Напоминание

Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации учебной деятельности.


Автор: Кистанова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Ближнеигуменская СОШ"
Населённый пункт: Ближняя Игуменка Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации учебной деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации учебной деятельности. В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес. Один из возможных путей – включение в урок неординарных, нестандартных заданий, логических и дидактических игр, ребусов, веселых стихов, загадок и т.д. Необходима твердая ориентация на игру как средство, метод, форму организации учебно-воспитательной деятельности школьников. Я поставила перед собой задачу повысить привлекательность урока математики включением в него занимательных элементов содержания и приемов обучения, дидактических игр. Используя занимательный материал, я могу оживить урок, сделать его интересным. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует деятельность, вызывает живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру, не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и при отсутствии основных из них оно либо невозможно, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений. Для того чтобы дидактическая игра была для ребенка интересной и привлекательной, необходимо, чтобы: 1. чтобы учитель проявлял заинтересованность во всех действиях, играл с увлечением и радовался каждому достижению ребенка, 2. каждый правильный ответ ребенка имел положительное подкрепление (одобрение, похвалу учителя), 3. ребенок понял, что он приобрел какое-то новое знание или умение. Условия эффективности дидактической игры следующие:  взаимосвязь содержания игровых действий с учебным материалом направленность игры на развитие у детей интереса к учебному материалу  формирование игровыми действиями нравственных качеств личности  обеспечение в игре активной деятельности детей
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством активизации учебной деятельности школьников. Рассмотрим примеры использования игровых моментов на уроках математики. Вопросы по математике, где важна не только математика 1. Между пятью детьми надо разделить 5 яблок, причём одно яблоко должно остаться в корзине. [Отдать одному ребёнку корзину с яблоком] 2. На крыше сидят восемь воробьёв. Кошка бросается и съедает одного. Сколько воробьёв осталось на крыше? [Ни одного – остальные улетели] 3. У трёх маляров был брат Прокоп, а у Прокопа братьев не было. Как такое могло случиться? [Маляры – сёстры Прокопа] 4. Сколько яиц можно съесть натощак? [Одно. Второе уже не натощак] Задачи – шутки 1. Прогноз погоды. Если в 12 часов ночи регулярно идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 168 ч будет солнечная погода? Ответ: Нет, т.к. через 168 ч, через 7 суток, опять будет 12 часов ночи. 2. Что это может быть: 2 головы, 2 руки, 6 ног, а бегут или идут только 4? Ответ: Всадник на лошади. 3. Возьмите в руки ручки и считайте В нашем классе 2 Ивана, 2 Татьяны, 2 Степана, 3 Катюши, 3 Полины, 5 Ирин и 2 Наташи, И всего один Виталий. Сколько всех вы насчитали? [Ответ:32] Вот оценки по контрольной: Получили «5» все Саши, Иры, Кати и Наташи. По четвёрке Тани, Гали, Львы, Поли и Виталий.
Остальные все Иваны, Все Андреи и Степаны Получили только тройки, А кому достались двойки? Ответ: «5» - 14, «4» - 14, «3» - 4. Итого 32. НИКОМУ Я провожу на своих уроках игру “Кто хочет стать отличником”. Это одна из форм фронтального опроса. Игра проходит после изучения одной или нескольких тем, время игры 8–10 минут. Ребятам предлагается пять вопросов по изученному материалу. Форма опроса может быть в тестовой форме (с выбором ответа) или в форме вопроса, где требуется однозначный ответ. Каждый вопрос – 1 балл, время на ответ – не более 30 секунд. В игре участвует 5–6 человек. Для каждого участника свой набор вопросов по данной теме (т.е. одна презентация – один ученик). Остальные участники учебного процесса в это время про себя отвечают на эти же вопросы, чтобы в любую минуту проанализировать ответ и помочь отвечающему ученику. Дидактические игры по математике помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому они должны быть одним из обязательных средств, которые использует учитель на уроках математики. Эстафета №1 Класс делится на 2 команды. Перед игрой учитель объясняет правила. Вызывается из каждой команды по одному ученику. Они стоят лицом к командам. На доске заранее записывается задание. Учитель показывает одно задание, ученики думают и поднимают руки, а затем один из сидящих по вызову учителя отвечает. Ученики, стоящие лицом к ребятам, по команде учителя поворачиваются и находят ответ. Выигрывает та команда, чей игрок быстрее и верно находит ответ. Выставляется оценка тем, кто больше дал правильных ответов и двум стоящим у доски. Эстафета №2 Можно провести эстафету по-другому. Класс разбивается на две команды. Ученики сидят. По команде учителя выходят первые члены команды. После решения первого задания первый ученик передает мел второму ученику, второй третьему и т. д. Последний ученик делает последнее задание и передает мел учителю. Побеждает та команда, которая решает быстро и правильно все задания. Эстафета №3 Можно провести вторую эстафету иначе. Делятся на две команды. Члены команды стоят в один ряд спиной к доске. По команде учителя, первые ученики поворачиваются, решают первое задание и передают мел второму и т.д. Побеждает та команда, которая решает быстро и верно все задания. Эстафета №4 Класс делится на две команды. Первым ученикам вручаются карточки с заданием, а те, решив, передают задним. Побеждает та команда, которая кончит решения быстрее. Например: Задание для I команды на темы: “Упрощение выражений”
1. 5а+3а= 2. 3у-2у= 3. 308х-х= 4. n+106n= 5. а 5 6= 6. 4 с 12= Особой популярностью у обучающихся 5 класса пользуется игра «День и ночь.» По команде учителя «Ночь» дети закрывают глаза. Учитель проговаривает примеры устного счета. При этом счет должен закончиться числом от 0 до 10. По команде «День» ученики открывают глаза и показывают на пальцах получившийся ответ. В своей работе я часто использую игровые моменты на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении. Игровые моменты требуют определенных навыков и умений: “Чтобы играть, надо повторять, нужно знать все пройденные формулы, свойства”. “Чтобы играть, нужно повышать концентрацию мышления, настойчивость”. “Чтобы играть, нужно быстро и активно мыслить”. Я четко вижу, что игровой момент создает на уроке атмосферу радости, удовлетворенности своей работой. В заключение следует сказать, что описанные дидактические игры оказывают заметное влияние на активизацию деятельности учащихся. Учащиеся приобретают навык самостоятельной работы. Учатся серьезнее относиться к своей деятельности, а в итоге появляется и большая заинтересованность предметом.
Список использованной литературы:
1. Занятия школьного кружка 5-6 классы. О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева, Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002. 2. Занимательные дидактические материалы по математике, выпуск 2. В.В.Трошин, Москва, «Глобус»,2008. 3. Тысяча и одна задача по математике, А. В. Спивак, Москва, «Просвещение», 2005. 4. Задачи на смекалку. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин, Москва, «Просвещение», 1995.


В раздел образования