"Проблемно-поисковый метод как средство развития речи детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО"
Автор: Пронь Оксана Алексеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38" Населённый пункт: город Муром Владимирской области Наименование материала: сценарий педагогического совета Тема: "Проблемно-поисковый метод как средство развития речи детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
«Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи
дошкольников в свете ФГОС ДО»
Автор: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 38» Пронь Оксана
Алексеевна
Цель педсовета:
- провести системный анализ педагогической деятельности по созданию
условий в ДОУ для речевого развития детей.
- определить пути совершенствования работы коллектива в данном
направлении.
Форма педсовета: деловая игра
План проведения педсовета:
1. Вступительное слово заведующего об актуальности проблемы. Игра
«Подарок»
2. Разминка (участвуют все педагоги)
3. Экспресс-опрос «Развитие речи» (участвуют все педагоги)
4. Анализ создания в группах условий для речевого развития детей
(результаты тематического контроля «Организация работы ДОУ по речевому
развитию детей дошкольного возраста»)
5. «Проблемно-поисковый метод как средство развития связной речи
дошкольников». Сообщение старшего воспитателя.
6. Кроссворд «Развитие речи» (участвуют все педагоги)
7. Аукцион методических находок
8. Деловая игра (Работа в малых группах: педагоги, родители, дети)
Скороговорки
Досочини строки
Попробуйте сказать, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл
предложений.
Сочини историю по фразе
Каждая группа составляет список того, что с их точки зрения не устраивает в
работе детского сада по речевому развитию детей
9. Обсуждение проекта решения педсовета.
Предварительная работа:
Консультация «Оснащение центра речевого развития детей в группах»
Открытые просмотры НОД.
Изготовление дидактических игр по речевому развитию детей.
Ход педсовета:
1.Игра «Подарок» (передать пот кругу «подарок», который нужно показать с
помощью пантомимы)
Вступительное слово заведующего Пашедко О.В. об актуальности проблемы.
2. Разминка
Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было
доступно и понятно детям:
1. Что такое этажерка?
2. Что такое наблюдение?
3. Почему коньки так назвали?
4.Почему говорят «дело в шляпе»?
5. Почему говорят «Время истекло»?
6. Почему красный цвет так назвали?
7. Как понять выражение «лубяная избушка»?
8. Почему кровать для младенца называется «люлькой»?
3. Экспресс – опрос «Развитие речи»
1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего
дошкольника?
На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем
приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий,
дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами
и высказываниями.
2. Назовите главные задачи познавательного развития.
Развитие общих познавательных способностей: умений наблюдать, собирать
необходимую информацию, обобщить способы собственной деятельности.
3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечение
внимания к себе, свои делам, переживаниям
Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их
фиксации
Речь – как область объективных отношений, которые познает ребенок.
Речь – как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных
потребностей ребенка.
4. Результаты тематического контроля «Организация работы по
речевому развитию дошкольников». Справка старшего воспитателя.
5. Сообщение старшего воспитателя «Проблемно-поисковый метод как
средство развития связной речи дошкольника».
6. Кроссворд «Развитие речи»
1 Сообщение, в котором факты следуют один за одним (повествование)
2 Изложение прослушанного произведения (пересказ)
3 Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
4 Литературное произведение, один из жанров фольклора, либо литературы.
Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного
характера, обычно со счастливым концом (сказка)
5 Тип связной речи (диалог)
6 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию
картин, игрушек (образец)
6 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос)
8 Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
9 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)
10 Прием, используемый в старших группах при пересказе литературного
произведения (драматизация)
11 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи.
(рассуждение).
7. Аукцион методических находок
Все педагоги должны представить любую игру по речевому развитию. Выбор
лучшей.
8. Деловая игра «Мозговой штурм»
Цель: организация умственной деятельности педагогов, направленная на
поиск новых идей, путей, видов деятельности для решения проблемы
педсовета.
Ход игры:
Генерирование идей
Оценка и анализ этих идей
Ранжирование и выделение значимых для решения проблемы идей.
Выбор и вербальное оформление идеи или предложения.
Важной составляющей успешного проведения «Мозгового штурма, являются
особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила:
- отсутствие всякой критики
- поощрение предлагаемых идей
-равноправие участников мозгового штурма
- свобода ассоциаций и творческого воображения
- творческая атмосфера
-обязательная фиксация все высказанных идей.
Все присутствующие делятся на 3 группы:
-Педагоги
-Родители
-Дети
1.задание «Скороговорки»:
В живом уголке жили ежи да ужи
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Рапортовал, да не дорапортовал.
дорапортовал, да зарапортовался.
Сшит колпак не по-колпаковски
Вылит колокол , да не по- колоколовски.
2 задание: Досочини строки, чтобы получилось смешное четверостишие
Вы слыхали на базаре,
Чудо-птицу продавали?
В зоопарке плачет слон
Увидал мышонка он…
Удивился народ:
Почему сердит Федот?
Шла собака по роялю
Говоря примерно так…
3 задание: Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами.
Попробуйте сказать , не повторив ни одного слова , но сохраняя смысл
следующие предложения:
Муха села на варенье.
На столе стоит стакан.
Бьют часы двенадцать раз
Воробей влетел в окно
На опушке стоит избушка.
4 задание:
Сочините историю про:
Собаку, которая жила в холодильнике
Ворону, которая любила кататься на велосипеде
Щуку, которая играла на гитаре
Березу, которая хотела научиться плавать
Майского жука, который очень боялся высоты
5 задание: Каждая группа составляет список того, что с их точки зрения не
устраивает в работе детского сада по речевому развитию детей. Когда списки
составлены, группы по очереди озвучивают выдвинутые ими проблемы.
Представители других групп могут соглашаться или не соглашаться с
выдвинутыми проблемами. Выбираются общие проблемы.
Далее каждая группа описывает пути совершенствования системы работы по
речевому развитию детей с точки зрения контингента, который они
представляют. Пути совершенствования озвучиваются, принимаются путем
обсуждения с остальными группами и ложатся в основу решения педсовета.
9.Проект решения педсовета: