Напоминание

Зож "Азбука питания"


Автор: Григорьевская Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида 223"
Населённый пункт: Г саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Зож "Азбука питания"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект «Азбука питания»
(с детьми старшего дошкольного возраста») Разработала воспитатель Григорьевская О.Н. 2015 год

Описание ситуации и постановка проблемы:
одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Зачастую у современных детей и их родителей отсутствует заинтересованность в соблюдении привычки к режиму дня, занятиям физкультурой, культурно-гигиеническим навыкам и, особенно, здоровому питанию. Не секрет, что современный ритм жизни диктует свои условия и зачастую не только дети, но и родители просто не задумываются над тем, как и чем они питаются. А ведь здоровье нельзя купить, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но, чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его. Поэтому я решила пополнить и расширить представления детей о здоровом питании, полезных продуктах и культуре приёма пищи с помощью непосредственно образовательной деятельности, развивающих игр, бесед, проблемных ситуаций. В ходе данного проекта особое внимание уделялось потребности детей быть здоровыми с помощью правильного питания. Проект реализуется с помощью нескольких образовательных областей («Коммуникативная, игровая деятельность. Социальный мир», «Физическое развитие», «Познавательная деятельность»,) и включает в себя разные методы и приёмы:
словесные
(беседы и обсуждения, вопросы к детям, словесные игры и упражнения, загадки),
наглядные
(рассматривание иллюстраций, использование схем, карточек),
практические
(игровые упражнения, опыты, моделирование, рисование),
игровые
(сюрпризные моменты, включение сказочных персонажей, развивающие и подвижные игры)
Цель проекта:
воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью, потребности быть здоровыми.
Задачи проекта:
 Формировать представление о том, какая пища требуется организму, полезных и вредных продуктах  Расширять и пополнять знания о витаминах и продуктах, их содержащих  Воспитание навыков культуры приёма пищи, поведения за столом
Период реализации проекта:
две недели

Этапы, их содержание, основные мероприятия
Этапы Содержание Основные мероприятия Подготовитель ный 1.Выявление знаний детей о правильном питании 2.Изучение материала, его адаптирование для детей старшего дошкольного возраста 3.Разработка конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности, итогового мероприятия 1.Обследование детей 2.Экскурсия на кухню, на хлебокомбинат, в магазин 3.Беседы с родителями о любимых и традиционных блюдах семьи Основной 1.Проведение разных видов деятельности 2.Чтение художественных произведений, заучивание стихов, правил, обсуждение пословиц, просмотр м/ф, видео фрагментов 3.Разучивание подвижных игр, включение развивающих игр и упражнений 4.Оказание помощи родителями в создании предметно-развивающей среды 5.Создание с детьми альбома «Откуда что на стол пришло»
1.Беседы с детьми:
«Что такое полезная пища», «Где живут витамины», «Что нужно нашему организму», «Чем питались наши предки»
2.Игры и упражнения:
«Полезно-вредно», «Где спрятались витамины», «Продолжи предложение», «Угадайка», «Из чего это приготовлено?», «Разрушает- укрепляет», «Правила питания», «Продолжи сказку» , «Пирамида здоровья» и др.
Интегрированная НОД
«Расти здоровым», «У нас в гостях Айболит», «Внутренняя кухня человека», «Правильное питание», «Мои полезные привычки», «Путешествие в Страну здоровья», «Русская кухня», «Обрядовая еда» и др.
Продуктивная

деятельность:
« К о р з и н а витаминов», коллаж «Здоровая пища», «Здоровячок», «Пирамида здоровья» Заключительн ый Закрепление, обобщение и расширение знаний детей о правильном питании нормах этикета за столом Развлечение «Путешествие в Страну здоровья»

Ожидаемые результаты:
 Пополнение и расширение знаний детей о правильном питании, полезных привычках и здоровом образе жизни  Укрепление детско-родительских отношений  Развитие познавательной и двигательной активности детей  Изготовление «Книги о вкусной и здоровой пище»  Создание фотовыставки «Здоровый обед» совместно с родителями  Дегустация родителями блюд в детском саду
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Кадровое  Воспитатели группы старшего возраста  Инструктор по физическому развитию  Родители  Медсестра Методическое 1. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская «Здоровьесберегающая система ДОУ», Волгоград, «Учитель», 2009 год 2. Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни дошкольников», Волгоград, «Учитель», 2011 год 3. Г.П.Болонов, Н.В.Болонова «Сценарии спортивно-театрализованых праздников», Москва, «Школьная пресса», 2004 год
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Внутренняя «кухня» человека»

Тема:
«Внутренняя кухня человека»
Цель:
закрепление у дошкольников представлений о своём организме, воспитание бережного отношения к своему здоровью
Задачи:
 Закрепить названия некоторых органов человека, их роль, правила бережного отношения к своему здоровью с помощью правильного питания  Активизировать речь детей, расширять и пополнять словарный запас  Развивать коммуникативные навыки, умение общаться  Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, не подвергая его опасности
Интегрируемые

образовательные

области:
«Коммуникативная, игровая деятельность. Социальный мир», ««Физическое развитие», «Речевое развитие»
Вид детской деятельности
, лежащей в основе тематического досуга: игровая, коммуникативная
Форма работы с детьми:
фронтальная. Деятельность воспитателя Деятельность детей 1 часть - вводная Цель: воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности детей и педагога, организация сюрпризного момента Создание образовательной ситуации Педагог предлагает детям встретить гостя (Заболейкина), пофантазировать, почему его так зовут. Ребята встречают З а б оле й к и н а , здороваются с ним, приглашают в гости, рассуждают, отвечают на вопросы
Мотивация детей на предстоящую деятельность Заболейкин жалуется, что у него болит живот, рассказывает, что он очень долго гулял, сильно проголодался, зашёл в магазин, купил разной вкуснятины и наелся. Воспитатель спрашивает детей, что же Заболейкин сделал неправильно? Дети спрашивают у Заболейкина, что именно он ел, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми З а к р е п л е н и е з н а н и й д е т е й о б организме и правильном питании Возможность поиграть, ощущение уверенности, самостоятельности, радости от общения друг с другом и сказочным героем 2 часть - основная Цель: Обогащение игрового опыта детей, развитие эмоциональной отзывчивости, речевой и мыслительной деятельности Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с детьми Заболейкин предлагает детям «правила здоровья»:  мало гулять и целый день смотреть телевизор  не мыть руки перед едой  не есть овощи и фрукты  пить побольше газировки  вообще не есть суп и кашу  каждый день ходить к врачу и придумывать с ебе р а з н ы е болезни и т.д. Во спит атель предлагает д е т я м карточки с изображением полезной и вредной пищи Воспитатель задаёт детям вопросы: Дети исправляют Заболейкина, отвечают правильно, объясняя, что нужно делать Д е т и р а з м е щ а ю т к а р т о ч к и в с о о т в е т с т в у ю щ и е д о м и к и с изображением здорового и больного человека
- Для чего человеку нужна пища? - Чем питаются разные животные? - Чем питается человек? - Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться? Воспитатель демонстрирует детям на мультимедийной установке слайды с изображением органов пищеварения и рассказывает в упрощённой форме о том, как они работают. Воспитатель задаёт детям вопросы: - Какие продукты нужны человеку для хорошего пищеварения? - Почему одни продукты полезны, а другие нет? - Назовите самые полезные для здоровья продукты? - Что может случится, если питаться неправильно? Для снятия статического напряжения в о с п и т а т е л ь п р о в о д и т оздоровительную минутку «Люди с самого рождения жить не могут без д в и ж е н и я » , п р е д л а г а е т д е т я м упражнение «Гора»: «Представьте, что ваше тело как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. Дети отвечают на вопросы Дети рассматривают слайды, делятся впечатлениями, задают вопро сы воспитателю Дети отвечают на вопросы Дети повторяют слова Дети стоят прямо, выпрямив спину, затем медленно поднимают руки вверх, сцепив в замок над головой.
«Но ведь мы же половинки одной горы, и сила в нас обеих.» Потянулись обе вместе сильно-сильно. Теперь медленно опустите руки и улыбнитесь! Заболейкин начинает рассказывать детям сказку: «Жил-был од и н сказочный король. У него была дочь- принцесса, она любила только сладкое. И с нею случилась беда…» Во спит атель предлагает д е т я м и н с ц е н и р о в ат ь с к а з к у, с а м и м продолжить и придумать её окончание Поднимают поочерёдно и вместе плечи вверх Опускают руки По ходу сказки надевают элементы костюмов, мимикой и же ст ами выполняют действия Ф а н т а з и р у ю т, п р и д у м ы в а ю т продолжение и окончание сказки, разыгрывая по ролям 3 часть - заключительная Цель: обобщение представлений детей о правильном питании, создание эмоционально благоприятной атмосферы. Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Воспитатель предлагает детям задать Заболейкину вопросы о том, как надо правильно питаться Заболейкин отвечает на вопросы, намеренно делает ошибки Воспитатель подводит итог Задают вопросы, исправляют и дополняют ответы персонажа Плавный вывод детей из с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и в самостоятельную деятельность Воспитатель предлагает детям и Заболейкину посетить «Магазин здорового питания», который открылся у них в группе П р и н и м а ю т п р е д л о ж е н и е и продолжают сюжетно-ролевую игру Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в Страну Здоровья»

Цель:
создание эмоционально благоприятной атмосферы от общения детей с воспитателем и друг с другом, развитие интереса и осознанного отношения к своему здоровью, желания правильно питаться
Задачи:
 Развивать мыслительную деятельность детей, поисковую активность и любознательность  Формировать желание заботиться о своём здоровье с помощью правильного питания  Воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом и взрослыми, эмоциональную отзывчивость
Вид детской деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная
Форма работы с детьми:
фронтальная Деятельность воспитателя Деятельность детей 1 часть - вводная Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность Создание В е д у щ и й п р е д л а г а е т д е т я м Поддерживают воспитателя
образовательной ситуации отправиться в путешествие, но пока не объявляет, куда именно Мотивация детей на предстоящую деятельность Ведущий рассказывает детям, что в той стране, куда они отправятся, все жители два раза в день чистят зубы, по утрам делают зарядку, очень много гуляют на свежем воздухе и любят есть овощи, фрукты, молочные продукты и т.д. - Как вы думаете, что это за страна? - Хотели бы вы жить в такой стране? А почему? Восспитатель предлагает детям отправиться в путешествие и найти клад, если они правильно выполнят все задания Дети слушают рассказ воспитателя Отвечают на вопросы, предполагают и придумывают название страны Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Развитие коммуникативных навыков, умения общаться Возможность в форме игровых заданий и упражнений общаться друг с другом и воспитателем и повторить полученные знания 2 часть - основная Цель: закрепление правил здорового образа жизни Выполнение различных упражнений и заданий в игровой форме Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с детьми На мультимедийной у с т а н о в ке появляется название первой станции и картинка
«Кладовая здоровья»
Появляется сказочный персонаж Домовёнок. Он предлагает детям объяснить пословицу «Овощи – кладовая здоровья» и придумать загадки об овощах и фруктах. Здороваются, предполагают, на какую станцию они попали Объясняют смысл пословицы и сами придумывают загадки Двое детей должны выбрать из
Домовёнок играет с детьми в игру «Кто больше пользы найдёт?» Слайд станции
«Поварята».
Детей встречает сказочный повар, он предлагает приготовить детям обед из трёх блюд, так, чтобы в нём было как можно больше витаминов. С л а й д с т а н ц и и
«Артисты»
. Воспитатель читает стихотворение С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» Слайд станции
«Силачи»
Воспитатель говорит детям о том, что в старину все люди были здоровые и очень сильные, потому что питались правильно и только полезной пищей. - Как вы думаете, чем питались наши предки? Предлагает детям проверить свою силу и ловкость в старинной русской забаве – перетягивании каната. С л а й д с т а н ц и и
« В

г о с т я х

у

Айболита»
Детей встречает доктор Айболит, который предлагает детям закончить его советы правильного питания:  Д л я н а ш и х з у б о в о ч е н ь муляжей фруктов, овощей и других продуктов наиболее полезные для здоровья. «Собирают» обед из картинок (свекла, картофель, морковь, чеснок, яблоки) З а р а н е е п од го т о в л е н н ы е д е т и инсценируют стихотворение Отвечают на вопросы, дополняют рассказ воспитателя П р и н и м а ю т п р е д л о ж е н и е , соревнуются, разделившись на две команды Продолжают предложения
полезны…..  Чтобы хорошо мыслить и всё помнить, нужно обязательно есть…..  Чтобы у нас были крепкие кости, необходимо употреблять в пищу….  Когда принимаешь пищу не надо….  Овощи и фрукты…… Затем Доктор Айболит предлагает детям вместе с ним по ст роить «Пирамиду Здоровья» из кубиков: 1 ряд – кубики с изображением продуктов, которые нужно е сть каждый день 2 ряд – продукты, которые можно и нужно есть понемногу 3 ряд – продукты, которые есть нежелательно Доктор Айболит обращает внимание на то, что основание пирамиды прочное и крепкое, а н а в е р ху находятся продукты, без которых мы вполне можем обойтись. Выбирают необходимые кубики и строят пирамиду 3 часть - заключительная Цель: подведение итогов, создание эмоционально благоприятной атмосферы, обобщение знаний Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Айболит подводит итог и спрашивает детей, чему же они научились в Стране Здоровья, благодарит детей и вручает им план, с помощью которого они найдут клад в своей группе Отвечают на вопросы
Плавный вывод детей из с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и в самостоятельную деятельность Во спит атель предлагает д е т я м отправиться в группу и найти клад (угощение и медали «Здоровячок») Отправляются в группу и ищут «клад» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Обрядовая еда»

Цель:
знакомство детей с традициями русской традиционной и праздничной кухни
Задачи:
 Познакомить детей с традициями и обрядами русского народа, уточнить и расширить представления о блюдах национальной русской кухни  Формировать представления о пользе продуктов русской кухни, питательных веществах, содержащихся в них  Развивать коммуникативные навыки, умение дополнять и выслушивать друг друга  Продолжать знакомить с картинами русских художников, посвящённых народным традициям
Интеграция

образовательных

областей:
«Коммуникативная, игровая деятельность. Социальный мир», «Художественно- эстетическое развитие»
Вид детской деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная
Форма работы с детьми:
подгрупповая
Деятельность воспитателя Деятельность детей 1 часть - вводная Цель: создание ситуации сплоченности детей и педагога, создание интереса к предстоящей деятельности Создание образовательной ситуации Воспитатель говорит детям о том, что сегодня у него будет помощник, который хорошо знаком детям. Это Домовой, по народным преданиям он живёт в каждом доме, чтобы хранить уют и тепло, заботиться о хозяевах дома. Д е т и р а с с мат р и ва ют и г р у ш к у, вспоминают, в каких сказках им встречался Домовой, рассказывают, какой у него характер Мотивация детей на предстоящую деятельность Во спит атель предлагает д е т я м послушать любимую песню Домового Звучит песня «Ой, блины, блины, блины» Воспитатель задаёт детям вопросы: - О чём эта песня? -Как вы думаете, почему Домовой любит именно эту песню? Слушают песню Отвечают на вопросы педагога, высказывают свои предположения Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Знакомство детей с традициями русской обрядовой кухни Возможность получить новые знания, поиграть, ощущение радости от общения друг с другом и сказочным героем 2 часть - основная Цель: обогащение опыта детей, развитие эмоциональной отзывчивости, речевой и мыслительной деятельности, воспитание интереса к традициям русского народа
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с детьми Во спит атель предлагает д е т я м вспомнить, какие народные праздники они знают, почему их называют народными? Обобщает ответы детей. Предлагает вспомнить, какой праздник встречают блинами и рассмотреть репродукции картин о
Масленице
( Б . Ку с т о д и е в , К . М а к о в с к и й , С.Судейкин и др.). Воспитатель рассказывает детям краткие сведения о п р а зд н и ке
Масленицы:
это самый весёлый и сытный праздник года, поэтому готовилось очень много обильной и вкусной пищи. В народе говорили, что в это время надо трапезничать столько раз, сколько собака махнёт хвостом ли сколько раз прокаркает ворона. - Почему именно на масленицу пекут блины? - Какие ещё угощения м ож н о приготовить на масленицу? - Из чего готовятся блины? - Какие блюда можно приготовить из молока и молочных продуктов? - Чем полезно молоко? - Почему нельзя есть слишком много изделий из теста? Затем педагог предлагает детям завести хоровод и поиграть в одну из народных игр. Называют праздники, отвечают на вопросы Рассматривают репродукции картин, делятся впечатлениями Отвечают на вопросы Вспоминают правила, играют
Детям предлагаются репродукции к а р т и н о п р а з д н и к е
Рождества
(К.Коровин «Зимнее гулянье» и др.) - Какой праздник наступает вскоре после Нового года? - Почему он так называется? Педагог рассказывает детям о том, как в старину праздновали
Рождество
и предлагает детям предположить, какие кушанья готовят для этого праздника. Обобщает ответы детей, рассказывает, что, так как пост заканчивался и можно было есть мясо, готовили всевозможные мясные блюда. - Для чего нужно о бя з ат е л ь н о употреблять в пищу мясные блюда, особенно детям? - Что можно приготовить из мяса? - Как вы думаете, какое мясо полезнее всего? Обобщает ответы детей. Затем предлагает детям вспомнить и обыграть одну из рождественских колядок. Во спит атель предлагает д е т я м рассмотреть пасхальные украшенные яйца и вспомнить, для ка ко го п р а зд н и ка о н и п р и г о т о в л е н ы , рассказывает о его традициях. - Какие кушанья обязательно готовили на
Пасху?
Рассматривают картину, отвечают на вопросы Делятся впечатлениями Отвечают на вопросы Драматизируют Рассматривают яйца, вспоминают традиции Пасхи, отвечают на вопросы
- Почему именно яйцо является символом
Пасхи?
- Чем полезны яйца и творог? - Какие полезные блюда можно приготовить из яиц и творога? Обобщает ответы детей. 3 часть - заключительная Цель: обобщение представлений детей о традиционных блюдах русской кухни и пользе тех или иных продуктов, создание эмоционально благоприятной атмосферы. Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Домовой рассказывает детям, что раньше люди были очень выносливые, крепкие духом, могли долго работать и не уставать, потому что:  Их пища была разнообразной и сытной (супы, каши, мясные блюда, овощи, кисели, компоты)  Пища всегда была свежей и в к у с н о й , с о д е р ж а л а в с е необходимые п и т ат е л ь н ы е вещества  Питались все вовремя, по режиму, завтракали, обедали и ужинали в одно и то же время  Обязательно ели жидкую и горячую пищу (супы)  Не ели острого, много сладкого, копчёного  Ели в меру, не переедали Воспитатель подводит итог, задаёт детям вопросы: Какие праздничные блюда русской Задают вопросы и дополняют ответы персонажа Отвечают на вопросы
кухни вы пробовали? На какие праздники их готовят? Чем полезны русские кушанья? Плавный вывод детей из с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и в самостоятельную деятельность Во спит атель предлагает д е т я м устроить для Домового выставку рисунков «Русское угощение». Принимают предложение, рисуют, организуют в группе выставку


В раздел образования