психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение как условие успешной социализации ребенка, проживающего вучреждении помощи детям.
Автор: Нагорная Светлана Васильевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям Населённый пункт: х.Большой Лог Аксайский район Наименование материала: статья Тема: психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение как условие успешной социализации ребенка, проживающего вучреждении помощи детям. Раздел: среднее профессиональное
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ,
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА, ПРОЖИВАЮЩЕГО В
ГОСУДАРСТВЕННО КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ «БОЛЬШЕЛОГСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ»
Нагорная С.В. – социальный педагог
Казалось бы, что в условиях нахождения детей в учреждениях и
государственной поддержки, следует ожидать у них сравнительно высокого
уровня умения организовывать себя и планировать свое поведение. Однако
при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из учреждений
интернатного типа выходят дети, не подготовленные к самостоятельной
ж
и
з
н
и
.
На что нужно обратить внимание сегодня, пока ребенок находится в стенах
учреждения.
Как
сделать,
чтобы
дети
стали
успешными в жизни.
Как
сформировать личностные качества ребенка, которые заложены в модели
выпускника.
Сотрудники
государственного
казенного
учреждения
социального
обслуживания Ростовской области
центр помощи детям, оставшимся без
попечения родителей «Большелогский центр помощи детям» четко знаем,
что
мы
должны
сформировать
у
ребенка,
чтобы
выйти
на
ту
модель
выпускника,
которая
на
наш
взгляд,
является
кат а л и з ато р ом
все
нашей работы
и
воспитательной
деятельности,
как
формировать
социально адаптированную личность? Мы рассматриваем выпускника как
целостную
и
компетентную
личность,
способную
искать,
думать,
сотрудничать,
сопереживать,
адаптироваться
в
обществе.
Вместе
с
тем,
сохраняя индивидуальность ребенка, его уникальность и самобытность.
Процесс социализации состоит из 2 х этапов:
- формирование основных компетенций у детей, находящихся в учреждении
- социализация и адаптация выпускников.
В разные годы в нашем учреждении было разное количество выпускников.
(от 12-17 чел.) В 2005 годы ситуация по их социализации и адаптации в
жизни
складывалась
не
совсем
хорошо.
85%
таких
детей
планировали
получить рабочие профессии и лишь 10% думали о получении среднего
профессионального образования. Полученного образования для выполнения
жизненных
планов
хватило
только
20
%
выпускникам;
желали
сменить
профессию 60 % выпускников, и половина выпускников сменили ее после 6
лет самостоятельной жизни; женаты/замужем (официально) к 6 годам после
выпуска
17
%;
удовлетворены
своей
семейной
жизнью
–
15
%;
10
%
выпускников
имеют
проблемные
жизненные
сценарии:
«неизвестность»,
«трагедия», «нарушение з
а
к
о
н
а
»
.
Учитывая вышесказанное очевидно, что лишь незначительный процент
детей, успешно адаптировался к самостоятельной ж и з
н и
В связи с этим процесс воспитания детей требует особых подходов к его
организации. Основной идеей воспитания, на наш взгляд, является создание
условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития
приобретает
способность
самостоятельно
строить
свой
вариант
жизни
достойного ч
е
л
о
в
е
к
а
.
Разрабатывая систему развития и воспитания детей, мы определили, что
главное,
от
чего
зависит
успешность
процесса
становления
и
развития
личности ребенка – это раннее преодоление нарушений в социальной сфере
детей.
При
поступлении
ребенка
в
учреждение,
изучив
материалы
документов
на
что
нужно
обратить
внимание,
к
каким
специалистам
обратиться
за
консультацией. И
здесь
важным
компонентом
выступает
преемственность в деятельности воспитателей непосредственно учреждения
и
специалистов
служб
психолого-педагогическое,
медико-социальное
сопровождение и их взаимные контакты.
Которые
в
последствии
являются
очень
значимыми
ориентирами
предупреждения
отклоняющегося
поведения
и
жизнеустройства,
обеспечивающего успешную дальнейшую социализацию.
В
ГКУСО
Ростовской
области
Большелогском
центре
помощи
детям
создана
и
функционирует
Служба
сопровождения
постинтернатной
адаптации выпускников, работающая по программе «Социальная адаптация
детей и постинтернатное сопровождение»
В службу
входят
воспитатели,
медицинский
работник,
психолог
и
социальный педагог. Взаимодействие специалистов осуществляется в форме
консилиума
и
в
то
же
время
между
ними
четко
распределены
виды
деятельности по социализации детей как в стенах учреждения и во время
поститернатного сопровождения выпускников.
Психолог осуществляет диагностику, коррекционно-развивающую,
профилактическую
работу.
Основная
задача
его
деятельности
–
формирование
у
воспитанников
позитивной
психологической
активности,
должного объёма стрессоустойчивости, способствующего принятию,
социально одобряемых и личностно значимых р
е
ш
е
н
и
й
.
Сравнительный
анализ
диагностик
сформированности
ключевых
компетенций
детей,
находящихся
в
стенах
ГКУСО
РО
Большелогского
центра помощи детям.
82%
на
первое
место
ставили
получение
образования,
создание
семьи,
ведение здорового образа жизни, иметь хорошую работу и т.д. Эти дети они
и успешны в жизни.
18% детей, поступивших в учреждение старше 14 лет, с уже сложившимся
негативным жизненным опытом на первое место ставили деньги, свободу,
развлечения. Именно такие дети сегодня составляют проблемы в адаптации и
социализации в о
б
щ
е
с
т
в
е
.
От качества диагностических процедур зависит успешность деятельности
всех
специалистов.
По
результатам
диагностики
психолог
дает
воспитателям рекомендации, проводит совместные треннинговые занятия,
где
разбираются
и
анализируются похожие жизненные ситуации. (слайд)
Социальный педагог, проводя диагностическую работу с выпускниками,
осуществляют
диагностику
оптимальных
возможностей
социальной
адаптации выпускников и особенности интеграции их в социум. С этой
целью он выясняет учебные и профессиональные достижения и проблемы
выпускников.
Осуществляет
межведомственное
взаимодействие
с
общественными и образовательными у
ч
р
е
ж д
е
н
и
я
м
и
.
В
учреждении
реализуется разработанный совестно с МБОУ МУК
г.
Аксая
социально-педагогический
проект
«Горизонты
будущего»,
нацеленный на профессиональную ориентацию и дальнейшую адаптацию в
обще стве.
Этот
проект
позволил
на
базе
Центра
п р о в од и т ь
профессиональные
пробы
по
профессиям:
швея,
автослесарь,
повар,
делопроизводитель.
В рамках проекта проводились экскурсии на предприятия ООО Атлантис-
пак и его дочерние предприятия, Кондитерская фабрика «Мишкино», салон
красоты
г.
Аксая
«Авангард»,
завод
гражданской
авиации
и
др.
Для детей Центром занятости населения используется компьютерная
диагностика
«Могу-хочу-буду».
Проводятся
мастерских,
правововой
лекторий.
Работает
клуб
помощи
выпускникам.
В
котором
собираются
специалисты суда и прокуратуры, юристы, которые
предоставляют
детям
бесплатную юридическую п
о
м о
щ ь
.
Итогом деятельности специалистов службы выступает – достаточный
уровень
готовности
воспитанников
к
самостоятельной
жизни
в
социуме,
выявляемый в процессе годовой аттестации. Ежегодно в мае дети центра
проходят экзамены на социальную зрелость.
Итоговая
аттестация
выпускников
позволяет
определить
степень
их
готовности к самостоятельной жизни и констатировать, что наиболее низкой
является
физическая
и
морально-волевая
готовность,
более
высокие
показатели
имеют
социально-педагогическая
и
профессионально-трудовая
подготовленность к взрослой жизни.
За каждым ребенком закреплен педагог, который является куратором
ребенка и помогает ему решать трудные жизненные ситуации: проблемы в
школе, проблемы межличностного характера.
Ведется
мониторинг
уровня
развития
ребенка
его
способностей,
увлечений,
наклонностей
ребенка,
который
нам
дает
возможность
сориентировать ребенка после выпуска.
Этот же воспитатель продолжает курировать ребенка и в постинтернатный
период.
По нашим данным самым трудным в процессе приспособления к взрослой
жизни
оказываются
первые
6-7
месяцев,
когда
подростку
необходимо
самоутвердиться,
получить
поддержку
и
освоиться
в
новом
коллективе.
Педагог- куратор поддерживает связь с учебным заведением, где обучаются
выпускники,
оказывает
помощь
в
решении
жизненных
трудностей.
Сложившаяся в центре система работы по социализации детей является
достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и
успешного
обучения
воспитанников
в
учреждениях
среднего
и
высшего
профе ссионального
образования.
Это
свидетельствует
об
и х
адаптированности
к
иным,
новым
условиям
социальной
среды,
и
как
следствие успешной социализации в обществе.
Из 58 выпускников 31 человек продолжили обучение: из них 4 человека
обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах - 20 человека,
в ПТУ - 7 человек, 20 человек работают, не работают и не учатся - 7 человек.
Из
выпускников
16
человек
созда ли
свои
с емьи,
5
из
н и х
зарегистрировали б
р
а
к
.
Мы часто слышим, что будет с нашими воспитанниками, когда они
вырастут. Проблем сегодня множество и у детей, живущих с родителями, а у
наших
тем
более.
Самое
главное,
что
нашим
воспитанникам
есть
куда
прийти. Что они не одни, здесь их всегда поймут и поддержат.