Автор: Яшина Ирина Александровна Должность: старший мастер Учебное заведение: ГБПОУ ЧМТ Населённый пункт: р.п Чунский Наименование материала: методическая разработка Тема: Система питания карбюраторного двигателя ЗИЛ 130 Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка урока учебной практики
Тема: «Система питания карбюраторных двигателей ЗИЛ - 130»
по профессии 23.03.01. Автомеханик
р.п. Чунский
2016 г
Методическая разработка урока учебной практики по теме:
« Система питания карбюраторных двигателей ЗИЛ – 130» - Чунский,
ГБПОУ ЧМТ, 2016 - 28 с.
Автор - составитель методической разработки: И.А. Яшина, старший мастер
первой квалификационной категории
Рецензенты:
С.И.Щербакова, методист ГБПОУ ЧМТ, преподаватель высшей
квалификационной категории
Рассмотрено и одобрено
на заседании МК технического профиля
Протокол № 10
от 12 мая 2016 года
2
Аннотация
В методической разработке представлен урок учебной практики по теме:
« Система
питания
карбюраторных
двигателей
ЗИЛ
–
130» -
содержит
материалы,
разработанные
согласно
ФГОС
СПО
по
профессии
23.01.03
Автомеханик. Может служить руководством для мастеров производственного
обучения, занимающихся подготовкой обучающихся по профессии Автомеханик
и быть использована как одна из форм контроля оценки результатов обучения
профессионального
модуля
ПМ.01
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автотранспорта.
3
Аннотация
Настоящая методическая разработка регламентирует порядок проведения
урока
учебной
практики
мастерами
производственного
обучения,
осуществляющих
подготовку
квалифицированных
рабочих,
служащих
по
профессии 23.03.01. Автомеханик. В методической разработке подробно описан
алгоритм проведения данного мероприятия. Подробно дана информация по
вопросам разработки технологической карты урока учебной практики, плана
работы
и
хода
урока.
В
заключительной
части
дан
примерный
анализ
проведения урока, а также рекомендации для проведения таких мероприятий.
Методическая разработка состоит из следующих разделов:
Введение
2. Технологическая карта урока учебной практики.
3. Конспекта урока
4. Заключение
5. Рекомендации
Список литературы
Приложения
Данная методическая разработка соответствует ФГОС СПО по профессии
23.01.03
Автомеханик
и
рекомендуется
для
использования
мастерами
производственного обучения
Введение
5
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно
ухудшаются из-за изнашиваемости деталей, коррозии и усталости металла. В
автомобиле
появляются
отказы
и
неисправности,
которые
устраняют
при
техническом
обслуживании
и
ремонте.
Необходимость
систематизации
и
углубления знаний о ремонте автомобилей снижает эксплуатационные затраты,
повышает все виды безопасности, отвечающим современным требованиям. В
связи
с
этим
главной
производственной
силой
общества
являются
квалифицированные
рабочие,
которые
производят
материальный
ценности,
поддерживают достигнутый уровень богатства и приумножают его. Подготовка
квалифицированных
рабочих
для
развития
производительных
сил
в
стране
имеет большое значение.
На основании плана работы методической службы Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения «Чунский
многопрофильный техникум» (далее ГБПОУ ЧМТ) на 2015 – 2016
год по
профессии 23.01.03. Автомеханик, старший мастер И.А. Яшина
подготовила
методическую разработку урока учебной практики по теме: «Система питания
карбюраторных двигателей ЗИЛ – 130». Учебно – производственной работой
выбран топливный насос. Топливный насос - основной конструктивный элемент
топливной системы бензинового двигателя, обеспечивающего подачу топлива к
карбюратору
.
Урок учебной практики является одной из форм обучения профессионального
модуля ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
(МДК
01.02.)
Устройство,
техническое
обслуживание
и
ремонт
автотранспорта),
позволяет с высокой достоверностью установить уровень усвоения учебного
материала. Призван систематизировать и углубить полученные знания и весь
комплекс сведений, необходимый для дальнейшей практической деятельности.
Цель создания данной методической разработки состоит в том, чтобы повысить
уровнь
подготовки
квалифицированных
рабочих,
в
соответствии
с
6
требованиями федеральной целевой программы развития образования на 2016-
2020 гг., в части мероприятия 1.2 "Разработка и распространение в системах
среднего профессионального и высшего образования новых образовательных
технологий,
форм
организации
образовательного
процесса",
гд е
предусматривается реализация комплексного проекта "Модернизация системы
подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям
и специальностям среднего профессионального образования",
оказать
методическую
помощь
мастерам
производственного
обучения,
осуществляющих
подготовку
квалифицированных
рабочих,
служащих
по
профессии Автомеханик в составлении и алгоритме проведения уроков учебной
практики. Овладение опытом организации
и проведения урока, может стать
основой для проведения подобных уроков в других профессиях.
2. Технологическая карта урока учебной практики
7
Дата проведения: _______________
Профессия: Автомеханик
Группа ___________
Тема программы: Двигатель внутреннего сгорания
Тема урока: «Система питания карбюраторных двигателей ЗИЛ – 130»
Учебно – производственные работы: разборка и сборка топливного насоса
Время проведения урока: __________
Цели и задачи урока:
Образовательная: формирование профессиональных компетенций (ПК)
Выявить уровень знаний, умений и навыковпо назначению, устройству и
принципу действиятопливо - подкачивающего насоса карбюраторных ДВС.
Развивающая: освоение в процессе работы общих компетенций (ОК)
Способствовать развитию творческих способностей обучающихся
Воспитательная: освоение общих компетенций (ОК)
Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности
Тип урока : урок контроля и проверки знаний и умений
Форма проведения : Фронтальная, групповая
Метод обучения : практический (проектирование технологического процесса,
самостоятельное выполнение практической работы)
Форма организации деятельности обучающихся : урок – зачет
Материально – техническое оснащение урока : Иллюстративный материал
схема «Топливный насос Б - 1», инструкционно- технологическая карта
«Разборка - сборка топливного насоса Б -1», монтажное оборудование и
инструменты - топливный насос Б – 1, комплект инструментов.
Межпредметные связи : «Устройство автомобиля» (раздел система питания
карбюраторных двигателей), «Материаловедение» (раздел стали, бензины).
ХОД УРОКА
8
№
этапа
Наименование
этапов и его
структурных
элементов
Норма
времени
Деятельность
мастера
Деятельность
обучающихся
Предполагаемый
результат
1
Организационный
5
мин
1.1
Организационный
5 мин
Проверка наличия
обучающихся
группы, оценка их
внешнего вида
Взаимодействие с
мастером
Готовность
обучающихся к
уроку
2
Вводный
инструктаж
25 мин
2.1
Целевая установка
на урок
5 мин
Сообщить тему и
цели урока,
объяснить ход
проведения урока
и значение
предстоящей
работы для
освоения
профессии
Воспринимают,
сообщаемую
мастером
производственного
обучения
информацию
Развитие ОК 1
Мотивация
обучающихся на
продуктивную
деятельность во
время урока
2.2
Актуализация
знаний
обучающихся
15 мин
Устный блиц –
опрос.
Прокомментироват
ь ответы,
вызвавшие
затруднения
Отвечают на
вопросы
Слушают
комментарии к
результам опроса
Развитие ОК - 1
Выявления уровня
усвоения
материала по ТО
Ликвидация
пробелов знаний
2.3
Порядок
выполнения заданий
5
Инструктирование
обучающихся по
вопросу
выполнения
задания
Слушают мастера
производственного
обучения. Получают
задания и занимают
рабочие места
ПК 2
3
Текущий
инструктаж
300 мин
3.1
Самостоятельная
280 мин
Обход рабочих
Организовывают
ПК – 3, ПК – 4
9
работа
обучающихся по
выполнению
практического
задания
мест,
- проверка
организации
рабочих мест
- соблюдение
правил безопасной
работы
- правильность
выполнения
заданий
- соблюдение
дисциплины труда
- эффективность
использования
рабочее место,
самостоятельно
выполняют задания
ОК – 4,ОК - 5
3.2
Определение уровня
полученных знаний
20 мин
Произвести
оценку
выполненной
работы, отметив
достоинства и
недостатки работы
Слушают мастера
Развитие
компетенций
О оценивают урок
при помощи
цветной карточки
К -3, ОК-6
4
Заключительный
инструктаж
10 мин
4.1
Заключительный
инструктаж
5 мин
Подвести итоги
урока:
прокомментироват
ь деятельность
каждого
обучающегося,
объявить оценки
Слушают
информацию о
результатах урока.
Оценка
деятельности
обучающихся.
4.2
Рефлексия
3 мин
Провести оценку
проведенного
урока
Рефлексия:
оценивают урок при
помощи цветной
карточки
Развитие ОК -3
(Рефлексивная
деятельность)
4.3
Домашнее задание
2 мин
Выдать домашнее
Слушают мастера и
Мотивация
10
задание
записывают задание
обучающихся на
продуктивное
изучение темы
следующего урока
ОК - 4
11
3. КОНСПЕКТ УРОКА
№
этапа
Наименование
этапов и его
структурных
элементов
Норма
времен
и
Деятельность
мастера
Содержание
1
Организационный
5 мин
1.1
Организационный
5 мин
Проверка наличия
обучающихся группы,
оценка их внешнего
вида
Отметить присутствующих по списку.
Занятия проходят в лаборатории
«Технического обслуживания и ремонта
автомобиля», вид деятельности
предполагает выполнения несложных
операций.
2
Вводный
инструктаж
25 мин
2.1
Целевая установка
на урок
5 мин
Сообщить тему и
цели урока, объяснить
ход проведения урока
и значение
предстоящей работы
для освоения
профессии
Автомобиль - самое распространенное в
современном мире механическое
транспортное средство. И любой
современный человек, выбравший
профессию «Автомеханик» должен
уметь управлять автомобилем,
выполнять работы по техобслуживанию
и ремонту автомобиля, знать из каких
систем, узлов и деталей состоит это
сложное механическое транспортное
средство. Значит, наш урок, будет
посвящен какой теме? Правильно:
Тема урока: «Система питания
карбюраторных двигателей ЗМС – 53 и
ЗИЛ – 130 .
Цель урока :
1. Выявить уровень знаний, умений и
навыковпо назначению, устройству и
12
принципу действиятопливно -
подкачивающего насоса карбюраторных
ДВС
2. Способствовать развитию творческих
способностей обучающихся
3. Воспитывать инициативу и
самостоятельность в трудовой
деятельности.
Показателями успешного выполнения
задания являются следующие критерии:
Организационный аспект,
Организация рабочего места;
Разборочно – сборочные работы;
Контроль качества выполненной работы.
2.2
Актуализация
знаний
обучающихся
15 мин
Устный блиц – опрос.
Прокомментировать
ответы, вызвавшие
затруднения
Прежде чем приступить к работе, давайте,
актуализируем знания, накопленные вами
на предыдущих уроках. Вспомним:
1. Для чего предназначена
система
питания двигателя?
Система питания двигателя предназначена
для приготовления и подачи к цилиндрам
горючей смеси, а также для обеспечения
регулирования ее количества и состава.
2 . Какие приборы подачи топлива и
воздуха включает в себя система
питания карбюраторных двигателей?
Система включает:
Топливный бак
Топливопроводы;
Топливные фильтры;
13
Топливный насос
Карбюратор
Воздушный фильтр
Впускной коллектор;
Выпускной коллектор и трубопровод
;
Глушитель шума выпуска отработавших
газов.
Какую функцию
выполняет топливный
насос?
Топливный насос служит для подачи
топлива из топливного бака в карбюратор.
Обучающиеся устно отвечают на вопросы,
мастер дополняет их ответы, показывает
слайды презентации урока.
2.3
Порядок
выполнения заданий
5 мин
Инструктирование
обучающихся по
вопросу выполнения
задания
Что необходимо выполнить ?
1. Обозначить детали топливно
-подкачивающего насоса Б – 1 на схеме
(приложение №1)
2. Составить инструкционно –
технологическую карту разборки
и сборки топливного насоса (Приложение
№ 2)
3 . Выполнить практическую работу по
разборке и сборке топливного насоса Б -1.
Мастер выдает задание:
Приложение № 2
Приложение № 3
Топливные насосы марки Б-1
Инструмент - ключи, отвертки.
3
Текущий
300 мин
14
инструктаж
3.1
Самостоятельная
работа
обучающихся по
выполнению
практического
задания
280 мин
Обход рабочих мест,
- проверка
организации рабочих
мест
- соблюдение правил
безопасной работы
- правильность
выполнения заданий
- соблюдение
дисциплины труда
- эффективность
использования
При обходе рабочих мест :
- проверить правильность организации
рабочих мест;
- расположение мелких деталей
механизма, инструмента;
- соблюдения правил безопасных приемов
труда,
- выполнения пошаговых операций при
разборке и сборке топливного насоса.
- Отметить дисциплину каждого
обучающегося и самостоятельность
выполнения задания.
Обучающиеся выполняют задания.
3.2
Определение уровня
полученных знаний
20 мин
Произвести оценку
выполненной работы,
отметив достоинства
и недостатки работы
Собрать письменно выполненные работы и
проверить их.
Определить правильность выполнения
заданий каждого обучающегося, обратив
внимание на самые лучшие работы и
самые худшие работы
4
Заключительный
инструктаж
10 мин
4.1
Заключительный
инструктаж
Подведение итогов
урока
5 мин
Подвести итоги
урока:
прокомментировать
деятельность каждого
обучающегося,
объявить оценки
Информировать обучающихся о
результатах урока.
Заполнить журнал производственного
обучения: дата проведения урока, тема
занятий, выставить оценки обучающимся.
4.2
Рефлексия
3 мин
Оценить урок при
помощи цветной
карточки
Обучающиеся оценивают урок при
помощи цветной карточки
4.3
Домашнее задание
2 мин
Выдать домашнее
задание
Слушают мастера и записывают задание
15
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Анализ проведения урока учебной практики
Урок проводился в учебной группе № . В нем приняли участие
15 чел .
Урок проводился в три этапа. Вначале каждый обучающийся для
себя подготовил рабочую документацию (маршрутную карту), затем по ней
выполнил практическую работу по сборке и разборке топливного насоса.
Значения выполнения данной
работы носило характер зачета по учебной
практике
по ПМ. 01 . На уроке использовалось задание, составленное на
основании
учебного пособия по выполнению лабораторно-практических
занятий «Автомобильный практикум»
по
теме: Двигатель внутреннего
сгорания.
Актуальность проведения таких уроков состоит в том, что происходит
совершенствование
содержания
и
технологии
преподавания
специальных
дисциплин (ПМ. 01, раздел 1, МДК 01.02, темы 2.1, - 2.7), а также внедрение
в
образовательный
процесс
различных
форм
методов
практического
обучения.
Поставленные цели и задачи реализованы полностью.
В ходе мероприятия следует отметить следующее:
На основании выполненной практической работы обучающимися группы
№ можно сделать вывод:
все обучающиеся справились с выполнением задания, а именно:
- Детали на схеме топливного насоса обозначены верно,
- Инструкционно - технологическая карта « Разборка - сборка
топливного
насоса Б – 1»выполнена в полном объеме,
-
Разборочно
–
сборочные
работы
выполнены
с
соблюдением
технологического процесса;
- Правильно использовался необходимый инструмент.
16
5.
Рекомендации
Методической
комиссии
Технического
профиля
по
профессии
Автомеханик разработать и внедрить в работу проведение подобных уроков
учебной практики для улучшению качества подготовки обучающихся.
17
Список литературы
1.
Ю.Т.Чумаченко, Б.Б. Рассанов Автомобильный практикум: учебное
пособие - Ростов – на - Дону 2003
2.
Ю.Т.Чумаченко, А.И.Герасименко, Б.Б.Рассанов Автослесарь: учебное
пособие – Ростов - на - Дону 2004
18
Приложение 1
Инструкционно - технологическая карта
Разборка - сборка топливного насоса Б- 1
Последовательность
операций
Инструмент
Технические условия
1. Разборка топливного насоса
1. Вывернуть винты
крепления крышки
отвертка
2. Снять крышку
Снимать осторожно, чтобы
не повредить уплотнение
3. Вывернуть винты
крепления головки насоса
отвертка
4. Снять головку и извлечь из
нее фильтр, обоймы с
пружинами и клапанами.
5. Отвернуть гайку
крепления диафрагмы на
внешнем конце штока
Ключ гаечный 10 мм
Диафрагма не должна иметь
механических повреждений
6. снять диафрагму
2. Сборка топливного насоса
1. Установить диафрагму на
шток
2. Завернуть гайку крепления
диафрагмы
Ключ гаечный 10 мм
3. Установить в головку
насоса фильтр, обоймы с
пружинами и клапанами
4. Установить головку на
корпус
5. Вывернуть винты
крепления головки
отвертка
6. Установить крышки
насоса
7. Вывернуть винты
крепления крышки
отвертка
19
20
Приложение 2
(для обучающихся)
Инструкционно - технологическая карта
Разборка - сборка топливного насоса Б- 1
Последовательность
операций
Инструмент
Технические условия
1. Разборка топливного насоса
1.
2.
3
4.
5.
6.
2. Сборка топливного насоса
1
2.
3
4.
5.
6.
Приложение 3
Схема системы питания карбюраторного двигателя
21
Приложение 4
(для мастера п/о)
Схема топливного насоса
22
23
Приложение 5
(для обучающихся)
Схема топливного насоса
24
Приложение 6
Протокол
выполнения проверочной работы
Дата выполнения работы -
Группа:
Профессия: Автомеханик
Тема: «Система питания карбюраторных двигателей ЗИЛ - 130»
Учебно - производственная работа : «Разборка и сборка топливного
насоса»
п/п
ФИО обучающихся
оценка
Коэффициент
усвоения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итоговые показатели выполненной работы в группе:
Успеваемость - %
Качество знаний - %
Коэффициент усвоения - %
Мастер п/ о
Приложение 7
Критерии
оценки деятельности обучающихся
25
при выполнении практической работы
«Разборка и сборка топливного насоса Б – 1»
№ п/п
Показатели
Коэффициент усвоения
0 - 1
1
Организационный аспект
1.1
Обозначение деталей на схеме топливного
насоса
1.2
Разработка технологического процесса
разборки и сборки топливного насоса
2
Организация рабочего места
2.1
Подготовка рабочего места в соответствии
с ТБ
2.2
Рациональный подбор инструментов
2.3
Рациональное размещение на рабочем
месте инструментов
3
Разборочно – сборочные работы
3.1
Соблюдение правил безопасности при
выполнении разборочно - сборочных
работ топливного насоса.
3.2.
Умение пользоваться инструментом
3.3
Соблюдение технологического процесса
последовательности выполнения операций
по разборке, дефектации снятых деталей и
сборке топливного насоса.
3.4
Правильность выполнения трудовых
приемов
4
Контроль качества выполненной
работы
4.1
Контроль внешним осмотром
Критерии оценки:
0 – не выполнено
1 – выполнено
26
27