Напоминание

Программа кружка по истории России


Автор: Исниязова Айганым Гайнулловна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснокутский политехнечиский лицей"
Населённый пункт: Красный Кут
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Программа кружка по истории России
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Пояснительная записка

Актуализация.
Происходящие в современном российском обществе процессы экономического и политического реформирования выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Цель.
Развитие у студента активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи.
 Развивать общественную активность студента воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;  воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;  формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;  формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Основные концептуальные положения.
Патриотизм - это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных
принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы.
Направления работы.
1. Изучение военной истории Отечества и родного края. 2. Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии. Курс рассчитан на 2 года обучения. По 34 часа в год, 1 час в неделю. Используются различные формы проведения учебных занятий (беседы, игры, конкурсы, конференции, экскурсии). Преемственность позволяет в полной мере реализовать цели и задачи.
Ожидаемые результаты.
Глубокое понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В ходе изучения учащиеся должны
знать:
- современный герб, флаг и гимн Российской Федерации; - историю возникновения гербов; - историю флагов России; - гимны разных вех истории Российского государства; - наградную систему России; - историю возникновению орденов и медалей России. - сражения, которые стали символом побед русского оружия; - структуру вооруженных сил Российской Федерации;
- рода войск Российской Федерации; Учащиеся должны
уметь:
- выделять особенности гербов разной эпохи; - определять значение символов, изображенных на гербах; - определять эпоху возникновения флагов; - использовать различные источники для получения знаний; - работать с историческими и правовыми документами. Результаты реализации программы отслеживаются в ходе выполнения творческих работ.
Учебный план:



Тема

Кол-во часов

Всего

Теоретические

Практические
1. Государственные символы России. 12 8 4 2. Слава русского оружия в IX – XVII веках. 22 16 6 3. Слава русского оружия в XVIII – XIX веках. 10 7 3 4. Слава российского оружия в XX веке. 14 12 2 5. Вооруженные силы Российской Федерации. 10 8 2
год

Содержание
1 год Государственный герб. Государственный флаг. Государственный гимн. Ордена и медали России. Слава русского оружия: древняя Русь – Россия до середины XVI века. Князь – воин. Боевое вооружение русских воинов. Битва на реке Неве. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Куликовская битва. Стояние на реке Угре. Внешняя политика Ивана Грозного. Борьба против польской и шведской интервенции.
2 год Слава русского оружия: Россия в конце XVII века – XIX век. Российская империя. Внешняя политика Петра Первого. Полтавская битва. Семилетняя война. Россия и Турция. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Оборона Севастополя. Слава русского оружия: XX век. «Врагу не сдается наш гордый варяг..» (русско-японская война 1904 – 1905 гг.) Россия в первой мировой войне. Русский богатырь Бабушкин Василий Федорович СССР. Великая Отечественная война. Был город фронт, была блокада. Вооруженные силы современной России. Российские вооруженные силы. Структура вооруженных сил: сухопутные, военно - воздушные, военно – морской флот. Рода войск: ракетные войска стратегического назначения, воздушно- десантные войска. Тыл вооруженных сил. Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации. Железнодорожные войска. Главное военно – медицинское управление. Войска, не входящие в виды Вооруженных Сил.
Распределение учебных часов и содержания учебного материала по годам:

Литература:
1. Борисов Н. С. «Русские полководцы XIII – XV в.» Книга для учащихся ст. классов – М.: Просвещение, 1993 2. «Государственная символика России. История и современность». Электронное пособие. 3. Румянцева В. Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. – М.: АРКТИ, 2002. 4. Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002 – 136с. 5. Бирюков Ю. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» [Текст]/ Бирюков Ю. // Родина. – 1994. - №8. – С. 118-123 6. Уроки всемирной истории Кирилли и Мефодия. Новое время. Виртуальная Школа. Мультимедийное пособие 7. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История государства и народов России» 7 класс Москва Дрофа 2005г. 8. Учебник: Данилов А. А. История России XIX в. 9. Учебник «История России 20 в.» А.Н.Данилов, П.Г.Косулина 9 класс - М: Просвещение 2004г.

Календарно-тематическое планирование



Срок

и

Раздел

Тема

Форма

занятия

Содержание

Средства

1 год
1. Вводный урок. Лекция, беседа Цели и задачи курса. П л а н р а б о т ы н а учебный год. 1 . П ч е л о в Е . В . Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002 – 136с. 2.«Государственная символика Ро с с и и . И с т о р и я и современность». Электронное пособие. 2.
1.Государственны

е символы России
Что такое герб? Лекция, практическая работа Что такое герб? С о с т а в н ы е ч а с т и герба. К а р т и н ы с изображением гербов, мультимедио 3. Знаки и эмблемы Руси. Лекция, викторина Знаки и эм бл е м ы Руси. Печать 1497 г. Ездец и Святой Георгий. Предыстория Картины с эмблемами, карточки с заданиями
двуглавого орла. 4-5. Российский герб в XV – XIX вв. Тво рче с ка я работа Предыстория двуглавого орла. Российский герб в XVI – середине XIX в. Большой государственный герб Российской империи. К а р т и н ы с изображением гербов, мультимедио. Краски, бумага 6-7. Флаги советской эпохи. Лекция, презентация Знамена допетровской э п о х и . Р о ж д е н и я российского флага. От Петра I до Николая I. Фл а г и с о в е т с к о й эпохи. Современный российский герб. Мультимедио презентация. (1.2.) 8-9. Государственны й г и м н Российской Федерации Лекция, презентация Государственный г и м н Р о с с и й с ко й Федерации Гимн – с и м в о л с т р а н ы Преображенский марш «Гром победы, раздавайся!» «Коль славен наш Господь в Сионе…» «Боже, царя храни!» Аудио записи. (1.2.)
« С л а в ь с я » и «Прощание славянки». « М а р с е л ь е з а » и «Интернационал». «Союз нерушимый». 10- 12. Наградная система. Презентация, викторина Наградная система. Ордена и медали. Наградная система Российской империи. Н а г р а д ы С С С Р . О рд е н а и м е д а л и п е р и од а В е л и ко й отечественной войны. Современные награды Российской Федерации. Герои и орденоносцы России. «Государственная символика Ро с с и и . И с т о р и я и современность». Электронное пособие. Карточки с вопросами викторины. 13- 14.
2.Слава

русского

о р у ж и я

в IX



XVII веках.
Князь – воин. Семинар, творческое задание К н я зь С в я т о с л а в . Походы Святослава: победа над хазарами, походы на Дунай, войны с Византией. Карта «Древнерусское государство IX – XII в е к а » , к а р т и н ы с изображением воинов в р у с с к и х д о с п е х а х , справочный материал,
свеч и, л е т о п и с н ы й свиток 15- 17. Боевое вооружение русских воинов. Презентация проектов. Вооружение русских воинов в период с IX – XIV в е к о в . Рогатина, лук, меч, щит, копье, кончар, т о п о р , с е к и р а , кистень. картины, отображающие батальные сражения русских войск в период IX – XIV в е ко в , результаты проектной деятельности учащихся. 18- 19. Битва на реке Неве. Практическая р а б о т а с документами Личность Александра Невского. Прибалтика в XII веке. Ордена рыцарей. Битва на реке Неве. портрет Александра Невского; к а р т и н ы батальных сражений средневекового п е р и о д а ; с х е м а «Родословная Александра Невского». 20- 21. Ледовое побоище. Литературно- музыкальная композиция П р и ч и н ы и х о д Ледового побоища. -развитие творческих способностей учащихся компьютер, карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.»; схема «Ледовое побоище»; п о р т р е т Александра Невского;
кантата композитора С. Прокофьева «Александр Невский» 22- 23. Русь и Золотая Орда. Лекция, викторина по понятиям Монголо - татарское нашествие. Основные сражения. Взаимоотношение Руси и Золотой Орды. карта «Борьба народов н а ш е й с т р а н ы с иноземными завоевателями в XIII в.» 24- 25. Куликовская битва. Лекция, проблемное задание П р и ч и н ы , х о д и значение Куликовской битвы. К а р т а , с х е м а . Р у м я н ц е в а В . Я . Задания и вопросы по и с т о р и и Р о с с и и с древности по XVIII век. – М.: АРКТИ, 2002. 26- 27. Стояние на реке Угре. Творческая работа Поход хана Ахмета на Русь. Стояние на реке Угре. Свержение ига Золотой Орды. Карта, картина. 28- 29. Внешняя политика Ивана Грозного. Урок- игра Внешняя политика И в а н а Г р о з н о г о . Ливонская в о й н а : п р и ч и н ы н е у д а ч . Восточное направление. Карт а. Карточ ки с заданиями, игрово е поле.
30- 31. Смутное время. Р а б о т а с историческим и источниками Б о р и с Г о д у н о в . Л ж е д м и т р и й I . «Тушинский во р » . Б о р ь б а п р о т и в иноземных захватчиков. Карта «Борьба против иноземных интервентов». Раздаточный материал. 33- 34. Внешняя политика первых Романовых. семинар Войны с Польшей. Воссоединение Украины с Россией. Русско-турецкая война. Династическая таблица. Карта.
2 год
35. Вводное занятие Игра С л а в а р у с с к о г о оружия в IX – XVII веках. Карточки с заданиями 36- 37.
3.

Слава

русского

оружия в

XVIII –

XIX веках
Внешняя политика Петра I. Занятие - игра Основные направления внешней п о л и т и к и П е т р а Великого. Северная война. К а рт а , ка рт оч к и с заданиями. Портреты П е т р а I и е г о современников. 38. Полтавская битва. Практическая р а б о т а с Причины и ход битвы. Соотношение с и л . Ка рт а , д о к у м е н т ы , воспоминания
документами Итоги сражения и его последствия. современников. 39- 40. Восточный вопрос. Россия и Турция. Лекция, презентация Восточный вопрос, причины возникновения. Отношения России и Т у р ц и и . Р у с с к о - турецкие войны. Карта, компьютер 41- 42. Отечественная война 1812 г. Р а б о т а с историческим и источниками П р и ч и н ы в о й н ы . Соотношения с и л . П л а н ы в о ю ю щ и х сторон. Ход военных д е й с т в и й . И т о г и войны. Карта, исторические документы. 43- 44. Бородинское сражение. Лекция, презентация Генеральное сражение. С оотношение с и л накануне битвы. Карта «Отечественная война 812 г.», схема 45- 46.
4.Слава

российского

оружия в XX веке.
« В р а г у н е с д а е т с я н а ш гордый варяг..» (русско-японская во й н а 1 9 0 4 – 1905 гг.) Лекция, презентация Война 1904-1905 года с Японией. История н а п и с а н и я п е с н и «Варяг». компьютер, мультемедио, изображение крейсера « В а р я г » и е г о командира, фотография «Матросы крейс ера «Варяг» (1904 г. Санкт- П е т е р бу р г ) ; к а р т а
«Русско-японская в о й н а 1 9 0 4 - 1 9 0 5 годов». 47- 48. Россия в первой мировой войне. Р а б о т а с историческим и источниками Причины и начало в о й н ы . У ч а с т и е России в войне. Ход военных действий. П р и ч и н ы в ы х о д а Ро ссии из во й н ы . Брестский мир. Карта «первая мировая война», документы 49- 50. Русский богатырь Бабушкин Василий Федорович Занятие исследование Биография В. Ф. Бабушкина. Документы, экспонаты музея. 51- 52. Великая Отечественная война Лекция, презентация Причины войны. П л а н ы в о ю ю щ и х сторон. Подготовка к войне. Начало войны. К а р т а « В е л и к а я Отечественная война», картины. 53. Б ы л г о р о д ф р о н т , б ы л а блокада Литературно- музыкальная композиция. Блокада Ленинграда. К а р т а « В е л и к а я Отечественная война», картины, литературные произведения. 54- 57. Основные сражения Великой Семинар Битва под Москвой. Сталинградская битва. Курская битва. К а р т а « В е л и к а я Отечественная война»
отечественной войны. Берлинская операция. 58. Н а ш г о р о д в годы войны З а н я т и е – исследование. Предприятия нашего города в гг. войны. Ж и т е л и го р од а в военное время. Документы, воспоминания. 59- 66.
5.

Вооруженные

силы

Российской

Федерации.
Российские вооруженные силы. Семинар Структура вооруженных с и л : сухопутные, военно - воздушные, военно – морской флот. Рода в о й с к : р а к е т н ы е войска стратегического назначения, воздушно- десантные в о й с к а . Г л а в н о е военно – медицинское управление. Документы 67- 68. Итоговое занятие. Игра, викторина


В раздел образования