Напоминание

психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение как условие успешной социализации ребенка, проживающего вучреждении помощи детям.


Автор: Нагорная Светлана Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Большой Лог Аксайский район
Наименование материала: статья
Тема: психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение как условие успешной социализации ребенка, проживающего вучреждении помощи детям.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА, ПРОЖИВАЮЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННО КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «БОЛЬШЕЛОГСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ» Нагорная С.В. – социальный педагог Казалось бы, что в условиях нахождения детей в учреждениях и государственной поддержки, следует ожидать у них сравнительно высокого уровня умения организовывать себя и планировать свое поведение. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из учреждений интернатного типа выходят дети, не подготовленные к самостоятельной ж и з н и . На что нужно обратить внимание сегодня, пока ребенок находится в стенах учреждения. Как сделать, чтобы дети стали успешными в жизни. Как сформировать личностные качества ребенка, которые заложены в модели выпускника. Сотрудники государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Большелогский центр помощи детям» четко знаем, что мы должны сформировать у ребенка, чтобы выйти на ту модель выпускника, которая на наш взгляд, является кат а л и з ато р ом все нашей работы и воспитательной деятельности, как формировать социально адаптированную личность? Мы рассматриваем выпускника как целостную и компетентную личность, способную искать, думать, сотрудничать, сопереживать, адаптироваться в обществе. Вместе с тем, сохраняя индивидуальность ребенка, его уникальность и самобытность. Процесс социализации состоит из 2 х этапов: - формирование основных компетенций у детей, находящихся в учреждении - социализация и адаптация выпускников. В разные годы в нашем учреждении было разное количество выпускников. (от 12-17 чел.) В 2005 годы ситуация по их социализации и адаптации в жизни складывалась не совсем хорошо. 85% таких детей планировали получить рабочие профессии и лишь 10% думали о получении среднего профессионального образования. Полученного образования для выполнения жизненных планов хватило только 20 % выпускникам; желали сменить
профессию 60 % выпускников, и половина выпускников сменили ее после 6 лет самостоятельной жизни; женаты/замужем (официально) к 6 годам после выпуска 17 %; удовлетворены своей семейной жизнью – 15 %; 10 % выпускников имеют проблемные жизненные сценарии: «неизвестность», «трагедия», «нарушение з а к о н а » . Учитывая вышесказанное очевидно, что лишь незначительный процент детей, успешно адаптировался к самостоятельной ж и з н и В связи с этим процесс воспитания детей требует особых подходов к его организации. Основной идеей воспитания, на наш взгляд, является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного ч е л о в е к а . Разрабатывая систему развития и воспитания детей, мы определили, что главное, от чего зависит успешность процесса становления и развития личности ребенка – это раннее преодоление нарушений в социальной сфере детей. При поступлении ребенка в учреждение, изучив материалы документов на что нужно обратить внимание, к каким специалистам обратиться за консультацией. И здесь важным компонентом выступает преемственность в деятельности воспитателей непосредственно учреждения и специалистов служб психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение и их взаимные контакты. Которые в последствии являются очень значимыми ориентирами предупреждения отклоняющегося поведения и жизнеустройства, обеспечивающего успешную дальнейшую социализацию. В ГКУСО Ростовской области Большелогском центре помощи детям создана и функционирует Служба сопровождения постинтернатной адаптации выпускников, работающая по программе «Социальная адаптация детей и постинтернатное сопровождение» В службу входят воспитатели, медицинский работник, психолог и социальный педагог. Взаимодействие специалистов осуществляется в форме консилиума и в то же время между ними четко распределены виды деятельности по социализации детей как в стенах учреждения и во время поститернатного сопровождения выпускников. Психолог осуществляет диагностику, коррекционно-развивающую, профилактическую работу. Основная задача его деятельности – формирование у воспитанников позитивной психологической активности, должного объёма стрессоустойчивости, способствующего принятию, социально одобряемых и личностно значимых р е ш е н и й . Сравнительный анализ диагностик сформированности ключевых
компетенций детей, находящихся в стенах ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям. 82% на первое место ставили получение образования, создание семьи, ведение здорового образа жизни, иметь хорошую работу и т.д. Эти дети они и успешны в жизни. 18% детей, поступивших в учреждение старше 14 лет, с уже сложившимся негативным жизненным опытом на первое место ставили деньги, свободу, развлечения. Именно такие дети сегодня составляют проблемы в адаптации и социализации в о б щ е с т в е . От качества диагностических процедур зависит успешность деятельности всех специалистов. По результатам диагностики психолог дает воспитателям рекомендации, проводит совместные треннинговые занятия, где разбираются и анализируются похожие жизненные ситуации. (слайд) Социальный педагог, проводя диагностическую работу с выпускниками, осуществляют диагностику оптимальных возможностей социальной адаптации выпускников и особенности интеграции их в социум. С этой целью он выясняет учебные и профессиональные достижения и проблемы выпускников. Осуществляет межведомственное взаимодействие с общественными и образовательными у ч р е ж д е н и я м и . В учреждении реализуется разработанный совестно с МБОУ МУК г. Аксая социально-педагогический проект «Горизонты будущего», нацеленный на профессиональную ориентацию и дальнейшую адаптацию в обще стве. Этот проект позволил на базе Центра п р о в од и т ь профессиональные пробы по профессиям: швея, автослесарь, повар, делопроизводитель. В рамках проекта проводились экскурсии на предприятия ООО Атлантис- пак и его дочерние предприятия, Кондитерская фабрика «Мишкино», салон красоты г. Аксая «Авангард», завод гражданской авиации и др. Для детей Центром занятости населения используется компьютерная диагностика «Могу-хочу-буду». Проводятся мастерских, правововой
лекторий. Работает клуб помощи выпускникам. В котором собираются специалисты суда и прокуратуры, юристы, которые предоставляют детям бесплатную юридическую п о м о щ ь . Итогом деятельности специалистов службы выступает – достаточный уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни в социуме, выявляемый в процессе годовой аттестации. Ежегодно в мае дети центра проходят экзамены на социальную зрелость. Итоговая аттестация выпускников позволяет определить степень их готовности к самостоятельной жизни и констатировать, что наиболее низкой является физическая и морально-волевая готовность, более высокие показатели имеют социально-педагогическая и профессионально-трудовая подготовленность к взрослой жизни. За каждым ребенком закреплен педагог, который является куратором ребенка и помогает ему решать трудные жизненные ситуации: проблемы в школе, проблемы межличностного характера. Ведется мониторинг уровня развития ребенка его способностей, увлечений, наклонностей ребенка, который нам дает возможность сориентировать ребенка после выпуска. Этот же воспитатель продолжает курировать ребенка и в постинтернатный период. По нашим данным самым трудным в процессе приспособления к взрослой жизни оказываются первые 6-7 месяцев, когда подростку необходимо самоутвердиться, получить поддержку и освоиться в новом коллективе. Педагог- куратор поддерживает связь с учебным заведением, где обучаются выпускники, оказывает помощь в решении жизненных трудностей. Сложившаяся в центре система работы по социализации детей является достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего и высшего профе ссионального образования. Это свидетельствует об и х адаптированности к иным, новым условиям социальной среды, и как следствие успешной социализации в обществе. Из 58 выпускников 31 человек продолжили обучение: из них 4 человека обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах - 20 человека, в ПТУ - 7 человек, 20 человек работают, не работают и не учатся - 7 человек. Из выпускников 16 человек созда ли свои с емьи, 5 из н и х зарегистрировали б р а к . Мы часто слышим, что будет с нашими воспитанниками, когда они вырастут. Проблем сегодня множество и у детей, живущих с родителями, а у наших тем более. Самое главное, что нашим воспитанникам есть куда прийти. Что они не одни, здесь их всегда поймут и поддержат.


В раздел образования