Подгрупповое занятие, в логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста с ОНР (3-5 лет), по лексической теме "Дикие животные" с применением здоровьесберегающих технологий.
Автор: Усс Лариса Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад № 3 "Берёзка" Населённый пункт: Ставропольский край г.Ессентуки Наименование материала: конспект Тема: Подгрупповое занятие, в логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста с ОНР (3-5 лет), по лексической теме "Дикие животные" с применением здоровьесберегающих технологий. Раздел: дошкольное образование
Подгрупповое занятие, в логопедической группе для детей младшего
дошкольного возраста с ОНР (3-5 лет), по лексической теме «Дикие
животные» с применением здоровьесберегающих технологий.
Автор: Усс Лариса Александровна, учитель-логопед
Цель: Расширить представления о жизни диких животных весной.
Закрепить знания детей о диких животных, и их детенышах, о месте
проживания. Активизировать словарь по данной
теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
-Закрепить в речи название животных и их детёнышей.
-Учить употреблять существительные с суффиксами — онок, — ёнок , в
форме родительного падежа множественного числа: лисят, зайчат и т.д.
-Учить образовывать притяжательные прилагательные.
-Продолжать знакомить с акустико – артикуляционными свойствами звука
[С], совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, находить место
звука в слове, находить картинки на заданный звук.
-продолжать учить строить фразу из трех слов с предлогами «за», «под».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.
- Развивать речевое дыхание.
- Совершенствовать координацию движений;
- Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук.
-
Развивать
любознательность,
познавательную
мотивацию;
формировать
становление
сознания,
развивать
воображение
и
творческую
активность,
Развитие памяти, логического мышления.
-Способствовать
развитию
двигательной
активности
детей:
координации
движений, согласованности действий.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность,
инициативность, ответственность.
Побуждать интерес к усваиванию знаний.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Здоровье».
Технологии:
-использование игровых методов;
-игровые технологии, направленные на развитие зрительного восприятия,
слухового внимания;
здоровьесберегающие технологии направленные на развитие
артикуляционной моторики (биоэнергопластика), речевого дыхания.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Магнитная доска, плакат «Животные леса», звуковой кубик, кукла фея,
варежки разных цветов, перчаточная куклы – лиса, медведь, заяц, ёж; набор
карточек «Животные леса и их детёныши», корзина с морковью (картон),
мячи су-джок по количеству детей; контейнеры с крупой, «шапочки»
животных, предметные картинки на звук «С»
Виды деятельности в НОД:
Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Двигательная
Критерии оценки деятельности на занятии:
активное участие в ходе НОД;
проявление самостоятельности и фантазии;
эмоциональное реагирование;
проявление интереса к познанию;
- речевая активность.
Содержание организованной образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Логопед, вместе с детьми заходит в группу.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, какое у нас солнечное, весеннее утро. У вас хорошее
настроение? ( ответы детей).
- Посмотрите сколько сегодня моих друзей у нас в гостях. Давайте
поприветствуем их.
-Ребята, а у вас есть друзья. Кто они? (ответы детей).
Логопед: Здорово! А у меня есть очень необычные друзья! Хотите с ними
познакомится?
Чтобы узнать, кто это – отгадайте загадки:
1.Кто в густом лесу мелькает,
Рыжей шубкой полыхает.
Знает она в цыплятах толк
Ну конечно это (лиса)
2.Быстрее всех от страха несётся (заяц)
3.В чаще голову задрав
Воет в лесу голодный ( волк)
4.Клубком свернулся, ну-ка тронь
со всех сторон колючий (ёж)
5.Зимой в берлоге видит сон,
лохматый косолапый ( медведь)
Дети отгадывают загадки, логопед демонстрирует картинки, и закрепляет
их на магнитной доске.
Логопед : Кто же это?
Дети: Дикие животные.
Логопед: А где они живут?
Дети: В лесу.
2. Сообщение темы
Логопед: Весна у нас в самом разгаре. Сегодня я приглашаю вас в
путешествие. Мы отправимся с вами, в волшебный лес, познакомится
поближе с дикими животными, узнаем, как изменилась весной ихжизнь.
Но помните ребята лес волшебный!
А как вы думаете почему?
(Ответы детей)
Логопед : Лес волшебный, потому что все жители леса умеют разговаривать.
А мы с вами говорим правильно и красиво? Что нужно делать, чтобы чётко
говорить?
Дети: Чтобы чётко говорить, нужно с пальцами дружить.
3.Пальчиковая гимнастика «Чтобы чётко говорить»
А мы с вами разговариваем при помощи чего? (ответы детей)
Давайте подружим наши пальчики с нашим язычком!
4.Развитие артикуляционной моторики
Логопед предлагает детям проделать зарядку для язычка при помощи
приёмов биоэнергопластики. Дети становятся в круг.
Используемые упражнения:
-«окошко»;
-«заборчик»;
-«качели»;
-«часики»;
- «блинчик»;
- «лошадка».
Логопед: Итак, к путешествию готовы?
Ну как же мы попадём в лес? (ответы детей)
Логопед: Нам нужна волшебница, фея.
( дети зовут фею Правильнодыши , вспоминают правила речевого
дыхания)
5.Развитие речевого дыхания
Упражнение «Волшебники»
(дети поднимают правую руку, делая вдох носом, затем опуская руку
длительно произносят гласный звук, выбранный заранее)
Логопед: Вот мы и в лесу!
( Перед игровой зоной расположены волчьи следы)
— Ну, а теперь — вперед по настоящей тропе (шагаем «по следам волка» к
игровой зоне). Старайтесь «ступать» след в след, чтобы не сбиться с пути.
(развитие общей моторики)
Логопед: Мы прибыли на лесную опушку. Посмотрите вокруг, какая красота!
У вас хорошее настроение?
-Ребята, а от взрослых в лесу можно убегать?
Почему? (ответы детей )
-А кричать в лесу можно?
Почему? ( (ответы детей )
Логопед: Смотрите ребята нас с вами встречает ёж.
Кукла-ёж приветствует детей, и спрашивает
-А вы знаете, как зовут моих детенышей?
Дети: ежата
- Как называется место где я живу?
Дети: нора
Ёж просит детей перечислить признаки относящиеся к нему.
Дети: колючий, серый, маленький и т.д.
6.Звуковая культура речи: Звук Ф
Логопед: Он умеет произносить звуки:
Ёжик, ёжик колкий покажи свои иголки - ФФФ
Ёжик, ёжик колкий спрячь свои иголки – ФФФ
(дети дублируют движения логопеда).
7. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Ёж один из моих друзей и он любезно согласился сопровождать нас в лесу.
Сказка «Покатился ёжик по дорожке»
-Покатился ёжик по дорожке,
Катится, катится,
А на встречу ему …..(лиса)
Логопед
демонстрирует
картинку
(виден
лишь
лисий
хвост),
которая
закреплена на карте леса
Дети: Лиса
Логопед:
— А как вы догадались, что это лиса?
Дети: Увидели лисий хвост.
Логопед: Давайте позовём лису
Дети: Выходи лиса.
Кукла Лиса: «Здравствуйте, ребята!»
Дети: Здравствуй, лиса!
Логопед: Лисичка-сестричка, мы с ребятами хотели узнать, что изменилось в
твоей жизни с приходом весны.
Кукла Лиса: «Весной у меня появились детки. А вы знаете, как зовут моих
детенышей?»
(Лисята)
«Правильно. Я вывожу их в норе. Обычно лисят бывает много, а в этом году
у меня появилось целых 10 штук».
Логопед: Спасибо, лиса!
Лиса: Ребята я хочу с вами поиграть.
Логопед: Поиграем с лисой.
Д/и «Повтори»
Са-Са-Са - рыжая лиса;
Сы-Сы-Сы – след большой лисы;
Су-Су-Су – увидели лису;
Се-Се-Се – помним о лисе.
Логопед: Какой звук любит лиса, вы догадались?
Дети: звук С
Логопед: Какие слова вы знаете на этот звук?
Логопед:
Ребята,
давайте
подарим
лисе
картинки,
названия
которых
начинаются на этот звук.
Дети
подходят
к
столу,
где
заранее
заготовлены
карточки
на
звук
С.
Выбирают по одной, затем называют, анализируя свой выбор.
Кукла– лиса: Спасибо ребята, побегу к своим деткам.
Логопед: Сколько слогов в слове лиса; лисята. Какое слово длиннее?
Логопед: Путешествуем дальше.
-Покатился ёжик по дорожке,
Катится, катится,
А на встречу ему …..(медведь)
Логопед демонстрирует картинку, на которой спрятался медведь.
Логопед: Ребята, а кто это прячется вот за тем толстым деревом?
(Медведь)
— А как вы догадались?
Дети: увидели медвежьи лапы.
Зовем: «Медведь, выходи!».
Медведь: Здравствуйте, ребята!
— Здравствуй, медведь. Мы хотим узнать, что изменилось в твоей жизни с
приходом весны?
Медведь: «Я недавно вылез из берлоги. Пока я еще очень худой и голодный.
— Почему? (Всю зиму ничего не ел).
Медведь: „Зимой в берлоге у медведицы родились детки“.
— А ребята знают, как называются твои детеныши. Правда, ребята. Давайте
скажем вместе: (медвежата).
Медведь: Весной медвежата вместе с мамой выходят из берлоги на свет.
Мама-медведица учит малышей отыскивать пищу, есть прошлогодние ягоды.
— Спасибо тебе, медведь, за рассказ.
Медведь: Ребята давайте поиграем.
Медведь предлагает поиграть.
Д/И «Найди детёныша»
(дети подходят к столу, где заранее подготовлены карточки с изображением
животных и их детёнышей. Они должны выбрать животного и подобрать к
нему карточку с изображением детёныша, а затем озвучить свой выбор:
- У мамы - лисицы- лисёнок и т.д.)
Логопед: « Покатился Ёжик по дорожке»
На встречу……….
— Посмотрите, кто это за пеньком спрятался?
Дети: Заяц.
— Как вы догадались?
Дети: Увидели заячьи ушки.
Зовём зайца: «Заяц выходи». Появляется игрушка «заяц».
Кукла Заяц: Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте, заяц!
Логопед: Зайчик, мы с ребятами хотели у тебя узнать, что изменилось в твоей
жизни с приходом весны.
Кукла Заяц: «Так я шубку свою поменял. Зимой я был … (белый), а весной
стал … (серый). У меня появились малыши, детеныши».
Как зовут моих детенышей?
Дети: Зайчата.
Кукла Заяц: Наши зайчата почти с первых дней жизни становятся
самостоятельными. Сразу после рождения они остаются под кустом одни.
Зайчиха покормит их молоком и убежит. Если мимо пробежит чужая зайчиха,
она тоже непременно покормит малышей. А очень скоро они сами начнут
есть траву и листья.
Логопед: Спасибо, зайчик, за такой интересный рассказ.
Заяц предлагает поиграть.
Логопед: Для того чтобы зайчику выжить в лесу, он должен быть быстрым,
ловким, внимательным.
Дети переходят на ковёр.
8.
Кинезеологический
комплекс
-
правая
ладошка
вверх,
левая
вниз.
Логопед считает: 1-2-3, на счёт три положение рук меняется.
Логопед: Ещё зайчик должен быть зорким.
9.Гимнастика для глаз «Морковка» (профилактика остроты зрения)
Логопед: Возьмем в руки морковки и поиграем с ними. Только голову нужно
держать прямо, работают только глаза.
Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними, (взгляд вверх)
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти, (посмотреть вниз)
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ай– да заинька умелый!
Глазками моргает, (моргание и закрывание глаз)
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)
С ними весело плясали.
Логопед: Покатился Ёжик по дорожке- катится, катится……..
Прикатился к реке,
Решил искупаться. Стал плавать………….
Ёжик устал и лёг спать.
А мы с вами продолжаем играть. Не забывайте, что вы в волшебном лесу.
Поэтому обязательно должны быть чудеса и превращения.
10.Развитие эмоции
Игра «Превращения»
(Дети подходят к домику, где лежат «шапочки» животных. Делают свой
выбор, затем стараются его объяснить.)
Логопед: Ребята представьте, что вы на некоторое время превратились в
животных- жителей леса. Изобразите их.
Дети играют, двигаются как дикие животные.
Логопед: Иногда некоторых людей сравнивают с животными:
Быстрый, как белка
Хитрый, как лиса;
Голодный (злой), как волк
Косолапый как ……
Трусливый как……
11.Развитие слухового восприятия.
Логопед: Путешествие в волшебный лес заканчивается. Нам пора обратно в
детский
сад.
Вернёмся
мы
туда
очень
необычным
способом.
Вы
будете
называть
диких животных и мы с вами будем «прохлопывать» эти слова,
мерить их длину.
Дети: Лиса.
Логопед: Прохлопаем вместе ли-са. Сколько раз хлопали?
Дети: Два.
Логопед: Значит делаем два шага и т.д.
Дети
совместно
с
логопедом
переходят
в
другую
игровую
зону,
где
находится мольберт с плакатом «Жители леса»
12. Развитие зрительного внимания.
Логопед: А какого зверя мы не встречали в волшебном лесу? .
Дети : Мы не встретили кабана, белки, лося, бобра
13.Итог
— Где мы сегодня с вами побывали?
— Кого встретили в волшебном лесу?
— Что нового узнали? Кому вы расскажите о путешествие в волшебный лес?