Развитие речи детей с ОНР через изобразительную деятельность
Автор: Павлова Надежда Константиновна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Населённый пункт: п. Приволжский Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие речи детей с ОНР через изобразительную деятельность Раздел: дошкольное образование
деятельность.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев.
Другими
словами:
чем
больше
мастерства
в
детской
руке,
тем
умнее
ребенок».
/В.А.Сухомлинский/
Приоритетной
задачей
современной
концепции
дошкольного
воспитания
является
максимальное
содействие
воспитанию
творческой
личности
в
условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации в детском саду объединяются под
названием
«Изобразительная
деятельность»
и л и
п р о д у к т и в н а я
деятельность,
так
как
результатом
их
является
создание
ребенком
определенного
продукта:
рисунка,
аппликации,
лепки.
Значение
изобразительной
деятельности
для
всестороннего
развития
и
воспитания
дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая
как специфическое образное средство познания действительности, она имеет
огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь,
теснейшим образом связано с развитием речи.
Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику,
что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.
Изобразительная
деятельность
имеет
большое
познавательное,
воспитательное
и
коррекционное
значение
благодаря
многообразию
наглядности.
Речевой
материал
будет
усваиваться
быстрее
и
полнее
при
использовании
натуральных
объектов
в
качестве
наглядной
опоры.
Все
предметы,
созданные
детьми
в
результате
продуктивной
деятельности,
являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.
У
детей
с общим
недоразвитием
речи
страдают
не
только
все
разделы
речевой
функциональной
системы,
но
и
многие
психические
неречевые
функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то,
что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные
функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не
могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении
за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные
характеристики предмета и объекта.
К тому же,
дети
с
речевыми
нарушениями
редко
имеют
уверенную
координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость,
неточность
движений,
трудности
усвоения
двигательной
программы,
что
выражается
в
неумении
держать
карандаш,
кисточку,
обводить
контуры,
раскрашивать
рисунок.
А
в
процессе
продуктивной
деятельности
предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием.
И
происходит
это
естественно,
поскольку
все
действия
здесь
ребенок
выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают
последовательность
действий
и
причинно-следственные
связи
различных
действий
и
явлений.
Следует
особо
отметить,
что
действия
детей,
сопровождаемые
речью,
в
процессе
изобразительной
деятельности,
становятся
более
совершенными,
осмысленными,
целенаправленными,
регулируемыми
и
ритмичными.
Ускоряется
и
процесс
усвоения
навыков
изображения. Значение рисования для всестороннего развития и воспитания
дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Доказано,
что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной
системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Наряду с решением
основных
задач
на
занятиях
изобразительной
деятельности
успешно
осуществляется и развитие речи детей. Усвоение названий форм, цветов, их
оттенков,
пространственных
обозначений;
высказывания
в
процессе
наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а
также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование
связной речи. Так, дидактические игры “Что в руке”, “Подбери предмет”,
“Найди такой же” перед рисованием овощей и фруктов помогают научить
ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции
сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется
навык согласования прилагательных с существительными разных родов: “У
меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая” Дети
быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной
опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки).
Разнообразный
наглядный
материал,
который
периодически
меняется,
помогает
уточнить
понимание
названий
предметов,
действий,
признаков.
Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать
смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их
лексические, фонетические, грамматические оттенки.
В изобразительной
деятельности
значительно
быстрее
происходит
развитие
восприятия
и
осознания
речи
детьми,
так
как
речь
приобретает
действительно
практическую направленность и имеет большое значение для выполнения
той или иной предложенной деятельности.
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной
речью
большое
значение
имеет
использование
художественного
слова.
Художественное
слово
усиливает
чувства
детей,
речевую
мыслительную
деятельность.
Можно
обратиться
и
к
проверенному
практикой
приему
работы, когда прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей к
воспроизведению
в
рисунке
впечатлений
от
стихотворения.
Чтение
стихотворений,
потешек,
песенок
на
занятиях
рисованием
повышает
эмоциональное
отношение
детей,
способствует
формированию
образного
представления об изображаемом. Для этого мы используем произведения
мелодичные,
звонкие,
с
красивым
ритмом,
с
четкой
рифмой.
Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой.
Выразительность
в
рисунке
создается
при
помощи
звучных
слов,
передающих
характер
образа
игрушки,
дерева,
животного
и
пр.
Выразительные
средства
языка
повышают
эмоциональное
настроение
маленького рисовальщика. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски,
мы
на
музыкальном
фоне
читаем
строчки
стихотворения
по
теме
предстоящего занятия. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному
изображению
природы,
можно
начать
с
подбора
слов,
подчеркивающих
очарование этого времени года. Здесь уместен прием– игра “Слово в копилку.
С помощью этого приема у детей с общим недоразвитием речи обогащается
описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы “Осень”
на занятии по изодеятельности в старшей логопедической группе перед тем,
как рисовать дерево, дети “складывали” в копилку
красивые слова об
осенних
листьях:
багряные,
золотые,
легкие,
воздушные,
лапчатые,
разноцветные.
На занятиях по изодеятельности мы применяем различные приемы работы с
детьми: – обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных
бумажных, деревянных); – комментирование действий (берем карандаш в
правую
руку,
ставим
карандаш
в
левый
верхний
угол
и
т.д.);
–
воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную
тему); – подробные вопросы к детям по форме и цвету; – предварительные
упражнения для развития мелкой моторики.
Нами используется и прием “незавершенный рисунок”, который незаменим
для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи.
Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический
корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.
У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении
описательных
рассказов
по
картине.
Для
облегчения
этого
процесса
на
занятиях
по
изо
мы
“превращаем”
треугольники
(большие,
маленькие,
красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты.
У детей складывается определенный план: форма, цвет, размер плода, вкус,
вариант использования в пищу. При рисовании ребенок рассказывает: “Я
нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная. На вкус –
сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат”.
Важно
осуществлять
взаимодействия
речевой
и
изобразительной
деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. В
процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется
непрерывный
разговор
с
детьми.
Игровая
ситуация,
формы
работы
воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель
обозначает
словом
все,
что
происходит
на
бумаге.
Такие
комментарии
позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных
ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая
пассивный
словарь.
Необходимо
поддерживать
любую
попытку
ребенка-
логопата прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных
детей
также
специально
создавать
условия,
в
которых
ему
захочется
воспользоваться
активной
речью.
Например,
на
занятии
по
рисованию
акварелью кота. По плану дети придумывают рассказ по своему рисунку: –
кого ты нарисовал,
как его зовут, какая у него мордочка, шерстка, лапки,
глаза, нос, ушки, какой у него характер, чем он любит заниматься, чем он
тебе нравится. Рассказы, как и рисунки, получаются самые разные.
Изобразительная
деятельность
–
благодатная
почва
для
реализации
активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что
видит,
90%
из
того,
что
делает.
Изодеятельность
позволяет
развивать
творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки,
учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.
Название
предметов,
явлений,
их
словесное
определение
и
описание,
высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном
изображении,
его
оценка,
умение
его
охарактеризовать,
сказать,
что
получилось
и
что
не
получилось
и
почему,
развивает
речь
детей
и
способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.