и определить, каким способом ее лучше слепить. Дети размышляют, как это лучше сделать, высказывают свои догадки и творческие решения. Воспитатель выслушивает детей и уточняет ответы. Сначала отщипываем или отрезаем стекой пять кусочков пластилина разного цвета. При этом стараемся, чтобы кусочки пластилина были разной величины. Сравниваем их по размеру и выкладываем в ряд от самого большого к самому маленькому. Берём самый большой кусочек, раскатываем в шар и сплющиваем, чтобы получился диск («лепёшка»), кладём на подставку - это основание вашей пирамидки (самое нижнее кольцо), втыкаем в него трубочку для коктейля (зубочистку), чтобы было похоже на стержень настоящей пирамидки. Затем берём следующий по размеру кусочек пластилина и делаем ещё один диск, нанизываем его на стержень поверх самого большого - это второе кольцо пирамидки и так продолжаем лепить, остальные кусочки и укладывать диски. У нас получилась пирамидка, как настоящая. А верхушку сделаем в виде игрушечной головы с ушами - зайчонка, медвежонка или котёнка. ( на основе одной и той же формы - шара - можно создать разные головы игрушечных животных.) Воспитатель, прежде чем вы начнете лепить, сделаем разминку для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять Будем пальцы разминать. Мы сжимаем - разжимаем Быстро пальцы разминаем. После разминки дети начинают лепить свои пирамидки. Воспитатель напоминаете детям о планировании работы: выкладывании пластилиновых комочков в ряд по размеру - от самого большого к самому маленькому. Когда пирамидки готовы приступаем к оформлению верхушек пирамид – ушки, глазки и носиков животных. В конце занятия воспитатель обязательно хвалит всех ребят за проделанную ими работу, и выставляются пирамидки на подставку для демонстрации. Проводится, вместе с детьми, анализ игрушек – пирамидок. «Какая самая высокая пирамидка? Самая широкая? Самая большая? Самая весёлая? Самая ушастая?..»
Социально- коммуникативное развитие (Безопасность). Тема: «Огонь – не игрушка».
Программное содержание:
Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности. Закреплять знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности, правилах поведения при возгорании и задымлении. Воспитывать уважение к труду пожарных.
Ход занятия
Я могу защитить. Я могу осветить. Я могу накормить. И согреть я могу. Я - помощник вам, друг, безотказный слуга, Но не злите меня понапрасну. Ведь тогда превращаюсь я в злого врага С беспощадною силой ужасной. - Вы догадались уже, кто же будет нашим гостем? Это огонь. Раздаётся стук в дверь. Из-за ширмы появляется кошка Мурка Мурка: Здравствуйте, ребятки. Дети: Здравствуй, кошка Мурка. Воспитатель: Мурка, ты чем так расстроена? Расскажи нам, а мы, если сможем тебе поможем. Мурка: Ребята, у меня случилась большая беда. Но давайте всё по порядку. Вы знаете, что у меня был красивый дом. Я его очень любила, приглашала гостей. В доме стояла большая печка и когда наступили холода, кот Василий решил её затопить, а дверь печки не закрыл. Искорка из печки попала на ковёр, и всё загорелось. Вот так мой дом сгорел. Воспитатель: Бедная наша Мурка. А где же ты сейчас живёшь?
Мурка: Мой кот Василий построил новый дом, да вот беда, боюсь я, что опять пожар будет. Поэтому я и пришла к вам, ребята, за помощью. Поможете мне? Дети: Конечно, кошка Мурка. Воспитатель: Дети, давайте поможем кошке Мурке и расскажем какие предметы огнеопасные и как с ними нужно обращаться. Дети: Давайте! Воспитатель: Ребята, пожары очень опасны. Что может произойти при пожаре? (Ответы детей) Воспитатель: А какие предметы могут привести к пожару? (Ответы детей) Воспитатель: Вот правило первое, которое нужно всем запомнить. Правило первое – касается каждого Правило это самое главное! И на улице и в комнате Вы о нём, ребята, помните: Спички не тронь, в спичках - огонь! Ребята, а вы знаете, отчего случаются пожары? Назовите причины пожаров? Игры со спичками или зажигалками. Оставленные включенными электроприборы. Не затушенные костры, окурки. Дидактическая игра «Слушай внимательно» Воспитатель задает вопросы, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья». - Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? - Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим! » - Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем? - Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички? - Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том. - Зря костров не разжигает и другим не разрешает? Воспитатель: Молодцы, ребятки. А вот вам и правило второе.
Сам не справишься с пожаром, Этот труд не для детей. Не теряя время даром, «01» звони скорей. Набирай умело, Чтоб не всё сгорело. Ребята, выложите номер пожарной службы и наклейте. А главное запомните этот номер. Когда в пожарную службу поступает звонок по номеру «01», спасатели спрашивают что случилось и где, по какому адресу. А в это время пожарные уже садятся в машину. Пожарные машины окрашены в цвет опасности в красный цвет и имеют звуковой сигнал сирену. Ну, и главное, конечно: Не играйте вы с огнём! Он и яркий, и потешный, Но опасность скрыта в нём. Он огонь! Он - друг ребят. Но когда же с ним шалят, Он становится врагом И сжигает все кругом!
Познавательное развитие( ознакомление с окружающим миром)
Тема: «Игрушки»

Цель
: создавать условия для формирования представление детей об игрушках.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающая: Познакомить детей с материалами, из которых сделаны игрушки. Учить использовать в речи обобщающее понятие « Игрушки». 2.Коррекционно-развивающая:
Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. Упражнять детей в составлении целого из частей (разрезные картинки). 3.Коррекционно-воспитательная: Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал:
разрезные картинки по теме «Игрушки», сундук, игрушки из различных материалов (кубики, матрёшка, машина, мяч ). Ход занятия: 1. Организационный момент. Ребята, давайте послушаем звуки, которые живут у нас в группе. Вы слышите, как звенят колокольчики. Откуда они раздаются (дети находят сундук, из которого раздаётся звук колокольчиков). - Ребята –это сундук не простой, а волшебный он умеет разговаривать но только очень тихо. Давайте послушаем. -Ребята, сундук говорит , что принёс нам игрушки. Но чтобы узнать какие, нужно разгадать загадки. 2. Изучение нового материала. Его, пинают, А он не плачет, Только ещё выше скачет. (мяч) Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке И всего одна игрушка. (матрешка) Эти чудо- кирпичи
Я в подарок получил. Что сложу из них — сломаю, Все с начала начинаю. (кубики) Есть кабинка, кузовок, Есть колёсики и шинки У игрушечной... (машина) - Как одним словом назвать все, что лежало в нашем волшебном сундучке? - Известно ли вам где они продаются? 3.Д/И «В какие игры можно играть с игрушками?» Подобрать действие к предмету: мяч – летит, прыгает, скачет, катится, падает; машина- катают, перевозят, едет; кубики- строят, перевозят; матрёшка- собрать всех матрёшек, построить дом для неё; 4.Ребята посмотрите в сундучке ещё одна игрушка. Как она называется? Физминутка «Неваляшка» Неваляшка, посмотри, Хоть куда её нагни Встанет снова прямо, Так она упряма. Давайте повторим все движения за неваляшкой. 5. Ребята скажите , наши игрушки из одинаковых материалов сделаны или из разных. (ответы детей) Д/И «Какой, какая, какое?».
Подобрать признак предмета. Мяч из резины – резиновый, машинка из железа – железная, матрёшка из дерева – деревянная, кубики из пластмассы- пластмассовые. 6. На столе у вас лежат картинки не простые, а разрезные. Если правильно соберёшь то узнаешь какая игрушка спряталась. (Разноуровневые задания картинки из 2-х и 4-х частей). Обыгрывание картинок .Д/И «Назови ласково». Ребёнок самостоятельно называет игрушку которую он собрал (хоровое и индивидуальное проговаривание). Заяц – зайчик, машина-машинка, мяч- мячик, матрешка — матрешечка. 7. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”. На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.) И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.) Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) Мы игрушки сосчитать. 8. Гимнастика для глаз. «Что изменилось?» Дети закрывают глаза, воспитатель меняет две игрушки местами или убирает оду игрушку. Дети, открывают глаза и говорят, что изменилось. (Повторить 3- раза) 9. Итог занятия.
- Как можно назвать машину, кубики и мяч одним словом? - Из каких материалов могут быть сделаны игрушки? - Что можно делать с игрушками? Из сундука снова раздаётся звон колокольчиков. -Ребята сундук приготовил вам в подарок вкусные угощения.




Беседа: «Дымковская игрушка.» Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы- модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила. Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку
лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Дидактические игры.

Магазин игрушек
Цель: обеспечить развитие умений описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию. Игровое правило: продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель. Игровые действия: считалочкой выбирают продавца. Дети садятся полукругом перед полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры: «Уважаемый, продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - НАШИ ИГРУШКИ

ЦЕЛЬ:
- Практика правильного произношения согласных (р, ш, ц, в, ж) интегрированные в словах и развития речи у малышей в детском саду. - Приобретение навыков правильно выразить свои мысли в простых и более сложных предложениях у детей средней группы детского сада.
ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Правильное произношение названия некоторых игрушек из группы. 2. Составление грамматически правильных сформулированных предложений. 3. Выполнение определенных игровых действий, специфических для конкретной игрушки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ:
Правильное произношение названия некоторых игрушек из группы, для развития речи.

ПРАВИЛА ИГРЫ:
На вопрос воспитательницы: "с какой игрушкой мы играем?", ребенок выбирает игрушку и называет ее. Все дети повторяют название игрушки и должны имитировать игровое действие с этой игрушкой.
ИГРОВЫЕ ЭЛИМЕНТЫ:
движение, имитация действия.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
игрушки из группы.
ХОД ИГРЫ:
Дети сидят в полукруге с разными игрушками перед ними. На вопрос воспитательницы: "с какой игрушкой мы играем?", названный ею ребенок выбирает игрушку и называет ее. Желательно, чтобы он отвечал через законченное предложение.
Пример:
"мы играем с автомобилем". Дети должны будут повторять название игрушки и должны имитировать езду игрушечного автомобиля, воспроизведя звуковые сигналы: «пи, пи, пип-пип ..."
ВАРИАНТЫ:
Воспитательница имитирует езду поезда и задает вопрос: "как вы думаете, с чем я играю?". После того, как дети будут признать и назвать транспортное средство, они должны будут стать в ряд друг за другом, образуя поезд и двигаться по комнате имитируя движение поезда и специфический гудок сирены: "у-у-у, у-у-у, у-у-у ...". Далее, можете выбрать все транспортные средства известные детям.
Игра «Чудесный мешочек».
– Сегодня утром почтальон принёс мне посылку, в которой лежал вот этот чудесный мешочек. Вы хотите узнать, что в нём? Педагог достаёт из мешочка все предметы: матрёшка, мяч, чашка, ложка, машина, кукла, пирамида. Дети называют все предметы.
И г р а «Что изменилось?».
(Дети закрывают глаза или отворачиваются, а педагог меняет большой предмет на маленький.) – Скажите, что изменилось на столе? – А можем мы его назвать по-прежнему?
– Или мы должны назвать его по-другому, ласково?
И г р а «Поймай маленький предмет»
(хлопни в ладоши, если услышишь название маленького предмета).– Машина, машинка, куколка, рыба, пирамидка, мяч, глазки, ручки, рот, мячик и т. д.
И г р а «Найди пару».
У каждого ребенка по одной картинке. З а д а н и е : рассмотреть картинку, назвать предмет на картинке. Встать парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рядом. – У вас похожие предметы? (Да.) – А чем они отличаются? (Размером и названием.) – Одинаково мы называем большие и маленькие предметы? (Нет.)
Дидактическая игра «Одень куклу Машу, одень куклу Сашу на

прогулку»
Для формирования у детей представление о человеке, частях тела; различения пола человека; знакомства с сезонными предметами одежды, последовательностью её надевания; сезонными явлениями природы с этой целью своими руками было сделано дидактическое панно «Одень куклу Машу, одень куклу Сашу на прогулку».
Описание.
На прямоугольном куске ткани изображены силуэты: кукол девочки и мальчика, дерева. Кроме этого нашиваются кармашки, на них есть условные обозначения и примерный набор предметов ( н-р, головные уборы- кепка, шапка, беретка, панамка; верхняя одежда- шуба, куртка, плащ, ветровка; обувь- валенки, туфли, сапожки и т.д.; аксессуары- бусы, часы, галстук, зонтик; изменения в природе- листья : красные, желтые, зеленые; полянки- с цветами, сугробы, лужи; осадки- дождь, снег). 1 вариант Взрослый предлагает ребенку помочь одеть кукол на прогулку: мальчика и девочку. В данной игре можно решить сразу несколько задач, познакомив ребенка: - с сезонными изменениями в природе; - с сезонной одеждой; - с одеждой, которая подходит мальчику или девочке; 2 вариант Использовать дидактическое панно «Одень куклу Машу, одень куклу Сашу на прогулку» в дидактической игре «Что изменилось?». Такая игра будет направлена не только на развитие речи, но и на развитие зрительной памяти.

Сюжетно ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Цели и задачи:
1.Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предметы по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах. 2.Воспитывать выносливость, уважения друг к другу. 3.Развивать память, мышление. 4.Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, в общественных местах.
Дидактический материал:
игрушки, рисунки.
Мы пришли в магазин за игрушками.
Цели: совершенствовать и расширять игровые умения детей на основе знаний; полученных при восприятии окружающего (посещение магазина ),способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, учить детей соблюдать правила игры;активизировать мыслительную деятельность , развивать творческую активность ,воображение , память ,воспитывать вежливость и тактичность в общении между продавцом и покупателем . Оборудование: игрушки ,колокольчик, прилавок, сцена, книга стихов А.Барто "Игрушки"
Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская. Цели: Формировать представление о культурно- гигиенических навыках, о предметах необходимых для водных процедур, упражнять в названиях предметов, одежды, белья; активизировать словарь по теме; дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах необходимых для купания, воспитывать их интерес к трудовым действиям взрослых. Предварительная работа: С. р. игра «Кукла Катя на прогулке» Планируемые результаты: принимает участие в игровой ситуации «Купание куклы», отвечает на вопросы, проявляет активность при выполнение простейших действий. Материалы и оборудование: кукла, ванночка, мыло, мыльница, мочалка, полотенце, лейка, ведерко, холодная, теплая и горячая вода, Содержание организованной деятельности детей.
1. Организованный момент. Дети сидят полукругом перед столиком, на котором находятся ванночка и кукольные принадлежности. 2. Основной этап. Купание куклы Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы будем купать нашу куклу Катю. Садитесь на стульчики, а ты Света принеси мне куколку. Вот она сидит, радуется, что сейчас ее будут купать. » Воспитатель ставит на стол ванночку с водой и говорит: «Сейчас мы разденем куколку. Вас мамы тоже раздевают перед купанием». Дети поочередно снимают с куклы одежду (платье, трусики, колготки и т. д.) «А куда мы ее положим? » - спрашивает воспитатель. - Повесим на спинку стула. Воспитатель: «Смотрите, куколка протягивает руки к воде, ей хочется купаться. » - Оля, где ее можно выкупать? (Ванночке) - Настя, какая нужна водичка? (Теплая) - Вова, принеси ведерко с водой. - Спасибо. Вова, какую ты водичку принес? (Теплую) - Кот принес мыло? - Коля, что ты принес? (Мыло) - Лера, принеси, пожалуйста мочалку. - Спасибо. Лера, что ты принесла? (Мочалку) - Лена, чем куколку будем вытирать? (Полотенцем) - Правильно - Все готово, Полина, помоги, пожалуйста куколке раздеться. - Полина, что ты сняла с куклы Кати. (платье, майку, трусики, носочки) - Молодец! - Зоя, начинай мыть куклу. - Куда надо посадить Катю? (В ванночку) - Зоя, что ты намыливаешь кукле? (Ручки, ножки) - А животик будем мыть? (Да) - Молодец! - Лена, намыль мылом голову Кати. - А, Зоя, польет на нее из лейки водичкой. Воспитатель читает стих. : «Хлюп-хлюп» С. Капутикян
Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай Катенька, Мыльной ручкой глазик, А водичка булькает, А водичка пенится, Катенька помоется, Оденется, причешется. - Лена, полей еще раз на куколку водичкой. - Вот, какая Катя, чистая. - Оля, вытри Катю полотенцем. - Катя теперь чистая Воспитатель: «Сейчас оденем на нее чистую рубашечку. Оля завернет куколку в простынку. А что же дальше будем делать? Теплого чаю выпить дадим и положим в постель. » Дети вместе с воспитателем укладывают Катю в кровать и поют ей колыбельную песенку: Баю-баю, баиньки, В городе — заиньки. Зайки травку едят, Кате спатеньки велят. Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает детям убрать предметы на место. Затем благодарит за занятие. «Куклы на прогулке» Цель: формировать игровые действия, объединяя их единым сюжетом, умение переносить знакомые действия с куклами в новые игровые ситуации. Развивать у детей интерес к играм с куклами, строительным материалом, умение использовать навыки при сооружении построек, воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: Куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик, строительный материал, коляски, машина.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картины «Мы играем», кукольной одежды, сооружение построек, горок, лесенок, беседа на тему: «Как мы играем на прогулке» Ход игры: В гости к детям приходит кукла Катя. Кукла сообщает, что она хочет погулять, чтобы не болеть, нужно больше гулять на свежем воздухе. Но кукла поясняет, что она не может одеваться сама, ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде, одевают куклу. На прогулке дети катают куклу на коляске, машине. Воспитатель предлагает построить дорожки, горку для куклы. Дети сооружают постройки, кукла гуляет по дорожкам, катается с горки.
Оденем куклу на прогулку.
Цель. Научить детей воссоздавать действия мамы, няни и воспитателя, которые собирают детей на прогулку. Закрепить навыки одеваться и раздеваться. Учить детей правильно называть одежду для разного сезона, подвести к пониманию общих понятий «одежда», «обувь». Оборудование. Кукла, одежда для летнего, зимнего, весенне-осеннего сезона, шкаф и сундук для одежды, стул. Картонные плоскостные куклы и одежда из плотной бумаги (для каждого ребёнка), которые сделали старшие дети. Шкаф - четырёхгранная картонная коробка с прорезами для одежды (одна для четырёх детей). Ход игры. Дети слышат, что кто-то стучит в дверь. Они открывают и видят куклу, которая просит взять ее на прогулку и показать площадку. Дети с радостью соглашаются, но куклу нужно одеть по сезону. Где же взять одежду? Кто-то из детей, наверное, догадается, что она в сундуке. С разрешения воспитателя дети поочерёдно вынимают одежду из сундука, называют каждую вещь, ее цвет, отбирают то, что необходимое кукле именно в настоящее время. Разрешите детям подержать вещи в руках, обменяться ими, выяснить, какие именно вещи одеть. То, что не нужно кукле, дети вешают в шкаф. Потом дети под руководством воспитателя в определенной последовательности одевают куклу на прогулку. Она благодарит их, выходит вместе с ними в раздевалку и наблюдает, правильно ли одеваются самые дети. На прогулке кукле можно показать площадку, пригласить к игре.

Загадки про игрушки
Вот упрямый человек! Не заставишь лечь вовек! Вам такой встречается? Он совсем не хочет спать, Положу – встает опять И стоит – качается. Как он называется? Неваляшка *** Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка И улетел под облака. Воздушный шар *** Глазки голубые, Кудри золотые, Губки розовые. Кукла *** Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Матрешка *** Твой хвостик Я в руке держал, Ты полетел — Я побежал. Воздушный шар *** Стукнешь о стенку — А я отскочу. Бросишь на землю — А я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу
Смирно лежать не хочу. Мяч *** Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Все сначала начинаю. Кубики *** Он стройный и красивый, У него густая грива. Жаль, нельзя на нем промчаться. Только можно покачаться. Конь-качалка *** Упадет — поскачет, Ударишь — не плачет. Мяч *** Будто в цирке, круг за кругом Мчатся кони друг за другом. А на них детишки мчатся, Очень трудно удержаться! Только страх свой дети прячут И смеются, а не плачут. Карусель *** По пустому животу Бьют меня невмоготу; Метко сыплют игроки Мне ногами тумаки. Футбольный мяч *** В него воздух надувают И ногой его пинают. Футбольный мяч *** Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. Мяч *** Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай! Зайка *** Он забавный и смешной Вместе скачет он со мной Ловко прыгает как зайчик Полосатый, круглый…… Мяч *** Кручусь, верчусь, И мне не лень Вертеться даже целый день. Юла *** Ростом мал, да удал, От меня ускакал. Хоть надут он всегда – С ним не скучно никогда. Мяч *** Он качалка и кровать, Хорошо на нем лежать. Он в саду или в лесу Покачает на весу. Гамак *** Лежу, забившись в уголок, Пока сидишь ты с книгою. Когда же кончится урок, И я с тобою прыгаю. Я разноцветен и упруг,
Хоть не живой, а все же друг! Мяч *** Пляшет крошка, А всего одна ножка. Юла *** Стукнешь о стенку – А я отскочу. Бросишь на землю – А я подскочу. Я из ладоней В ладони лечу – Смирно лежать Я никак не хочу! Мяч *** Вверх – вниз, Вверх – вниз, Кататься хочешь – На нас садись. Качели *** В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница. Матрешка *** Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного. И устрой ему берлогу. Плюшевый медведь *** Когда апрель берет свое, И ручейки бегут звеня, Я прыгаю через нее, А она – через меня.
Скакалка *** Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто-бы жучок, Захочет — вскачь пойдет немножко, Захочет — ляжет на бочок. Юла *** Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. Воздушный шар *** За хвост привязанный, За нами летает он под облаками. Воздушный змей *** Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заводите — Колесики начнут крутится. Поставьте и она помчится. Заводная машина *** Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке Сам я делаю… Игрушки *** На олене, на коне Хорошо кататься мне! Не по тундре, не по лугу – Еду я по чуду-кругу. Я скачу, я лечу, Я в восторге хохочу! Карусель

Стихи про игрушки.

Бумажный змей над крышей Кружит, кружит, летает: - Взлетел бы я и выше, Да Вова не пускает! И. Муравейко
Гости
Кукол в платья наряжали, Кукол в гости приглашали, Сладким чаем их поили И коврижками кормили. Ничего они не ели, Ничего они не пили… И зачем такие куклы Только в гости приходили? А. Ахундова Дали Маше погремушку, И гремит она над ушком. Маша не пугается, Маша улыбается. М. Дружинина Деревянные матрешки Деревянная матрешка Влезла с Машей на окошко. По карнизу ходит кошка И не может сосчитать: То стоит одна матрешка, То матрешек целых пять! Г. Лагздынь
Катин мяч
Ускакал от Кати мяч И пропал куда-то. Нет нигде его, хоть плачь, Скрылся, вот беда-то! За диваном, под столом, В печке, под кроватью И в углу за сундуком Мячик ищет Катя. Ищет, ищет – не найдет. А того не знает,
Что Барбос и серый кот В волейбол играют. Г. Ладонщиков
Колыбельная
Спи, моя хорошая, Баю-баю-бай! Куколка любимая, Глазки закрывай. Я тебя раздену, Застелю кровать. Завтра встанем вместе, Будем вновь играть. Ю. Гарей
Крокодил
Заводила, заводила Заводного крокодила. Заводиться то и дело Крокодилу надоело. Рассердился крокодил, Взял и ключик проглотил. А. Ахундова
Кукла
У куклы синие глаза, У куклы желтая коса И розовое платье. Для куклы Катя фартук шьет, А Надя варит ей компот. Я. Аким
Кукла синеглазка
Бабушка Танюше Куклу подарила: Глазки голубые И румянец милый. Светлая головка, Маленькие ножки, Платье кружевное, Красные сапожки… Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый, Он качал ей люльку Лапочкой мохнатой… Т. Днепровская
Лечу куклу
В белом халате Я у кровати. Мне не до сна: Кукла больна. Кашель у Лины, В горлышке хрип. Может, ангина? Может быть, грипп? Чаем с малиной Куклу пою. Вылечу Лину, Куклу мою. П. Образцов Матрешка на окошке Матрешка на окошке Под ярким сарафаном. А вся семья в матрешке, Как в доме деревянном. Открой – увидишь чудо: Матрешенька-детеныш. А там еще – Откуда? А там опять … Найденыш!.. … Поют матрешки в хоре. Живут, не зная горя, И дружно, и счастливо, И весело на диво! Для самой юной крошки Шьют платьице матрешки, Чтоб выйти вереницей И погулять с сестрицей. В. Приходько
Машина

Класс! Машину я веду На электрическом ходу. Батарейки, проводочки - Так и скачет через кочки. Рад машине несказанно, Не расстался с ней и в ванной. Кабы знать мне, что вода Очень вредная среда. От езды такой подводной Стала вдруг совсем негодной, И теперь обречена На ручной режим она. Е. Стеквашова
Мои игрушки
Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, С ними весело играть, Но не надо забывать: Игрушки – не люди, Но все понимают И очень не любят, Когда их ломают. Пусть игрушки дружат с нами, Обижать мы их не станем, Поиграем и потом Все на место уберем. З. Петрова
Мой конь
Не просите слезть меня С трехколесного коня. Даже руки мыть к обеду Я верхом на нем поеду. В. Азбукин
Мой конь
Я залез на коня И держусь руками. Посмотрите на меня, – Я поехал к маме. М. Клокова

Мяч
Мяч летает полосатый, Мяч гоняют медвежата. - Можно мне? – Спросила мышка. - Что ты! Ты еще малышка! Г. Сапгир
Мяч
Свой мяч, Свой новый мяч Ты от меня не прячь, Ведь я его не съем! Какой чудесный мяч – Не конь, А мчится вскачь, Один, А хватит всем. Э. Аманов
Мячик
Мячик прыгает цветной Во дворе передо мной. Этот мячик очень мил: Стекол он еще не бил. Г. Виеру Мячик сделан из резины. Об пол бью его рукой – Он взлетает, как пружина, Пляшет, точно заводной. Б. Лема
На дворе
Какие у Андрюшки Хорошие игрушки! Как много формочек, совков, Для песочных пирожков. Мы подошли – и тут Андрей Их спрятал в сеточку скорей: Не хочется Андрюшке
Другим давать игрушки. М. Моисеева
На прогулку
В сад сегодня выносить Мы не будем Машу: На морозе простудить Можно куклу нашу. С нами в сад пойдут гулять Плюшевые мишки. Им не надо надевать Шапки и штанишки. О. Кригер Неваляшку на подушку Я никак не уложу. Непослушная игрушка – Это точно я скажу. Б. Лемма
Некогда
У меня сегодня было Очень много важных дел. Утром зайку я кормила, Чтобы он не похудел. Дом из кубиков сложила И рассыпала опять, С этажерки притащила Книжку толстую читать. А теперь пойду к подружке, С ней не виделась полдня… Может быть мои игрушки Уберут и без меня!.. Б. Иовлев
Палка-скакалка
В пыли валялась палка. Ее мне стало жалко. Взял я палку, и она Превратилась в скакуна! В. Ланцетти Первая игрушка
У меня есть Погремушка – Настоящая старушка. Мне шесть лет, И ей шесть лет. Она старушка, А я – нет! Г. Глушнев Плещется в водичке дочка Маша, Плещется в водичке кукла Даша. Мама вытирает свою Машу, Маша вытирает свою Дашу. М. Дружинина
Погремушка
Веселее всех игрушка – Расписная погремушка. Дайте плаксе погремушку – Станет плакса хохотушкой. А. Ахундова
Помоги Андрюшке
Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Еж и лягушка. Сколько игрушек Расставил Андрюшка? В. Волина
Самый главный
- Кто в игрушках самый главный? - Я, солдатик оловянный. Я не плачу, не горюю. Днем и ночью марширую. А еще могу стрелять Из ружья и пушки, Если кто-нибудь ломать
Вздумает игрушки. А. Ахундова
Три копейки на покупки
Маму в магазин Провожает сын. Три копейки ей дает: - Вот! Купи мне самолет! А еще – Ружье, Лопатку, Танк, Лошадку, Шоколадку, Самосвал, Тетрадки, Краски, Маски, Сказки и салазки!.. Постарайся Не забыть! А на сдачу Можно даже И свистульку Мне купить! Ш. Галиев Шар воздушный, шар воздушный Вырывается из рук. Непослушный, непослушный – К потолку взлетает вдруг. Надо мне его поймать И за хвостик привязать. А. Ахундова Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки – Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели – нет игрушки, Сели и заплакали… А. Шибаев
Шарик синий я надую. Станет легкий он, как пух. В небо шарик отпущу я, Словно голубя из рук. Б. Лема Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без приказа светофора, Шла сама куда не зная, Шла машина заводная. В. Викторов
Юла
Завертелась юла, Заюлила и пошла Путешествовать по свету По натертому паркету, Но споткнулась на ковре – И конец игре. Г. Сапгир

Сказка Волшебная игрушка
Жила-была прекрасная дружная семья: мама, папа, бабушки и дедушки, и был у них любимый сынок и внучек Егорка. Он рос веселым и игривым мальчиком. И было у него много премного игрушек, а вот любимой игрушки не было. Он их все время ломал, раскидывал по комнате, и каждый раз, придя в магазин, просил у мамы новую игрушку. И была у мальчика Егора сестричка Леночка, у которой была любимая игрушка – ее пупсик Васька. Вот однажды, когда Егорка в очередной раз выпрашивал в магазине красивого дорогого котенка, он не заметил, что продавец игрушек настоящая волшебница, и что она давно уже наблюдает за его капризами. Мама и в этот раз купила Егорке котенка, только сказала: «Береги его, он очень дорогой». Придя домой, Егор будто нечаянно, оторвал лапку у новой игрушки и, рассердившись не понятно на кого, выбросил котенка в мусорное ведро. Вдруг игрушка задымилась, вспыхнула и исчезла, а Егор превратился в того беззащитного котенка, которого только что выбросил. Стал он бегать по комнате, кричать, но помочь ему в его беде могла только его сестричка Леночка, которая любила свои игрушки и не пожалела бы одну из них, и подарила бы её Егорке-котенку. Много прошло времени и наступило день рождение сестренки Леночки. Пришло много гостей, принесли Леночке много подарков, а Егорке-котенку ничего. Ходит Егорка- котенок по комнате и плачет. Леночке стало жалко котеночка, она подошла к своим подаркам, выбрала самую красивую игрушку и подарила её брату-котенку, сказав при этом: «Вот тебе игрушка, я дарю тебе её от чистого сердца, береги её и пусть она будет у тебя самой любимой и единственной и тебе не захочется просить другую новую игрушку». С этими словами девочка вложила игрушку в лапки котенку. Егор- котенок очень обрадовался, стал играть и даже лег спать с ней, ведь у него так давно не было возможности поиграть с игрушками. Утром, когда мама вошла в комнату будить своего сыночка, она вновь увидела его мальчиком, он крепко спал в своей постельке, обняв свою любимую игрушку, а на лице у него была добрая детская улыбка. И с тех пор Егорка любит свои игрушки, бережет их, и они для него самые любимые! И жила эта семья долго и счастливо!

Консультация для родителей.

Полезные игрушки для детей 4- 5 лет.
Все родители, разумеется, хотят, чтобы их дети получали все самое лучшее: и самые лучшие игрушки, и самые удобные вещи. И порой родителям даже начинает казаться, что без какой-то супер - развивающей игрушки их малыш может остаться обделенным, и поскорее надо купить и то, и другое, и третье. Заботливая реклама подогревает эту страсть покупать малышам игрушки одну за другой. Как было сказано в одной хорошей книжке про воспитание, что уже к 3 месяцам у ребенка может накопиться столько погремушек, что самого ребенка за ними и не увидать. Потому необходимо здраво посмотреть на то, какие именно нужны детям вещи и игрушки - и зачем они вообще нужны. 4 года В четыре года многие дети уже весьма самостоятельны и могут длительное время играть одни. Им пригодятся:  Хорошие фломастеры, краски, пластилин, набор цветной бумаги.  Для любителей головоломок подходят: Уникуб, Сложи квадрат-3серия, пазлы из 20-50 частей.  Если вы знаете, что ребенок увлекается конструированием, то поищите для него: конструкторы из мелких и средних деталей, пластмассовые конструкторы с винтиками и гайкам.  Тем, кому нравится показывать спектакли, можно подарить перчаточных кукол для кукольного театра.  Многие любят сумочки, корзинки, кошелечки, красивые коробочки с крышками - для хранения «сокровищ».
 Шашки и шахматная доска пригодятся и тихим детям, и подвижным - ведь за такой увлекательной игрой даже самые шустрые сидят с огромным интересом!  Кегли, баскетбольное кольцо очень хороши для ловких и подвижных детей, которые не знают, куда девать энергию.  Мальчишку порадует клюшка и шайба, хороший мяч.  Географическая карта может натолкнуть на новые игры, например, путешествие в Африку.  Карманный фонарик на батарейках нравится детям любого возраста. 5 лет В пять лет многие дети уже прекрасно разбираются в цифрах в пределах первого десятка, и они будут рады поиграть в:  Настольные игры с фишками и кубиком.  Конструктор с мелкими деталями типа Лего, которые очень нравятся и мальчикам, и девочкам.  Для детей, интересующихся научными опытами, прекрасным подарком станут весы с гирьками, песочные часы, лупа, магниты.  Всем детям нравятся большие игрушечные часы с прозрачным корпусом и яркими шестеренками внутри.  Рулетка, которая поможет сравнить стол и диван по длине и по ширине, нарисовать план квартиры и потом играть в загадки с планом.  В комплекте к подобным серьезным вещам могут пригодиться книжки с описанием простых опытов и экспериментов, а также детские энциклопедии.
 Не менее увлекательно бывает изучать книжки с описанием всяких игрушек – самоделок.  Любителям головоломок понравятся кубики «Для всех».  Отличные игры на логику «Сет», на внимательность «Доббль», на мелкую моторику и концентрацию «Башня» или западный аналог «Дженга».  Очень интересная штука – наборы для изготовления фигурок из гипса.  Наборы для вышивания на пластиковой основе с толстой ниткой и толстой иглой прекрасно подходят и для мальчиков, и для девочек. А для опытных мастериц продается немало наборов разного размера и сложности – с канвой, рисунком и нужным количеством ниток.  Шахматы многие дети начинают осваивать и в 4года, но в 5 точно можно понемногу начинать играть.  Компас – это такая взрослая штука, что его обладатель сразу ощутит себя бывалым и опытным путешественником! «Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, Вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин-автор нетрадиционной системы воспитания детей)

Физкультминутки

Мои любимые игрушки
Неваляшка, посмотри, (ноги на ширине плеч, руки на поясе) Хоть куда её нагни (наклоны в стороны по 3 раза) Встанет снова прямо (затем вперед, назад – 3 раза) Так она упряма. (медленный темп) Закружилась юла, завертелась. Слишком быстро не крутись, Хватит, все, остановись. (ноги вместе, руки на поясе, покружиться сначала в одну сторону, затем – в другую) А веселый звонкий мяч Снова он помчался вскачь. (ноги расставлены, руки на поясе, прыжки на месте – быстрый темп)
Кукла Катя вдруг пошла, Тянет ручки к нам она. Говорит: «Пора играть, Я устала вас тут ждать. (шагаем, тянем руки с наклоном, хлопаем в ладоши и опять тянем руки с наклоном) На большом диване в ряд Куклы Катины сидят, Два медведя, Буратино И веселый Чиполлино. Раз, два, три, четыре, пять Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (руки вверху, разжимаем и сжимаем пальцы, стучим кулачками друг об друга, пересчитываем пальцы и хлопки впереди и за спиной)
Конь
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок) Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног) На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой. (покачивания головой, затем наклоны в стороны) Быстро я в седло вскочу, Не поеду – полечу! (подскоки на месте)
Цок-цок-цок, Цок-цок-цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой) Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой. (подскоки на месте).
Отчет по проекту «Игрушки».
Игрушка – предмет несущий в себе знаково – символическую функцию, Играя дети учатся действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с миром. Проект был создан для расширения представлений детей об игрушках, познакомить с их историей и способами изготовления. Формировать игровую деятельность. Основным этапом реализации проекта было формирование бережного и заботливого отношения к игрушкам, Развитие мотивации к самостоятельному их изготовлению. В процессе дети заучивали стихи о игрушках; рассматривали иллюстрации картин, открыток. Были проведены беседы с детьми на темы: - Когда появилась первая игрушка; - История появления куклы; - Дымковская игрушка. Так же велась работа с родителями. В родительском уголке были помещены консультации: « Из чего сделаны игрушки?», «Выбираем игрушки для детей». Реализация проекта позволила детям больше узнать о игрушках и играх. Они постепенно учились дружно играть, вместе, не ссориться, что способствовало развитию коммуникативных навыков. К проекту приложены работы детей и фотографии занятий.




В раздел образования