Напоминание

Метапредметный подход в образовании


Автор: Бутрова Любовь Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ Тушнинская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область Сенгилеевский район село Тушна
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметный подход в образовании
Раздел: среднее образование





Назад





Метапредметный подход в преподавании физики
«Знание — сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но действительно давали ему силу и радость — в течение всей жизни? Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача». Отсюда выделяют несколько метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т . д .
Метапредмет

«Задача».
На метопредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Метапредмет

«Проблема».
Обеспечивает как развитие способности мышления, так развитие личности (субъектности) учащегося, учит человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать собственную позицию и уметь отстаивать ее. При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения.
1.
Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то же явление одновременно с разных позиций.
Метапредмет


« З н а к » .
Формирует у учащихся способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Это работа позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (на физике — формулы и чертежи изучаемых процессов и т. д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов у ч е б н о г о м а т е р и а л а .
Метапредмет

«Знание».
Формирует способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация — это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
2.

Необходимость использования метапредметного подхода на уроках физики.
Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Создавая эту новую учебную форму и соответствующую ей новую модель школы, нужно исходить изосновной мировоззренческой идеи выдающегося психолога В. В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей,а также наследственных задатков детей. Было ясно, что в рамках имеющихся предметных форм обучения культивировать практику мышления во всей своей теоретической полноте невозможно. Поэтому и были разработаны и созданы метапредметы На уроках физики следует вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. При обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие, творческое мышление. В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление
.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.Уроки физики с метапредметным подходом могут быть 2 типов: 1. уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.) 2. обобщающие уроки. Первые из них проводят с использованием следующих приемов: 1. Домашние задания по другим предметам. Учащимся предлагают домашние задания по повторению ранее изучаемого материала по смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут рассмотрены на следующем уроке. Задание должно быть конкретным. Организация такого повторения имеет свою специфику. Так, давая задание, нужно предварительно объяснить, как
работать с опорным материалом (прочитать и усвоить, сравнить с тем явлением как описано и рассказано в учебнике, выписать в тетрадь определение, дать ответы на вопросы). - Например, перед изучением теплоты сгорания топлива по «Физике» предлагают домашнее задание: повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения. - При объяснении природы тока в электролитах привлекают знания учащихся об э л е к т р о л и т и ч е с к о й д и с с о ц и а ц и и и э л е к т р о л и з е и з к у р с а х и м и и . пользуясь по возможности теми формулировками и обозначениями которые были введены в смежном курсе. Если же обозначения иные, то необходимо показать идентичность После объяснения условия плавания тел в жидкости школьникам в качестве упражнения, предлагают задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики. Сведения полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления, р а с ш и р е н и я и з а к р е п л е н и я з н а н и й . В любом из этих случаев используемый материал необходимо повторить. 2. Обобщающие уроки обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков в отработке программного материала. Повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары. Я стараюсь выбирать способ деятельности, которому буду учить детей
.
Например,если ученик освоил решение квадратных уравнений в математике, я даю ему для решения задачу этого же типа, но из физики .( решение квадратных уравнений.) 1.Чтение графиков. 2. Решение систем уравнений. 3. Сложение векторов. 4. Умение находить площади геометрических фигур 5. Строение атома. 6. Умение работать с измерительными приборами. 7. Определение относительной влажности воздуха. 8. Измерение атмосферного давления. 9. Умение самостоятельно работать с учебником
.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.


В раздел образования