"Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)".
Автор: Глухова Марина Прокопьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения Населённый пункт: село Бельго Комсомольский район Наименование материала: разработка урока Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)". Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение основная
общеобразовательная школа Бельговского сельского поселения
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках
подготовки к ОГЭ по русскому языку
(выполнение задания 15.3 части 3)».
Подготовила Глухова Марина Прокопьевна,
учитель русского языка и литературы
Конспект урока развития речи в 9 классе.
ТЕМА
УРОКА:
«Подготовка
к
написанию
сочинения-рассуждения
в
рамках
подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Ц е л ь
у р о к а : сформировать
у
школьников
навыки
написания
с оч и н е н и я -
рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
(выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний
обучающихся
о
типах
речи,
изобразительно-выразительных
средствах
языка,
предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных
оборотов, вводных слов;
развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к
предмету
на
основе
языковых
впечатлений,
формирование
умения
проводить
композиционно-содержательный
анализ
исходного
текста
и
на
этой
основе
отбирать
материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся;
воспитание патриотизма, исторической памяти.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные
формы:
беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа,
самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства
учащихся:
анализ
учебной
информации,
раскрытие
межпредметных
связей
между
русским
языком,
историей,
литературой.
Выдвижение
гипотез.
Анализ
текста,
составление
алгоритма
написания
сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные
особенности
использования
цифровых
образовательных
ресурсов:
иллюстративные
материалы
интернет-ресурсов,
содержащие
справочные
данные
и
иллюстративный
материал
по
данной
теме;
компьютерные
программные
средства
-
Microsoft
Word,
Microsoft Power Point и другие
для подготовки материала к уроку и
самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока . (Слайд №2)
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II.
Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слов:
герой, героический
духовный (связанный с внутренним миром человека),
самоотверженный
гуманность, гуманный
III.
Актуализация знаний.
1.Повторение стилей речи.
Вопросы классу:
1.Какие существуют стили речи?
2.Какова сфера их употребления?
3. Допустимо ли смешение стилей речи? (Слайд №3)
2. Повторение типов речи.
Вопросы классу:
1.Перечислите типы речи.
2. Каковы особенности каждого типа речи?
Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются
временные или постоянные признаки предметов(явлений).
Объект описания всегда определён и раскрывается через
перечисление признаков. Предмет описания статичен,
действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос:
какой?
Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся
событиях, действиях или состояниях. Основное его
свойство – динамичность, ведущая часть речи –
глагол или слова со значением движения.
Последовательность действий подчёркивается
интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?
Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее
важной частью является указание причины или
следствий того или иного явления. Необходимым
компонентом являются аргументы (доказательства).
В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного
тезиса и доказательств, авторы обычно в них
объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос:
почему?
(Слайд №4)
3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?
(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования,
повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования,
рассуждение с элементом описания).
IV.
Работа над построением сочинения - рассуждения.
Слово учителя : Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-
рассуждения.
1). Повторение схемы сочинения-рассуждения:
Вопросы классу:
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
(Слайд № 5)
2. Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
(Слайд № 6)
2) Анализ текста.
Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного
выполнения нашей задачи.
(Слайд №7 -№8– фотографии-кадры ВОВ)
Готовясь
к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой
героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну
не
по
страницам
учебника
истории.
Мы
склоняем
головы
перед
ветеранами
Второй
мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. В мае 2016года
исполняется
71 годовщина ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.
Мы не имеем права забывать, какой
дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни
отстоял право на жизнь будущих поколений.
Историческая память… Она уносит нас в
прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за
наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?!
Для анализа мы возьмём текст Сергея Петровича Алексеева (1922 - 2008гг), известного
детского писателя, участника Великой Отечественной войны, автора многочисленных
произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о
знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества.
1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
2. Вопросы классу:
- Какова тема этого текста? (Битва за Севастополь).
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:
1.Замените
разговорное
слово «ныне» в предложении 31 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот ответ.
Ответ:_______________________________
2.Укажите, какое средство выразительности использовано в педложении : « Лицо у матроса
фашистов», построенное
на
основе
управления,
синонимичным
словосочетанием
со
связью согласование. Напишите
получившееся
словосочетание.
Ответ:_______________________________
4.Найдите грамматическую ошибку в употреблении деепричастного оборота. Исправьте
ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.
1.Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показывая на стоящие рядом разбитые пушки.
2. Наклонившись к уцелевшему орудию, рядом просвистела вражеская бомба.
3.Вышли
командиры
к
открытой
площадке,
не
замечая
хорошо
замаскировавшихся
артиллеристов.
Ответ:_______________________________
4.Проверка самостоятельной работы.
Слово учителя: В своей речи и сочинениях вы используете деепричастные обороты. Надо
помнить, что деепричастие
(добавочное действие) и глагол-сказуемое (основное действие)
должны обозначать действие одного лица (субъекта), а не разных. На письме деепричастные
обороты всегда выделяются запятыми.
5. Вопросы классу:
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Никто не ушёл, все здесь», -
тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию»? (Поле битвы не покинул ни один из
солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага.)
- Какова основная мысль текста? (Во время Великой Отечественной войны советские
солдаты
проявляли
мужество
и
героизм,
защищая
Родину
от
врага.
Они
не
щадили
собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.)
6. Слово учителя:
В
ваших
ответах
на
поставленные
вопросы
прозвучало
слово
МУЖЕСТВО.
В
сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.
Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части3.:
К а к
В ы
п о н и м а ет е
з н ач е н и е
с л о ва
М У Ж Е С Т ВО ? Сформулируйте
и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему: «Что такое мужество?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих
Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а
второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если
сочинение
представляет
собой
пересказанный
или
полостью
переписанный
текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(Слайд №9)
1.Выдвижение тезиса.
Вопросы классу:
- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его
лексическое значение).
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО.
- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО - …
Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. МУЖЕСТВО - …
- Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов -
(смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм).
- Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие).
Комментарий к тезису.
Комментарий
к
тезису
–
2-3
предложения,
содержащие
Ваши
размышления
в
соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких
обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить
причиной проявленного мужества? И т.п.
Помните,
что
комментарий
должен
быть
логически
связан
с
дальнейшими
аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
2. Аргументы + примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).
2-й аргумент – из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни
известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории
нашего родного села и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны.
(Историческую справку об этом событии зачитывает ученик (индивидуальное задание)).
Слово учителя: Примером мужества, стойкости человека на войне является жительница
нашего поселка ветеран Великой Отечественной войны
(Слайд № 10)
(Краткое сообщение о ветеране войны рассказывает ученик (индивидуальное задание)).
(Слайд № 11)
Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.
3.Вывод.
Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис,
без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с
тезисом.
4. Абзацное членение.
Вопросы классу:
- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).
(Слайд № 12 - заполнение таблицы-памятки):
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения
Пример написания
Речевые клише
Вводные слова,
уместные в
каждой части
сочинения
1
.
Т е
з
и
с (объяснение
лексического значения слова)
Комментарий к тезису
(2-3
предложения,
содержащие
В а ш и
р а з м ы ш л е н и я
в
соответствии
с
заявленным
тезисом).
Тезис
должен
быть
логически связан с дальнейшими
аргументами
и
примерами
из
текста
и
вашего
жизненного
опыта
.
Мужество – это…
« М у ж е с т в о
-
храбрость,
присутствие
духа
в
опасности.
Проявить
м у ж е с т в о
и
стойкость».
С.И.Ожегов
«Мужество-
спокойная
храбрость,
присутствие
духа
в
беде,
о п а с н о с т и .
Проявить
мужество.
Душевная стойкость
и
смелость. Иметь
мужество говорить
правду
в
г л а з а».
Д.Н.Ушаков
Проявлено
мужество
может
быть как в мирное,
так
и
в
военное
Я
считаю,
что…-
это… Я думаю,
ч т о … -
э т о …
Я
уверен,
что…-
это… Я
убеждён,что…-
это…
Мне
кажется,что-
это…
На
мой
взгляд,
п о
м о е м у
мнению,
по-моему,
время.
Но
именно
в о й н а
с т а в и т
ч е л о в е к а
п е р е д
выбором,
испытывая
его
на
прочность.
Аргументы + примеры.
1-й - из прочитанного текста
(цитата или № предложения)
2 - й –
из
Вашего
жизненного
опыта
(жизненные
н а бл юд е н и я ;
п р и м е р
и з
и с т о р и и
посёлка,города,страны;истории
из жизни известных людей или
Ваших
знакомых,
из
вашей
жизни, сведения из СМИ и т.п.)
О б р а т и м с я
к
тексту
С.П.Алексеева.
В
предл ожении
2 9
г о в о р и т с я
о
матросах,
боевых
товарищах
артиллериста,
мужественно
защищавших
Севастополь в годы
Великой
Отечественной
в о й н ы .
В с е
о н и
п о г и б л и ,
н о
выполнили свой долг
перед
Родиной
–
защитили город от
врага.
Доказательством
также служит
пример из истории
моего родного села.
С нашего села было
призвано
112человек, многие
из них не вернулись,
остались лежать
на полях сражения,
защищая свою
страну. Советские
солдаты, не щадя
своих жизней,
геройски сражались
с врагом.
Обратимся к тексту
(автор).
Предложение №.
Доказательства
н а х о д и м
в
тексте(автор).
Так,
предложение №…
Чтобы подтвердить
сказанное,
о б р а т и м с я
к
предложению…
Э т о
м о ж н о
доказать,
о б р а т и в ш и с ь
к
предложению…
текста. В нем…
Доказательством
т а к ж е
с л у ж и т
пример из…
Аналогичным
подтверждением
вышесказанного
служит
история
из
м о е й
ж и з н и .
Когда…
Подтверждение
всему
вышесказанному
можно найти также
в
истории
нашей
страны.
(приводится
конкретный
пример)
Во-первых,
во-
вторых,
например,
безусловно,
без
сомнения,
несомненно,
бесспорно
Вывод.
(общий итог, подтверждающий
выдвинутый
тезис,
без
него
р а с с у ж д е н и е
б у д е т
незаконченным)
Та к и м
о б р а з о м ,
т а ко е
к а ч е с т в о
х а р а к т е р а ,
к а к
мужество,
свойственно
людям
смелым,
способным
в трудную минуту
не
струсить,
не
отступить
перед
Таким
образом,
итак,
действительно,
выпавшим
испытанием.
П о э т о м у
л ю д и ,
мужественные,
отважные,
достойны уважения
и памяти потомков.
(160 слов)
Слово
учителя:
подводя
итог
нашему
разговору
о
мужестве,
смелости
и
героизме,
послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
Салюта залпы отгремели,
Давно закончилась война.
Солдат в стальной своей шинели
Навечно замер у Огня.
И в назиданье нам, потомкам,
Боец как будто говорит:
«Будь благодарен ты герою,
Что танки смог остановить.
Он заплатил ценою жизни…»
Я в неоплаченном долгу
За небо мирное Отчизны
И щебет птичий на лугу.
Я благодарен ветеранам.
Пусть всех имён не назову…
Пускай им салютуют страны,
Спасибо им, что я живу.
V.
Рефлексия.
- Что нового и важного вы узнали на уроке?
- Где вы сможете применить полученные знания?
VI. Заключительное слово учителя.
Память – бесценный человеческий дар.
Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны,
гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной
со своим героическим прошлым.
Ведь если факел памяти погаснет,
Померкнет жизнь без этого огня,
Окажется, что жертвы все напрасны,
И ни тебя не будет, ни меня.
VII.
Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое
мужество?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих
Ваши
рассуждения: один
пример-аргумент приведите из прочитанного текста
Ю.Я.Яковлева «Сколько маленький Коля помнил себя и войну…»
(«Репетиционные
варианты.
Русский
язык.ОГЭ
2015,О.М.Крайник,
М.,
Интеллект-Цент
р,
Вариант11,
стр.50),
а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работая над сочинением, подумайте над вопросами:
- О каком мужестве идёт речь в тексте, Ю.Я. Яковлева?
-Какое незнакомое чувство удержало руку Коли и не позволило ему съесть корж,
предназначенный деду?
- Какие примеры из текста и Вашего жизненного опыта Вы приведёте, объясняя
значение слова МУЖЕСТВО?