Автор: Исниязова Айганым Гайнулловна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснокутский политехнечиский лицей" Населённый пункт: Красный Кут Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Программа кружка по истории России Раздел: среднее профессиональное
Актуализация.
Происходящие
в
современном
российском
обществе
процессы
экономического
и
политического
реформирования
выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного,
демократического государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего
поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют
патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Цель.
Развитие у студента активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных
ценностей, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи.
Развивать общественную активность студента воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию,
верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и
независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Основные концептуальные положения.
Патриотизм - это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива,
когда родина выступает гарантом его развития и существования.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на
сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных
принципов,
выработки
норм
поведения,
должной
трудовой,
физической
и
военно-профессиональной
готовности
к
безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы.
Направления работы.
1.
Изучение военной истории Отечества и родного края.
2.
Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии.
Курс рассчитан на 2 года обучения. По 34 часа в год, 1 час в неделю. Используются различные формы проведения
учебных
занятий
(беседы,
игры,
конкурсы,
конференции,
экскурсии).
Преемственность
позволяет
в
полной
мере
реализовать цели и задачи.
Ожидаемые результаты.
Глубокое понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью
за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков
для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов.
В ходе изучения учащиеся должны
знать:
- современный герб, флаг и гимн Российской Федерации;
- историю возникновения гербов;
- историю флагов России;
- гимны разных вех истории Российского государства;
- наградную систему России;
- историю возникновению орденов и медалей России.
- сражения, которые стали символом побед русского оружия;
- структуру вооруженных сил Российской Федерации;
- рода войск Российской Федерации;
Учащиеся должны
уметь:
- выделять особенности гербов разной эпохи;
- определять значение символов, изображенных на гербах;
- определять эпоху возникновения флагов;
- использовать различные источники для получения знаний;
- работать с историческими и правовыми документами.
Результаты реализации программы отслеживаются в ходе выполнения творческих работ.
Учебный план:
№
Тема
Кол-во часов
Всего
Теоретические
Практические
1.
Государственные символы России.
12
8
4
2.
Слава русского оружия в IX – XVII веках.
22
16
6
3.
Слава русского оружия в XVIII – XIX веках.
10
7
3
4.
Слава российского оружия в XX веке.
14
12
2
5.
Вооруженные силы Российской Федерации.
10
8
2
год
Содержание
1 год
Государственный герб. Государственный флаг. Государственный гимн. Ордена и медали России. Слава
русского оружия: древняя Русь – Россия до середины XVI века. Князь – воин. Боевое вооружение русских
воинов. Битва на реке Неве. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Куликовская битва. Стояние на реке
Угре. Внешняя политика Ивана Грозного. Борьба против польской и шведской интервенции.
2 год
Слава русского оружия: Россия в конце XVII века – XIX век.
Российская империя. Внешняя политика Петра Первого. Полтавская битва. Семилетняя война. Россия и
Турция. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Оборона Севастополя.
Слава русского оружия: XX век. «Врагу не сдается наш гордый варяг..» (русско-японская война 1904 –
1905 гг.) Россия в первой мировой войне. Русский богатырь Бабушкин Василий Федорович
СССР. Великая Отечественная война. Был город фронт, была блокада.
Вооруженные силы современной России. Российские вооруженные силы. Структура вооруженных сил:
сухопутные, военно - воздушные, военно – морской флот. Рода войск: ракетные войска стратегического
назначения,
воздушно-
десантные
войска.
Тыл
вооруженных
сил.
Служба
расквартирования
и
обустройства Министерства обороны Российской Федерации. Железнодорожные войска. Главное военно –
медицинское управление. Войска, не входящие в виды Вооруженных Сил.
Распределение учебных часов и содержания учебного материала по годам:
Литература:
1.
Борисов Н. С. «Русские полководцы XIII – XV в.» Книга для учащихся ст. классов – М.: Просвещение, 1993
2.
«Государственная символика России. История и современность». Электронное пособие.
3.
Румянцева В. Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. – М.: АРКТИ, 2002.
4.
Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово –
РС», 2002 – 136с.
5.
Бирюков Ю. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» [Текст]/ Бирюков Ю. // Родина. – 1994. - №8. – С. 118-123
6.
Уроки всемирной истории Кирилли и Мефодия. Новое время. Виртуальная Школа. Мультимедийное пособие
7.
Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История государства и народов России» 7 класс Москва Дрофа 2005г.
8.
Учебник: Данилов А. А. История России XIX в.
9.
Учебник «История России 20 в.» А.Н.Данилов, П.Г.Косулина 9 класс - М: Просвещение 2004г.
Календарно-тематическое планирование
№
Срок
и
Раздел
Тема
Форма
занятия
Содержание
Средства
1 год
1.
Вводный урок.
Лекция, беседа
Цели и задачи курса.
П л а н
р а б о т ы
н а
учебный год.
1 . П ч е л о в
Е .
В .
Государственные
символы России – герб,
флаг,
гимн:
Учебное
пособие.
–
М.:
«ТИД
«Русское слово – РС»,
2002 – 136с.
2.«Государственная
символика
Ро с с и и .
И с т о р и я
и
современность».
Электронное пособие.
2.
1.Государственны
е символы России
Что такое герб?
Лекция,
практическая
работа
Что такое герб?
С о с т а в н ы е
ч а с т и
герба.
К а р т и н ы
с
изображением
гербов,
мультимедио
3.
Знаки и эмблемы
Руси.
Лекция,
викторина
Знаки
и
эм бл е м ы
Руси.
Печать 1497 г. Ездец и
Святой Георгий.
Предыстория
Картины с эмблемами,
карточки с заданиями
двуглавого орла.
4-5.
Российский
герб
в XV – XIX вв.
Тво рче с ка я
работа
Предыстория
двуглавого орла.
Российский
герб
в
XVI
–
середине XIX
в.
Большой
государственный герб
Российской империи.
К а р т и н ы
с
изображением
гербов,
мультимедио.
Краски,
бумага
6-7.
Флаги советской
эпохи.
Лекция,
презентация
Знамена допетровской
э п о х и .
Р о ж д е н и я
российского флага. От
Петра I до Николая I.
Фл а г и
с о в е т с к о й
эпохи.
Современный
российский герб.
Мультимедио
презентация. (1.2.)
8-9.
Государственны
й
г и м н
Российской
Федерации
Лекция,
презентация
Государственный
г и м н
Р о с с и й с ко й
Федерации
Гимн
–
с и м в о л
с т р а н ы
Преображенский
марш
«Гром
победы,
раздавайся!»
«Коль
славен наш Господь в
Сионе…» «Боже, царя
храни!»
Аудио записи. (1.2.)
« С л а в ь с я »
и
«Прощание
славянки».
« М а р с е л ь е з а »
и
«Интернационал».
«Союз нерушимый».
10-
12.
Наградная
система.
Презентация,
викторина
Наградная
система.
Ордена и медали.
Наградная
система
Российской
империи.
Н а г р а д ы
С С С Р .
О рд е н а
и
м е д а л и
п е р и од а
В е л и ко й
отечественной войны.
Современные награды
Российской
Федерации.
Герои
и
орденоносцы России.
«Государственная
символика
Ро с с и и .
И с т о р и я
и
современность».
Электронное пособие.
Карточки
с
вопросами
викторины.
13-
14.
2.Слава
русского
о р у ж и я
в IX
–
XVII веках.
Князь – воин.
Семинар,
творческое
задание
К н я зь
С в я т о с л а в .
Походы
Святослава:
победа над хазарами,
походы
на
Дунай,
войны с Византией.
Карта
«Древнерусское
государство IX
– XII
в е к а » ,
к а р т и н ы
с
изображением воинов в
р у с с к и х
д о с п е х а х ,
справочный
материал,
свеч и,
л е т о п и с н ы й
свиток
15-
17.
Боевое
вооружение
русских воинов.
Презентация
проектов.
Вооружение
русских
воинов в период с IX
–
XIV
в е к о в .
Рогатина,
лук,
меч,
щит,
копье,
кончар,
т о п о р ,
с е к и р а ,
кистень.
картины,
отображающие
батальные
сражения
русских войск в период
IX
– XIV
в е ко в ,
результаты
проектной
деятельности
учащихся.
18-
19.
Битва
на
реке
Неве.
Практическая
р а б о т а
с
документами
Личность Александра
Невского. Прибалтика
в
XII
веке. Ордена
рыцарей.
Битва
на
реке Неве.
портрет
Александра
Невского;
к а р т и н ы
батальных
сражений
средневекового
п е р и о д а ;
с х е м а
«Родословная
Александра Невского».
20-
21.
Ледовое
побоище.
Литературно-
музыкальная
композиция
П р и ч и н ы
и
х о д
Ледового побоища.
-развитие
творческих
способностей
учащихся
компьютер,
карта
«Борьба народов нашей
страны
с
иноземными
завоевателями
в XIII
в.»;
схема
«Ледовое
побоище»;
п о р т р е т
Александра
Невского;
кантата композитора С.
Прокофьева
«Александр Невский»
22-
23.
Русь
и
Золотая
Орда.
Лекция,
викторина
по
понятиям
Монголо
-
татарское
нашествие.
Основные
сражения.
Взаимоотношение
Руси и Золотой Орды.
карта «Борьба народов
н а ш е й
с т р а н ы
с
иноземными
завоевателями
в XIII
в.»
24-
25.
Куликовская
битва.
Лекция,
проблемное
задание
П р и ч и н ы ,
х о д
и
значение Куликовской
битвы.
К а р т а ,
с х е м а .
Р у м я н ц е в а
В .
Я .
Задания и вопросы по
и с т о р и и
Р о с с и и
с
древности по XVIII век.
– М.: АРКТИ, 2002.
26-
27.
Стояние на реке
Угре.
Творческая
работа
Поход хана Ахмета на
Русь. Стояние на реке
Угре.
Свержение
ига
Золотой Орды.
Карта, картина.
28-
29.
Внешняя
политика
Ивана
Грозного.
Урок- игра
Внешняя
политика
И в а н а
Г р о з н о г о .
Ливонская
в о й н а :
п р и ч и н ы
н е у д а ч .
Восточное
направление.
Карт а.
Карточ ки
с
заданиями,
игрово е
поле.
30-
31.
Смутное время.
Р а б о т а
с
историческим
и источниками
Б о р и с
Г о д у н о в .
Л ж е д м и т р и й I
.
«Тушинский
во р » .
Б о р ь б а
п р о т и в
иноземных
захватчиков.
Карта
«Борьба
против
иноземных
интервентов».
Раздаточный материал.
33-
34.
Внешняя
политика первых
Романовых.
семинар
Войны
с
Польшей.
Воссоединение
Украины
с
Россией.
Русско-турецкая
война.
Династическая
таблица. Карта.
2 год
35.
Вводное занятие
Игра
С л а в а
р у с с к о г о
оружия
в IX
– XVII
веках.
Карточки с заданиями
36-
37.
3.
Слава
русского
оружия в
XVIII –
XIX веках
Внешняя
политика
Петра
I.
Занятие - игра
Основные
направления внешней
п о л и т и к и
П е т р а
Великого.
Северная
война.
К а рт а ,
ка рт оч к и
с
заданиями.
Портреты
П е т р а I
и
е г о
современников.
38.
Полтавская
битва.
Практическая
р а б о т а
с
Причины и ход битвы.
Соотношение
с и л .
Ка рт а ,
д о к у м е н т ы ,
воспоминания
документами
Итоги сражения и его
последствия.
современников.
39-
40.
Восточный
вопрос. Россия и
Турция.
Лекция,
презентация
Восточный
вопрос,
причины
возникновения.
Отношения России и
Т у р ц и и .
Р у с с к о -
турецкие войны.
Карта, компьютер
41-
42.
Отечественная
война 1812 г.
Р а б о т а
с
историческим
и источниками
П р и ч и н ы
в о й н ы .
Соотношения
с и л .
П л а н ы
в о ю ю щ и х
сторон.
Ход
военных
д е й с т в и й .
И т о г и
войны.
Карта,
исторические
документы.
43-
44.
Бородинское
сражение.
Лекция,
презентация
Генеральное
сражение.
С оотношение
с и л
накануне битвы.
Карта
«Отечественная
война 812 г.», схема
45-
46.
4.Слава
российского
оружия в XX веке.
« В р а г у
н е
с д а е т с я
н а ш
гордый
варяг..»
(русско-японская
во й н а
1 9 0 4
–
1905 гг.)
Лекция,
презентация
Война 1904-1905 года
с
Японией.
История
н а п и с а н и я
п е с н и
«Варяг».
компьютер,
мультемедио,
изображение
крейсера
« В а р я г »
и
е г о
командира, фотография
«Матросы
крейс ера
«Варяг» (1904 г. Санкт-
П е т е р бу р г ) ;
к а р т а
«Русско-японская
в о й н а
1 9 0 4 - 1 9 0 5
годов».
47-
48.
Россия
в
первой
мировой войне.
Р а б о т а
с
историческим
и источниками
Причины
и
начало
в о й н ы .
У ч а с т и е
России
в
войне.
Ход
военных
действий.
П р и ч и н ы
в ы х о д а
Ро ссии
из
во й н ы .
Брестский мир.
Карта «первая мировая
война», документы
49-
50.
Русский
богатырь
Бабушкин
Василий
Федорович
Занятие
исследование
Биография
В.
Ф.
Бабушкина.
Документы,
экспонаты
музея.
51-
52.
Великая
Отечественная
война
Лекция,
презентация
Причины
войны.
П л а н ы
в о ю ю щ и х
сторон. Подготовка к
войне. Начало войны.
К а р т а
« В е л и к а я
Отечественная
война»,
картины.
53.
Б ы л
г о р о д
ф р о н т ,
б ы л а
блокада
Литературно-
музыкальная
композиция.
Блокада Ленинграда.
К а р т а
« В е л и к а я
Отечественная
война»,
картины, литературные
произведения.
54-
57.
Основные
сражения
Великой
Семинар
Битва
под
Москвой.
Сталинградская
битва. Курская битва.
К а р т а
« В е л и к а я
Отечественная война»
отечественной
войны.
Берлинская операция.
58.
Н а ш
г о р о д
в
годы войны
З а н я т и е
–
исследование.
Предприятия
нашего
города
в
гг.
войны.
Ж и т е л и
го р од а
в
военное время.
Документы,
воспоминания.
59-
66.
5.
Вооруженные
силы
Российской
Федерации.
Российские
вооруженные
силы.
Семинар
Структура
вооруженных
с и л :
сухопутные, военно -
воздушные, военно –
морской
флот.
Рода
в о й с к :
р а к е т н ы е
войска
стратегического
назначения,
воздушно-
десантные
в о й с к а .
Г л а в н о е
военно – медицинское
управление.
Документы
67-
68.
Итоговое
занятие.
Игра,
викторина