Доклад на тему "Игра как средство преодоления детьми эмоциональных трудностей"
Автор: Слепцова Евдокия Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Адычинская СОШ им.В.С. Чирикова" Населённый пункт: с.Бетенкес Наименование материала: Доклад Тема: Доклад на тему "Игра как средство преодоления детьми эмоциональных трудностей" Раздел: среднее образование
Доклад на тему
«Игра как средство преодоления детьми эмоциональных трудностей»
Якутск 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...3
I. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей
1.1. Научное обоснование роли игры в жизни ребенка…………………5
1.2. Педагогические возможности игры…………………………………8
II. Применение игры на уроках русского языка
2.1. Структура проведения урока-игры…………………………………13
2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………….18
Заключение………………………………………………………………..32
Использованная литература……………………………………………...33
2
Введение
Целью нашей курсовой работы является рассмотрение возможности
игры в учебном процессе и ее влияние на мотивацию учения школьников. И
мы ставим перед собой задачи: показать значимость, незаменимость игры,
игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как игра –
мощнейшая
сфера
самоопределения
человека:
самовыражения,
самопроверки,
самореабилитации,
самоосуществления.
Благодаря
играм
ребенок
учится
доверять
самому
себе
и
всем
людям,
распознавать,
что
следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу
начинается
важный
этап
в
жизни
ребенка.
Возникает
новая
социальная
позиция личности – учащиеся, т.е. непосредственный участник одной из
форм общественно значимой деятельности – учебной, требующей большого
напряжения сил. К ребенку в этот период предъявляются новые требования, у
него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения с
взрослыми
также
требуют
определенных
нравственных
усилий
и
опыта
включения в деловые отношения. Психологи считают, что в целом уровень
психологического и физического развития детей – семилеток позволяет им
успешно
справляться
с
систематической
учебной
работой
в
условиях
общеобразовательной школы. В то же время приходиться учитывать, что
семилетки отличаются повышенной
возбудимостью, довольно быстрой
утомляемостью,
неустойчивостью
внимания,
ситуативностью
поведения.
Классная
форма
коллективной
работы
вызывает
у
многих
детей
психологические затруднения. Психологическое напряжение, возникающее у
первоклассников,
впервые
переступивших
порог
школы,
возникает
как
результат
реакции
на
изменившуюся,
непривычную
обстановку.
Дети
не
знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада. У ребенка есть
опасение и по отношению к сверстникам: сможет ли он учиться как все,
будут ли с ним ребята дружить, не будут ли его обижать? Психологическая
напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни
3
–
режим
ученика
–
предполагает
повышенную
работоспособность
по
сравнению
со
старшей
группой
детского
сада.
В
школе
необходимо
внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться
правилам
и
распорядку
дня.
Некоторые
первоклассники
болезненно
реагируют
на
изменение
условий
жизни:
нарушается
сон,
аппетит,
ослабляется сопротивляемость к болезням. Все это сказывается на ухудшении
работоспособности,
теряется
интерес
к
школе,
к
учению.
Физическое
и
психологическое
самочувствие
первоклассников
обычно
стабилизируется
через полтора – два месяца пребывания в школе. Но так происходит при
условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с
пониманием
их
возрастной
психологии,
используют
специфические
школьные формы и методы работы.
Объектом
нашего
исследования
является
игра
как
средство
преодоления детьми эмоциональных трудностей. Предметом исследования
являются
игры
в
учебном
процессе.
Мы
хотим
рассмотреть,
как
игра
помогает учителю найти общий язык с учащимися, а учащимся постичь
знания
без
стрессов
и
с
интересом.
Методами
исследования
предмета
являются в основном наблюдение за уроками – играми, сравнение их с
обычными
уроками,
опрос
детей
на
предмет
предпочтения
форм
урока,
заметки учителей по этому вопросу.
4
I. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей.
1.1. Научное обоснование роли игры в жизни ребенка.
Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на
эту
тему
или,
следуя
известной
пословице
«Делу
время
-
потехе
час»,
рассматривать
игру
как
потеху,
которая
имеет
право
на
минимум
драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и
педагогов.
Обратимся
к
труду
выдающегося
учёного-психолога
Л.С.
Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит
исследование педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, -
пишет
Л.
С.
Выготский,-
что
игра
не
представляет
из
себя
чего-либо
случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у
самых
разных
народов
и
представляет
неустранимую
и
естественную
особенность человеческой природы.... Они [игры] организуют высшие формы
поведения,
бывают
связаны
с
разрешением
довольно
сложных
задач
поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости,
совместного и комбинированного действия самых разных способностей и
с
и
л
.
... В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются, и регулируется
множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как
непременное
её
условие,
умение
координировать
своё
поведение
с
поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и
защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода
в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный,
коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя
совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
[3]
Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным
правилам,
она
первая
учит
разумному
и
сознательному
поведению.
Она
является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как
5
ответ
на
известное
затруднение
вследствие
нового
или
трудного
столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда
известна
до
конца
и
наше
поведение,
как
процесс
соотнесения
с
ней,
протекает
легко
и
без
всяких
задержек,
там
нет
мышления,
там
всюду
работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам
какие-либо
неожиданные
и
новые
комбинации,
требующие
и
от
нашего
поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности,
там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения,
внутренняя
организация
более
сложных
форм
опыта,
психологическая
сущность
которых
сводится
в
конечном
счёте
к
известному
отбору
из
множества
представляющихся
возможными,
единственно
нужных
в
соответствии
с
основной
целью,
которую
должно
решить
поведение.
Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из
них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам
возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая
возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения
определённой
цели,
напрягая
все
инстинктивные
способности
и
интерес
ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так,
чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к
единой
цели,
чтобы
оно
сознательно
решало
известные
задачи.
Иными
словами,
игра
есть
разумная
и
целесообразная,
планомерная,
социально - координированная, подчинённая известным правилам система
поведения
или
затрата
энергии.
Этим
она
обнаруживает
свою
полную
аналогию
с
трудовой
затратой
энергии
взрослым
человеком,
признаки
которой
всецело
совпадают
с
признаками
игры,
за
исключением
только
результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей
между
игрой
и
трудом,
которая
позволяла
даже
считать
их
полярно-
противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно
совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда
ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей
6
ж
и
з
н
и
.
[
1
0
]
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра -
характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он
учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в
ребёнке
самые
высокие
эмоциональные
переживания
и
активизирует
его
самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как
процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование
н а б л ю д а т е л ь н о с т и ,
в о о б р а ж е н и я ,
п о н я т и й
и
н а в ы к о в .
В
учебнике
«Психология»,
автором
которого
является
В.
А.
Крутецкий,
читаем:
«Лучший
способ
организовать
внимание
подростка
связан...
с
умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было
ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.
Интересное дело, интересный урок способен захватить подростка, и он с
увлечением
работает
весьма
продолжительное
время,
не
отвлекаясь.
Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для
подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».
Этого,
я
думаю,
достаточно,
чтобы
понять,
насколько
серьёзны
научные
рассуждения о роли игры в жизни ребёнка(да и взрослого человека тоже).
Вывод
таков:
игра
учит.
Следовательно,
стоит
поговорить
об
игре
как
с р е д с т в е
о б у ч е н и я . [ 1 8 ]
7
1.2. Педагогические возможности игры.
Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры? Переход
от
дошкольного
детства,
где
доминирует
игра,
к
школьной
жизни,
где
основное
–
учеба,
должен
быть
педагогически
продуманным.
Изучение
развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах
деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные
игрой
изменения
в
психике
ребенка
настолько
существенны,
что
в
психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в
период
дошкольного
детства.
В
школьном
возрасте,
игра
не
умирает,
а
проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее
продолжение в школьном
обучении и труде. Игра – наиболее освоенная
детьми
деятельность.
В
ней
они
черпают
образцы
для
решения
новых
жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому
опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу без
психологических
сдвигов
и
перегрузок.
Вся
детская
деятельность
синкретична. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной
ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы
синтезирует
познавательную,
трудовую
и
творческую
активность.
Любое
новое занятие или умение, приобретенное в школе, побуждает его к действию
с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из
их прежнего опыта.[5]
Цели и процессы игры.
Так как игра – основной вид деятельности ребенка, это свободная и
самостоятельная
деятельность,
возникающая
по
инициативе
ребенка.
В
процессе игры вовлекаются вся личность ребенка: познавательные процессы,
воля,
чувства,
эмоции,
потребности,
интересы.
В
результате
происходят
удивительные изменения этой личности.
Игра очень специфический вид
деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все
они – особенные. Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На
8
первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. Но на самом деле игра
имеет цель, не очевидную, от этого не менее значимую, чем цель любой
другой деятельности. Это – сознание ребенком себя причастным к миру
взрослых, перенесение во взрослую жизнь. А каково содержание игровой
деятельности? Игра как бы дана природой, чтобы ребенок подготовился к
взрослой жизни. Говоря о деятельности, мы говорим и о ее процессе. Если в
любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат,
то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет.
Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой,
которая позволяет игре длиться. Любая деятельность может происходить как
самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например,
можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения
удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре
возникают отрицательные эмоции, то она прекращается. Для ребенка игра –
средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за
приделы ограниченного мира детской и построить собственный мирю Игра
обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать
самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать,
как
взрослые,
желание
управлять
предметами.
В
игре
развивается
способность
к
воображению,
образному
мышлению.
Это
происходит
благодаря тому, что в игре ребенок стремиться воссоздать широкие сферы
окружающей
действительности,
выходящие
за
пределы
его
собственной
практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных
действий. В игре ребенок получает опыт произвольного поведения, учиться
управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные
желания
ради
поддержания
совместной
игры.
Обратимся
к
игре
как
к
педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии,
то она используется как педагогическое средство. Так, еще в конце прошлого
века
игру
в
целях
развития
стали
использовать
дефектологи:
лечение
заикающихся
детей,
отстающих
в
психическом
развитии
и
т.д.
Игра
в
9
педагогическом процессе может сливаться с другими видами деятельности,
обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект дает
слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того,
отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно
обогащая процесс обучения. Какие задачи могут помочь реализовать педагогу
игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребенком.
Говоря
о
таком
способе
установления
контакта,
педагоги
называют
его
контактом
содружества,
сотворчества,
лучшим
способом
вступить
в
доверительские,
дружеские
отношения
с
ребенком.
Игра
также
является
прекрасным
средством
диагностики
как
личности,
так
и
группы.
Кроме
личного
развития
ребенка,
игра
позволяет
установить,
к
чему
ребенок
стремится занять желаемое место. С помощью игры мы можем осуществить
оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога,
позволяя
развивать,
диагностировать
и
оценивать
одновременно.
Если
ребенку не хочется каким – то трудом, если ему не интересно учиться, то и
тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее
средство.[25]
Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие
ее функции:
1). Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков,
таких, как память, внимание, восприятие и другие.
2). Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на
занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из
скучного мероприятия в увлекательное приключение.
3).
Коммуникативная
функция
–
объединение
детей
и
взрослых,
установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
4). Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического)
напряжения,
вызванного
нагрузкой
на
нервную
систему
ребенка
при
интенсивном учении, труде.
10
5). Психотехническая функция – формирование навыков подготовки
своего психофизического состояния для более эффективной деятельности,
перестройка психики для интенсивного усвоения.
6). Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре
творческие способности, полнее открывать свой потенциал.
7). Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения
личностных устремлений,
которые не выполнимы (трудновыполнимы) в
реальной жизни. [25]
Дидактические игры.
Все
игры,
которые
используются
в
дидактических
целях,
можно
разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых
действий.
В
одном
случае
основу
дидактической
игры
составляет
дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую формую
Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета,
или нахождения ошибок в словах, лил вспоминают исторических героев и
т.п.
они
выполняют
обычные
учебные
действия
–
считают,
проверяют
ошибки, вспоминают историю, - но выполняют эти действия в игре. В другом
случае,
дидактический
материал
вводиться
как
элемент
в
игровую
деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной.
Так в игру – драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет свою
роль, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по
географии, биологии, математике, истории и другим предметам. Дети играют
свои роли и упражняются в счете, узнают расположение частей света и
многое
другое.
Ясно,
что
во
втором
случае
дидактическая
«нагрузка»
значительно меньше, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый
план
выдвигается
не
усвоение
материала,
а
воспитательные
задачи,
использование знаний в различных ситуациях. Такие игры используются
чаще в начальной школе для отдыха детей от напряженной интеллектуальной
работы. В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей
может осуществляться с использованием игровых моментов. Так учитель
11
может обратиться к детям от имени сказочных героев с просьбой вспомнить
буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т.п. Естественно, чаще всего
дидактические
игры
используются
при
учете
знаний.
Класс
делиться
на
команды, которые выполняют те или иные задачи. Для их оценки можно
создать жюри или судий. Командам могу быть даны интересные названия,
которые нравятся детям. В средних классах игры на уроках используются
реже, чем в младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят
более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безусловно, большей
способностью к целенаправленному труду. К традиционным соревнованиям,
конкурсам, олимпиадам добавились игры по типу популярных телепередач:
«Что?
Где?
Когда?»,
«Поле
Чудес»
и
другие.
В
них
сохранились
соревновательная конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.
В старших классах возможность использования дидактических игр еще более
суживается из-за увеличения объема и сложности изучаемого материала.
Вместе с тем, возможности самих учащихся разыграть достаточно быстро
весьма
сложный
по
содержанию
материал
значительно
вырастают.
В
современных условиях на уроках кроме игр – соревнований и драматизации
проводят
игры
–
имитации,
моделирующие
определенные
отношения
реального
мира.
Например,
урок
–
конгресс,
где
берется
определенная
проблема,
и
по
ней
делаются
доклады,
ведутся
дискуссии
и
в
конце
подводятся итоги. [31]
12
II. Применение игры на уроках русского языка.
2.1. Структура проведения урока – игры.
Уроки – игры характеризуются такими положительными качествами,
как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и
подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более
высокая, по сравнению с обычными уроками, обучающая, развивающая, и
воспитательная результативность. Для использования всех игр в обучении
характерна общая структура учебного процесса, включающая 4 этапа:
1). Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры,
общий обзор ее хода и правил.
2).
Подготовка
к
проведению:
ознакомление
со
сценарием,
распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур
управления игрой.
3). Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует
последовательность
действий,
оказывает
последовательную
помощь,
фиксирует результаты.
4). Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их
восприятие
участниками,
анализируется
положительные
и
отрицательные
стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются совершенствования
игры, в том числе изменения ее правил.
Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и
прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с
обычной
учебной
работой,
основу
которой
составляет
учение
как
вид
специальной
деятельности
учащихся,
направленной
на
усвоение
знаний,
формирование
умений
и
навыков.
К
тому
же
далеко
не
все
учителя
в
достаточной
мере
знакомы
с
учебными
играми,
немаловажной
является
проблема
обеспечения
дисциплины,
должного
порядка
в
ходе
игры
по
причине
повышенной
оживленности,
эмоциональности
учащихся.
Однако
глубокая
продуманность
учебной
цели,
обоснованный
отбор
содержания
учебного
материала
и
обеспечение
высокого
уровня
включенности
всех
13
учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в
учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.
В
последнее
десятилетие
медленно,
но
достаточно
настойчиво
в
школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность
использования
компьютера
на
большинстве
уроков
в
настоящее
время
вообще создает обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают
по обучающим программам. Однако существуют и специальные игровые
программы по различным предметам: биология, химия и др. Общая ценность
игры для образования заключается в новых логических конструкциях и их
сочетаниях
при
исследовании
мира
возможностей,
открытие
и
освоение
которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения
вероятностных процессов в природе и обществе. [17]
Условие эффективности игры.
Всякое
средство,
даже
самое
совершенное,
можно
использовать
во
благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают
полезности
применения средств: нужны еще знания и умение использовать средства
соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную
пользу. Точно также использование игры воспитания требует соблюдения
некоторых правил:
1.
Игра должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли
смотреть на них как на нечто побочное, а не как какое-нибудь
дело.
2.
Игра должна способствовать здоровью тела не менее чем
оживлению духа.
3.
Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья,
приличия.
4.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
5.
Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
6.
Игры должны проходить под наблюдением учителя.
14
7.
При
строгом
соблюдении
этих
условий
игра
становиться
серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для
ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем
этим одновременно.[9]
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет
сформулировать
следующие
требования,
которые
учитель
обязательно
должен учитывать при организации игр на уроках:
1.
Свободное
и
добровольное
включение
детей
в
игру:
не
навязывания игры, а вовлечение детей в нее;
2.
Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры,
ее правила, идею каждой игровой роли;
3.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и
содержанием
поведения
в
реальных
ситуациях
с
тем,
чтобы
основной
смысл
игровых
действий
переносился
в
реальную
жизнедеятельность;
4.
В игре должны руководствоваться принятыми в обществе
нормами
нравственности,
основанными
на
гуманизме,
общечеловеческих ценностях;
5.
В игре не должно унижаться достоинства ее участников, в
том числе и проигравших;
6.
Игра должна положительно воздействовать эмоционально-
волевой, интеллектуальной и рационально- физической сфер ее
участников;
7.
Игру
нужно
организовывать
и
направлять,
при
необходимости
сдерживать,
но
не
подавлять,
обеспечивать
каждому участнику возможности проявления инициативы;
В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать
учащихся
к
анализу
проведенной
игры:
к
сопоставлению
имитации
с
соответствующей
областью
реального
мира
оказывать
помощь
в
установлении
связи
содержания
игры
с
содержанием
жизненной
15
практической деятельности или содержанием учебного курса. Результатом
обсуждения может быть пересмотр ее содержания, правил и другое. Игры не
должны
быть
излишне
(откровенно)
воспитательными
и
излишне
дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и
не
должно
содержать
слишком
много
информации
(дат,
имен,
правил,
формул). Не следует вовлекать детей в слишком азартные игры на деньги и
вещи,
в
игры,
содержащие
в
своих
правилах
действия,
нарушающие
общепринятые нормы морали. Естественно, это лишь некоторые, наиболее
общие требования. Для каждой игры разрабатываются свои правила. [25]
Деловые игры.
Деловая игра – это модель реального процесса, проводимая в движение
решениями,
принимаемые
ее
участниками.
Деловую
игру
можно
рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста
в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников
соответствующих
знаний
и
навыков.
Деловая
игра
как
метод
обучения
позволяет
как
бы
«прожить»
определенную
ситуацию,
изучить
ее
в
непосредственном действии. Выделяют восемь основных качеств, которые
формируются при деловой игре:
1).
Умение
общаться
на
формальной
и
неформальной
основах
и
эффективно взаимодействовать на равных.
2). Умение проявлять качества лидера.
3). Умение ориентироваться на конфликтных ситуациях и правильно их
разрешать.
4). Умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать,
сравнивать и усваивать ее.
5). Умение принимать решения в неопределенных ситуациях.
6). Умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди
других,
давать
им
необходимые
полномочия,
оперативно
принимать
организационные решения.
16
7).
Умения
проявлять
деловые
качества
предпринимателя:
ставить
перспективные цели, использовать благоприятные возможности.
8).
Умение
критически
оценивать
вероятные
последствия
своих
решений, учиться на своих ошибках.[26]
17
2.2. Конспект модели урока – игры русского языка.
Урок-игра "Редакция". Русский язык 3 класс.
У р о к
р у с с к о г о
я з ы к а
в
3
к л а с с е .
Тема: "Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в
к
о
р
н
е
"
.
У р о к - и г р а
" Р е д а к ц и я "
Тип урока: урок закрепления изученного материала, отработки умений и
н а в ы к о в
п о
т е м е
" П а р н ы е
с о г л а с н ы е
в
к о р н е
с л о в а " .
В и д :
д е л о в а я
и г р а .
Т е х н о л о г и я :
н а
с и т у а т и в н о й
( и г р о в о й )
о с н о в е .
Ц е л и
у р о к а :
1. Закрепить знания о проверке слов с парными согласными в корне слова.
2 .
Р а з в и в а т ь
н а в ы к и
г р а м о т н о г о
п и с ь м а .
3. Воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов.
Задачи
у
р
о
к
а
:
1.
Развивать
орфографическую
зоркость,
учить
видеть
слова
с
парными
з в о н к и м и
и
г л у х и м и
с о г л а с н ы м и .
2 .
С п о с о б с т в о в а т ь
р а з в и т и ю
р е ч и
у ч а щ и х с я .
Оборудование: таблички на столе учителя "Главный редактор", на столах
учащихся "Отдел писем", "Отдел новостей", "Отдел информации"; газеты,
д и д а к т и ч е с к и й
р а з д а т о ч н ы й
м а т е р и а л ,
ж е т о н ы .
Д е т и
з а р а н е е
р а з д е л е н ы
н а
г р у п п ы .
Х о д
у р о к а .
I.
Организационный
момент.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдёт в
форме
деловой
игры
"Заседание
редакционного
совета
газеты".
Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число.
18
Результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству
набранных
жетонов.
Все
сотрудники
должны
активно
участвовать
в
обсуждении всех вопросов и "зарабатывать" как можно больше жетонов.
I I .
М и н у т ка
ч и с т о п и с а н и я .
Учитель. Как вы думаете, какие умения и навыки необходимы журналисту в
е г о
р а б о т е ?
Дети. Умение правильно высказывать свои мысли. Умение видеть, замечать
что-то
интересное
и
рассказать
об
этом,
причём
так,
чтобы
это
было
и н т е р е с н о
в с е м .
Г р а м о т н о
и
к р а с и в о
п и с а т ь .
Н а
д о с к е
с х е м а :
икус
окус
?
о р м а
ерма
ирма
М Л Н А А И
Р М О З О
Й Р О У Ж А
П р о в е р к а .
( С л о в а :
м а л и н а ,
м о р о з ,
у р о ж а й )
Учитель: Есть ли среди них слова с изучаемой орфограммой? Подчеркните.
Какие
из
однокоренных
слов
являются
проверяемыми,
а
какие
–
п
р
о
в
е
р
о
ч
н
ы
м
и
?
Тот отдел, который справился быстрее, получает жетон. Если какой-то из
отделов больше других подобрал однокоренных слов, тоже получает жетон.
III.
Развитие
р еч и .
Сообщение сотрудника отдела информации. Слово "газета" пришло к нам из
итальянского языка, где оно имело значение "мелкая монета". Появившиеся в
1563
году
в
итальянском
городе
Венеция
газеты
были
рукописные
и
продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету,
п о т о м
г а з е т у
в о з в р а щ а л и
п р о д а в ц у .
В России первая печатная газета – "Ведомости", вышла в 1703 году при
19
Петре I. В связи с этим с 1992 года 13 января ежегодно отмечается День
Р о с с и й с к о й
п е ч а т и .
Учитель: Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть
р а з н о о б р а з н ы м и
и
и н т е р е с н ы м и .
Сейчас каждый отдел получит задание. Отдел новостей и отдел информации
составят небольшой рассказ на заданную тему с одним условием: в тексте
должно быть как можно больше слов на изучаемую орфограмму и не более 5
п р е д л о ж е н и й .
М о ж е т е
и с п о л ь з о в а т ь
с в о й
" Р е ч е в и ч о к " .
Темы:
для
отдела
новостей
–
"Зима",
для
отдела
информации
–
"Наша
школа".
("Речевичок"
–
блокнот,
в
который
дети
со
второго
класса
записывают
красивые
выражения,
эпитеты
и
т.п.,
затем
используют
при
написании
с о ч и н е н и й ,
с т и х о в ,
з а г а д о к
и
т . д . )
Учитель:
Отдел
писем
займётся
разбором
корреспонденции.
К
нам
в
редакцию
пришло
письмо
от
нашего
читателя
Незнайки.
Его
письмо
я
п е р е д а ю
в а м .
П и с ь м о
о т
Н е з н а й к и :
"Уважаемая редакция! Помогите, пожалуйста, выполнить задание. Незнайка".
З а д а н и е :
С п и с а т ь
т е к с т,
в с т а в л я я
п р о п у щ е н н ы е
б у к в ы .
Багряной
краской
вспыхнул
ду.
.
Сыплется
жёлтый
дож.ь
с
берёзы.
На
поблекшую тра.ку лёг лиственный ковёр. Выглядывают из-под него жёлтые
с ы р о е . к и .
К р а с и в
л е с !
Проверка
(чтение
текстов,
объяснение
орфограмм,
подбор
проверочных
с л о в ) ,
в з а и м н а я
о ц е н к а
р а б о т ы
о т д е л а м и .
IV.
Физкультминутка.
Учитель: К нам в редакцию пришло ещё одно письмо. Передаю его в отдел
писем.
С о т р уд н и к
и з
о т д е л а
п и с е м
ч и т а е т
п и с ь м о
о т
Б у р а т и н о :
"ФИЗКУЛЬТМИНУТКА"
20
Учитель:
Буратино
напоминает
нам
о
том,
что
пришло
время
немного
отдохнуть.
V.
П и с ь м о
п о
п а м я т и .
Учитель: У журналиста должна быть хорошая память. Он должен много
знать, всё запоминать, быть очень внимательным. Надеюсь, что у вас тоже
х о р о ш а я
п а м я т ь .
П р о в е р и м .
З а п и с ь
п о
п а м я т и
п р е д л о ж е н и я :
З е м л ю
к р а с и т
с о л н ц е ,
а
ч е л о в е к а
–
т р у д .
У ч и т е л ь :
П о д ч е р к н и т е
и з у ч а е м у ю
о р ф о г р а м м у .
В з а и м о п р о в е р к а
п о
о т д е л а м .
Жетон
получает
тот
отдел,
в
котором
меньше
всего
ошибок.
VI.
Закрепление
изученного
материала.
Каждому
отделу
на
листе
формата
А4
дан
текст
с
ошибками.
Учитель. Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не
пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в роли
корректоров.
Васька.
У васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая. гласки огневые, кокти
цепкие.Ласков васка да хитёр. Днём на солныжке лижит и всё скаски говорит.
Взаимопроверка. Жетон получает отдел, который лучше и быстрее других
с п р а в и л с я
с
з а д а н и е м .
V I I .
И т о г
у р о к а .
Подведение итогов игры. Выставление оценок.
В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева
«Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных
школ».
21
Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает
т а к и е
в ы в о д ы :
1). Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и
а к т и в и з а ц и и
д е я т е л ь н о с т и
у ч а щ и х с я ;
2). Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память,
помогает
учащимся
выработать
речевые
умения
и
навыки;
3).
Игра
стимулирует
умственную
деятельность
учащихся,
развивает
в н и м а н и е
и
п о з н а в а т е л ь н ы й
и н т е р е с
к
п р е д м е т у ;
4).
Игра
-
один
из
приёмов
преодоления
пассивности
учеников;
5).
В
составе
команды
каждый
ученик
несёт
ответственность
за
весь
коллектив,
каждый
заинтересован
в
лучшем
результате
своей
команды,
каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким
образом,
соревнование
способствует
усилению
работоспособности
в с е х
у ч а щ и х с я .
Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ,
можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского
языка в русской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части
д а н н о й
р а б о т ы .
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике?
Существует множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих
у
с
л
о
в
и
й
:
1).
Соответствие
игры
учебно-во спитательным
целям
у р о к а ;
2 ) .
Д о с т у п н о с т ь
д л я
у ч а щ и х с я
д а н н о г о
в о з р а с т а ;
3 ) .
У м е р е н н о с т ь
в
и с п о л ь з о в а н и и
и г р
н а
у р о к а х ;
Кроме
того,
в
рамках
темы
мы
можем
выделить
такие
виды
уроков:
1 ) .
Р о л е в ы е
и г р ы
н а
у р о к е ;
2).
Игровая
организация
учебного
процесса
с
использованием
игровых
заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок -
КВН);
3).
Игровая
организация
учебного
процесса
с
использованием
заданий,
22
которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму,
п р о и з в е д и
о д и н
и з
в и д о в
р а з б о р а
и
т . д . ) ;
4).
Использование
игры
на
определённом
этапе
урока(начало,
середина,
конец;
знакомство
с
новым
материалом,
закрепление
знаний,
умений,
н а в ы к о в ,
п о в т о р е н и е
и
с и с т е м а т и з а ц и я
и з у ч е н н о г о ) ;
5). Различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический
КВН,
экскурсии,
вечера,
олимпиады
и
т.п.),
которые
могут
проводиться
между
учащимися
разных
классов
одной
параллели.
Эти
виды
работы
о п и с а н ы
в
к н и г е
Л . Т. Гр и г о р я н
« Я з ы к
м о й
-
д р у г
м о й » .
Приведем фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год
обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной
школы
-
в
среднюю,
в
мир
новых
учителей,
новой
программы,
новых
предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с
незнакомым
не
испугала,
не
разочаровала.
Наоборот,
способствовала
возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и
литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа
предусматривает 7 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на
другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти
ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и
обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю
придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно
и
уместно
используя
подобного
рода,
уроки
наряду
с
традиционными
формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего
в о с п р и я т и я
б о л ь ш о г о
и
с л о ж н о г о
м а т е р и а л а .
Учебник
«Русский
язык
5
класс».
Авторы:
Т.
А.
Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.Т.Григорян,
И.И.Кулибаба,
Л . А . Тр о с т е н ц о в а .
Изучение нового материала.
23
Тема: Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.
С
л
о
в
о
с
о
ч
е
т
а
н
и
е
.
Цель. 1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица,
грамматическая
связь
и
познакомить
с
грамматическими
признаками
словосочетаний.
Ход урока.
Н а
в и д н о м
м е с т е
в и с и т
п л а к а т :
С и н т а к с и с .
З а и м с т в о в а н о
в
1 8
в е к е
и з
г р е ч .
я з ы к а .
Б у к в а л ь н о
з н а ч и т
-
п о с т р о е н и е ,
с о ч е т а н и е ,
п о р я д о к .
Р а з д е л
г р а м м а т и к и ,
к о т о р ы й
и з у ч а е т
с т р о е н и е
и
з н а ч е н и е
с л о в о с о ч е т а н и й ,
п р е д л о ж е н и й ,
т е к с т а .
Учитель: Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис. Это
название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами
придется
что-то
сочетать
и
выстраивать
в
определённом
порядке.
Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс
вбегают ученики (работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди
висит табличка (ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученик
п р е д с т а в л я е т
с о б о й
С л о в о .
Н а п р и м е р ,
у ч и т е л ь
( д е л а е т
в и д ,
ч т о
у д и в и л с я ) .
В ы
к т о ?
С л о в а :
М ы
-
С л о в а .
У ч и т е л ь :
В ы
ч е м - т о
р а с с т р о е н ы ?
Слово: (один из учеников). Да.
Но
вначале
пусть
ребята
ответят
на
вопрос:
«Зачем
нужны
слова
людям?»
У ч е н и к и :
Ч т о б ы
о б щ а т ь с я .
Слово: Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в
о т д е л ь н о с т и .
Н у ж н о
у м е т ь
е щ ё
к о е - ч т о .
Ч т о ?
У ч е н и к и :
( с
п о м о щ ь ю
у ч и т е л я ) .
С о е д и н я т ь
с л о в а .
Слово: Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение
24
строится,
но
даже
словосочетание
образовать
не
можем.
Помогите
нам!
К с т а т и ,
в ы
з н а е т е ,
ч т о
т а к о е
с л о в о с о ч е т а н и е ?
У ч е н и к и :
С о ч е т а н и е
с л о в .
У ч и т е л ь :
В е р н о .
Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания.
З а т е м
о б р а щ а е т с я
к
С л о в а м .
У ч и т е л ь :
Н у - к а ,
и д и т е
с ю д а
Я р к и й
и
Л и с т в а .
В ы б р а н н ы е
с л о в а
в ы с т у п а ю т
в п е р ё д .
У ч и т е л ь :
Р е б я т а ,
л и с т в а
м о ж е т
б ы т ь
я р к о й ?
У ч е н и к и :
Д а !
Учитель: Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь всё-
т а к и
н е
х в а т а е т .
Ч е г о
ж е ?
Ученики:
(с
помощью
учителя).
Наверное,
того,
что
называется
г р а м м а т и ч е с к о й
с в я з ь ю .
У ч и т е л ь :
К а к
с к а з а т ь
п р а в и л ь н о ?
У ч е н и к и :
Я р к а я
л и с т в а .
У ч и т е л ь :
П р а в и л ь н о .
Меняет
окончание
-ий
на
-ая
(Заранее
приготовленный
лист
бумаги
с
написанным
окончанием
прикрепляет
скрепками
к
п л а к ат у ) .
У ч и т е л ь :
А
п о ч е м у
о к о н ч а н и е
- а я ?
У ч е н и к и :
П о т о м у
ч т о
с л о в о
л и с т в а
и м е е т
ж е н с к и й
р о д .
Учитель:
Значит,
мы
ориентировались
по
слову
листва.
Оно
является...
У ч е н и к и :
. . . . г л а в н ы м .
А
с л о в о
я р к а я -
з а в и с и м ы м .
У ч и т е л ь
з а п и с ы в а е т
н а
д о с к е :
к а к а я ?
x
Я р к а я
л и с т в а
( ж . р . ;
и м . п . )
Учитель
ещё
раз
объясняет
смысловую
и
грамматическую
связь
в
с
л
о
в
о
с
о
ч
е
т
а
н
и
и
.
У ч и т е л ь :
А
ч т о
ж е
д е л а т ь
с
о с т а л ь н ы м и
С л о в а м и ?
С л о в а :
С о с т а в ь т е
и з
н а с
п р е д л о ж е н и е .
У ч и т е л ь :
А
д л я
э т о г о
м ы
д о л ж н ы . . .
25
Ученики: (с помощью учителя).... построить слова в определённом порядке и
с в я з а т ь
п о
с м ы с л у
и
г р а м м а т и ч е с к и .
Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке.
У ч и т е л ь
м е н я е т ,
г д е
н е о б х о д и м о ,
о к о н ч а н и я .
Получилось:
Н а
я р к о й
л и с т в е
д е р е в ь е в
б л е с т и т
р о с а .
Далее
учитель
объясняет,
что
словосочетание
и
предложение
-
единицы
с и н т а к с и с а .
П р и с т у п а ю т
к
р а б о т е
н а д
с л о в о с о ч е т а н и е м .
*
*
*
Т е м а .
Д и а л о г .
Ф р а г м е н т
у р о к а .
Цель.
1.
Познакомить
учащихся
с
понятиями
диалог,
реплика;
2.
Выработать
навык
постановки
знаков
препинания
при
диалоге.
Р а з в и т и е
р е ч и .
В ы р а з и т е л ь н о е
ч т е н и е
п о
р о л я м .
Х о д
у р о к а :
На
видном
месте
висит
плакат
с
определением
слова
диа лог.
Н а
д о с к е
з а п и с а н а
т е м а
у р о к а .
Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, вы прочитали, а
чтобы
было
понятнее,
ваши
товарищи
сейчас
покажут
сценку.
(Здесь
можно,
например,
разыграть
отрывок
из
рассказа
Н.Носова
« Б е н г а л ь с к и е
о г н и » ) .
«На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а он сидит и толчёт
б е н г а л ь с к и е
о г н и
в
с т у п е .
- Что же ты, - говорю, - не мог раньше сделать? Ехать пора, а ты возишься!
- Да я делал и раньше, только, наверное, мало серы клал. Они шипят, дымят, а
г о р е т ь
н е
х о т я т .
-
Н у
и
б р о с ь ,
в с ё
р а в н о
н и ч е г о
н е
в ы й д е т .
- Нет, теперь, наверное, выйдет. Надо только побольше серы класть. Дай-ка
м н е
а л ю м и н и е в у ю
к а с т р ю л ю ,
в о н
н а
п о д о к о н н и к е .
-
Гд е
ж е
к а с т р юл я ?
Ту т
т о л ь ко
с ко в о р од к а ,
-
го в о р ю
я .
26
- Сковородка?.. Эх, ты! Да это и есть бывшая кастрюля. Давай её сюда.
Я передал ему сковородку, и он принялся скоблить её по краям напильником.
- Это у тебя, значит, кастрюля в сковородку превратилась? - спрашиваю я.
- Ну да, - говорит Мишка. - Я её пилил напильником, пилил, вот она и
сделалась
сковородкой.
Ну
ничего,
сковородка
тоже
нужна
в
хозяйстве.
-
Ч т о
ж е
т е б е
м а м а
с к а з а л а ?
-
Н и ч е г о
н е
с к а з а л а .
О н а
е щ ё
н е
в и д е л а .
-
А
к о г д а
у в и д и т ?
- Ну что ж... Увидит,
так увидит. Я, когда вырасту, новую кастрюлю ей
куплю».
Учитель:
Ребята,
сколько
человек
принимали
участие
в
разговоре?
У ч е н и к и :
Д в о е .
У ч и т е л ь :
К а к
н а з ы в а е т с я
т а к а я
б е с е д а ?
У ч е н и к и :
Д и а л о г .
Учитель объясняет, что если к участникам беседы присоединится третий,
четвёртый и т.д. говорящий, то эта беседа тоже будет называться диалогом.
Конец года. Контрольные работы написаны, а впереди ещё несколько
учебных дней. Как наиболее эффективно можно использовать оставшееся
у ч е б н о е
в р е м я ?
П о в т о р е н и е
и
с и с т е м а т и з а ц и я
и з у ч е н н о г о .
Цель: Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение
года;
Х о д
у р о к а .
На видном месте висит плакат со словами: «Отправляемся в путешествие».
Доску
украшает
красочно
выполненная
карта
страны
«Лингвинии».
После
звонка
на
урок
на
пороге
класса
появляется
ученик
с
большим
к о н в е р т о м
в
р у к а х .
У ч е н и к :
В а м
п и с ь м о .
Учитель: Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого
27
оно.
(Распечатывает
конверт.)
Это
письмо
от
короля
Русского
Языка
из
с к а з о ч н о й
с т р а н ы
Л и н г в и н и я !
С л у ш а й т е :
«Дорогие
ребята!
До
меня
дошли
сведения
о
том,
что
весь
год
вы
по
учебнику
знакомились
с
моим
королевством,
с
обычаями,
нравами,
традициями
и
законами
городов
Фонетики,
Лексики,
Морфологии,
Синтаксиса,
Словообразования.
Мне
интересно
знать:
каковы
же
ваши
успехи?
Чтобы
получить
ответ
на
свой
вопрос,
предлагаю
вам
конкурс
«Знаешь ли ты Лингвинию?» победители получат звание «Лучший знаток
Лингвинии
-
2009»
и
приз.
С
уважением,
король
Русский
Язык».
Ого!
Здесь
целый
пакет
с
заданиями
и
условиями
конкурса.
Согласны
п р и н я т ь
п р е д л о ж е н и е
к о р о л я ?
У ч е н и к и :
Д а !
Учитель: Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии.
Делит
класс
на
команды
(по
4,5
человек),
выбирает
капитанов.
Можно
в ы б р а т ь
ж ю р и .
На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по
разным разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего
начать?
Н а
д о с к е
в и с и т
п о д о б н о г о
в и д а
п л а к а т :
М о р ф о л о г и я
С и н т а к с и с
С л о в о о б р а з о в а н и е
Ф о н е т и к а
О р ф о г р а ф и я
О р ф о э п и я
Л е к с и к а
Каждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицы
и л и
ц в е т к а .
Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на
выбор. Характер задания будет соответствовать названию раздела. После
открытия
окошка
команды
должны
расшифровать
название
города
королевства
Лингвинии
(раздела).
Очко
присуждается
за
быстроту
и
правильность
ответа.
Каждое
задание
-
1
очко.
Команда,
набравшая
н а и б о л ь ш е е
к о л и ч е с т в о
б а л л о в
с ч и т а е т с я
п о б е д и в ш е й .
Задания.
28
Данные задания не объединены общей темой, не связаны между
собой.
Каждое
из
них
может
быть
включено
в
систему
упражнений,
предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу.
Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности
учащихся,
что,
на
наш
взгляд,
обеспечивает
устойчивый
интерес
на
п р о т я ж е н и и
в с е г о
у р о к а .
1 .
К а р т о ч к а
-
т е с т .
И н с т ру к ц и я :
О б вед и
к руж ком
н ом е р а
п р а в и л ь н ы х
о т в е т о в .
Д а н н ы е
с о ч е т а н и я
с л о в
я в л я ю т с я
с л о в о с о ч е т а н и я м и :
1 )
о с е н н и й
д е н ь ;
2 )
у р о к
н а ч а л с я ;
3 )
к у п и т ь
к н и г у ;
4 )
в
л е с у .
О т в е т :
1 )
3 ) .
2 .
К а р т о ч к а
-
т е с т
И н с т ру к ц и я :
О б в ед и
к руж ком
н ом е р а
п р а в и л ь н о го
о т в е т а .
К
предложениям
с
однородными
сказуемыми
относятся
предложение:
1)
Сильней
и
слаще
с
каждым
днём
несётся
запах
медовой.
(Фет.)
2)
Леса,
луга
поёмные,
ручьи
и
речки
русские
весною
хороши.
(Некр.)
3)
Коренаст,
крепок,
высок,
могуч
многолетний
дуб.
( А кс . )
4 )
П р и я т н о
п а х н е т
с н е г о м ,
с о л о м о й
и
д ы м к о м .
О т в е т :
3 ) .
(Варианты:
найти
предложение
с
однородными
дополнениями,
о п р е д е л е н и я м и
и
т . д . )
3 .
К а р т о ч к а .
М о р ф о л о г и ч е с к и й
р а з б о р .
Выполняется при помощи трафаретов. Трафареты представляют собой копию
тренажёров,
предложенных
Н.М.Лебедевым.
(см.
Список
литературы).
И м я
с у щ е с т в и т е л ь н о е .
I .
Ч а с т ь
р е ч и
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
о б щ е е
з н а ч е н и е
29
I I .
М о р ф о л о г и ч е с к и е
п р и з н а к и :
1 .
Н а ч а л ь н а я
ф о р м а
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2 .
П о с т о я н н ы е
п р и з н а к и :
с о б с т в .
н а р и ц . ,
о д у ш . ,
н е о д у ш . ,
р о д ,
с к л о н е н и е .
3 .
Н е п о с т о я н н ы е
п р и з н а к и :
п а д е ж ,
ч и с л о
I I I .
С и н т а к с и ч е с к а я
р о л ь :
Условные
обозначения:
-
вырезать
окошко.
Ученик подкладывает под трафарет лист такого же формата и в нужных
о к о ш к а х
с т а в и т
к р е с т и к и .
4 .
П р о п у щ е н н а я
б у к в а .
На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по
одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды
выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по
порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с
заданием:
с п . . . р т и в н ы й
з . . . л ё н ы й
с т . . . л б о в а я
д е с . . . т ь
ц в . . . т н о й
ш . . . р с т я н о й
б е . . . з а б о т н ы й
р а . . . с в е т
б е . . . ц в е т н ы й
р и с у . . . ш ь
п и ш . . . ш ь
ч и т а . . . ш ь
к . . . п у с т а
т . . . а т р
а п . . . л ь с и н
5 .
К а р т о ч к а .
В
к а к о м
п р и м е р е
н е п р а в и л ь н о
н а з в а н а
б у к в а ?
1 )
К н и г а
-
к э ,
э н ,
и ,
г э ,
а .
2 )
П а л е ц
-
п э ,
а ,
э л ь ,
е ,
ц э .
3 )
М а р к а
-
э м ,
а ,
э р ,
к а ,
а .
О т в е т :
к э
6 .
К а р т о ч к а .
И г р а
« С п р а в о ч н о е
б ю р о »
И с п о л ь з о в а т ь
с л о в а р ь .
30
Выбери слово, в соответствующее лексическому значению.
Колорит, компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).
7 .
« О т
к а ж д о й
б у к в ы
-
с т о л б и к
-
с л о в о »
Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет
участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и
пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное
слово.
Условия:
1)
Это
должны
быть
слова,
например,
только
II-склонения;
2 )
С л о в а
н е
д о л ж н ы
п о в т о р я т ь с я ;
3 )
С л о в а
д о л ж н ы
б ы т ь
н а п и с а н ы
п р а в и л ь н о .
К
о
р
п
у
с
к
о
р
п
у
с
к
о
р
п
у
с
р
к
о
у
к
у
р
б
а
о
с
а
о
р
е
у
р
ю
о
н
г
с
р
г
а
р
з
л
п
п
с
е
к
л
о
р
т
о
к
о
о
н
ы
б
ё
е
о
т
х
о
ь
к
п
п
б
в
о
т
х
г
ю
р
т
р
р
м
д
и
з
Это лишь малая часть того количества игр и заданий (шарады, кроссворды,
ребусы),
которые
могут
быть
предложены
детям
с
целью
разнообразить
у ч е б н ы й
п р о ц е с с .
[ 2 3 ]
Заключение
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками,
установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.
31
Психологическая готовность к школьному обучению - одна из
важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения
зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения
дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у
у
ч
а
щ
и
х
с
я
.
Проблема эмоциональных трудностей у учащихся связана с
возрастом, который традиционно выделяется в психологии и педагогике как
переходный.
Изучение
центрального
психологического
новообразования
возрастного периода требует учета того обстоятельства, что в возрасте 7 – 8
лет
происходит
смена
ведущих
деятельностей
-
сюжетно-ролевая
игра
уступает
место
учебной
деятельности.
Анализ
игровой
и
учебной
деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных
задач
может
служить
одним
из
показателей
пс ихологиче с кой
подготовленности
ребенка
к
школьному
обучению.
Эта
способность
соответствует
выделяемым
Д.
Б.
Элькониным
и
В.
В.
Давыдовым
двум
этапам в учебной задаче - принятию задачи и выделению и овладению общим
с п о с о б о м
е е
р е ш е н и я .
Тем самым, традиционные формы школьного обучения, не
предусматривающие никаких видов и форм детской игры, не могут быть
признаны адекватными для систематического обучения детей шестилетнего
возраста.
Другими
словами,
принципиальная
возможность
введения
систематического обучения, начиная с шестилетнего возраста, тесно связана
с такими формами активности детей, в которых отводилось бы значительное
место ролевой игре, игре с правилами и режиссерской игре.
Таким образом, мы хотим сказать, что использование игры как
средства преодоления эмоциональных трудностей у детей это эффективный
метод для решения данной проблемы.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А. Г. Психология личности, Принципы общепсихологического
анализа. М. изд-во Московского университета, 1990
32
2 . Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. М.
Просвещение, 1997
3.Баев
П.
М
«Играем
на
уроках
русского
языка»,
Москва,
«Русский
язык»,1989.
4. Богославский В. В. Общая психология. М. Просвещение, 1981
5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. М. Просвещение, 1991
6.
Бондаренко
А.
К.,
Матусик
А.
И.
Воспитание
детей
в
игре.
М.
Просвещение, 1983
7. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная деятельность и воспитание
школьников. М., 1987. 155 с.
9. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия ,2001
10.
Воронова
В.
Я.
Творческие
игры
старших
дошкольников.
М.
П р о с в е щ е н и е ,
1 9 8 1
11. Выготский Л. С.
Избранные психологические исследования. М., 1956.
519с.
12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.500 с.
14.
Диагностика
умственного
развития
дошкольников
/
Под
ред.
Л.
А.
В е н г е р а .
М . ,
1 9 7 7 .
2 4 7
с .
15.
Доналдсон
М.
Мыслительная
деятельность
детей.
М.,
1985.
190
с.
16.
Доронова
Т.
Н.
Формирование
действий
контроля
на
занятиях.
М.
Просвещение, 1998
17. Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет.
Днепропетровск, 1997
18. Крутецкий В. А. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986
19. Лебедев Н. М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку»,
М о с к в а ,
« П р о с в е щ е н и е » ,
1 9 9 1
20.
Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983
21. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982
22. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001
33
23.
Никитин
Б.
П.
Ступеньки
творчества
или
развивающие
игры.
М.
Просвещение, 1991
24.
Николенко
Л.
А.
Игры
в
педагогическом
процессе.
Методические
рекомендации. М. Просвещение, 2003
25. Новоселова С. Л. , Локуциевская Г. Г. Принципы построения системы игр.
Тех. эстетика , 1999
26. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника.
Киев, 1985
27. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
р е б е н к а .
М . ,
1 9 8 8 .
1 1 3
с .
28. Рубинштейн С. Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М.,
1970
29. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в
п р о ц е с с е
о б у ч е н и я .
М . ,
1 9 8 7 .
1 6 0
с .
30. Сапогова Е. Е. Психологические особенности переходного периода в
р а з в и т и и
д е т е й
6 - 7
л е т .
М . ,
1 9 8 6 .
1 4 6
с .
31. Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство
развития
произвольной
образной
памяти
у
старших
дошкольников.
1992
32. Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение, 1987
33. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера, 2002
34